Литературное чтение
план-конспект по литературе на тему

В данном разделе представлены конспекты уроков по литературному чтению к учебнику Ефросининой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»

Цели: 1) учить детей анализировать стихотворение;

        2) дать понятие «олицетворение»;

        3) развивать устную речь учащихся;

        4) воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: портрет поэта, рисунки детей на тему: «Весна», «Зима»,              

                           аудиозапись «Времена года».

Метод: эмоционально – понятийный.

Тип урока: объяснение нового материала.

Перспектива: научить правильно читать.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Изучение нового материала.
  1. Сообщение темы и цели читаемого.
  2. Подготовка к восприятию текста. Вступительное слово учителя.

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) – русский поэт, современник Жуковского, Пушкина, Некрасова, Толстого. Это был умнейший, исключительно образованный человек своего времени. Поэт покинул Россию, когда ему исполнилось 18 лет. Лучшее время своей жизни, 22 года, он провел за границей.

        Лирику Тютчева можно представить как философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Однако эти темы очень тесно переплетаются в каждом стихотворении.

        В пейзажной лирике Тютчева изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино. Природа – основная тема творчества Тютчева. Он верил в ее таинственную жизнь. Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. Это мы подробнее рассмотрим сегодня в стихотворении «Зима недаром злится…».

        3) Первичное чтение стихотворения учителем.

        4) Проверка первичного восприятия.

- Что я прочитала?

- Кто автор?

- Как называется?

        5) Повторное чтение произведения 2-3 учащимися.

        6) Анализ прочитанного.

- О чем прочитали данное стихотворение?

- Найдите и прочитайте описание Зимы?

- Почему Зима злится? Найдите и прочитайте.

Параллельно с анализом стихотворения проводится словарная работа.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора.

-как вы понимаете смысл первой строки? Что значит «недаром»?

Недаром – не без причины, не без цели (словарь Ожегова).

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит

***

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя

Взбесилась – пришла в ярость, сильный гнев.

Дитя – ребенок.

- Как поэт описывает Весну, какие слова употребляет. Найдите и прочитайте.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

***

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Пуще – больше, сильнее.

***

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Наперекор – не согласна.

- Найдите и прочитайте, как встречает Весну природа?

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон,

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Нудит – принуждает, заставляет.

Физминутка

- Почему Тютчев пишет слова «Зима», «Весна» с большой буквы даже в середине строк стихотворения? (обращается как с живыми существами).

- Поэт использует прием, который называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – свойствам неживого предмета приписываются свойство живого.

- Найдите и прочитайте в стихотворении олицетворение (1,3,4,5 четверостишие).

- Как представляет Зиму, Весну поэт? Обобщение выше сказанного.

- посмотрите на доску, здесь мы видим ваши рисунки. Расскажите, какую зиму, весну вы нарисовали?

- теперь прослушаем аудиозапись. Подумайте, как композитор выразил природу в музыке.

- Какой можно сделать вывод о данных временах года? Какой может быть зима, весна? (каждое время года хорошо по своему, может быть в трех стадиях: начало, середина, конец. Погода в это время разная и привлекает нас своей переменой )

7) Практическая часть. Работа над текстом стихотворения в тетради.

- Перед вами текст стихотворения. Расставим паузы, интонацию, определим рифму (1 четверостишие написано на доске, у доски работает 1 учащийся, остальное выполняется с комментированием учащихся с места).

3. Подведение итогов урока.

- Какое произведение мы сегодня читали?

- Кто автор?

- С каким литературным приемом познакомились?

- Что такое олицетворение?

4. Выставление комментируемых отметок.

5. Задание на дом: стр. 96 , вопрос 4.

6. Организованное завершение урока.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа №21

Конспект  открытого урока

по литературному чтению

3 «Б» класс

Тема: Чтение и анализ рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»

Учитель: Конакова Е.А.

декабрь, 2009

Цели:

  1. Продолжать знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого.
  2. Научить через ключевые слова постигать суть произведения, понимать его идею; обучать умению находить ключевые слова, составлять «картинный» (рисованный) план.
  3. Развивать навыки выразительного чтения; воображение, творческое мышление, память, связную речь учащихся.
  4. Воспитывать смелость, формировать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызывать сопереживания детей к героям рассказа.

Оборудование:

  1. Учебник, тетрадь на печатной основе.
  2. Портрет писателя.
  3. Определения понятия «ключевые слова», высказывания М.Цветаевой, А.Пушкина.
  4. Аудиозапись рассказа.
  5. Компьютерная презентация к уроку.

Технические средства обучения:

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Компьютер.
  3. Аудиомагнитофон.

Метод: проблемный.

Тип урока: комбинированный.

Перспектива: подготовка к анализу более сложных художественных произведений.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация ранее изученного.

- Какое произведение мы изучили на прошлом уроке?

-Кто автор?

-Кто является главными героями?

-Какие чувства вы испытали, при чтении данного рассказа?

- Какова основная мысль данного рассказа?

-Может ли существовать дружба между животными?

         Вспоминая рассказ Тургенева «Воробей», последний абзац данного произведения ясно выражает главную мысль рассказа Толстого «Лев и собачка»: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, любовью держится и движется жизнь».

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством Л.Толстого, прочитаем и проанализируем рассказ «Прыжок». Давайте вспомним основные моменты биографии и творчества автора.

- каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донес до читательского сердца то, что его самого волнует до глубины души. У писателей для этого есть свои методы, формы и средства. И они самые различные.

        Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль, то есть идею. А для этого мы должны уметь, во-первых, внимательно слушать текст, во-вторых, уметь вчитываться в текст произведения, и наконец, уметь рассуждать с опорой на текст.

        Давайте обратимся к высказыванию М.Цветаевой (дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова Цветаевой).

        «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов».

Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов.

        А еще мы поучимся находить в тексте слова, которые помогаю понять эмоциональное состояние героев, их поступки, а также помогают раскрыть суть рассказа, его идею. Такие слова называются ключевыми. Ключевые слова – слова, помогающие раскрыть истинный смысл произведения, постичь его «тайну».

4. Словарная работа.

Прежде чем прочитать текст, уточним значение незнакомого слова.

Аршин – старая русская мера длины.

5.Первичное чтение и восприятие текста.

Текст читает учитель.

- Произведение какого жанра я прочитала? (эпос - рассказ)

- Как называется рассказ? Кто автор?

- Назовите главных героев.

- Где происходит событие?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Чтение   произведения учащимися.

- Сейчас прочитаем текст по цепочке.

- Почему автор утверждает, что это рассказ-быль?

7.Анализ произведения по содержанию с опорой на ключевые слова.  Составление блок-схемы.

-Назовите основные части рассказа. (интерактив.)

*вступление.

*завязка.

*развитие действия.

*кульминация.

*продолжение действия.

*развязка.

Работа по вопросам с опорой на ключевые слова, заполнение схемы.

*вступление.

- Почему весь народ был на палубе? (погода была тихая).

- О каких персонажах говорит здесь автор? (обезьяна, народ: матросы)

 *завязка.

-Что происходит на корабле? Как ведет себя обезьяна? Как ведут себя люди? (дети зачитывают ключевые слова: обезьяна вертелась, забавлялась, корчилась, передразнивала, еще больше расходилась; люди забавляются .)

-Как вы понимаете фразу «еще больше расходилась»? как это можно сказать другими словами?

*развитие действия.

-Найдите в тексте о том, что сделала обезьяна со шляпой?

-Как повел себя мальчик в первые две минуты, оставшись без шляпы, зачитайте.

-Как ведут себя матросы? (громче стали смеяться)

-Как дальше развивались события?

-Как вы понимаете фразу «мальчик раззадорился»?

-Обратите внимание, какие глаголы употребил автор, характеризуя действия мальчика. Зачитайте.

-Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика?

*кульминация.

-Найдите и прочитайте кульминацию рассказа.

-От чего мальчик опомнился? Какими слова автор передает угрозу жизни мальчика? Прочитайте.

*продолжение действия.

-Какой новый персонаж появляется в 7 абзаце?

-Зачем он вышел из каюты?

-Что сделал капитан, увидев сына на мачте?

- Что происходит с мальчиком? (мальчик шатался, но не понимал)

- Что заставило мальчика прыгнуть вниз? Найдите цитату в тексте. (прыгай, или застрелю).

*развязка.

- Что случилось с мальчиком? Как ведут себя матросы? (мальчик – «точно пушечное ядро  шлепнуло тело мальчика в море» - сравнение – одно из средств образной выразительности. Оно помогает представить быстроту прыжка. Все переживали за жизнь мальчика).

-Что произошло с капитаном, когда он все это увидел?

-Почему капитан плакал? Что душило его? (чувство тревоги за сына, он мог убить его. Плакал от потрясения и от счастья, что сын остался жив)

        Составление полной блок-схемы.        

*вступление. На корабле.

*завязка. Проказы обезьяны.

*развитие действия. Погоня за обезьяной.

*кульминация. На перекладине.

*продолжение действия. Решение отца.

*развязка. Прыжок.

- Понятно ли вам, почему капитан грозил застрелить сына? Было ли у него время подумать, как иначе спасти сына? (времени не было, надо было сразу принимать решение).

- Можно ли винить обезьяну, в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье? (пожалуй, не, ведь она не человек, и для нее все было игрой).

-Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает нам эту историю? (этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья-то жизнь. В рассказы «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он упал   на палубу и разбился).

        Посмотрите на доску и скажите, какая пословица выражает главную мысль произведения? («Все хорошо, что хорошо кончается»)

- Какие слова помогли нам раскрыть идею произведения? (ключевые).

- Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти)

- Можно ли название рассказа считать «ключевым словом»? (да, это вытолкнутый на поверхность смысл произведения).

8.Итог урока.

Работа с высказыванием А.С.Пушкина.

«Чтение – ничто: осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное - совершенство»

- Прочитайте высказывание А.С.Пушкина. согласны ли вы с мнением великого поэта? Как вы думаете, почему мы обратились именно к этим словам Пушкина? (не только прочитали рассказ, но и смогли осмыслить и прочувствовать то, что хотел сказать читателю автор.)

        Если автор решил рассказать нам об этом, значит, он хочет, чтобы и мы учились совершать поступки, принимать решения в той или иной ситуации, не трусили, когда нужно проявлять храбрость.

-Как называется рассказ, который мы прочитали? Кто автор?

-Что на уроке вам запомнилось больше всего?

9.Выставление комментированных оценок.

10.Домашнее задание: стр.115-117 выр.чит., вопр.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лев Николаевич Толстой

Слайд 3

Орден Святой Анны знак ордена св. Анны 2-й степени Учредитель Павел I Статус За государственную службу и воинские подвиги. Девиз «Любящим правду, благочестие и верность»

Слайд 4

Рассказы Л.Н.Толстого Художественные Научно- познавательные ? ? ? ?

Слайд 5

Рассказы Л.Н.Толстого Художественные Научно- познавательные «Два брата» «Лебеди» «Лев и собачка» «Зайцы»

Слайд 6

«А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов».

Слайд 9

Схема Вступление Завязка Развитие действия Кульминация Продолжение действия Развязка

Слайд 10

Схема Вступление На корабле Завязка Проказы обезьяны Развитие действия Погоня за обезьяной Кульминация На перекладине Продолжение действия Решение отца Развязка Прыжок

Слайд 11

1. Где смелость, там и победа. 2. Всё хорошо, что хорошо кончается. 3. Делу время, а потехе час.

Слайд 12

«Чтение – ничто; осмысленное чтение –кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное - совершенство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".

В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Календарно – тематическое планирование рабочей общеобразовательной программе для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение (литературное чтение)» 6 класса

Календарно-тематическое планирование учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному ра...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) на 2019-2024 годы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)»

Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного курса  "Чтение (Литературное чтение)". Цель программы - обучение чтению и развитие речи детей с лёгкой умственно...

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...