История создания повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Детство и первые самостоятельные шаги Петра Гринёва. Урок литературы в 8 классе
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Разработка первого урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvodnyy_urok_po_kapitanskoy_dochke.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

А.С. Пушкин

«Капитанская дочка»

История создания повести

Детство и первые самостоятельные шаги Петра Гринёва

            Цели урока: раскрыть отношение А.С. Пушкина к истории и исторической теме в литературе, познакомить с обстоятельствами создания произведения; проследить начало жизненного пути героя, формирование его характера; углубить знания по теории литературы: композиция произведения, типическое в произведении.

Ход урока.

  1. Данный урок следует рассматривать как очередной в ряду уроков, посвящённых творчеству А.С. Пушкина. Это занятие углубляет представления восьмиклассников о личности поэта, его мировоззрении, его произведениях.

I. Проверка домашнего задания.

  1. На предыдущих уроках изучалась лирика Пушкина. Одно из домашних заданий – выразительное чтение или чтение наизусть любимых стихотворений. Изучение творчества Пушкина выпадает на осень – любимое поэтом время года. Постараемся настроить учеников на особую эмоциональную волну такими, например, вопросами.

- Какие чувства вызывает у вас осенняя пора? Вы обратили внимание, какие теперь стоят дни? Как бы вы их определили, охарактеризовали?

(Осенние, холодные, серые…

Яркие, морозные, дождливые…

Печальные…

«Дни поздней осени…», «унылая пора»…

Смиренные, прозрачные, пронзительные…

Дни увядания, прощания, прощения…)

- Невозможно не вспомнить пушкинские строки, говоря о днях осени. Прочитайте любимые вами стихи Пушкина. Слушая их, поразмышляйте над этой удивительной способностью поэта во всём находить красоту, поэзию, возвышенное…

 (Ученики читают стихотворения Пушкина)

- Удивительно, даже чудотворно влияние созданных Пушкиным художественных образов на наши души. Поэт действительно «владеет смехом и слезами» нашими. При всём при том свойственна Пушкину созерцательность: спокойное, мудрое понимание всего, что происходит в природе и в человеке. Это состояние уловил и отразил в своём рисунке художник Вал. Серов (демонстрируем рисунок на экране). Пушкин не просто на фоне природы, а слит с ней.

- «Октябрь уж наступил…» (учитель или ученик читает фрагмент из «Осени»)

- Это знакомые вам строки из стихотворения «Осень», написанного в 1833г. А в 1834 г. в стихотворении «Пора, мой друг, пора…» поэт признаётся:

Давно завидная мечтается мне доля –

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег.

(По ходу урока все даты, события, важные факты записываются в тетрадь)

- Как вы понимаете эти строки? Возможен ли для Пушкина такой «поэтический побег»? (Да, если считать «обителью» свободное творчество, независимость от чуждого и враждебного света. Заметим, что это желание ничего общего не имеет с праздностью!)

II. Новый материал.

1) Слово учителя.

Ответственность за свой талант, за свой гений, чувство долга перед своим народом никогда не позволяли Пушкину стоять в стороне от происходящего. Обратите внимание на эти даты: 1833, 1834 гг. В биографии поэта это годы работы и над «Капитанской дочкой». Первый план исторической повести относится к началу 1833 г.

2) Задание классу. Пушкин всегда глубоко интересовался русской историей. Вспомните, в каких известных вам произведениях отражена историческая тема? Рассмотрите эти иллюстрации, они помогут вам вспомнить их названия.

(Иллюстрации к «Песни о вещем Олеге», «Борису Годунову», «Полтаве» демонстрируем на экране)

3) Слово учителя. Пушкин говорил: «Только одна история народа может объяснить истинные требования оного». (Высказывание можно показать на экране)

В кон. 20-х - нач. 30-х гг. Пушкин был свидетелем кризисного этапа в жизни Российского государства: холерная эпидемия, вызвавшая «холерные» бунты; восстание солдат-крестьян в военных поселениях в Новгородской губернии; с 1826 по 1834 гг. произошло 145 крестьянских выступлений.

Неудивительно поэтому, что в это время Пушкин изучает  крестьянскую войну 18 века: он хочет понять её смысл, причины, значение для судеб государства. Пушкин не удовлетворяется одними официальными документами, он посещает места, где происходили события, собирает свидетельства очевидцев, записывает их воспоминания… Результатом его исследований явилась «История Пугачёва»

4) Вопрос классу. Вам известны некоторые материалы о работе Пушкина по изучению восстания Пугачёва. Что удалось выяснить Пушкину о Пугачёве? Каково было отношение народа к Пугачёву? (Проверяется часть домашнего задания; материалы есть в учебнике для 8 кл.)

5) Слово учителя. В «Общих замечаниях» к «Истории Пугачёва» (1834) Пушкин ясно указывает: «Весь чёрный народ был за Пугачёва. Духовенство ему доброжелательствовало… Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства». (Высказывание можно показать на экране) На следующих уроках мы выясним отношение самого Пушкина к тем событиям.  Дворянская историография и публицистика пушкинского времени Пугачёва именовала не иначе как извергом и злодеем. Поэтому исторический труд Пушкина есть не что иное, как подвиг художника, он сознательно выбрал путь народного писателя, путь, обрекавший его на гонения. Действительно, далека от Пушкина «обитель дальная трудов и чистых нег»!

Но даже изучая историю, «упрямые» факты, Пушкин оставался поэтом, творцом. Исторические события и деятели представлены им уже через художественные образы в повести  «Капитанская дочка» (1836) (в программе под ред. В.Я. Коровиной жанр книги определён как роман). В ней писатель ставил и решал на историческом материале важные общественные и нравственные вопросы:

- о взаимоотношениях дворянства и крестьянства; о причинах крестьянских волнений; об отношениях власти и народа; об истинном мужестве, чести и долге; о самоотверженной любви и преданности.

6) Вопрос классу. Какова, по-вашему, основная проблема повести? Через образ какого героя она решается?

7) Слово учителя. Наряду с этим Пушкин рисует жизнь и быт дворян (Гринёвы, Мироновы), показывает нравы крепостных (Савельич). Изучая повесть, мы пойдём вслед за автором, постепенно узнавая судьбы героев, проследим, как создаются художественные образы, каковы композиционные особенности произведения.

III. Работу над 1 главой повести можно организовать по вопросам:

1) Вспомните, что называется композицией произведения. Какую роль играет первая глава в композиции повести? (Введение; знакомство с главным героем и средой, его воспитавшей)

2) Какова композиция самой главы? (3 части: 1 – воспитание Петра Гринёва; 2 – решения отца; 3 – первые самостоятельные шаги в Симбирске)

3)  К элементам композиции относятся название и эпиграф. Каково их значение?

- Попробуйте подобрать свои заголовки к этой главе, сравните с пушкинскими. (Отмечаем выразительность языка Пушкина; в его заголовке – и событие, и возможное событие, и ироничное отношение к нему)

- Перечитайте эпиграф. Какое место из главы он напоминает? (Разговор отца и матери о письме к начальнику Петруши)

- Как смотрит на военную службу старик Гринёв? (Как на выполнение высокой гражданской обязанности, а не как на средство достижения карьеры)

- Какие черты характера Андрея Петровича Гринёва раскрываются в этом эпизоде? (Независимость, честность, демократизм)

4) Какую форму повествования выбрал Пушкин? Каков тон рассказа о детстве героя? (Повествование ведётся от лица героя Петра Андреевича Гринёва, тон – иронический)

5) Что же мы узнаём об условиях воспитания Петруши Гринёва? Насколько типично такое воспитание? (Ученики рассказывают о влиянии Савельича; об учителе Бопре; делают предположения о типичности такого воспитания и образования)

6) Перечитайте сцену отъезда героя. Обратите внимание на заветы, данные отцом; соотнесите эту сцену с эпиграфом ко всей повести. (Выразительное чтение в лицах фрагмента повести подготовленными учениками)

7) Каковы были первые шаги самостоятельной жизни молодого Гринёва? Как характеризует героя его поведение в Симбирске, встреча с Зуриным и столкновение с Савельичем, уплата карточного долга? (Восьмиклассники пересказывают эпизоды, стараясь сохранить авторское отношение к событиям; делают вывод о том, что Гринёв пока легкомыслен по отношению к своей судьбе, но уже умеет быть твёрдым в принципиальных вопросах)

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: перечитать гл. 2 – 5; выразительное чтение описания бурана; определить смысл названий и эпиграфов к главам.