Главные вкладки

    Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
    методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

    Васенина Тамара Александровна

     

    Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исторического процесса – народ. Все события и все герои романа даны в отношении к войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Народ в романе Толстого – это не только социальная, но и нравственная категория. Народ, по мнению Толстого, - это все лучшее, что есть в русской нации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izobrazhenie_voyny_1812_goda_v_romane_tolstogo.doc101 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области 

    Урок  литературы на конкурс

    «Недаром помнит вся Россия»
        « Изображение войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

    подготовила

    учитель русского языка и литературы

    Заслуженный учитель Российской Федерации

    Васенина Тамара Александровна

    г. Омутнинск - 2012

    « Изображение войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

                                 Цели:

    1. Образовательная – выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о выборе, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Кутузова и Наполеона, Болконского и Безухова и др. Показать духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь.
    2. Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения  учащихся по отношению к такому понятию как «выбор цели и смысла жизни»; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, что из любого сложного положения есть выход. Проблема постоянного выбора в жизни  Показать общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками.
    3. Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения
    4. Мета предметные учебно-информационные умения:

                                             - умение извлекать информацию из разных источников;

                                            - умение составлять план;

                                           - умение отбирать материал по заданной теме;

                                           - умение составлять письменные тезисы;

                                          - умение подбирать цитаты;

                                         - умение составлять таблицы.

    Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, тексты худ. произведения, набор иллюстраций Николаева к роману,  альбом «Л.Н.Толстой» ( составители Н.Б.Гордеева, Т.Г.Юркевич),  альбом «Выставка в школе. Л.Н.Толстой», фрагменты кинофильма С. Бондарчука  «Война и мир».

    Методические приемы: Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

    Время проведения – 90 минут

                                     Подготовка к уроку.

    Учащимся было предложено при подготовке к уроку заполнить рабочие листы  по описанию Бородинского сражения том 3, часть 2, главы  19 – 39.  

    Глава

    Основное содержание

    Ключевые слова

    страницы

    № 19

    25 августа

    № 20

    № 21

    № 22

    № 23

    № 24

    № 25

    № 26

    № 27

    № 28

    № 29

    № 30

    26 августа.

    № 31

    № 32

    № 33

    № 34

    № 35

    № 36

    № 37

    № 38

    № 39

    Учащимся были предложены вопросы.

    1. Войны и главные сражения, описанные в «Войне и мире»
    2. Как Кутузов спас русскую армию от гибели в 1805 году?
    3. Какое значение имело Шенграбенское сражение. Какую роль сыграла в нем батарея Тушина?
    4. Почему царь вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим русскими войсками?
    5. Андрей Болконский в Бородинском бою.
    6. Пьер Безухов на Бородинском  поле. Почему Бородинское сражение показано через восприятие Пьера Безухова?
    7.  Сравнить  двух полководцев во время Бородинского сражения.

    Ход урока

    Урок начинаю чтением своего стихотворения

     О Льве Толстом

    К нам Лев Толстой

    Приходит в раннем детстве.

    И с той незабываемой поры

    Живут вокруг меня с реальностью в соседстве

    Его необычайные миры.

          Я в них вхожу, их тайны открываю.

          То как Болконский на войну иду,

          То как Наташа первый бал танцую

          И  вместе с нею   в лунну ночь не сплю.

    Сквозь годы вновь и вновь передо мною

    Сраженье Бородинское встает.

    То падает Андрей, смертельно раненный,

    То Пьер снаряды в ящиках несет.

         То груды тел, убитых и израненных.

         И бегство Бонапарта из Москвы.

         Россию на колени не поставили,

         Позорный крест с собою унесли.

    Я за полночь от книги отрываюсь,

    Сквозь сон шепчу героев имена.

    Всей жизни мне отпущенной не хватит,

    Чтоб до конца познать Толстого Льва.

    Вступительное слово учителя.

    Действительно, чтобы до конца познать творчество Толстого, не всегда хватает целой жизни. Итак, перед нами  роман-эпопея «Война и мир».  Семь лет титанического  труда. Сегодня речь пойдет о Бородинском сражении. В «Войне и мире» детально описаны три сражения: Шенграбенское сражение занимает 7 глав, Аустерлицкое – 9 глав, Бородинское – 21 главу. Писатель изображает отдельные участки боя, переносит нас из лагеря русских в лагерь французов, где ряд сцен рисует с точки зрения Пьера, показывает и полководцев, и простых людей. Все творение великого писателя проникнуто мыслью о национальном достоинстве русского народа. В основе сюжета романа – поток истории, поток жизни. Роман Толстого утверждает античеловеческую сущность войны, когда гибель десятков тысяч людей становится результатом честолюбивых замыслов одного человека. Давайте проверим домашнее задание, опираясь на ваши рабочие материалы прошлого урока, реализм изображения войны в романе и зачитаем фрагменты текста. (страницы и главы отмечены, поэтому работа не занимает много времени)

    1. Тяжесть войны:

    а) предельное напряжение физических и моральных сил людей

     т.1,ч.2, гл 13, стр 216;

    б) страдания и смерть людей

    « В темноте как будто текла невидимая, мрачная река…

    «Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же»

    Т.1,ч.2,гл. 21, стр. 250

    Смерть молоденького офицерика и веселого солдатика в Бородинской битве.

    Смерть Пети Ростова;

    Смерть Андрея Болконского.

    в) материальные жертвы ( сожжение городов, деревень, грабежи мародеров)

                    2. Сложность войны:

                        а) многочисленность участников военных действий;

                        б) значение общей настроенности армии;

                        в) большое значение личной инициативы (батарея   Тушина, рота Тимохина)

                   3. Выносливость, жизнерадостность, трудолюбие, не покидающее крестьян – солдат даже в условиях тяжелого похода как проявление их физической и моральной силы. Т. 1,ч.2, стр. 160-166

                   4 .Стойкость и мужество солдат в тяжелых трудах и опасных войнах.

                     (Шенграбен – Т.1, ч.2, гл. 17-21, стр 231 – 235)

    5.Героизм солдат регулярной армии, ополченцев, партизан при защите родины и непреодолимая сила русской армии

    Т.3, ч.2, гл.23,34

    Т.4, ч.3, гл.1

    6. Человеческое отношение к пленным.

    Т.4,ч.4, гл.6,9,  стр. 533,. 561.

                    БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

     В августе 2012 года Россия будет отмечать 200-летие Бородинского сражения. Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это - центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев романа. Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей – Анатоля; здесь каждый характер раскроется по-новому, и здесь впервые появится громадная сила – народ, мужики в белых рубахах, сила, выигравшая войну. Обратимся к нашим рабочим листам. Эта несложная выборка помогает отчетливо представить строение кульминации романа, ту роль, которую играют важнейшие его герои. Из 21 главы  5 – авторские рассуждения, в 7 главах главное действующее лицо – Пьер, в 4 – князь Андрей, в 4 – Наполеон. Кутузов появляется в 4 главах, но лишь в одной главе его можно считать главным действующим лицом.

    Учащиеся работают под руководством учителя с рабочими листами, определяют главную мысль каждой главы. Предлагаю образец рабочего листа. Формат  А -4. Номера страниц романа ставятся по своему тексту, чтобы удобно было отыскать нужный фрагмент текста на уроке.

    Глава

    Основное содержание

    Ключевые слова

    Кинофрагменты Фильма «Война и мир»

    № 19

    25 августа. Рассуждения Толстого о существе и ходе Бородинского сражения

    Требование народного сражения

    № 20

    Пьер выезжает из Можайска. Дух армии и народа

    Всем народом навалиться хотят

    К/.ф

    № 21

    Пьер с кургана в Горках наблюдает за окрестностями и пытается разобраться в позициях русских и французских войск.

    Бородинская панорама

    № 22

    Пьер в свите Кутузова

    Случайные разговоры и реплики

    № 23

     Пьер с Бенигсеном проехали от Горок до крайнего левого фланга

    Обзор Бородинского поля

    № 24

     Князь Андрей. Размышления о жизни. Приезд Пьера.

    Война величайшее зло и страшная необходимость

    № 25

    Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка.

    Вывод Пьера о скрытой теплоте патриотизма.

    К/.ф

    № 26

    Наполеон в стоянка у Валуева. Эпизод с портретом сына. Приказ Наполеона о сражении.

    Ложь, позерство

    № 27

     Наполеон готовится к бою.

    Для него будущее сражение – игра, которую надо выиграть. Для этого надо правильно расставить шахматы.

    № 28

    Рассуждения Толстого о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы.

    Отношение автора к герою

    № 29

     Наполеон перед боем.

    Он едет к Шевардину

    № 30

     26 августа. Пьер со штабом Кутузова на кургане в Горках.

    Красота панорамы выражает торжественность минуты

    № 31

    Пьер на батарее Раевского.

    Семейный кружок, скрытая теплота.

    К/.ф

    № 32

    Борьба за батарею Раевского.

    Пьер уходит с поля сражения.

    № 33

    Наполеон на поле Бородина.

    Попытки руководить ходом сражения.

    К/.ф

    № 34

    Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны.

    Русские не отступают.

    № 35

    Кутузов на поле сражения.

    Руководит духом армии.

    К/.ф

    № 36

    Полк кн. Андрея в резерве. Ранение князя.

    Страстный порыв к жизни, любовь

    № 37

    На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным.

    Сострадание, любовь

    № 38

     Автор о Наполеоне (использованы письма и мемуары Наполеона)

    Осуждение Наполеона

    № 39

    «Пламя сражения медленно догорало»

     Страшный вид поля сражения. Нравственная победа русских

    К\.ф

     Эту работу можно провести по-разному:

    .Проверка заполнения таблицы под руководством учителя..

    1. Провести выборочный пересказ указанных глав.
    2. Ответы на вопросы учителя по данным главам.
    3. Устные сообщения подготовленных учащихся

     а) Кутузов на Бородинском поле;

    б) Наполеон на Бородинском поле;

    в) Пьер в семейном кругу на батарее Раевского;

    г) Наш князь ( об Андрее Болконском)

    1.  Просмотр фрагментов из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир» и вопросы по ним (6 фрагментов)

    - Пьер на кургане наблюдает подготовку к сражению

    - беседа Пьера с Андреем;

    - Пьер на батарее Раевского

    - Наполеон на Бородинском поле;

    - Кутузов на Бородинском поле;

    - Ранение Андрея Болконского.

    Учащиеся делают комментарий после просмотра фрагментов кинофильма «Война и мир»:

    Выводы по уроку:

    Итак, огромный роман, состоящий из четырех томов, семнадцати частей, трехсот шестидесяти одной главы, в которых действует более пятисот героев, воспринимается нами как целостное поэтическое произведение. Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исторического процесса – народ. Все события и все герои романа даны в отношении к войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Народ в романе Толстого – это не только социальная, но и нравственная категория. Народ, по мнению Толстого, - это все лучшее, что есть в русской нации.

       Завершаем урок чтением стихотворения Лермонтова «Бородино» или любимого стихотворения Толстого, написанного Пушкиным:

       Когда для смертного умолкнет

                                  Шумный день

      И на немые стогны града

      Полупрозрачная наляжет ночи тень

      И сон, дневных трудов награда,

      В то время для меня влачатся в тишине

     Часы томительного бденья:

     В бездействии ночном живей горят во мне

     Змеи сердечной угрызенья;

     Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

     Теснится тяжких дум избыток;

     Воспоминание безмолвно предо мной

    Свой длинный развивает свиток;

     И с отвращением читая жизнь мою,

     Я трепещу и проклинаю,

     И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

     Но строк печальных не смываю.

    Домашнее задание:

    Выучить наизусть отрывок «Дубина народной войны…»

    Т.4, ч.3, гл. 1 стр. 292.

     Составить план к сочинениям:

    1. Образ народного полководца в «Войне и мире».
    2. Изображение истинных героев и истинного героизма в романе Л.Н.Толстого.

    Литература:

    1. Альбом « Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Выставка в школе. М., «Детская литература», 1978г.

    2.Журнал «Литература в школе» №4, 1978год. Статья Т.Ф.Курдюмовой стр.53-66. Изучение романа-эпопеи «Война и мир» как исторического произведения.

    3. Долинина.Н. «По страницам  « войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир», Ленинград, «Детская литература», 1973 год

    4.Толстой Л.Н. Роман «Война и мир», издательство «Художественная литература», М., 1968 год.

    Приложение 1

    Пояснительная записка (для педагога)

    Автор материала (ФИО)  Васенина Тамара Александровна

    Должность (с указанием преподаваемого предмета) учитель русского языка и литературы

    Образовательное учреждение МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района

    Название материала  Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

    Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)  текстовый документ

     Цели:

    Образовательная – выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о выборе, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Кутузова и Наполеона, Болконского и Безухова и др. Показать духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь.

    Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения  учащихся по отношению к такому понятию как «выбор цели и смысла жизни»; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, что из любого сложного положения есть выход. Проблема постоянного выбора в жизни  Показать общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками.

    Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения

    Задачи материала  на конкурс «Недаром помнит вся Россия»

    Список использованной литературы. 1. Альбом « Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Выставка в школе. М., «Детская литература», 1978г.

    2.Журнал «Литература в школе» №4, 1978год. Статья Т.Ф.Курдюмовой стр.53-66. Изучение романа-эпопеи «Война и мир» как исторического произведения.

    3. Долинина.Н. «По страницам  « войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир», Ленинград, «Детская литература», 1973 год

    4.Толстой Л.Н. Роман «Война и мир», издательство «Художественная литература», М., 1968 год.

    Ссылки на Интернет - источники


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Отечественная война 1812 года", 8 класс

    Цель урока познакомить учащихся с ярчайшим подвигом российского народа во время Отечественной войны 1812 года....

    Цикл уроков « Отечественная война 1812 года». Урок с применением технологий: игровой, интегрированной, проектной, компьютерной.

    Цикл интегрированных уроков с привлечением учителей географии и английского языка, с тестами и творческими заданиями....

    Цитаты к уроку " Отечественная война 1812 года"

    Данный материал можно использовать для оформления доски в качестве приложения к уроку....

    Презентация к уроку "Отечественная война 1812 года в произведениях искусства"

    Презентация сопровождает урок "Отечественная война 1812 года в произведениях искусства". Урок интегрированного курса история и изо, разработанного учителями Козиной Н.А., Неводовой О.А....

    презентация урока "Отечественная война 1812 года" 8 класс

    презентация темы: "Отечественная война 1812 года" 8 класс...

    Презентация к уроку "Отечественная война 1812 года"

    Презентация является сопровождением для урока. В ней используются картины знаменитых художников о событиях войны 1812 года. Презентация помогает создать настроение. На отдельных кадрах конкретные вопр...

    Конспект урока и презентация к уроку "Отечественная война 1812 года".

    Конспект урока на тему " Война 1812 года". Презентация к уроку....


     

    Комментарии

    Оксана Юрьевна Кузина

    Замечательный урок!
    Васенина Тамара Александровна

    Урок полезен для начинающих учителей. Обычно при чтении батальные сцены учащиеся стараются пропустить или читают поверхностно, а такая работа приучает к к серьезному, вдумчивому чтению. Заставляет внимательно относиться к слову писателя,формирует умение выделять значимые части высказывания, умение составлять связное устное высказывание, а выделение ключевых слов формирует умение выделять главное и сохранять определенный стиль речи, умение делать выводы.