3 урок Тема урока: «Маленький принц»: вечные истины в сказке А. де Сент-Экзюпери
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Машукова Людмила Петровна

В данном документе представлен третий урок из  системы уроков литературы по философской сказке-притче А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц", проводимых в 6 классе. Система всего состоит из 3 уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 урок

Тема урока: «Маленький принц»: вечные истины
в сказке А. де Сент-Экзюпери

УМК: Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. Ч.2 / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной.-М.: Просвещение,2012.

Литература: Сент-Экзюпери Антуан де. Маленький принц: рисунки автора / Антуан де Сент-Экзюпери; [пер. с фр. Норы Галь]. – Москва: Эксмо, 2016.

Тип урока: урок-беседа (урок внеклассного чтения)

Цели:

1)        Образовательные:

- раскрытие общечеловеческих вечных истин в сказке А. де Сент- Экзюпери;

2)        Развивающие:

-развитие нравственных качеств личности, навыков диалогической и монологической речи;

-развитие творческих способностей учащихся;

3)        Воспитательные:

-воспитание у учащихся чувства ответственности за свои слова, поступки;

-воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям;

Оборудование: мультимедийная презентация, фильм «Маленький принц» (1974)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Маленький принц»: вечные истины в сказке А. де Сент-Экзюпери.

  1. Мотивация к уроку

Ребята, сегодня на уроке мы с вами обратимся к экранизации философской сказки-притчи Экзюпери «Маленький принц» – фильму 1974 года «Маленький принц», а также сами попробуем разыграть некоторые сцены из сказки.

  1. Этап изучения нового материала

Эпизод встречи летчика и принца.

Ребята, как режиссер фильма

подчеркивает близость мировосприятия героев?

Ребята, а как вы поняли по эпизоду, что герои одиноки?

Обратимся к эпизоду приручения принцем лиса.

Посмотрите, как обыгран этот момент в фильме?

Ребята, а какие истины открывает Лис маленькому принцу?

Для начала разберемся, что такое истина. 

Это новое слово, которое обогатит ваш словарный запас. 

Дома вы должны были в словаре найти лексическое значение этого слова.

Каким синонимом мы можем заменить слово истина?

Итак, какие же уроки истины дает Лис принцу?

– Что значит приручить? (учитель просит учеников найти определение в словаре Ожегова)

А как Мудрый Лис объясняет значение этого слова Маленькому принцу?

Разыграйте сценку по эпизоду, где Маленький принц задает Лису этот вопрос и Лис отвечает ему.

Смотрите, ребята, вдалеке от Розы Маленький принц понимает как она ему дорога! Он начинает понимать, что его роза – не одна из миллионов роз, а единственная!

И когда он еще раз пришел посмотреть на розы, растущие в саду, он произносит совсем уже другие слова!

Разыграйте эту сцену!

Ребята, что же понимает Маленький принц в этот момент?

Ребята, истины, которые Лис открывает принцу, превратились в афоризмы. Что такое афоризм?

Ребята, а какие еще истины раскрываются в «Маленьком принце»? (Поясните, как вы их понимаете).

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

Ребята, так что же оказывается по-настоящему ценным в жизни?

Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, вы не забудете заветов Мудрого Лиса и заповедей Маленького принца.

Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку может грозить одиночество даже среди толпы, что не имеющий корней – обречён на гибель.

  1. Объяснение домашнего задания

Ребята, дома вам нужно написать сочинение на одну из тем:

  1. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»;
  2. «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»;
  3. Какие из уроков Маленького принца вас затронули больше всего и почему?

В этом эпизоде режиссер добавил рукопожатие героев (летчик и принц протягивают друг другу руки, будто бы притягиваются друг к другу две одинокие души, которые наконец-то обрели родственного по миропониманию человека)

Во взгляде героев чувствуется грусть, одиночество, но после того, как летчик показал принцу свой рисунок из детства и принц его понял, в глазах у летчика выразилась радость и счастье, что его понимают

Маленький принц приходил к Лису каждый день. Сначала Лис пугался каждого движения принца, обращенного к нему; потом Лис позволяет принцу погладить его, *подурачиться с его прической* , и он счастлив от внимания принца. Постепенно принц совсем приручает Лиса.

ИСТИНА, – ы, ж. 1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Объективная и. Стремление к истине. 2. То же, что правда (в 1 знач.). Его слова близки к истине. 3. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. Старые истины. Избитые истины (опошленные частым повторением). * На путь истины направить (наставить) кого – на правильный путь, к правильным действиям. Святая истина (книжн.) – непререкаемое положение, утверждение.

Правда

«На Земле чего только не бывает!»

 «Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится!»

 «Узнать можно только те вещи, которые приручишь»;

«Слова только мешают понимать друг друга»

 «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»;

«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»;

В словаре Ожегова это слово объяснено так:

« ПРИРУЧИТЬ – Приучить к человеку, сделать ручным, послушным»

В прямом смысле «приручить» означает «укротить дикое животное», «сделать его ручным»

Сценка учеников

-Я ищу друзей, – сказал маленький принц. А как это – приручить?

- Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. – Оно означает: создать узы.

- Узы?

- Вот именно, – сказал Лис. – Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...

- Я начинаю понимать, – сказал Маленький принц. – Есть одна роза... Наверно, она меня приручила...

Сценка ученика по этому эпизоду:

Маленький принц пошел взглянуть на розы.

— Вы ничуть не похожи на мою розу, – сказал он им. – Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный в целом свете.

Розы очень смутились.

— Вы красивые, но пустые, – продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она – моя.

Теперь Маленький принц знает, что его роза – единственная, потому что он ее «приручил». Она одна дороже ему всех роз на свете, потому что только ей он отдал частицу сердца, частичку себя. Он приручил её и теперь за нее в ответе.

«Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение»; то есть это не просто выразительная мысль, а мысль, которая позволяет сделать для себя какие – то выводы.

«Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты – это твои действия, и нет другого тебя». (Поступки, действия человека раскрывают его «внутреннее содержание»).

«Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». (Осудить другого человека всегда легче, чем оценить свое поведение. Поистине мудрый, искренний человек способен дать справедливую оценку своим действиям, словам, мыслям).

 «Тщеславным людям всегда кажется, что все ими восхищаются». «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал». (Слово тщеславие означает кичливое высокомерие, любовь к славе, почитанию. Следовательно, тщеславные люди не видят и не хотят слышать ничего, кроме их почитания и восхваления).

«Короли ничем не владеют. Они только царствуют».

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

«У каждого человека свои звезды. Одним – тем, кто странствует, они указывают путь. Для других это просто огоньки».
«— Знаешь, отчего хороша пустыня? – сказал он.
— Где-то в ней скрываются родники…»

 

Любовь, дружба, верность…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» (2 ЧАСА)

Цели:познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери; расширить представления о литературной сказке; проследить иносказательный смысл сказки; воспитывать гуманизм; дать представл...

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...

План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"

Этапы урока:            1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...

ВЗРОСЛАЯ МУДРОСТЬ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА (урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц». Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема урока: С. Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка.

Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цели урока: Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия: решать проблемную задачу.Образовательна...

Сценарий спектакля «Маленький принц» (по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери)

Если у вас в школе есть свой театр, если вы любите сказку "Маленький принц", этот сценарий для вас. Можно добавить музыкальное оформление....

Конспект урока по физической культуре в 8 классе. Тема урока: Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)

Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)Цель урока:  обеспечить усвоение обучающимися техники ловли и передачи мяча в движении, ведению мяча по прямой.Задачи:общеобраз...