Урок-проект по поэме Есенина "Черный человек"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

 

Кто такой черный человек?  Поэма – это предчувствие  смерти или желание жизни?

На эти вопросы мы должны ответить себе в конце работы над нашим проектом.

 

 Как бы там ни было, очень важно, чтобы после нашего с вами разговора, у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то «певец бревенчатой избы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok-proekt_po_poeme_s.esenina.zip41.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Трагизм поэмы С.Есенина «Черный человек» (Урок-проект)

Цель:

  1.  Продолжить знакомство с творчеством С.Есенина
  2. Выявить идейно-художественное своеобразие поэмы
  3. Развитие навыка анализа поэтического текста

 «Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…»

Мне день и ночь покоя не даёт

Мой черный человек

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»

Душа моя устала и смущена от самого себя и происходящего.

С.  Есенин

Кто такой черный человек?  Поэма – это предчувствие  смерти или желание жизни?

На эти вопросы мы должны ответить себе в конце работы над нашим проектом.

 Как бы там ни было, очень важно, чтобы после нашего с вами разговора, у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то «певец бревенчатой избы».

  1. Звучит стихотворение С.Есенина  «Не жалею, не зову, не плачу»

В 1913 году в письме к Марии Бальзамовой юный Есенин размышлял о

жизни: «Есть , которые с тоскою проходят свой жизненный путь…Дух их тоскует и рвётся к какому-то неведомому миру», но «жизнь идёт не по тому направлению, и люди, влекомые её шумным потоком, не в силах сопротивляться ей… Я не могу так жить, рассудок мой туманится…»

Исполнение поэмы «Черный человек» в исполнении Безрукова (видео или аудио)

А. Миклашевская вспоминает: "Мы сидели вокруг стола, на окне сидела какая-то женщина, кажется, ее звали Анна. Есенин стоял у стола и читал свою последнюю поэму - "Черный человек". Он всегда хорошо читал свои стихи, но в этот раз было даже страшно. Он читал так, будто нас никого не было и как будто "черный человек" находится здесь, в комнате. Я видела, как ему трудно, как он одинок"1. Аналогичные мотивы звучат и у писателя М. Ройзмана: "Сергей сел на кровати, положил правую забинтованную по локоть руку (Есенин тяжело ранил руку стеклом. - С.К.) поверх одеяла, во время чтения "Черного человека" поднял ее левой, обхватил... Это напоминало то незабываемое место в пьесе М. Горького "На дне" (МХАТ), когда татарин, встав на колени и, обняв левой рукой забинтованную правую, молится, раскачиваясь из стороны в сторону.

Поэма была длинней, чем ее окончательный вариант. В конце ее лирический герой как бы освобождался от галлюцинаций. Приходил в себя. Последние строки Сергей прочитал почти шепотом.

Все - поза Есенина, его покачивание, баюканье забинтованной руки, проступающее на повязке в одном месте пятнышко крови, какое-то нечеловеческое чтение поэмы производило душераздирающее впечатление. Сергей, просветленный, казалось, выросший на наших глазах, господствовал над нами, смотрел поголубевшими глазами... В. Шершеневич, А. Мариенгоф, И. Грузинов, Н. и Б. Эрдман, Г. Якулов были восхищены поэмой". Ощущение боли и гнета передавалось каждому слышавшему поэму из уст автора. Поэт Н. Асеев, которому С. Есенин читал поэму недели за две до смерти, писал: "Из-за нее передо мной вставал другой облик Есенина, не тот общеизвестный, с одинаковой для всех ласковой улыбкой, не то лицо "лихача-кудрявича" с русыми кудрями, а живое, правдивое, творческое лицо, умытое холодом отчаяния, внезапно просветлевшее от боли и страха перед вставшим своим отражением...". Болезненность состояния поэта, приступы галлюцинаций, вызванные алкогольной интоксикацией, отмечает В. Наседкин в воспоминаниях о последнем годе С. Есенина: "Над "Черным человеком" Есенин работал два года. Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения. Я дважды заставал его пьяным (Сам С. Есенин неоднократно отрицал подобные заявления и утверждал, что пьяным никогда не пишет. Это подтверждает в случае с "Черным человеком" и Софья Толстая-Есенина. - С.К.) в цилиндре и с тростью перед большим зеркалом с непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривавшим со своим двойником-отражением или молча наблюдавшим за собой и как бы прислушивающимся к самому себе". Воспоминания современников ("В 1925 году мне было 14 лет, - говорит сестра поэта Александра Есенина, - но в семье меня считали еще ребенком. Такое отношение ко мне было и у Сергея. Я помню, как, написав поэму "Черный человек" и передавая рукопись Кате, он сказал ей: "Шуре читать эту вещь не нужно"", собственно есенинские замечания породили традицию негативно-траурного восприятия поэмы. Итог раздвоения личности, пьяного разгула - симптомы психического расстройства видит в поэме (но не в жизни) С. Есенина, которая может послужить материалом для психиатра А. Воронский: "Образ Есенина двоится. Два человека вели в нем тяжкую, глухую и постоянную тяжбу: юноша с кроткими глазами, более синими, чем небо... и городской гуляка, скандалист и озорник, безрассудный мот и больной человек, менявший позы, нарочито подчеркивающий и заострявший свои противоречия, обнажавший их напоказ, игравший ими для авантюристических целей в сюжете <...> Но в его поэзии преодолел все-таки первый человек, и "Черный человек" чаще всего уступал ему свое место". Двойственность натуры Есенина отмечает и жена А. Мариенгофа, актриса А. Никритина: "Умом, сердцем, кровью любил деревню, а был городским человеком".

  1. Заполнение таблицы в группах

Я думаю

Я понял

-Что по-вашему, послужило источником, толчком для создания такой трагической поэмы?

(Заполнение первого столбика).

Работа с  интернет- ресурсами.

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю,

откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым

и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Так начинается эта знаменитая поэма. Многие современники считали, что Есенин написал её в пьяном бреду. Не знаю. С одной стороны, на такую мысль наводит предельное обнажение автором собственной души, запредельная искренность. С другой - гений (даже трезвый!) в предчувствии смерти может позволить себе сказать миру, что думает о нём и о своей собственной персоне. А то, что Сергей Есенин предчувствовал смерть, на мой взгляд, заметно едва ли не в каждой строке "Чёрного человека".

Конечно, вино в России - больше, чем вино. И всё-таки трагическая честность есенинской поэмы не могла быть плодом только пьяного бреда. Воспоминания приятелей "последнего поэта деревни" Мариенгофа и Шершеневича говорят о том, что, вернувшись из-за границы осенью 1923 года, Есенин читал свою поэму "Чёрный человек в чёрной перчатке". А в конце 1955-го вдова гения Софья Андреевна Толстая-Есенина в беседе с журналистом заметила, что ей приходилось слышать о том, что "Чёрный человек" писался её мужем в состоянии опьянения, но на самом деле поэма стала плодом упорного труда.

Уверен, что именно так всё и произошло. В советские времена было принято считать, что замысел возник у Есенина в годы, когда он с Айседорой Дункан покинул Россию и отправился в путешествие по "загнивающему Западу". А мне кажется, что поэт всю свою жизнь шёл к этой поэме. В нашей стране никогда не было легко: ни при царе, ни при большевиках. Есенин чувствовал трагический нерв своего времени. Ещё в двадцать один поэтом были написаны строки:

Не в моего ты Бога верила,

Россия, родина моя!

Ты, как колдунья, дали мерила,

И был как пасынок твой я.

Заканчивалось стихотворение обращением к России: "О, будь мне матерью напутною в моём паденье роковом".

1925 год отмечен для Есенина  особенно тягостными предчувствиями, разочарованиями, крушением надежд и по отношению к России, и по отношению к собственной судьбе:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия. Это лирическое выражение терзаний души поэма – одна из загадок творчества Есенина. Ее разрешения в первую очередь связано с трактовкой образа самого «прескверного гостя» - черного человека. Его образ имеет несколько литературных источников. Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует за загадочный черный человек.

(заполнение второго столбика)

Из  этих настроений и родился «Черный человек», над которой

С.Есенин  работал 2 года. Эта жуткая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения.

 - Каким вы видите черного человека (заполнение первого столбика)

Создайте портрет черного человека, нарисуйте (формат А4)

Эпизод из к/ф    

(Сцена в туалете. Погашен свет, гром, молния. Есенин видит в зеркале Чёрного человека).

  1. Кто такой чёрный человек? (заполнение второго столбика)

        (дьявол, двойник, галлюцинация пьяного человека)

  1. В чем причина болезни поэта? (заполнение первого столбика)

Причина болезни поэта не в «осыпающем мозги алкоголе», а в его собственной душе.

                        Голова моя машет ушами,

                        Как крыльями птица.

                        Ей на шее ноги

                        Маячить больше невмочь.

Разговор пьяного человека перед зеркалом с самим собой. Но тема стороннего взгляда на себя встречается в творчестве поэта неоднократно, начиная с юношеского периода и до периода творческой зрелости:

                        С каждым годом я становлюсь  чужим

                        И себе, и жизнь кому велела.

                        Где-то в поле чистом, у межи,

                        Оторвал я тень свою от тела.

                                                (1916)

                        Прядите, дни, свою былую пряжу,

                        Живой души не перестроить ввек.

                        Нет!

                        Никогда с собой я не полажу,

                        Себе, любимому,

                        Чужой я человек.

Мотив «двойника» довольно распространён как в фольклоре, так и в литературе. Это тень, уходящая от человека и ведущая самостоятельную жизнь. (Андерсен «Тень», Достоевский, чёрт Ивана Карамазова).

Двойник литературного героя, принимающий то или иное обличье, как правило, - это воплощение тёмной, «чёрной» стороны души самого человека, дьявольской.

                                Где-то плачет

                                Ночная зловещая птица.

                                Деревянные всадники

                                Сеют копытливый стук.

                                Вот опять этот чёрный

                                На кресло моё садится,

                                Приподняв свой цилиндр                                

                                И откинув небрежно сюртук.

Словарь Г.Дьяченко даёт следующие значения прилагательного «чёрный»:

  1. противоположный белому, нечистый
  2. название дьявола
  3. нечистая сила – сила мрака, холода и всего враждебному человеку

Что можно сказать о двойнике? (заполнение второго столбика)

Чёрный человек — двойник героя. Узнав о себе беспощадную правду и поняв, что чёрный человек в нём самом, лирический герой растерян и подавлен. Поэтому поэма оканчивается на такой трагической ноте.

...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мною нет.
Я один...
И разбитое зеркало...)

- Как соотносится цвет поэмы с её содержанием? (заполнение первого столбика)

Какие цветовые эпитеты использует С.Есенин в поэме? (заполнение второго столбика, цитирование из поэмы)

Чёрный и белый. Борьба двух тем: «чёрной и белой»: «Страна отвратительных/ Громил и шарлатанов», но «в декабре в той стране снег до дьявола чист»; когда «грустно», надо казаться «улыбчивым»; книга жизни «мерзкая», но в ней «прекраснейшие мысли и планы»; глаза Чёрного человека и мальчика-ребёнка (у Чёрного человека покрываются «голубой блевотой», то есть они мертвы. Это антитеза живым глазам мальчика-ребёнка. Образ ребёнка – олицетворение божественного начала, образ «гостя» - демонического. Юность героя светла до сияния («жил мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами» - не лицо, а лик!) А финал тёмен – скандальный поэт.

Палитра поэмы "Черный человек" чрезвычайно многоцветна. Однако, на первый взгляд, может показаться обратное: преобладание черно-белых тонов с редким вкраплением голубого и желтого. Что же позволяет говорить о значимости эпизодически упоминаемых цветов? Их эстетическая ценность. Именно сквозь цветовую гамму желтого, точнее золотого, и голубого в их соотношении с балладностью черно-белой гаммы вырисовывается истинная расстановка акцентов цветовой символики в поэме. Поэма с достаточной четкостью отражает преобладание того или иного оттенка цвета в определенный период творчества С. Есенина. Молодому поэту его жизнь представляется рассветом мира, сказочного в своей красоте. Голубым цветом залито все вокруг: "О Русь - малиновое поле и синь, упавшая в реку", "В прозрачном холоде заголубели долы" и др. Вторым значимым цветом является желтый, золотой, причем акцент делается именно на золото: "Где златятся рогожи в ряд", "Луна над крышей, как злат бугор", и даже цвет юности у Есенина золотой: "зелень золотистая" и т.д. Это исконные цвета С. Есенина. Просто желтый появится значительно позже. И может быть фактическое обозначение в речи черного человека цвета волос мальчика как "желтые" говорит о чуждости этого образа черному человеку. Это классический яркий блеск иконы, который традиционно используется поэтом в различных вариациях для прорисовки различных образов. Поэт рисует не только чистые цвета, но и полутона, оттенки. Так, "с помощью синего, который, в зависимости от тональности основного желтого, то голубеет, то лиловеет, Есенин не только повышает активность цвета, но и разводит, когда это нужно, слишком близкие желтые: "Чистит месяц в соломенной крыше // Обоймленные синью рога". Чтобы месяц, запутавшийся в желтой соломе, яркой на фоне лунной и притом весенней ночи, не погас, Есенин обнимает яркой синевой - по сравнению с которой ночь кажется тьмой - его молодые рожки"57. 

- Как построена поэма, какова её композиция?

- Почему поэт использовал в своей поэме зеркало?   (заполнение первого столбика)

Ключевой образ зеркала.  (заполнение второго столбика)

Знак  зеркала -  это один из ключевых образов-знаков поэмы. Зеркало - характерный для поэзии С. Есенина образ. Значение зеркала у С. Есенина приобретают лужа: "В черной луже продрогший фонарь // Отражает безгубую голову" ("Сторона ль ты моя, сторона!..", 1921 г.; I, 185); гладь озера, пруда: "В синих отражаюсь затонах // Далеких моих озер. // Вижу тебя, Инония, // С золотыми шапками гор" ("Инония", 1918 г.; II, 58), "Отражаясь, березы ломались в пруду" ("Подражанье песне", 1910 г.; I, 72), "Смолкшим колоколом над прудом // Опрокинулся отчий дом" ("Нощь и поле, крик петухов...", <1917 г.>; I, 111) и т.д. В зависимости от нашего понимания этого образа изменяется и восприятие произведения в целом. Следует определить угол зрения, под которым мы смотрим на образ-знак зеркала в поэме и на образ зеркала как отношения "я" и "не-я" в литературе и философии. Например, зеркало для М. Бахтина и Ж. Лакана41. Выбирая отправной точкой взгляд на зеркало, как на предмет, в котором отражено "я" (Лакан), мы, непременно, подойдем к утверждению, делаемому с завидным упорством критиками: черный человек - alter ego лирического героя поэмы, его двойник, которому отдана темная сторона души. Тем более, что тема стороннего взгляда на себя, наряду с мотивами самоотчуждения: "Нет любви ни к деревне, ни к городу" ("Не ругайтесь. Такое дело!...", 1922 г.; I, 187), "Язык сограждан стал мне как чужой // В своей стране я словно иностранец..." ("Русь советская", <1924 г.>; II, 81)42, встречается в творчестве поэта неоднократно, начиная с юношеского периода и до периода творческой зрелости.

 Поэма - это борьба света и тьмы. Граница между светлым и тёмным – зеркало.

Зеркало держать в комнате – грех, по утверждению староверов, потому что оно дано дьяволом, и доказывают следующей легендой.

Легенда о зеркале.

Какой-то старец, спасаясь в пустыне, прочёл следующие слова: «просите и дастся вам». Пустынник усомнился, и желая удостовериться, что всё ли получить может, что захочет, пошёл к какому-то царю просить руки его дочери. Царь, почудясь такому требованию, сказал о том своей дочери, которая тоже подивилась немало и потом сказала: « Так как это дело необыкновенное и чрезвычайное, то должно, чтобы старец, если захочет жениться на мне, оказал бы мне чрезвычайную услугу и принёс бы в подарок такую вещь, в которой бы я всю себя видеть могла». Это желание было высказано царевною ещё в то время, когда зеркала не были выдуманы. Монах, узнав от царя такое требование, пошёл искать такую вещь. Долго ходил он по лесам, наконец вступил в пустыню, никем не обитаемую. Посидев в ней несколько времени, он начинает слышать стон. Старец окликнул и получил ответ: «Почтенный старче! Сжалься на моё страдание, ибо я уже несколько лет заключён в этом рукомойнике, выпусти меня из этой темницы, и я тебе за это услужу, чем пожелаешь». Старец, прежде, чем освободить из рукомойника заключённого, стал требовать от него вознаграждения тою вещью, о которой говорила царевна. Заключённый обещал, и старец, сняв с рукомойника крест, выпустил чёрта. Дьявол в скором времени принёс к нему зеркало, которому старец, взяв в руки, чрезвычайно подивился, но когда увидел себя с морщинами, сединами, дряхлого и слабого, отложил навсегда намерение жениться. Однако зеркало снёс к царю и тут же, отказавшись от своего слова, стал молиться о своём прегрешении в том, что взымел сомнение противу священного писания. И так как зеркало доставлено впервые старцу дьяволом, то самые крепкие староверы долгое время не имели в своих домах зеркал. (Кирьянов, с. 71-72)

- Что такое разговор? (заполнение первого столбика)

- Что представляет собой поэма? (заполнение второго столбика)

Итак, поэма открывается тягостным признанием:

                Друг мой, друг мой,

                Я очень и очень болен…

Эти же строки повторяются и в середине поэмы, деля её пополам.

Поэма построена как диалог Чёрного человека с лирическим героем. Как оказывается, это беспощадный разговор с самим собой, откровенный до «блевоты», исповедь перед самим собой.

«Прескверный гость» посетил поэта. Он явился прочитать «мерзкую книгу» его постыдных деяний, отнять у него последнюю надежду на спасение.

Таким образом, герой С.Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени.

- Так кто же Чёрный человек? Желание жизни или предчувствие смерти?

А. Б. Кусиков

Я никогда не встречал человека, так любящего жизнь, по-звериному любящего, как Есенин. Ни у кого я не наблюдал такого страха перед смертью, как у него. Особенно в самые страшные годы Октября, когда повсюду смерть мельтешилась. Смерть. Он боялся быть случайно убитым, боялся умереть от тифа, от испанки, от голода... Боялся даже проходить мимо полуразрушенных (в то время частных) домов, чтоб кирпич не свалился ему на голову, чтоб качающаяся балка не сорвалась и не придавила его. Он ужасно боялся случая — Смерти.

В шутку, помню, я наставил на него старинный без курка, со сквозной дырой в дуле, пистолет. Тот самый пистолет, которым мы с ним не раз заколачивали гвозди, кололи орехи. Пистолет, который в лучшем случае служил нам молотком. Побледнел вдруг, передернулся весь. И, защищая развернутой ладонью мигающий прищур свой, как бы в ожидании выстрела, скороговоркой заикнулся: «Брось, брось» — и, вырывая из рук моих этот молоток, уверял меня, что от таких шуточек немало случаев бывает, и в газетах об этом часто пишут.

Запись в тетрадь.

"Прескверный гость" — чёрный человек у Есенина — это не только его личный враг, он враг всего прекрасного, враг человека. Он олицетворяет чёрные силы, живущие в каждом. И именно в этом чёрный человек Есенина близок пушкинскому образу.

Начало и конец последней строфы отмечен многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через 1,5 месяца. До сих пор не пришли исследователи к единому мнению о гибели поэта.

Кому было выгодно, чтобы его не стало? Кто желал его смерти? (Риторические вопросы)

  1. -Расскажите версии смерти С.Есенина ( предварительное домашнее задание)

  1. Эпизод из к/ф

(заключительная серия, приход Чёрного человека)

Вопрос о Чёрном человеке: кто он?

Может, символ внешнего представления о лирическом герое поэме, характеризующий не столько поэта, сколько отношение к нему его окружения.

                 5. Рефлексия.

- Что я вижу после прочтения поэмы?

- Что мне слышится?

- Что я чувствую?

Звучит песня «Отговорила роща золотая»

  1. Домашнее задание

Подготовить презентацию «Мой Есенин»

eseniada.narod.rublack-man.htm

russofile.ruarticles/article_34.php 

artonline.rupainting_info/80316 


lovehate.ruopinions/27199

Козлова Н.Н. 217-499-596

Поэма Есенина «Черный человек»

Я думаю

Я понял

Что по-вашему, послужило источником, толчком для создания такой трагической поэмы?

Личная трагедия, разочарование, отчаяние, пришел к какому-нибудь печальному для себя выводу.

Источником для создания поэмы послужило предчувствие Есенина о его смерти. Он как бы раскаивается в своих грехах и готовится к вечному покою.

Источником, толчком для создания этой поэмы был алкоголь и предчувствие собственной смерти, ведь он действительно предчувствовал свою скорую гибель. Это некая исповедь.

Есенин нашел себя в этом черном человеке. Сопоставляя хорошее и плохое, он самовыражался, высказывался, открывался.

Алкоголь, женщины.

Возможное предчувствие предстоящей беды с ним.

Источником для создания такой поэмы могло послужить его душевное состояние, одиночество, может быть, депрессия или ссора с кем-нибудь

Предчувствие скорой смети.

_________________________________

Каким вы видите черного человека?

Циничное выражение лица, ухмылка, надменный взгляд, статная фигура, строгий костюм, уверенная поза.

Небольшой рост, одет в черный плащ, на голове большой цилиндр, и на лице словно  черная маска.

Черный человек облачен в мантию черного цвета, изодранную в лохмотья. Незримые конечности, кроме головы, которая вся в черных волосах и черной шерсти, как у оборотня.

Надменный, холодный.

Темный, таинственный, страшный.

Полностью черная одежда, черный цилиндр, не имеет лица (одна тьма)

Темный, ночью в черных очках,  черном костюме.

Представляя себе черного человека, я вижу темный  силуэт мужчины в цилиндре и сюртуке, его мистические мысли и чувства.

Он был черным не только во внешнем облике, но и в душе. Лицо прикрыто шляпой, глаз не видно.

……………………………………………………………………….

В чем причина болезни поэта?

Алкоголь, женщины.

Одиночество .

Причина болезни- опустошение души, ощущение бессмысленности жизни; чувство, когда все соки выжаты.

Отчаяние, разочарование, скорее всего в                                                            себе.

Его преследовали, он боялся смерти.

Алкоголь, страх смерти.

Внутренние душевные переживания, может быть даже предчувствие своей смерти, раздумья о его предназначении.

Его образ жизни и любовь к алкоголю сделали его более эмоциональным, что постепенно омрачает его рассудок и приводит к болезням.

Причина такого состояния поэта является его душевное беспокойство.

……………………………………………………………………………………

Как соотносится цвет поэмы с её содержанием?

Преобладающий цвет- черный; сочетается с мрачным содержанием поэмы.

Черный цвет соответствует мрачному настроению автора; тягостные думы

Цвет поэмы напрямую соотносится с содержанием.    Поэма мрачная, жуткая, цвет черный. Голубой  цвет глаз.

Черный цвет навевает мрак, мистику, безумство.

Темный цвет – отражает чувства поэта.

……………………………………………………………………………

Почему поэт использовал в своей поэме зеркало?  

Зеркало отражает второе «я» человека.

Вся поэма построена перед зеркалом, т.к. Есенин видит свою вторую темную сущность; исповедь перед самим собой глаза в глаза.

 Зеркало- иллюстрация того, что этот человек он сам, чтобы мы сами это поняли.

Использовал зеркало, потому что в поэме описывается отражение его внутреннего мира.

Глаза - это зеркало души, смотря в зеркало, поэт видел свою душу.

Зеркало – вся его поэма- отражение его внутрен -него мира, состояние души.

 

…………………………………………………………………………………..

Что я вижу после прочтения поэмы?

После прочтения поэмы я чувствую, что внутри каждого человека живет черный человек.

Есенин – черный человек, который писал черные стихи.

Черный человек предстал в роли судьи.

Выражение автором собственной души, запредельной искренности, предчувствие смерти.

 

Его черный двойник чернит Есенина.

.

.

.

Причина в собственной душе. Сущность поэта, второе «я» Есенина.

Обнажение автором собственной души, запредельная искренность, предчувствие смерти.

Шел к ней всю жизнь, ужас перед действительностью.

В этой поэме выразилось настроение отчаяния , ужаса перед непонятной действительностью. К этой поэме он шел всю жизнь. Тягостное предчувствие скорой смерти.

Шёл к ней всю жизнь; ужас перед действительностью.

Есенин возможно предчувствовал свою смерть, описывая это в поэме.

Тягостные предчувствия, разочарование, крушение надежд и по отношению к России, и к собственной судьбе. Ужас перед непонятной действительностью, запредельная искренность, предчувствие смерти.

Крушение надежд по отношению к России.


Автор написал её в предчувствии  своей смерти, чувствуя себя одиноким.


Кто такой чёрный человек?

Мерзкий, циничный, нагоняющий страх, издевается- вторая сущность Есенина.

Двойник героя, антипод, его отрицательная часть личности.

Под понятием «черный человек» скрывается черная личность Есенина.

Черный человек – сам Есенин, вторая его сторона, будто в зазеркалье. Исповедь перед самим собой.

Плохая сторона Есенина, все плохое, собранное в нем.

Есенин предчувствовал свою гибель, и это отражено в поэме «Черный человек».

Выглядит двойником Есенина, дьяволом.

Черный человек- болезнь, угнетение, которой болеет только он; депрессия. Вино открывало его искренность, рассказывал о своих мыслях, приближающейся смерти

Вот опять этот черный

На кресло мое садится ,

Приподняв свой цилиндр

И откинув небрежно сюртук.

Выглядит двойником Есенина. Двойник является его вторым «Я»

Под понятием «черный человек» скрывается раздвоение личности поэта, втрое «я», плохая сторона.

Черный, издевается над автором, в глазах голубая блевота, мерзкий, двойник Есенина

………………………………………

Что можно сказать о двойнике?

Был он изящен,

К тому ж поэт.

Был человек тот авантюрист,

Но самой высокой

И лучшей марки.

Двойник Есенина, образ дьявола, мерзкий, циничный.

Двойник Есенина, жулик и вор, образ дьявола.

Мерзкий, циничный, нагоняет страх, издевается – вторая сущность Есенина.

Причина в его душе; воплощение темной стороны личности.

Его черный двойник чернит Есенина.

Черная душа, мрак, темные чувства, неизвестность, мгла.

……………………………………………………………………….

Какие цветовые эпитеты использует С.Есенин в поэме?

Синий, желтый, черный, серый, белый.

Мрачные, темные краски – описание черного человека. Голубой, желтый – детство Есенина.

Черный цвет.

………………………………………………………………………..

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по поэме Есенина "Черный человек"

Кто такой черный человек?  Поэма – это предчувствие  смерти или желание жизни?На эти вопросы мы должны ответить себе в конце работы над нашим проектом.  Как бы там ни было, о...

Трагизм поэзии Есенина в поэме "Чёрный человек"

В презентации к уроку рассмтриваются особенности  создания трагического пафоса в поэме "Чёрный человек"....

Урок-проект по поэме Н.В.Гоголя Мёртвые души".

Предлагаемый урок-проект проводится как завершающий изучение поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души".Не секрет, что эту поэму учащиеся 9 класса читают без особого удовольствия. Подготовка к этому необычному у...

Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...

Урок-проект на тему "Онтогенез. Эмбриональное развитие на примере человека "

Урок- проект  на тему "Онтогенез. Эмбриональное развитие на примере человека " разработан для 10 класса, так же можно применять этот урок для изучении развития человека по анатомии и для кла...

Интегрированный урок-проект биология/ОБЖ «Живая природа и безопасность: паразитизм, как биотическая связь, угрожающая здоровью человека

Одной из действенных форм преподавания учебных дисциплин в современной школе является технология интегрированного урока-проекта. В процессе интеграции объединяются в смысловой блок предметы учебного п...

Презентация к уроку-проекту по теме погружения " Человек и природа: этика взаимоотношений"

Данная презентация предназначена для проведения уроков литературы в 5-6 классах...