История создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Гаврилова Светлана Аркадьевна

Интегрированный урок-проект в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapitanskaya_dochka._istoriya_sozdaniya.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

История создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Интегрированный урок-проект в 8 классе.

  • Гаврилова Светлана Аркадьевна, учитель русского языка и литературы
  • Лагир Тамара Ивановна, учитель истории и обществознания

Дидактическая цель проекта: создать условия для комплексного применения знаний по теме и формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.

Цели урока 

  1. Образовательные: способствовать формированию понятий « историческая правда», «художественный вымысел», выявить взаимосвязь исторических фактов и их воплощением в художественном произведении.
  2. Развивающие: создать условия для развития умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач, развивать логическое мышление; прививать интерес к изучению истории и литературы;
  3. Воспитательные:  воспитывать гуманность и милосердие, способствовать пониманию таких нравственных категорий, как «добро», «зло», «честь», «благородство», «милость».

Методы обучения – проблемный, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование урока: компьютерные презентации; портреты А. С. Пушкина, Е. И. Пугачёва, выставка книг.

Проблемное задание:

  • выявить причины обращения А. С.Пушкина к теме крестьянского восстания под предводительством Е.Пугачева;
  • причины создания двух разных произведений на данную тему: научного труда  «История Пугачевского бунта» и художественного произведения «Капитанская дочка».

Пояснительная записка: Интегрированный урок проводится учителем литературы и учителем истории, рассчитан на два академических часа по 45 минут. Учащиеся заранее делятся на три группы: историков, биографов и литературоведов. Каждая из групп получила аналитическое задание. На первом уроке (вступительном) о результатах исследовательской работы докладывают две группы: историки и биографы. Ученики с помощью учителя резюмируют сообщения, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы появляются на слайде, ученики переносят их в тетрадь.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступление.Учитель литературы. Сегодня мы начнем изучение повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В этой повести автор предстает перед нами не только как писатель, но и как историк. Без знания истории невозможно понять такое произведение. Поэтому у нас сегодня интегрированный урок.

 История всегда интересовала Пушкина.

  • Какие произведения Пушкина на исторические темы вы знаете?
  • Почему писатели обращаются в своих произведениях к истории?

Почему же А.С.Пушкин обратился к теме крестьянского восстания под предводительством Е.Пугачева и обратился дважды: в научном труде  «История Пугачевского бунта» и художественном произведении «Капитанская дочка» - нам и предстоит сегодня на уроке ответить на эти вопросы. Вероятно, в биографии самого автора, в атмосфере эпохи А.С.Пушкина нужно искать ответы на эти вопросы.

III. Учитель истории. Обстановка в России и Европе.

1.Историческая обстановка в Европе. Революционные события во Франции в 1830 г. Восстание в Польше в 1830 – 1831.

2. Историческая обстановка в России. Подавление восстания декабристов. Усиление реакции.

3.Неспокойное время. Холерные бунты в России в 1830 – 1831. Восстание новгородских военных поселений.

Учитель литературы. Вопрос о судьбах России, народа и дворянства – вопрос, который не мог не волновать любого прогрессивно мыслящего дворянина. Таким человеком  был и А.С.Пушкин.

IV.Выступление группы биографов (рассказ и представление презентации).

1.А.С.Пушкин после восстания декабристов. Размышления и переживания о судьбе друзей.

Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина попали на переломный период российской и мировой истории. Конец XVIII – первая половина XIX в. были заполнены, по словам Л.В. Черепнина, «острой классовой и политической борьбой».

А.С. Пушкин пережил тяжелейшую личную трагедию, потеряв своих близких друзей – участников восстания декабристов.

2.Интерес А.С.Пушкина к личности Пугачева.

  Вольнолюбивый дух, которым проникнуто всё творчество Пушкина и, в частности, его исторические труды, выразился не только в критике деспотизма, но и, по мнению Л.В. Черепнина, нашёл своё проявление в том, что «писатель посвятил своё творчество героям, о которых дворянские историки предпочитали умалчивать… а именно предводителям крестьянских войн – Степану Разину, Емельяну Пугачёву».

Учитель литературы.

  • Как вы думаете, почему же возник у А.С.Пушкина к прошлому и к личности Пугачева?

V. Ответы учащихся.

VI.Учитель истории. Конечно, в истории любого государства можно найти периоды, в которые складывалась похожая историческая обстановка. Такое сходство можно заметить между ситуацией в России после разгрома восстания декабристов (30-ые годы 19 века) и исторической обстановкой второй половины XVIII в.

1.Обстановка в России второй половины XVIII в.

Усиление крепостной зависимости.

- Рассматривая царствование Екатерины Второй как эпоху расцвета крепостного права, мы видим, что народный гнев, вылившийся в грандиозное восстание 1773-1774 годов, был ответом на чудовищное экономическое, правовое, моральное подавление народа.

Непрерывное усиление крепостной зависимости и рост повинностей на протяжении первой половины 18 века вызывали ожесточенное сопротивление крестьян. Главной его формой было бегство. Беглые уходили в казачьи области, на Урал, в Сибирь, на Украину, в северные леса. Нередко они создавали «разбойные шайки», которые не только грабили на дорогах, но и громили помещичьи усадьбы, уничтожали и документы на владение землей и крепостными. Не раз крестьяне открыто восставали, избивали и даже убивали своих господ, сопротивлялись усмирявшим их войскам. Окончательно утвердившиеся крепостные порядки только в 1762-1769 годах вызвали 120 крепостных выступлений.

  • Какова же была государственная политика в отношении крестьян?

2. Екатерина II и ее внутренняя политика – сообщение учащихся

3. Биографическая справка о Емельяне Пугачёве – компьютерная презентация

- Емельян Пугачев родился в станице Зимовейской Донской губернии. Отец – Иван Михайлович Пугачев, скончался в 1762 году, мать – Анна Михайловна в 1771 году. Фамилия Пугачев произошла от прозвища деда – Михаила Пугача. В семье, кроме Емельяна, был брат – Дементей, и две сестры – Ульяна и Федосья. Как указывал на допросе сам Пугачев, семье его принадлежала к официальной православной вере, в отличие от большинства донских и яицких казаков, придерживающихся старой веры. На службе находился с 18 лет, в 19 лет женился на Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы Есауловской. С 1763 по 1767 год Пугачев проходил службу в своей станице, где у него в 1764 году родился сын Трофим, а в 1768 году – дочь Аграфена. В перерыве между рождением детей Пугачев был командирован в Польшу с командой есаула Елисея Яковлева для поиска и возвращения в Россию бежавших старообрядцев.

После отвода войск на зимние квартиры в Елизаветград в 1771 году, Пугачев заболел («…и гнили у него грудь и ноги»). Полковник Кутейников направил его на Дон в составе команды из 100 казаков для замены лошадей. По причине болезни Пугачев не мог вернуться обратно, нанял замену – «Глазуновской станицы (на реке Медведице) казака Бирюкова, коему за то дал две лошади с седлами, саблю, бурку, зипун синий, харч всякой и денег двенадцать рублев». Сам же направился в войсковую столицу Черкасск проситься в отставку. В отставке ему отказали, предложив лечиться в лазарете или самостоятельно. Пугачев предпочел лечиться самостоятельно, после чего направился повидать свою сестру Феодосию с затем Симоном Павловым в Таганрог, где тот проходил службу. В разговоре с зятем Пугачев узнал, что тот с несколькими товарищами хочет бежать со службы, и вызвался помочь ему.

После поимки Павлов рассказал об обстоятельствах побега. В результате чего Пугачев вынужден был скрываться, был неоднократно задержан и бежал, неудачно пытался перебраться на Терек.

В ноябре 1772 года Пугачев скрывается в старообрядческом ските Введения Богородицы, у настоятеля Филарета, от которого услышал о произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней, в конце ноября – в начале декабря, Пугачев отправился в поездку за рыбой в Яицкий городок, где встретился с одним из участников восстания 1772 года Денисом Пьяновым. В разговоре с ним Пугачев впервые назвал себя спасшимся Петром III и обсуждал возможность организации побега скрывающихся участников восстания на Кубань. По возвращении в Мечетную слободу по доносу бывшего с ним в поездке крестьянина Филиппова Пугачева арестовали и направили для проведения следствия сначала в Симбирск, а затем в январе 1773 года в Казань. По дороге ему удалось бежать.

  1. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева – компьютерная презентация

VII. Учитель литературы. Итак, интерес А.С.Пушкина к прошлому и к личности Пугачева совершенно не случаен. Интересная, сложная личность  у Емельяна Пугачева. Непросто шла и работа над  образом предводителя восстания.

Послушаем сообщение биографов.         

Сообщение биографов «История создания произведения «Капитанская дочка» - рассказ и компьютерная презентация

 Текст выступления:

1.Великий писатель задумал план нового романа – будущей «Капитанской дочки», – который был датирован 31 января 1833 г. Но ему было ясно и следующее: для того, чтобы создать как можно более яркое художественное изображение крестьянской войны под предводительством Пугачёва, необходимо внимательно изучить данную тему. С этого и началось изучение Пушкиным материалов по истории Пугачёвского восстания, которое привело в итоге к созданию в конце 1833 г. исторического труда о нём.

2.«История Пугачёва» – единственное законченное и изданное научное исследование А.С. Пушкина на историческую тему. Интересна история названия этого труда: «История Пугачёва» при издании по распоряжению цензора книги Николая I была переименована в «Историю Пугачёвского бунта».

3.Работа Пушкина с архивными документами осложнялась препятствиями со стороны чиновников в выдаче документов, нужных ему для написания труда. 9 февраля 1833 г. А.С. Пушкин обратился к военному министру Александру Ивановичу Чернышёву со следующей просьбой: для работы над историей «графа Суворова». Писателю были нужны следственное дело о Пугачёве и ряд других документов. С первых дней работы над «Историей Пугачёва», параллельно с изучением литературы и архивных источников, Пушкин разыскивал людей, помнивших события Пугачёвского движения, записывал их воспоминания.

4.Путешествие А.С.Пушкина по пугачевским местам Поволжья и Оренбургской губернии (рассказ с демонстрацией карты путешествия)

Не удовлетворившись архивными материалами, А.С. Пушкин, уже после написания первой черновой редакции «Истории Пугачёва», пожелал побывать в краях, где происходило Пугачёвское восстание, осмотреть места военных действий и, в особенности, увидеть живых свидетелей восстания.17 августа 1833 г. А.С. Пушкин получил разрешение от властей и выехал из Петербурга.

Писатель совершил специальную поездку в Нижний Новгород, Казань, Оренбург, Уральск, Берду, чтобы там пополнить свои сведения об обстоятельствах восстания Пугачёва. Хотел бы несколько слов сказать об этой поездке Пушкина. За четыре месяца он намеревался полностью повторить путь армии Е.И. Пугачёва. Пушкин выписал подорожную, чтобы посетить крепости Верхне-Яицкую (нынешний Верхнеуральск), Чебаркульскую, а также Авзяно-Петровский и Саткинский заводы. В августе 1833 г. писатель получил разрешение на поездку по пугачёвским местам, а в сентябре уже проезжал Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Уральск, Оренбург.

5.Из воспоминаний В.И.Даля

«В Бердах мы отыскали старуху, которая знала, видела и помнила Пугача. Пушкин разговаривал с нею целое утро; ему указали, где стояла изба, обращенная в золотой дворец, где разбойник казнил несколько верных долгу своему сынов отечества; указали на гребни, где, по преданию, лежит огромный клад Пугача, зашитый в рубаху, засыпанный землей и покрытый трупом человеческим, чтобы отвесть всякое подозрение и обмануть кладоискателей, которые, дорывшись до трупа, должны подумать, что это – простая могила. Старуха спела также несколько песен, относившихся к тому же предмету, и Пушкин дал ей на прощание червонец.»

6.Завершение работы над «Историей Пугачева».

1 октября А.С. Пушкин прибыл в село Болдино. Здесь Пушкин приступил к переработке первоначального текста. К началу ноября она была закончена. За Пушкиным был учреждён секретный полицейский надзор, который, впрочем, не смог выявить ничего противозаконного в действиях поэта во время его пребывания в Болдине.

26 февраля Пушкин обратился к Бенкендорфу с прошением о выдаче ему из казны 20 тысяч рублей на печатание «Истории Пугачёва». О ходатайстве Пушкина Бенкендорфом было доложено царю, после чего оно было удовлетворено. Труд Пушкина поступил в печать в начале июля и вышел в свет в конце декабря 1834 года.

6.Долг писателя-историка. По собственным словам А.С. Пушкина, он «…по совести исполнил долг историка…», «прочёл со вниманием всё, что было напечатано о Пугачёве…». В числе книг, просмотренных и критически использованных Пушкиным, были работы русских авторов (А.А. Бибиков, А.И. Левшин, Н.Я. Бичурин, Д. Зиновьев, П.И. Рычков, В.Д. Сухоруков, П.И. Сумароков, Ф. Антинг и др.), запрещённая книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», публикации официальных актов в «Полном собрании законов» (тт. XIX, XX), сочинения иностранных историков и мемуаристов (Ж.-А. Кастера, А. Ферран, А.Ф. Бюлинг и др.), переписка Вольтера с Екатериной II из собрания сочинений Вольтера.

Помимо печатных изданий А.С. Пушкин привлёк для исследования рукописную литературу и мемуары (записки А.В. Храповицкого, Н.З. Повало-Швыйковского, Екатерины II, И.И. Дмитриева, воспоминания о В.В. Нащокине, хроника П.И. Рычкова, материалы биографического словаря Д.Н. Бантыш-Каменского и др.), записи устных рассказов современников и очевидцев Пугачёвского восстания.

VIII.Подведение итогов урока. Учитель литературы.

Итак, работа над темой велась А.С.Пушкиным в двух планах –и литературном. В 1833 году была завершена работа над «Историей Пугачева», в 1836 – над «Капитанской дочкой».

Выставление оценок.

IX.Домашнее задание.

  • Прочитать отрывки из «Истории Пугачева», помещенные в учебнике-хрестоматии.  
  • Сформулировать и записать в тетради ответы на два вопроса: 1.»Почему А.С.Пушкин обратился к теме крестьянского восстания под предводительством Пугачева?» 2. «Почему писатель создал два произведения на одну тему?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка"(с использованием ИКТ)

Урок предполагает погружение учащихся в исторические события ХVIII века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями тесно ...

Презентация по истории создания романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс

История создания романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

Историческая основа создания повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель урока: сопоставить исторические события с повестью «Капитанская дочка» и доказать ее историческую основу. Задачи урока:- ознакомить учащихся с историческими фактами, на основании...

История создания повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель урока: сопоставить исторические события с повестью «Капитанская дочка» и доказать ее историческую основу.Задачи урока:- ознакомить учащихся с историческими фактами, на основании котор...