Методическая разработка урока литература в 7 классе "Культурный контекст "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Меня давно привлекает идея создания культурологических комментариев к литературным произведениям. Я считаю этот методический прием актуальным, познавательно развивающим.

Предложенный Вашему вниманию материал - это реальный опыт.

Буду рада, если Вас заинтересует моя работа. Спасибо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotoi_petushok.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе

Учитель    Козлова Елена Николаевна

Тема - Культурный контекст «Сказки о золотом петушке»

А. С. Пушкина»

Технология – составление культуроведческого комментария к литературному произведению

Цели урока

  •    раскрыть особенности содержания “Сказки о золотом петушке” А.С. Пушкина в контексте европейской культуры
  • развивать коммуникативные навыки школьников, совершенствовать навыки работы с литературой: поиск, отбор, адаптация, составление высказывания и др.

Задачи: 

  • выработка навыков творческого чтения;
  • развитие навыков литературоведческого анализа
  • формирование устной диалогической и монологической речи и развитие умения общаться;

Оборудование: 

  • художественные тексты: “Сказка о золотом петушке” А.С. Пушкина,
  • вступление к первому действию оперы Н.А. Римского-Корсакова “Сказка о золотом петушке”.

Методы: 

  • репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские;
  • словесные индуктивно-дедуктивные.

Предлагаемый урок – третий по теме.

На первом уроке речь шла о нравственных уроках сказки А. С. Пушкина, о ее общечеловеческом значении.

На втором уроке учащиеся рассматривали литературоведческий аспект произведения А. С. Пушкина: особенности композиции, жанра (антисказка), особенности лексики.

Оба урока  опирались на материалы, предложенные пособием «Гимназия на дому» 7 класс.

Третий урок предлагает посмотреть на уже известное произведение с точки зрения тех культурных связей, которые позволяет установить литературный  текст.

Предварительное задание – о тех  понятиях, которые были выделены в результате совместной работы, написать небольшой текст (3-10 предложений), раскрыть значение этого понятия в европейской культуре, указать источники информации, связать  полученные сведения с содержанием сказки.  

Ход урока.

  1. Звучит музыкальный фрагмент (5 минут) - вступление к первому действию оперы  Римского-Корсакова. В нем отчетливо слышны три мотива: крик петушка, радостный – первый раз и тревожный – во второй, восточная мелодия, связанная с Шамаханской царицей, и третья – медленная, неспешная, ассоциирующаяся с мерным течением жизни Дадона под покровительством Золотого Петушка.

Прослушивание музыки под краткий комментарий учителя.

  1. Объявление темы урока. Выяснение по словарю значения слова «контекст».

Культура – это все, чего коснулся человек. Культура – это цепочка значений, смыслов. Прочитать произведение – значит проникнуть в глубину этих значений. «Ассоциации должны обладать обязательностью» Л. Гинзбург.

Какие же понятия духовной и материальной культуры позволяет выделить текст сказки?

Схема на доске и в тетради.

Матер. культура                Духовная культура

Золото                                       Грех

Петух                                        Бес

Конь                                          Числа 3, 8

Царство Дадона

Сарацины                              Звездочет и скопец

Темя

Мечи, булат, шеломы

Шелк, парча

Пока  значение слова мы читаем в словаре, оно остается понятием, но как только оно употребляется в художественном тексте, так сразу же  превращается в образ, углубляет свое значение, становится «пучком смысла». Вот это превращение мы и будем сейчас наблюдать.

  1. Сообщения детей.  Приведу некоторые из них.

Царство Дадона.  Если принять во внимание, что ратью командовали воеводы, а так назывались военачальники только славянских народов, то я предполагаю, что действие сказки происходит в Древней Руси. Исходя из направлений осаждающих страну врагов, предполагаю, что государство находилось в средней полосе Евразии, возможно, на месте современной Казани.

Рать Дадона шла восемь дней на восток и пришла в горы, в сказке говорится, что они шли день и ночь, но это невозможно. Автор хочет сказать, что они шли долго и мало отдыхали. Если скорость человека 6 км в час, а шли они восемь суток, 6 часов в сутки необходимы для восстановления сил, таким образом, они могли пройти около 800 километров, то есть это могут быть Уральские горы. Именно в горах размещался шатер, по описанию он мог принадлежать одному из восточных племен.

В тексте упоминаются сарацины – это бедуины, живущие на севере Африки, вряд ли их можно было встретить в районе Уральских гор, но в средние века сарацинами называли всех мусульман. Таким образом, это не противоречит моим предположениям.

Комментарий учителя.  Вряд ли речь идет о России. Известно, что А. С. Пушкин нашел сюжет сказки в сборнике американского писателя Вашингтона Ирвинга. Сборник назывался «Альгамбра»-это исключительной красоты замок в Испании,  христианской страны с сильным восточным влиянием, с севера и  запада - море, а с юга и востока –  враждебные племена. А. С. Пушкин русифицировал многие понятия (царь, боярский чин, воевода, шеломы и т. д.), чтобы снять восточный акцент, это отмечают и исследователи черновиков поэта.

Цифры 3, 8. Наблюдения над природой наводили на мысль об особом значении числа 3. Люди видели, что вселенная состоит из неба, земли и воды, пред ними стояли небесные светила – солнце, луна и звезды, в телах они наблюдали три измерения – длину, ширину и высоту, во времени – прошлое, настоящее и будущее. Пифагорейцы считали число три совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, изображали его в виде треугольника.

В христианстве – это триединство Бога.

Закон троичности наблюдается и в «Сказке о золотом петушке»: вначале отправляется воевать старший брат, за ним – средний, оба брата гибнут. «Царь скликает третью рать…»

С древности люди считали, что одни числа несут добро, радость и благоденствие, а другие – горе, зло, упадок.

3 – символ всего живого.

8 – символ смерти. Это связано с тем, что срок правления многих древнегреческих царей – восемь лет, а это определялось соображениями астрономического порядка (Солнце и Луна движутся по небесной сфере, все время опережая друг друга, и только  каждые восемь лет полнолуние совпадает с самым длинным или самым коротким днем в году. Жрецы считали, что в конце астрономического цикла и царю пора обновить запас священной энергии и уступить место преемнику.

8 как символ смерти используется и в «Сказке о золотом петушке»: оба брата гибнут через восемь дней.

Я пользовался книгами: Драговцева «Числа, по которым построен мир» и Смирнова «Мистика чисел, камней, знаков».

Золото. Золото – это универсальный денежный эквивалент, символизирует власть и богатство, знак высших степеней мудрости и знания. Все, что окрашено в золотой цвет, выдает свою принадлежность к потустороннему миру. Согласно библейской традиции, золотой цвет – знак идолопоклонства, именно в этом качестве и  употребляет А. С. Пушкин это понятие.

В «Словаре русских пословиц » золото встречается неоднократно. «Золото и в грязи блестит», «слово – серебро, а молчание - золото», «золото моем, а сами голосом воем», «через золото слезы льются». Таким образом, золото в народном  сознании предстает как источник страдания и бед, именно так его понимает и А. С. Пушкин.

При подготовке доклада пользовалась  «Энциклопедией символов» и «Словарем русских пословиц».

Петух  - древнейший символ рассвета, связи с солнцем, пробуждения, бдительности и призыва к бою. Петуха издавна водружали на башни, чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности. Этот мотив звучит в "Сказке о золотом петушке" А. С. Пушкина.

Другая важная функция петуха – отгонять злых духов.  Н. В. Гоголь в повести "Вий" так описывает петушиный крик на рассвете: "Раздался петушиный крик. Первый прослушали гномы. Испуганные духи бросились кто как попало в окна и двери, чтобы поскорей вылететь".

В русских пословицах петух встречается довольно часто: «хороший петух уже в яйце кукарекает», «запел соловьем, а кончил петухом», «петух сказал курице, а курица всей улице», «хороший петух жирным не бывает», «не к добру курица петухом запела» и т. д. Таким образом, в русском фольклоре петух предстает как гордая, надменная, но глупая птица. Петух символизирует уверенность, наглость, победу.

4. Обобщение.  

  • Какие области знаний помогли нам на сегодняшнем уроке?

Лексика, медицина, история, литературоведение, география, мифология, этимология, фразеология, нумерология…

А еще история музыки. Вам будет интересно узнать, что опера «Сказка о золотом петушке» была последней оперой Римского-Корсакова, она так и не была поставлена при жизни автора. Цензура указывала на мотив цареубийства.

«Цель поэзии – не приемы, а познание мира»- так говорил Ю. М. Лотман. Но это не только цель поэзии, но и искусства в целом.

  • Что изменилось в вашем восприятии этого произведения после нашего урока?
  • Кому может быть полезна работа, проделанная нами?

 Мы решаем подарить буклеты с выводами урока  учителям начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Методическая разработка урока литературы по теме:  «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Семья в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина

Созранение и укрепеление сесмейных традиций, преданности и уважения друг другу - категории нравственные. Урок имеет большой воспитывающий потенциал, нацеливает на проектную деятельность....

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Любовная лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...