Историческая основа создания повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Андреева Людмила Николаевна

Цель урока: сопоставить исторические события с повестью «Капитанская дочка» и доказать ее историческую основу.

 

Задачи урока:

- ознакомить учащихся с историческими фактами, на основании которых была создана повесть;


- указать причину обращения А. С. Пушкина к теме восстания Емельяна Пугачева;


- дать новые биографические сведения о жизни и творчестве Пушкина;


- повторить изученное ранее понятие об историческом романе, пополнить знания учащихся новыми фактами истории пугачёвского восстания;

- воспитывать познавательный интерес учащихся к учебному предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Историческая основа создания повести А. С. Пушкина  

                  «Капитанская дочка».
Цель урока: сопоставить исторические события с повестью «Капитанская дочка» и доказать ее        

                       историческую основу.

Задачи урока:

- ознакомить учащихся с историческими фактами, на основании которых была создана повесть;
- указать причину обращения А. С. Пушкина к теме восстания Емельяна Пугачева;
- дать новые биографические сведения о жизни и творчестве Пушкина;
- повторить изученное ранее понятие об историческом романе, пополнить знания учащихся  

  новыми фактами истории пугачёвского восстания;
- воспитывать познавательный интерес учащихся к учебному предмету.

                                                               

                                                                         План урока:
I. Организационный момент. Приветствие.


II. Постановка темы и целей.
- Ребята, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю просмотреть
фрагмент фильма. Так кто же этот самозванец? (ответы учащихся).

- Одной из книг-юбиляров этого года является повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», которой 19 октября исполняется 180 лет. Сегодня мы приступаем к ее изучению.

Слайд 1. - Запишите дату и тему урока в тетрадь.


III. Изучение нового материала.           Слайд 2.

        - Пушкин давно проявлял интерес к историческому прошлому России. Какие произведения, связанные с историей России, вы знаете?(“Борис Годунов”, “Полтава”, “Медный всадник”).

        – Но Пушкин не только писал произведения на исторические темы, он фактически был историком в прямом смысле слова.        

        Для того, чтобы было легче понять произведение, действия героев, необходимо знать, в какое историческое время происходили события. В качестве домашнего задания вам нужно было подготовить сообщения.

IV. Проверка домашнего задания.      Слайд 3

Сообщение 1 ученика.

        После восстания декабристов Пушкин был потрясен гибелью друзей. Именно их подвиг заставил его обратиться к истории своей родины, народа, к теме восстаний народа против угнетателей. Александра Сергеевича волновал вопрос – почему все бунты крестьян всегда заканчивались неудачей? Возможно ли достичь благоденствие страны ненасильственным путем? Фигура мятежника Пугачева интересовала поэта все больше и больше. В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 1834 г. закончил труд “История Пугачева”, который по указанию Николая I вышел под названием “История пугачевского бунта”.

        В 1833 г. Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Вот что он сам говорит о своей работе: “Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того...18 толстых томов…разных рукописей, указов, донесений и прочее. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикой … ”(“Об истории Пугачевского бунта”).

        А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время поездки по местам, где проходило восстание: “Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности, осматривал места сражений, расспрашивал. Записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону” (8 сентября 1833 г.).

Слово учителя.

- Что же нам сейчас известно об этих исторических событиях?

Сообщение 2 ученика.               Слайд 4

        Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева произошло в 1773-1774 гг. в период царствования Екатерины 2. На Урале среди казачества, русских заводских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникли в то время слухи о том, что жив царь Петр 3 (супруг Екатерины 2, убитый в 1762 г. во время дворцового переворота), что он вернет свой престол, накажет императрицу и помещиков, идет спасать народ от голода и нищеты, даст крестьянам свободу и земли. Ведь в народе всегда жила вера в доброго царя. В 1773 г. появился человек, который назвал себя Петром 3 (это и был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Слайд 5. Крестьянская война длилась почти полтора года, против восставших были брошены войска русской армии во главе с крупнейшими военачальниками. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 г. исход ее был решен. 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января казнен в Москве. Это событие воспринималось всеми по-разному. Если для дворян Пугачев был “злодеем”, “извергом”, то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, эта личность постепенно приобрела легендарные черты, воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде -  “заступнике”. А всё из-за того, что к крестьянам относились как к товару, вещи – продавали, дарили, наказывали.

Слово учителя.

- Ребята, а какого же было отношения писателей к Пугачеву?

Сообщение 3 ученика.                Слайд 6.

        Один из современников Пушкина, историк утверждал: “Емелька Пугачёв, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают.  История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек, какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце".

        Один из самых ярких писателей второй половины 18 века А.П. Сумароков называл Пугачёва “варваром”, “псом бешеным”, “врагом Отечества”, превзошедшим “тигра и аспида”, “свирепым Атреем”, т.е. сыноубийцей и клятвопреступником.

        В “Стансе граду Синбирску на Пугачёва” он писал:

Убийца сей, разив, тираня благородных,
Колико погубил отцов и матерей!
В замужество дает за ратников негодных
Почтенных дочерей.

Слово учителя.

- Ребята, кто подготовил краткую биографию Емельяна Пугачева?

Сообщение 4 ученика.      

        Емельян Пугачев родился в станице Зимовейской Донской губернии. Отец – Иван Михайлович Пугачев, скончался в 1762 году, мать – Анна Михайловна в 1771 году. Фамилия Пугачев произошла от прозвища деда – Михаила Пугача. В семье, кроме Емельяна, был брат – Дементей, и две сестры – Ульяна и Федосья. Как указывал на допросе сам Пугачев, семье его принадлежала к официальной православной вере, в отличие от большинства донских и яицких казаков, придерживающихся старой веры. На службе находился с 18 лет, в 19 лет женился на Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы Есауловской. С 1763 по 1767 год Пугачев проходил службу в своей станице, где у него в 1764 году родился сын Трофим, а в 1768 году – дочь Аграфена. В перерыве между рождением детей Пугачев был командирован в Польшу с командой есаула Елисея Яковлева для поиска и возвращения в Россию бежавших старообрядцев.

        После отвода войск на зимние квартиры в Елизаветград в 1771 году, Пугачев заболел («…и гнили у него грудь и ноги»). Полковник Кутейников направил его на Дон в составе команды из 100 казаков для замены лошадей. По причине болезни Пугачев не мог вернуться обратно, нанял замену – «Глазуновской станицы (на реке Медведице) казака Бирюкова, коему за то дал две лошади с седлами, саблю, бурку, зипун синий, харч всякой и денег двенадцать рублев». Сам же направился в войсковую столицу Черкасск проситься в отставку. В отставке ему отказали, предложив лечиться в лазарете или самостоятельно. Пугачев предпочел лечиться самостоятельно, после чего направился повидать свою сестру Феодосию с затем Симоном Павловым в Таганрог, где тот проходил службу. В разговоре с зятем Пугачев узнал, что тот с товарищами хочет бежать со службы, и вызвался помочь ему.

        

Слово учителя.

- Спасибо! Кто продолжит?

Сообщение 5 ученика.    

        После поимки Павлов рассказал об обстоятельствах побега. В результате чего Пугачев вынужден был скрываться, был неоднократно задержан и бежал, неудачно пытался перебраться на Терек. В ноябре 1772 года Пугачев скрывается в старообрядческом ските Введения Богородицы, у настоятеля Филарета, от которого услышал о произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней в конце ноября – в начале декабря Пугачев отправился в поездку за рыбой в Яицкий городок, где встретился с одним из участников восстания 1772 года Денисом Пьяновым. В разговоре с ним Пугачев впервые назвал себя спасшимся Петром III и обсуждал возможность организации побега скрывающихся участников восстания на Кубань. По возвращении в Мечетную слободу по доносу бывшего с ним в поездке крестьянина Филиппова Пугачева арестовали и направили для проведения следствия сначала в Симбирск, а затем в январе 1773 года в Казань. По дороге ему удалось бежать.

         

Слово учителя.

- Ребята, кем же был Пугачев для простого народа?

Сообщение 6 ученика.                Слайд 7.

        В одном из разговоров с очевидцами событий  Пушкин услышал: «Он для тебя Пугачев…  для меня же он был великий государь Петр Федорович».  Пугачёв и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны”, – писал Александр Сергеевич  в “Замечаниях о бунте”, которые должен был передать Николаю I. Пушкин решает изобразить вождя кровопролитной и длительной крестьянской войны не злодеем и извергом, а человеком, вызывающим несомненное сочувствие, воплотившим в себе многие черты русского национального характера: мятежную жажду воли, широкую удаль, живой и острый ум.

Слово учителя.              Слайд 8.

-  Велика роль Пугачева  в повести. Именно он определяет судьбу действующих лиц произведения. Именно Емельян Пугачёв изображён главным героем. Впервые он появляется в повести “Капитанская дочка” при романтических обстоятельствах, “в мутном кружеве метели”, второй раз он предстаёт уже “государем”. Автор создаёт образ Емельяна Пугачёва постепенно: от внешнего описания героя – к его психологическому портрету.  Пугачёв справедлив, великодушен, отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Но автор не идеализирует бунтовщика. За свою свободу Пугачёв платит чужими жизнями. В начале урока мы с вами уже увидели, как, изображая сцены расправы, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия.


V.  Работа с учебником.          Слайд 9.

- Пользуясь материалом учебника(стр.99-102 и 211-213), выполните задание  о том, как Пушкин работал над повестью.
Задание по рядам:
1 ряд. Создает план работы поэта над повестью.
2 ряд. Готовит письменный ответ на вопрос, каким представлял себе поэт Емельяна Пугачева?
3 ряд. Готовит рассказ о том, как Пушкин искал главного героя для повести.
        Ответы учеников по произведенным исследованиям.
- Мы видим, ребята, на основании ваших выводов, что работа над повестью «Капитанская дочка» давалась поэту нелегко.

Слово учителя.       Слайд 10.            

- Также историзм повести передают устаревшие слова. На слайде представлены некоторые из них. Давайте познакомимся с ними и их лексическим значением.

VI. Рефлексия.                           Слайд 11.

        Подводя итог урока, мы можем сделать вывод, что в основе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» действительно лежат исторические события. Да и вопросы, поднятые в повести,  не потеряли своей актуальности. Пушкина интересует проблема: что происходит, когда история сталкивается с личной жизнью человека; возможно ли в жестокой борьбе противоположных сил сохранить доброту и человечность, честь и достоинство. Через несколько месяцев после окончания работы над повестью А. С. Пушкин погиб на дуэли. Но эта книга осталась нам, его потомкам, как завещание поэта – хранить честь и быть верным своему долгу. Подробнее эти проблемы мы рассмотрим на следующих уроках.


VII. Домашнее задание.                 Слайд 12.          .
Прочитать 1 и 2 главы повести.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Вводный урок

Слайд 2

Цель урока: сопоставить исторические события с повестью «Капитанская дочка» и доказать ее историческую основу.

Слайд 3

История создания произведения «Капитанская дочка» Работа в архивах, изучение документов Встречи с местными жителями Изучение народных песен и преданий «История Пугачевского бунта», 183 3 г. «Капитанская дочка», 1836 г.

Слайд 4

Эпоха Екатерины II : свержение с престола и убийство Петра III ; создание законов «для воспитания граждан»; рост налогов для крестьян; бесправие, нищета крестьян

Слайд 5

Причины Пугачевского бунта: Бесправие крестьян, бунты Слух о появлении Петра III Вера в «доброго царя» Емельян Пугачев - Петр III . Пугачевское восстание

Слайд 6

Образ Емельяна Пугачева в истории «Беглый донской казак, много скитавшийся по России, уже раз пойманный и сидевший в Казани в тюрьме» «В подлинность явившегося государя не все верили; но к нему пошли все недовольные из окрестных мест» «Пугачев был выдан Суворову его же сообщниками, которые отчаялись в исходе движения. Он был привезен в Москву и казнен»

Слайд 7

Злодей? Варвар? Великий государь?

Слайд 8

Образ Пугачева в повести

Слайд 9

Работа с учебником ( стр.99-102 и 211-213) 1 ряд. Составить план работы поэта над повестью. 2 ряд. Каким представлял себе поэт Емельяна Пугачева? 3 ряд. Как Пушкин искал главного героя для повести.

Слайд 10

Устаревшие слова Челобитье (прошение, просьба) Лазутчик (разведчик) Напасти (беды) Кибитка(крытая повозка) Облучок (сиденье для кучера в повозке) Извет (донос, наговор, клевета.) Оказия (случай) Жаловать(награждать, дарить) Супостат (враг) Пенять (укорять) Камзол (мужская куртка без рукавов) Погребец(дорожный сундучок для посуды и еды) Лазарет (больница) Полтина (пятьдесят копеек) Постоялый двор (помещение для ночлега, с двором для лошадей и экипажей)

Слайд 11

Выводы: Историческая основа создания повести: Пугачевское восстание Осада Оренбурга Историческая верность образа Пугачева: Предводитель восстания, народный герой Сметливость ума, хитрость, жестокость Трагическая судьба

Слайд 12

Домашнее задание: прочитать 1 и 2 главы повести «Капитанская дочка».