Интегрированный урок-проект биология/ОБЖ «Живая природа и безопасность: паразитизм, как биотическая связь, угрожающая здоровью человека
статья по биологии (7 класс) по теме

Салин Андрей Александрович

Одной из действенных форм преподавания учебных дисциплин в современной школе является технология интегрированного урока-проекта. В процессе интеграции объединяются в смысловой блок предметы учебного плана, у школьников создается целостное представление об окружающем мире. В проектной деятельности активизируются процессы самостоятельного поиска и творческой обработки нужной информации. Помимо классической тематики межпредметной связи «биология-ОБЖ»: профилактика курения, алкоголизма и наркомании, основы экологической грамотности и т. п., мы стараемся затрагивать не менее важные темы, кажущиеся, на первый взгляд «неудобными» для интеграции, и, тем более, для проявления творческой фантазии. Так был разработан урок-проект в 7 классе, посвященный культуре взаимоотношения человека с объектами окружающей природной среды – «Живая природа и безопасность: паразитизм, как биотическая связь, угрожающая здоровью человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parazity_-_kopiya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-проект биология/ОБЖ «Живая природа и безопасность: паразитизм, как биотическая связь, угрожающая здоровью человека

                                  Салин А. А.,  учитель ОБЖ

                                МБОУ СОШ №1 г. Пушкино, Московской области

     Наряду с глобальными проблемами человечества, рубеж тысячелетий принес нам бурное развитие информационных технологий.  Обилие информационных потоков, в которых, иной раз, трудно ориентироваться и взрослому человеку, не могло не сказаться и на подрастающем поколении.  

    В образовательной сфере эта проблема  часто проявляется в утере обучающимся интереса к отдельным предметам, равнодушному отношению к овладению жизненно важными знаниями, умениями и навыками. Снижается познавательная активность, сужается кругозор.

    Решить эту проблему может лишь системная модернизация образования через развитие гуманистически ориентированного педагогического сознания, активное внедрение в образовательный процесс инновационных технологий.

   Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умения делать выводы и строить умозаключения.

    Современная педагогика ставит перед нами задачи создания условий психологического комфорта на всех этапах образовательного процесса. Создать такие условия можно через атмосферу творчества, сотрудничества, возможность самовыражения и самореализации учеников.

   Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения, чем они лично для него значимы и для чего они ему нужны. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром.

   Одной из действенных форм преподавания учебных дисциплин в современной школе является технология интегрированного урока-проекта.

   В процессе интеграции объединяются в смысловой блок предметы учебного плана, у школьников создается целостное представление об окружающем мире.

   В проектной деятельности активизируются  процессы самостоятельного поиска и творческой обработки нужной информации.  

    В нашей школе в последние годы отработано творческое взаимодействие учителей биологии и основ безопасности жизнедеятельности  (ОБЖ). Интегрированные уроки-проекты, темы которых направлены на сохранение здоровья и безопасности детей,  стали нормой образовательного процесса. Повысилась социальная значимость знаний и умений, получаемых в межпредметной связи и совместной творческой деятельности.

   Помимо классической тематики межпредметной связи «биология-ОБЖ»: профилактика курения, алкоголизма и наркомании, основы экологической грамотности и т. п., мы стараемся затрагивать не менее важные темы, кажущиеся, на первый взгляд «неудобными» для интеграции, и, тем более, для проявления творческой фантазии.

   Так, был разработан урок-проект в 7 классе, посвященный культуре взаимоотношения человека с объектами окружающей природной среды – «Живая природа и безопасность:   паразитизм, как биотическая связь, угрожающая здоровью человека».

   Казалось бы – что за тема? Известно «паразит» - слово ругательное, так это еще и изучать надо?  Но именно эта форма биотической связи может доставить  человеку множество хлопот.

   В последние десятилетия мир стал очень тесен. За десяток часов можно попасть на самолете в любую точку Планеты, посетить самые интересные места, провести отпуск в самых экзотических странах. И, очень часто, незнание или несоблюдение элементарных правил личной безопасности и гигиены в погоне за экзотикой, может серьезно испортить человеку впечатление от отдыха  - это касается, прежде всего, различных заболеваний, вызванных именно теми живыми существами, которые захотят избрать организм человека своим «домом». Таким образом, «неприятная тема», оказывается,  имеет огромное практическое значение.

    Паразитизм широко распространен в природе. Наибольшее распространение он получил среди Типов Простейших, Червей и Членистоногих.  Паразитические организмы вызывают тяжелые заболевания, от которых страдают миллионы людей во всем мире, особенно там, где уровень медицинского обеспечения низок или там, где не соблюдаются гигиенические нормы.

  Резкие всплески паразитических эпидемий наблюдаются в зонах чрезвычайных ситуаций – наводнений, землетрясений, разрушительных цунами и в районах, пострадавших от ураганов, а также в местах локальных вооруженных конфликтов и войн. Антисанитарные условия, в которых длительное время вынуждены находится пострадавшие или беженцы, провоцируют быстрое увеличение количества пораженных паразитическими заболеваниями  людей.

   Неуправляемые миграционные потоки, особенно из азиатских и африканских стран, также способствуют распространению многих заболеваний, зачастую, ранее не известных в Европе и России.

  Изучением паразитов и разработке мер борьбы с ними многие десятилетия занимаются крупные биологические и медицинские институты большинства стран мира. А для тропических стран, где активно развивается современная туриндустрия,  во многом  - это проблема №1.

   По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – до 80% населения Земли, так или иначе, поражено различными паразитическими организмами или сталкивается с элементами паразитизма при контактах с живой природой или продуктами питания.

   В повседневной жизни крайне неприятные последствия может, например, принести нарушение культуры питания: употребление в пищу рыбных и мясных продуктов, не прошедших достаточную термическую обработку (возможно заражение различными видами цепней и лентецов). В подобной ситуации может оказаться человек, решивший посетить сомнительный суши-бар или ресторан, в котором нарушен технологический процесс приготовления пищи, а также, купивший свежее мясо с рук, не прошедшее ветеринарный контроль. Употребляя в пищу немытые овощи и фрукты, используя для питья сырую воду из непроверенных источников, человек рискует получить целый букет различных заболеваний, наиболее характерными из которых являются дизентерия, лямблиоз, аскаридоз и заражение печеночным сосальщиком.

     Общение  с  собаками и кошками, особенно с бездомными во дворах и на улицах городов, может вызвать аскаридоз, чесотку и ряд других тяжелых в лечении паразитических заболеваний. В данном случае, в группу риска часто попадают дети и подростки, не получившие своевременно знаний и умений обращения с домашними четвероногими друзьями (профилактика гельминтозов, регулярное ветеринарное обследование и т.п.), не соблюдающие правил личной гигиены (мытье рук после контакта с животными).

     Отдых в летнем лесу может быть неприятно испорчен укусом клеща – возможным переносчиком возбудителей энцефалита, лихорадок и риккетсий. Неумение правильно выбрать меры профилактики нападения клещей и способа удаления прикрепившегося паразита, может вызвать серьезные осложнения. Мало кто знает, что удаляя клеща не надо мазать его маслом, спиртом или другой активной жидкостью. Подобные действия провоцируют его на быстрое опорожнение слюнных желез, в которых может содержаться основной запас инфекции. Для удаления присосавшегося клеща необходимо обвязать его голову прочной тонкой нитью и, вращая и раскачивая, вытянуть его из кожи. Затем рану обработать йодом или зеленкой. Клеща поместить в плотно закрытую емкость и доставить в ближайшее медицинское учреждение для анализов.

     Малярия, передающаяся через укусы комаров, и, считавшаяся ранее полностью побежденным заболеванием на территории бывшего Советского Союза, теперь вновь создает серьезные проблемы населению. Вместе с мигрантами из республик Средней Азии, малярийный комар прочно обосновался в средней полосе России и является не редкостью в теплых сырых подвалах городских домов. В последние годы он был обнаружен даже в водоемах г. Москвы.

   Педикулез (вшивость), к большому сожалению, иногда отмечается среди детей в образовательных учреждениях. Причем ни дети, ни их родители часто не обращают на это заболевания никакого внимания, и оно выявляется только при профилактическом медицинском осмотре школьников.

    Примеры можно приводить бесконечно…

   «Предупрежден – значит защищен» - эта нехитрая формула здорово помогает, если вовремя ее вспомнить.  Предвидя опасность, а тем более - изучив  механизмы ее действия (как бы неприятна не была тема),  мы существенно снижаем риск попасть под   воздействие ее факторов. Любые меры безопасности должны опираться на точные знания об опасном предмете. В нашем случае – это паразитические живые организмы,  знания о биологии которых помогают человеку найти множество способов избежать неприятных контактов.  

Цель урока:

-   Обобщение пройденного материала по предметам за I полугодие.

- Привлечение школьников к групповой проектной исследовательской деятельности.

-  Обращение внимания школьников к вопросам личной гигиены, культуры питания и личной безопасности при встречах с животными в экстремальных условиях природной среды и в туристических поездках.

-   Организация работы учеников с дополнительным учебным материалом во внеурочное время.

Задачи урока:

- Дать  наиболее полное представление о возможных последствиях для здоровья  человека, при несоблюдении им правил личной гигиены,  культуры питания и взаимодействии с животным миром в дальних поездках и экстремальных природных условиях.

- Дать рекомендации по профилактике опасных заболеваний в быту, а также оказанию первой медицинской помощи в полевых условиях, во время отдыха на природе.

 

   

Описание этапов работы над проектом:

  В течении месяца ученики класса, разделенные на три группы (Простейшие, Черви, Членистоногие), проводили сбор и обработку материала. Были задействованы фонды школьной и городской библиотек,  а  также сеть интернет.    

   Была организована творческая мастерская, в которой школьники не только анализировали и систематизировали отобранный материал, но и творчески оформляли его в виде масштабных наглядных пособий-презентаций. На каждом этапе работы проводился контроль со стороны педагогов, расставлялись приоритеты, обсуждались формы презентаций  материала.

   Каждый биологический объект был отработан по схеме:

  1. Биологические особенности (место в систематике, строение, признаки и особенности паразитизма);
  2.  Значение в жизни человека (возбудитель заболеваний, переносчик и т. п.);
  3.   Меры профилактики и лечения заболеваний, вызванных объектом исследования.

   Итогом совместной работы стал урок, где между учениками произошел обмен информацией и ее закрепление.

   В ходе урока, каждый участник получил полную систематизированную картину возможных последствий взаимодействия человека с природой и предупреждения неприятных последствий.

Ход урока:

   После вступительного слова учителей, учащиеся провели презентации своих работ по группам:

  1. Тип Простейшие. Представители Типа - возбудители различных заболеваний человека (малярия, энцефалит, лихорадки, риккетсии, сонная болезнь и пр.), и их переносчики. Презентация в виде  пазлов из четырех листов формата А1.
  2. Тип Черви. Представители Типа - возбудителей гельминтозов и   заболеваний внутренних органов человека, на примере представителей классов круглых  (аскарида) и плоских червей (печеночный сосальщик, свиной цепень). Презентация в виде складывающегося плаката из четырех листов формата А1.
  3. Тип Членистоногие. Представители Типа – клещи, вши, блохи, мухи, комары – как переносчики тяжелых заболеваний человека. Презентация в виде книги из 5 листов формата А1.

   На примере животных исследуемых Типов учащиеся продемонстрировали сложность природных биотических связей и озвучили меры профилактики заболеваний.  Особое внимание было уделено оказанию первой медицинской помощи при укусах   клещей в полевых условиях   во время отдыха на природе.

   В процессе презентации  работ учащимся задавались тематические вопросы, предлагалось  обсуждение затронутых тем.

   После представления и обсуждения презентаций учащиеся подвели общий  итог работы класса.

   В процессе работы над подготовкой урока, учащиеся проявили интерес к «неприятной» теме, активно включились в исследовательскую и творческую работу, задействовали все возможные источники для сбора информации.

   Урок был показан в рамках семинара директоров школ Пушкинского муниципального района  и заслужил высокую оценку наблюдателей.

    Работа  деятельности нашей творческой группы продолжается.  Мы всеми силами будем стараться способствовать становлению нового технологического мышления, получению опыта созидательной работы, выявлению и использованию в образовательном процессе активной части учащихся. Надеемся, что такой позитивный настрой на созидательную деятельность будет способствовать  сохранению и укреплению здоровья учеников, даст им ключи к решению жизненно важных проблем.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 31 «Компьютер и его влияние на здоровье».

Данная презентация иллюстрирует тридцать первый урок ОБЖ в 6 классе  «Компьютер и его влияние на здоровье» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразо...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для...

Интегрированный урок ИНФОРМАТИКА - НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Цель урока: В целях становления системного мышления сформировать  у учащихся представление о нелинейных алгоритмах управления с обратной связью как универсальных форм взаимодействия в живой приро...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по химии "Живая и мертвая еда или влияние пищевых добавок на здоровье человека"

Данное внеаудиторное мероприятие выполняет следующие задачи: способствует формированию знаний обучающихся о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов; содействует форм...

Опорная схема по биологии "Царства живой природы"

Опорная схема по классификации царств бактерий, грибов, растений с примерами...

Тема: «Живая и мертвая еда или влияние пищевых добавок на здоровье человека»

В наши дни проблема правильного питания наиболее актуальна. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г.Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчеркивая и...

Разработка урока по биологии "Разнообразие живой природы". 5 класс.

Разработка урока по биологии "Разнообразие живой природы". 5 класс. Пасечник В.В....