Главные вкладки

    Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)
    план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

     

    Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрывают их духовные поиски; Просматриваем произведения, сборники стихотворений, связанные с этими моментами жизни. Ученики узнают много нового из жизни уже пройденных писателей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе»

    (урок-семинар по литературе в 10 классе,

    рассчитанный на 2 урока)

    Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрывают их духовные поиски; Просматриваем произведения, сборники стихотворений, связанные с этими моментами жизни. Ученики узнают много нового из жизни уже пройденных писателей.

    Подготовила и провела учительница              русского языка и литературы 2 квалификационной категории МБОУ «Уруссинская гимназия» Ютазинского муниципального района Зиннатуллина Р. Х

                                                                               

     «И сокровенных чувств

                                                                             и тайных мыслей много…»

    Цели урока: 1. Раскрыть своеобразие  творчества писателей, чья жизнь так или иначе была связана с исламом; знакомство с этим периодом их жизни.

    2. Показать значение ислама в духовном становлении личностей А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Бунина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и, вообще, в становлении личности любого человека; определить какие нравственные ценности воспитывает вера в человеке.

    3. Работа по развитию речи: расширение словарного запаса учащихся за счет включения в речь новых понятий; конструирование предложений, преодоление ошибок в их употреблении.

    Оборудование урока: плакаты с цитатами Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, И.В.Гете; презентация «Ислам в творчестве русских писателей»; мультимедийный проектор; портреты писателей, о которых говорится на уроке; Библия для детей; Коран; газеты и книги, содержащие информацию по теме урока.

    Ход урока

           

           Звучит музыка, восточный мотив и затем отрывок из «Подражаний Корану».

    1. Слово учителя.

         Здравствуйте ученики, учителя, уважаемые гости.  Мы начинаем наш урок. Сначала, хотелось бы вспомнить, с творчеством каких писателей мы с вами познакомились за период учебы.

    - А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, Ф.М.Достоевским, И.С.Тургеневым, Н.А.Некрасовым, Н.В.Гоголем, И.А.Буниным.

    А с кем из писателей мы начинаем знакомство?

    - Со Л.Н.Толстым.

    Правильно. Хотелось бы заметить, что многие из перечисленных выше писателей, а также Л.Н.Толстой, к изучению которого мы приступаем, были так или иначе связаны с Востоком, исламом.

    Русские поэты обратили пристальное внимание на лич ность Пророка Мухаммеда и Священный Коран уже в XVI веке. Вслед за этим по приказу Петра I выполнен пер вый русский перевод Корана, который был опубликован в Санкт-Петербурге в 1716 г. Его осуществил известный деятель культуры того времени П.Пост ников. Этот перевод довольно далек от оригинала, ибо сделан на основе неудачного француз ского перевода Дю Рие, дати руемого 1647 годом.

         Позднее, по приказу Екатерины II, Коран был переиздан и переведен знаменитым драматургом  и переводчиком того времени М.И. Веревкиным (1732-1795). Этот перевод, отме ченный большими литератур ными достоинствами, оказал заметное влияние на историю русской литературы. В частнос ти, им вдохновлялся А.С.Пуш кин при написании "Подража ний Корану".

    - Какие стихи А.С.Пушкина из этого цикла вы знаете? («Пророк», цикл стихотворений «Подражания Корану», состоящий из девяти частей.) Кто еще написал стихотворение с таким названием? (М.Ю.Лермонтов).

    II. Реализация индивидуального задания.

    На дом даны были индивидуальные задания: некоторые из вас должны были подготовить сообщения на темы «А.С.Пушкин и ислам», «Ф.М.Дос-тоевский и ислам», «Л.Н.Толстой и ислам».

    - Один из учеников (N) выступает с докладом по теме «А.С.Пушкин и ислам».

    III.  А теперь вспомним строки «Пророка».

    - Один ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «Пророк» наизусть.

                                    

                            Духовной жаждою томим,

    В пустыне мрачной я влачился,

    И шестикрылый серафим

    Па перепутье мне явился; 

    Перстами легкими как сон

    Моих зениц коснулся он:

    Отверзлись вещие зеницы,

    Как у испуганной орлицы.

    Моих ушей коснулся он,

    И их наполнил шум и звон:

    И внял я неба содроганье,

    И горний ангелов полет,

    И гад морских подводный ход,

    И дольней лозы прозябанье.

    И он к устам моим приник,

    И вырвал грешный мой язык,

    И празднословный и лукавый,

    И жало мудрыя змеи

    В уста умершие мои

    Вложил десницею кровавой.

    И он мне грудь рассек мечом,

    И сердце трепетное вынул,

    И угль, пылающий огнем,

    Во грудь отверстую водвинул.

    Как труп в пустыне я лежал.

    И Бога глас ко мне воззвал:

    «Восстань, Пророк, и виждь, и внемли.

    Исполнись Волею моей,

    И, обходя моря и земли,

    Глаголом жги сердца людей».

            На проекторе появляется стихотворение «Пророк». Подчеркнуты именно те строки, о которых рассказывает учитель.

    Слово учителя.

            Стихотворение «Пророк» — по праву считается про граммным для творчества А.С. Пушкина. Истоком для него послужили, по мнению специалистов, суры Корана, повествующие о явлении Пророку (САС) ангела Гавриила (Джабраила), давшего ему прочесть «свиток» повелений Божиих, а также сура, говорящая о втором видении, когда Мухаммед получил повеление встать, проповедовать и воз величивать Господа.

    Стихотворение, конечно же, не является точным пе ресказом сюжетов Корана. Пушкин использует в нем и дру гие предания из жизни Пророка Мухаммада, к примеру, об «очищении сердца» Пророка архангелом.

            Здесь уместно привести высказывание Ф. М. Достоевского: "Вот «Под- ражания Корану»: разве это не самый дух Корана... Нет, положительно скажу, не было поэта с такой всемирной отзывчивостью, как Пушкин".

            А вот несколько слов о самом Ф.М.Достоевском.

             

    IV. Реализация индивидуального задания.

    -  Учащиеся 10 класса гимназии выпускают газету «Большая перемена». Являясь корреспондентом этой газеты, Фахрутдинова Катя решила взять интервью у доцента кафедры русской литературы Башкирского государственного университета Валентины Васильевны Борисовой.

     

               Даже само сопоставление двух понятий «мир Достоевского» и «мир ислама» может шокировать тех, кто привык воспринимать наследие Федора Михайловича как «русскую идею» по преимуществу, как убежденность в «исключительности спасительного православия» Но опыт великого русского писателя и мыслителя, оказывается, шире. Да, он переживал за Россию и мечтал о ее величии. Да, он был христианином. Но при этом, оказывается, личное общение с искренними мусульманами и осмысление духовного опыта Пророка Мухаммада были очень важны для него. Более того, он понимал глубинное единство авраамических религий. И его наблюдения не утратили актуальности и в наши дни. Об этом мне довелось поговорить с доцентом кафедры русской литературы Башкирского государственного университета Валентиной Васильевной Борисовой.

         

    Кор. - Как вы считаете, действительно ли Ф.М.Достоевский глубо ко интересовался исламом?

    - Внутренний мир Достоевского шире узких школьных штампов и сложившихся представлений о нем. Его мысль всегда находилась в поиске, а пережитый личный жиз ненный опыт был огромен. Напом ню, он испытал мгновения, когда приговоренных к смертной казни внезапно помиловали, он познал российскую каторгу, общался как с падшими, униженными и оскорб ленными, так и с мудрецами и влас тителями своего времени,

           А исламом он интересовался очень глубоко, поскольку имел жи вой опыт общения с мусульманами. Не нужно забывать, что молодой Достоевский 9 лет прожил в Азии: сначала в Омске на каторге, затем 4 года в Семипалатинске. И самым близким и дорогим для Федора Ми хайловича в последние годы пре бывания в Азии стал известный и тогда, и сейчас востоковед, заме чательный человек Чокан Чингисович Валиханов. Как известно, он был моложе Федора Михайлови ча, но, тем не менее, именно он много рассказал писателю о куль туре ислама, о других восточных религиях, в частности, о буддизме. Память о дружбе двух великих лю дей, классиков русской и казах ской литературы, по сей день чтят в Казахстане, где в Семипалатинске открыт литературно-мемориальный музей Достоевского.

    Не нужно забывать, что у Досто евского был опыт живого общения и с другими мусульманами. Напомню детали его знаменитого каторж ного романа «Записки из Мертвого дома». Там есть замечательные страницы, рассказывающие о том, как писатель общался с молодым дагестанским татарином, мусуль манином Алеем, какие долгие раз говоры проходили между ними.

    Есть один удивительный момент, который заставляет осознать, что Достоевский выступал тогда не только в роли учителя молодого му сульманина, своеобразного «мис сионера» или «проповедника» пра вославной веры. Он и сам многому научился от него. Вот смотрите: Алей, слушая рассказы Достоев ского о Христе, воскликнул; «Иса - Божий человек! Иса хоро шие слова говорил! Ведь то же са мое и в нашей Книге, в Коране, на писано». Может быть, именно тогда Федор Михайлович впервые почувствовал эту «перекличку» между христианством и исламом, понял, что Коран и Библия, Коран и Еван гелие - это родственные Книги. На мой взгляд, Достоевский еще тогда пришел к пониманию генетическо го родства, близости двух великих мировых религий.

         Кор. - Да, люди часто воспринимают тюремные испытания лишь как тяж кое наказание. Но на жизненном пути Достоевского, по воле Все вышнего, появились некнижные, живые мусульмане, как просвещен ный ученый Валиханов, так и про стые братья из Дагестана. Вряд ли, оставшись жить в Петербурге, он смог бы сблизиться с такими новыми для него людьми. Но Достоевский не только описывал встретившихся ему людей, но и пытался осмыслить об разы далекого прошлого.

        - Несомненно, его волновала личность Пророка Мухаммеда. В романе «Преступление и наказа ние» звучат слова Раскольникова о Пророке Мухаммаде»: «О, как я понимаю Пророка с саблей на ко не! Велит Аллах, и повинуйся, дро жащая тварь». Нетрудно заметить, что в сознании Раскольникова воз никает образ жестокого лидера - но может ли мусульманин согла ситься с таким взглядом? Конечно, нет, Ведь для мусульман Магомет (как говорили в России в XIX в., хо тя Достоевский знал, как по-насто ящему звучит имя - Мухаммад) - такой же совершенный человек, как Иисус Христос для христиан. Здесь литературный герой искажа ет образ Пророка. Он совершает грубую религиозную ошибку. Автор ее исправляет.

       Кор. - Каким же образом?

       - Он не соглашается со своим героем, трагически ошибающимся в том, что Христос да и Мухаммед - это противопоставленные друг другу идеалы. Такая оппозиция - только в сознании Раскольникова. Единство этого пророческого ря да: Христос, потом Мухаммед - восстанавливается в конце романа.

    На самом деле, опыт пережива ния и осмысления Достоевским ис ламских ценностей уникален для его времени. Не стоит забывать, что тогда даже образованные лю ди, воспитанные русской культу рой, как и другие европейцы, просто не имели прямой информации об исламе - переводы Корана де лались не мусульманами и с «имперско-миссионерскими» целями,  классические труды по шариату и истории мусульман переведены не были. По сути, только сейчас, на рубеже но вого тысячелетия на наших глазах растет фундамент знаний об исла ме для читающих и мыслящих по-русски. А тогда большинство было уверено, что «спящий Восток» хра нит лишь волшебные сказки да за тейливые «арабески», а его вера полна предрассуд ков и рутины.

    И удивительно, насколько Досто евский сумел опередить свое время в понимании преемственности про роков Единобожия и в личном сочув ствии к Пророку Мухаммаду.

    - Спасибо за интервью.

    V. Реализация индивидуального задания.

    - Действительно, Ф.М.Достоевский очень хорошо знал нравственные ценности ислама. Но в русской литературе мы можем назвать еще одного писателя, который был не только хорошо осведомлен в исламе, но и назвал себя добрым магометанином. Об этом писателе расскажет нам Хасанова Айгуль.

                     

    Хасанова Айгуль делает небольшое сообщение на тему «Л.Н.Толстой и мировые религии» (Сообщение в приложении).

        - Спасибо Айгуль за сообщение.

    -А сейчас сделаем небольшую паузу. Если хотите, чтобы у вас была прямая осанка, крепкие мышцы спины, гордо сидела голова на плечах, необходимо делать такие упражнения (физкультминутка).

    - Спасибо.

    -Итак, ребята, о каких писателях, связанных тем или иным способом с исламским Востоком, мы узнали из докладов наших одноклассников и из интервью нашего корреспондента.

    -  А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой.

    - Хорошо. А вот чему учит вера, от чего предостерегает, к каким поступкам побуждает. На эту тему вы должны были дома подобрать пословицы и поговорки. Пожалуйста, зачитаем их.

    VI. Проверка домашнего задания и беседа по нему.

                                                Пословицы о вере

    Вера спасает.

    Вера животворит.

    Вера и гору с места сдвинет.

    Всякая неправда грех.

    Что запасешь, то и с собой понесешь (т. е. на тот свет).

    Бог любит праведника, а черт ябедника.

    Всяк язык бога хвалит. Всяк по-своему бога хвалит.

    У них вера хороша (говорят о народе, т. е. нравственность).

    Без добрых дел — вера мертва (или: нема) пред богом.

    Суди бог того, кто обидит кого.

    Кто кого обидит, того бог ненавидит.

    Обиженна слеза не канет на землю, а все на человеческую голову.

    Бедного обижать — себе добра не желать (или: гибели искать).

    Свое горе — велик желвак; чужая болячка — почесушка.

    Кто завидлив, тот и обидлив.

    Кто кого сломит, тот того и топчет.

    Чего сам не любишь, того и другому не чини (или: не желай).

    Обиженного обижать — двойной грех (или: два греха).

    Не из чести переносят вести.

    Кто переносит вести, тому бы на день плетей по двести.

    По делам вору и мука..

    Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

    Господин гневу своему — господин всему.

    Клевета что уголь: не обожжет, так замарает.

    Правда груба, да богу люба. Правда гневна, да богу мила.

    Кто врет, того бы под гнет.

    Смиренье — богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье.

    - Что воспитывает вера в людях? (Воспитывает настоящего Человека.)

    - Исходя из ваших пословиц, к какому выводу можно прийти? К чему побуждает вера?  (Говорить только правду, а не ложь. Не ябедничать, не обижать других людей, а в особенности сирот и обиженных, не завидовать. Входить в положение других людей, а в трудную минуту стараться помочь им. Если занимаешь какое-либо положение в обществе, не кичиться этим, и, пользуясь своим положением, не тиранить нижестоящих, справедливо относится к ним.  Не желать другим людям зла, а желать только  того, что сам любишь. Вера учит не сплетничать, не заниматься воровством. Запрещается пьянство, особенно губительно пьянство женщин.)

    - Почему запрещается пьянство? Чем оно губительно для женщин? К чему приводит? ( Из-за пьянства происходят всякие преступления, убийство, воровство, драки, даже между мужчинами и женщинами. Распадаются семьи, от этого страдают дети, увеличивается количество сирот, детских домов. Рождается очень много умственно отсталых детей, детей - уродов. И все это из-за одного пагубного греха – пьянства.)  

    - Что совершенствует в человеке вера? (Его характер, поступки, поведение.)

    - Какие качества характера воспитываются в человеке? (Смиренье, послушание родителям, уважительное отношение к взрослым, терпение.)

    - Действительно, этих качеств нам очень не достает сегодня, а вера это  воспитывает в человеке.

                

            VII. Слово учителя.

        - Хочется сказать, что не только А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой были близки к исламскому Востоку. Еще один поэт русской литературы, о котором мы даже не подозревали, что он был каким-то  образом связан с Востоком. Это И.А.Бунин.

           Можно сказать, что он не был «первопроходцем» в загадочный для России исламский Восток. Да, Бунин смог изобразить в своих произведениях

    много, нового, о чем его великий предшественник, А.С.Пушкин, и не смел мечтать. Во-первых, спустя почти век после Пушкина было переведено немало восточной поэзии и книг по истории. Во-вторых, отношение общества, особенно интеллигенции, к мусуль манам смягчилось - европейцы бо ролись за утверждение принципов свободы совести, а Российская импе рия была вынуждена принять 17 ап реля 1905 - года (впервые в своей ис тории!) «Закон о веротерпимости»; в Петербурге была построена роскошная мечеть «а-ля Самарканд».

    Но главное, у Бунина со време нем накопился собственный опыт пребывания в исламском мире и живого общения с людьми, представ лявшими разные национальные тра диции исламской цивилизации. На карте его путешествий - Турция в 1903 г., Египет, Сирия, Палестина в 1906 г., Алжир, Сахара и Тунис в 1910г. А скольких мусульман он встретил, во время путешествия по Индийскому океану к Цейлону, а за тем в тяжкие дни бегства от больше виков через Стамбул! О бунинском «погружении в ислам» - мы можем прочесть в воспоминаниях жены по эта Веры Муромцевой. Он издал первый и единственный (!) в истории русской поэзии сборник «Ислам». Он долго копил впечатле ния, публиковал отдельные стихи, но лишь после принятия «Закона о веротерпимости» осмелился выпус тить, сборник со столь вызывающим (для того времени и русской литера турной традиции) названием. Со ратники-литераторы встретили его с изумлением, но в целом доброжела тельно.  Лучшие его «восточные стихи» - продолжение пушкинской попытки «подражания Корану». Важ но, кстати, что он не посмел назвать эти стихи, как Пушкин, очевидно понимая внелитературный источник происхождения Книги. Ведь подра жать может поэт поэту, художник художнику. Но у Корана - Великий и Таинственный Автор, Творец ми ров. Пророк Мухаммад - вовсе не «автор», как казалось (и кажется сейчас) многим европейцам. Он - слушатель и передатчик слов, со шедших к нему свыше.  

               

            Проклят тот,

            Кто велений Корана не слышит.

                                    Проклят тот,

                                    Кто угас для молитвы и битв,-

                                    Кто для жизни не дышит,

                                    Как бесплодный геджас.

         

          - Что такое геджас? Дается объяснение слова геджас.

    VIII. Итог урока.

    - Итак, как вы думаете? Почему такие известные личности писали об исламе, интересовались исламским Востоком? (Они видели ее чистоту, красоту, силу, способность предотвратить очень многое.)

    - А в заключение небольшое тестирование (Тест в приложении).    

    IX. Домашнее задание.

    Выучить на выбор стихотворение А.С.Пушкина, И.А.Бунина, М.Ю.Лермон-това, связанные с исламским Востоком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок – путешествие по математике Тема урока: «Сложение двузначных чисел в пределах 20 без перехода через разряд». 2 класс

    Урок – путешествие по математике. Тема урока:«Сложение двузначных чисел в пределах 20 без перехода через разряд». 2 класс....

    Тема урока: Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивания». для учащихся 10-х классов

    1.Совершенствование перехода через планку (препятствие) с приземлением (без падения с опорой на стопы ног) и дальнейшим движением (прикладные действия). 2.Способствование развитию координации движени...

    Тема урока Повторение и обобщение по теме «Свойства степени с натуральным показателем» 7 класс

    Тема урока : Повторение и обобщение по теме «Свойства  степени с натуральным показателем» 7 класс...

    Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

    Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...

    Тема урока: «Искусство и духовная жизнь». Тип урока: освоение и закрепление нового материала Технология обучения: информационно-коммуникативные технологии Формы работы: школьная лекцияcприменением мультимедийной презентации Планируемые результаты: Учащи

    презентация урока Тема урока:«Искусство и духовная жизнь».Тип урока: освоение и закрепление нового материалаТехнология обучения: информационно-коммуникативные технологииФормы работы: ...