Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Черных Алена Юрьевна

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»)

 

Класс: 5

Предмет: литература

  Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Из русской литературы 20 века. К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб». 

Тема:  «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»)

Цели урока:  способствовать осознанию обучающимися  идейного содержания сказки, совершенствованию навыков анализа художественного текста,

Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание прочитанного произведения, воспринимать,  анализировать текст, формулировать идею, авторскую позицию  произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные результаты

•          Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.

•          Развитие коммуникативной компетенции.

•          Умение четко определять области знаемого и незнаемого; способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

•          Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.

•          Установления аналогий, отнесения к известным понятиям.

•          умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

•          Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_5_klass.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»)

Класс: 5

Предмет: литература

  Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Из русской литературы 20 века. К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб».  

Тема:  «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»)

Цели урока:  способствовать осознанию обучающимися  идейного содержания сказки, совершенствованию навыков анализа художественного текста,

Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание прочитанного произведения, воспринимать,  анализировать текст, формулировать идею, авторскую позицию  произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные результаты

•        Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.

•        Развитие коммуникативной компетенции.

•        Умение четко определять области знаемого и незнаемого; способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

•        Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.

•        Установления аналогий, отнесения к известным понятиям.

•        умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

•        Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность:

•        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные УУД: речевая деятельность; навыки сотрудничества.

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

•        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Средства обучения: компьютер,  учебник,  раздаточный материал.

Разработка урока

Добро и зло в сказке Паустовского «Теплый хлеб»

(нравственные уроки сказки)

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

  1. Орг.момент

Эмоциональный настрой.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть.  Думаю, что сегодняшний урок пройдет  отлично, потому что мы с вами знаем друг друга уже достаточно,  и я могу с уверенностью сказать, что вы хорошие, умные и очень активные дети. А еще вы уважаете мнение окружающих и не выкрикиваете с места!

1.Стадия вызова.

Учитель: Ребята, а какого человека можно назвать ХОРОШИМ?

(ответы)

Учитель: А счастливым?

(ответы)

СЛАЙД

Учитель:  Ребята! А я хочу представить вам высказывание  Константина Георгиевича Паустовского:

«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый

человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных

друзей. Друзья эти – книги».

Попробуйте определить главную мысль высказывания.

(работа в группах)

Учитель: Как вы думаете, почему я привела в пример эти слова?

(ответы)

Учитель: Да. Понятий счастья много. А это еще одно проявление счастья!!!

В книгах живут герои: хорошие, плохие, те, на кого хочется быть похожим, и те, с кого брать пример уж точно не стоит.

Учитель: Как вы думаете, почему же взрослые так хотят, чтобы дети читали книги?

(ответы)

Учитель: И об одном из таких произведении и пойдет сегодня речь.

Давайте вернемся к первому вопросу,  какого человека можно назвать хорошим. Как вы думаете, а хороший и добрый – это близкие понятия? А что значит быть добрым человеком?

(ответы: Быть человечным.

Уметь сострадать)

Учитель: Каким понятием можно объединить эти качества?

(ответы: Нравственность)

Ключевое слово размещается на доске

Учитель: Что же такое нравственность? Обратимся к словарю Ожегова и Шведовой: «Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые этими качествами».

Если мы говорим о том, что книги учат нас быть хорошими, то, наверное, в первую очередь через героев произведений.

Учитель: Ребята, с содержанием какого произведения вы познакомились?

(Мы прочитали сказку «Теплый хлеб»)

2. Постановка цели, проблемного вопроса.

Учитель: Как вы думаете, Филька, главный герой сказки Паустовского «Теплый хлеб»,  – хороший или плохой герой?

(ответы)

Учитель: Посмотрите, какие разные у вас мнения. Какой в связи с этим возникает вопрос?

(формулировка вопросов)

Учитель: Давайте попробуем ответить на него  в ходе нашего урока.

Вопрос размещается на доске

Учитель: Как бы вы определили тему урока?

(высказывания)

Учитель: Попробуйте предположить, а как нам прийти к верному решению? Как понять, хороший Филька или плохой?

(ПУТИ РЕШЕНИЯ. Т.Е. через:)

  • Анализ текста
  • Авторская позиция (выявление авторской позиции)

Учитель: Напомните друг другу в группах, что такое авторская позиция. При необходимости обращайтесь к справочникам по литературе, учебникам. Также вы можете воспользоваться материалом на образовательных порталах, ссылки на которые находятся на рабочих столах ваших ноутбуках.

(актуализация)

  1. Стадия осмысления.

Учитель: А вначале давайте посмотрим, каким мы видим Фильку на страницах сказки.

Мы с вами давали характеристику Фильки, решали: плохой или хороший герой. Итак, 1, 2 группа подбирает материал, который доказывал бы, что Филька – плохой.

3,4 группы – хороший.

Пишем на листах, затем предъявляем классу.

Учитель: Ребята, давайте уточним понятия. Что  такое зло? Что такое добро?

(ответы)

Учитель: Попробуйте нарисовать добро (3,4 группы)

А 1,2 группы рисуют зло.

На доске появляется ДРЕВО ЗЛА, ДРЕВО ДОБРА

 (ПРИЁМ «Психорисунок»)

(приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы)

(работа на листах группой, затем в конце урока сверяют свои представления)

Разминка

Учитель: Ребята, давайте отдохнем! Наша физкультминутка сегодня пройдет по таким правилам: если согласны с моим утверждением, хлопаете в ладоши,

если не согласны – приседаете.

1. Совершать зло – это хорошо.

2. Злой человек вредит,  прежде всего,  самому себе.

3.Когда поймешь свои ошибки, хочется их исправить.

4. Человек становится добрым только среди добрых людей

5.Нам нравится грубить окружающим людям.

6. Сообща можно преодолеть любые трудности.

7. Прежде чем сказать, надо подумать!

8. Мы добрые люди!

9. Мир состоит из добрых людей

Учитель: Я рада, что вы правильно оценили данные ситуации.

Учитель: Чтобы было удобнее работать, я приготовила для вас вот такой материал, который показывает развитие  сюжета. Но, по-моему, с ним произошли чудеса. И они перемешались. Приём «Перепутанные цепочки»

(на доске находятся название эпизодов)

«Мельник Панкрат и раненый конь»,

«Мальчик Филька»

«Беда в Бережках»

«Филька осознает  ошибку»

«Искупление греха»

(примечание: Названия эпизодов, напечатанные на А4, располагаются на доске,  и из них выстраивается «Дорога к доброте» Фильки  КЛАСТЕР)

Учитель: Прежде, чем приступить к работе, давайте подумаем, по каким критериям вас будет оценивать другая группа.

(знание текста, умение ориентироваться в тексте, умение делать выводы, аккуратность, смогли ли отразить характер героя)

-Оцените выступление другой группы, приняв общее решение.

(красный – 5 баллов, зеленый – 4 балла, желтый – 3 балла)

  1. Работа в группах.
  2. Предъявление результатов работы.

Учитель: Напоминаю, что во время выступления группы остальные участники урока внимательно слушают, задают «толстые» и «тонкие» вопросы, и конечно, оценивают выступление. Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Можно использовать во время предъявления результата работы в группах. Остальные участники могут задавать вопросы на понимание:

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто? (Кто автор произведения?)

Что?

Когда?

Как зовут ...?

Было ли ...?

Где?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Примечание: Во время предъявления результатов работы и обсуждения на «дороге» фиксируем композицию:

Предисловие

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Примечание: Во время выступления группы можно спросить: как кратко, схематично изобразить состояние Фильки в этой части повествования? (смайлик злой, грустный, испуганный, веселый)

Учитель: Ребята, подумайте,  как помогает авторская позиция в определении замысла произведения? Через что она проявляется?

(портрет, поступки, отношения к герою, имя героя)

Учитель: Действительно, наш герой носит имя Филипп. Посмотрите в словаре, что обозначает это имя.

(Филипп – любящий коней)

Учитель: А как Фильке стать Филиппом?

(ответы)

Учитель: Кроме этих способов  выражения авторской позиции, можно увидеть другие. Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?

(олицетворения – примеры, сравнения – примеры, эпитеты – примеры).

Учитель:  Давайте вернемся к нашим предположениям. Кто был прав? Филька плохой или хороший?

(ответы)

Учитель: Ребята, давайте вернемся к теме урока. Вы определили тему через вопрос. Попробуем уточнить тему. Какой путь показывает нам автор?

(ответы)

  1. Рефлексия

Учитель: Да! Автор показывает путь своего героя к осознанию своего поведения. Он ведет не только Фильку, но и нас, читателей, к важному выводу.  К какому?

(ответы)

Учитель: Продолжите, пожалуйста,  фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно …

Было трудно …

Я понял, что …

Я почувствовал, что…

Я смог…

Я попробую …

Я доволен тем, что…

Мне захотелось…

Домашнее задание:

1 уровень: Напишите сочинение-размышление по теме урока, взяв в качестве тезиса пословицу, которая отражала бы идейное содержание сказки

Красив тот, кто красиво поступает

Как аукнется, так и откликнется.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Так думай, чтобы после раздумки не было.

В ком правды нет, в том и добра мало.

Мудрым никто не родился, а научился.

Зло натворишь – легче не станет.

Обидеть легко, да душе каково?

2 уровень: Подготовить пересказ самого, на ваш взгляд, яркого эпизода.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....


 

Комментарии

Сёмкина Татьяна Владимировна

Интересный подход! Удачное использование технологии развития критического мышления. Спасибо!