Изображение поколения 3х годов в творчестве Лермонтова
презентация к уроку литературы (9 класс) по теме

 В компьютерной презентации к уроку литературы в 9-м классе представлен урок сопоставительного анализа лирических произведений, Предисловия к роману и главы "Тамань", целью которого является формирования целостного представления учащихся о художественном видении М.Лермонтовым проблем современного ему общества.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изображение поколения 30-х годов в творчестве Лермонтова

Слайд 2

Цели урока: Выяснение того, каким изображается Лермонтовым поколение 30-х годов в стихотворениях « Дума»и«Бородино ; Обучение анализу лирического произведения; Подойти к пониманию того, продолжает ли роман «Герой нашего времени» тему судьбы поколения 30-х годов.

Слайд 3

Лермонтов, по словам Белинского, - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества".

Слайд 4

Что характерно для эпохи Лермонтова? было подавление свободомыслия; было время тяжелейшей политической реакции; утверждения нового цензурного устава; расправы с освободительным движением в Европе

Слайд 5

Вспомним изученное Каковы основные мотивы лирики Лермонтова?

Слайд 6

Соедините стрелочками произведения и мотивы лирики Мотивы лермонтовской лирики Стихотворения «Смерть поэта» «Узник» «Прощай , немытая Россия» «Нищий» «И скучно, и грустно» «Родина» «Как часто пестрою толпою окружен» «Дума» «Бородино» «Поэт» «Нет, не тебя так пылко я люблю» жажда свободы, вольности, борьбы разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром любовь-страдание критика самодержавия и светского общества положение народа и Родины трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии осмысление судьбы своего поколения

Слайд 7

Стихотворение «Дума» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию - презренные рабы. Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты - его паденья час!

Слайд 8

Каким почувствовали вы лирического героя «Думы»? Что делает поистине «железным» стих «Думы»? Почему? Какие строки особенно неумолимы, беспощадны?

Слайд 9

Составьте цитатную характеристику поколения. «Богаты…ошибками отцов»; «К добру и злу постыдно равнодушны»; «Перед опасностью …малодушны»; «Перед властию … рабы»; «Иссушили ум наукою бесплодной» «И ненавидим мы и любим мы случайно»

Слайд 10

БОРОДИНО - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

Слайд 11

Охарактеризуйте поколение 1812 года.

Слайд 12

Подумайте! В чем идейная взаимосвязь этих двух стихотворений?

Слайд 13

Общая мысль – упрек поколению 30-годов Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 г. В смертельной схватке с врагом – и позорное малодушие поколения 30-х гг. Единодушие и сплоченность героев 1812 г. – и полная разобщенность поколения 30-х гг. Герои войны 1812 г. навсегда останутся в памяти народа – поколение 30-х гг. «потомок оскорбит презрительным стихом»

Слайд 14

Роман «Герой нашего времени» Прочитав «Предисловие» к роману, вы пришли к выводу: В романе «Герой нашего времени» продолжает развиваться тема поколения 30-х годов; Роман «Герой нашего времени» – это произведение на другую тему?

Слайд 15

Глава «Тамань» Кто выступает рассказчиком в главе «Тамань» Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов? Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого? Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере? Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

Слайд 16

Сделайте вывод, каким предстает главный герой романа в этой главе. Симпатичен ли он вам? Что сближает его с лирическим героем стихотворения «Дума»? Захотелось ли вам узнать о нем побольше?

Слайд 17

Домашнее задание Перечитать главы «Бэла»«Княжна Мери», «Максим Максимыч »;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация о жизни и творчестве Лермонтова

Буду рада, если информация, размещенная на моем сайте, поможет Вам в работе.   ...

интегрированный урок литературы и мхк "Демон в творчестве Лермонтова и Врубеля" 9 класс

Поэт и художник обратились к одной и той же теме, "вечной" в литературе. Урок рассказывает об общем в изображении Демона Лермонтовым и Врубелем, а также также рассказывает об отличиях творческого мето...

Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...

Итоговый тест по творчеству Лермонтова (10-й класс)

Для классов гуманитарного профиля....

Жизнь и творчество Лермонтова

Презентация отражает основные этапы творчества и жизни Лермонтова....

Изображение войны 1812 года в баснях Ивана Андреевича Крылова

материал предназначен для уроков литературы в 8 классе...