Урок - зачёт в 8 классе по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, и Н.В.Гоголя
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

 

Цели урока:

 

* Выявить знания по содержанию повести «Капитанская дочка», комедии «Ревизор», поэмы «Мцыри»;

* показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеобразия данных произведений;

* расширить представления учащихся об историческом прошлом Родины;

*формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма;

* развивать эмоциональное восприятие художественного текста;

*развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать  обстоятельства, в которых действуют герои, использовать авторские описания в характеристике героев, аргументировать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок – зачёт по творчеству А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и М.Ю.Лермонтова.

Цели урока:

* Выявить знания по содержанию повести «Капитанская дочка», комедии «Ревизор», поэмы «Мцыри»;

* показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеобразия данных произведений;

* расширить представления учащихся об историческом прошлом Родины;

*формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма;

* развивать эмоциональное восприятие художественного текста;

*развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать                                            обстоятельства, в которых действуют герои, использовать авторские

 описания в характеристике героев, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: тексты, карточки, тесты, тетради, портреты Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

Ход занятия.

 1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и основной цели урока.

Сегодня мы  проведем урок – зачёт по произведениям  классиков русской литературы, изученных в 1 полугодии.  Это повесть «Капитанская дочка», комедия «Ревизор», поэма «Мцыри». Портреты авторов этих произведений висят на доске. В ходе урока мы выясним, как вы знаете содержание данных произведений, умеете ли работать с текстами и делать свои аргументированные выводы на заданные мною вопросы.

3. Вступительное слово учителя.

Я сегодня пригласила вас не просто на зачёт, а на зачёт за чашкой чая. Скоро Новый год, и хочется чего-то необыкновенного. Поэтому мы с вами будем пить чай с конфетами и печением, для лучшей         работы ваших мозгов, и выполнять те задания, которые я вам предложу.

Итак, перефразируя русскую пословицу, потехе час - делу время, начнём.

Блиц – опрос.

1.Имя Гоголя.

( Николай)

2. Кому из этих известных людей матерью была внучки Ганнибала А. П., сына эфиопского князя, попавшего в Россию ок. 1706 г. (Арап Петра Великого), Надежда ОсиповнаГаннибал.

 (А.С.Пушкин)

3. С кем из этих известных людей произошла следующая история: Осенью 1839 года С.Т.Аксаков должен был отвезти в Петербург своего сына. С ним отправилась и его дочь Вера. Аксаков пригласил в нанятый им дилижанс и этого человека, собиравшегося в северную столицу…

«Ехали мы чрезвычайно медленно, потому что лошади, возившие дилижанс, едва таскали ноги, и Гоголь рассчитывал, что на другой день, часов в пять пополудни. Мы должны приехать в Торжок, следственно должны там обедать и полакомиться знаменитыми котлетами Пожарского, и ради таковых причин дал нам только позавтракать… Вместо пяти часов вечера мы приехали в Торжок в три утра. Этот человек  шутил так забавно над будущим нашим утренним обедом, что мы с громким смехом взошли на лестницу известной гостиницы…» после часового ожидания, по словам Аксакова, наконец, появились ароматные, аппетитные котлетки. Но каково было удивление путешественников, жаждавших отведать лакомства, когда все вдруг «перестали жевать и начали вытаскивать из ртов длинные белокурые волосы. Картина была очень забавной…» этот человек  тотчас сочинил по этому поводу уморительную историю, хохот овладел всеми, а слуги, «выпучив глаза» онемев, смотрели на господ! Это курьёзное происшествие, однако, не помешало им продолжить поездку так же приятно и весело, как они и начали её.

(Н.В.Гоголь)

4.Этим поэтом было написано стихотворение «Бородино», а когда 29 января 1837 года скончался Пушкин,  на другой день этот поэт, как говориться, проснулся знаменитым, - такой успех имело его стихотворение «Смерть поэта».

(М.Ю.Лермонтов)

5.Какая книга вызывала у отца Гринева разлитие желчи?

(Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный Календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный Календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то бывало по целым часам не выпускал уж из своих рук.)

6.На слиянии каких рек стоял монастырь, в котором томился герой лермонтовской поэмы « Мцыри» ?

(Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. )

7.Фамилия городничего из "Ревизора"

(Сквозник – Дмухановский)

8. Из какого произведения взяты эти строчки и кто его автор:

«- Прощай, прощай, матушка, - сказал комендант, обняв свою старуху. - Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан. Комендантша с дочерью удалились. Я глядел вослед Марьи Ивановны; она оглянулась и кивнула мне головой. Тут Иван Кузьмич оборотился к нам, и все внимание его устремилось на неприятеля...»

(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)


9.О ком?

  "Как серна гор, пуглив и дик

  И слаб и гибок, как тростник"

( О Мцыри)

 10. Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о петербургской жизни?

(За правду)

11. Как характеризует Петра Гринева дуэль с Швабриным?

(как человека чести)

 12.Кто встречается на пути Мцыри?

( змея, девушка-грузинка, барс)

13.Каковы жизненные идеалы Хлестакова?

(не нуждаться в деньгах, ничего не делать)

14. Каковы жизненные цели и мечты городничего?

(выбиться в генералы)

15. Изменил ли чувству долга и офицерской чести Петр Гринёв?

(нет)

16. Что положено в основу взаимоотношений в чиновничьем мире?

(власть и деньги)

17. Зачем Мцыри бежит из монастыря?

(Монастырь у него ассоциируется с тюрьмой)

18. только ли от истощения гибнет Мцыри?

(Нет. Рухнула мечта о свободе)

19. Что значило «жить» в представлении Мцыри?

20. Действие комедии кончается тем, что чиновники узнают о приезде настоящего ревизора и 5 акт – это немая сцена. Могла ли быть другая развязка комедии.

(нет)

21. Можно ли сказать, что события, происходившие в жизни героев,обычные, житейские события?

Работа по группам.

Сейчас вы определитесь, кто с кем будет работать по карточкам.

Задание следующее: определить, из какого произведения взяты эти строки , кто его автор.

Карточка 1.

1."Конечно" - отвечал Хлопуша, - "и я грешен, и эта рука (тут он сжал свой костлявый кулак, и, засуча рукава, открыл косматую руку), и эта рука повинна в пролитой христианской крови. Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутьи да в темном лесу, не дома, сидя за печью; кистенем и обухом, а не бабьим наговором". Старик отворотился и проворчал слова: "рваные ноздри!"... - Что ты там шепчешь, старый хрыч? - закричал Хлопуша. - Я тебе дам рваные ноздри; погоди, придет и твое время; бог даст, и ты щипцов понюхаешь...

2.      … Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.

 3.О!  насчет врачеванья мы с Христианом  Ивановичем взяли свои  меры: чем ближе к натуре,  тем лучше, - лекарств  дорогих  мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то  и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу  затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает

Карточка 2.


1.Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой - и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.

 2.Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье с нову, а честь смолоду"

 3. У вас там  в  передней,  куда  обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и  шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться  всякому похвально, и почему  ж  сторожу и  не завесть его?  только,  знаете, в таком месте  неприлично...  Я  и  прежде хотел  вам  это заметить, но  все  как-то позабывал.

Карточка 3.



1.Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов отец и мать.
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен, -
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил!

 2.Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала ее, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни. Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали ее, и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: "Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру".

 3.Ну,  конечно, кто же сравнит с Петербургом!  Эх, Петербург!  что  за  жизнь, право! Вы, может  быть, думаете,  что я только переписываю;  нет,  начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: "Приходи, братец, обедать!" Я только на  две минуты захожу в  департамент, с тем только, чтобы сказать: "Это вот  так,  это вот  так!" А там уж чиновник для письма, этакая крыса,  пером  только -  тр,  тр... пошел  писать.  Хотели  было  даже  меня

коллежским  асессором  сделать, да, думаю,  зачем.  И сторож  летит  еще  на

лестнице за мною со щеткою: "Позвольте, Иван  Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу»

Карточка 4.

1.Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать

- и  куды!.. пошел  кутить:  ездит  на  извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет,  а там через неделю, глядь  - и  посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз  все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка...  Ей-богу, правда! И сукно такое важное,аглицкое! рублев полтораста  ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за  двадцать;  а  о  брюках и говорить  нечего - нипочем идут. А  отчего?  - оттого, что делом не занимается:  вместо того чтобы  в должность, а  он идет…

2.  Одна беда: Маша; девка на выданьи, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою".

3. Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен, -
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил!

Составление портрета героев учащимися.

 На краю стола лежит лист бумаги и карандаш. Внизу листочка написана фамилия героя, про которого вы должны написать всё, что о нём знаете.

(ребята пишут)

Зачитаем то, что вы написали.

Чей портрет?

А теперь послушайте отрывки из произведений и угадайте, кто это?

1.На первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Он часто обращался к человеку лет пятидесяти, называя его то графом, то Тимофеичем, а иногда величая его дядюшкою. Все обходились между собою как товарищи, и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шел об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действия.

2..Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чахарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

3. Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.

4."Стыдно тебе, старый пес, что ты, не взирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего, приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили".

5. Вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях! Что прикажешь делать? На грех мастера нет".

6. Молодой человек лет  двадцати  трех,  тоненький, худенький;несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей которых в  канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без  всякого соображения.   Он   не  в  состоянии  остановить   постоянного  внимания  на какой-нибудь  мысли.  Речь  его  отрывиста,  и  слова  вылетают из  уст  его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту  роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

     

 7.  Такие обиды  чинит,  что описать нельзя.

Постоем совсем заморил,  хоть  в  петлю полезай. Не  по поступкам поступает. Схватит за бороду, говорит:  "Ах ты, татарин!" Ей-богу!  Если  бы, то  есть,

чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда  исполняем: что следует на  платья супружнице его и дочке - мы против этого не  стоим. Нет, вишь ты,ему всего этого  мало - ей-ей! Придет в лавку и, что ни попадет,  все берет.

Сукна увидит штуку, говорит: "Э, милый, это хорошее суконце: снеси-ка его ко мне". Ну и несешь, а в штуке-то будет без мала аршин пятьдесят.

Вывод:

Мы сегодня повторили изученные произведения, вспомнили их героев, попытались дать характеристику того времени, в котором они жили, дали характеристику самим героям.

В заключении хотелось бы, чтобы вы выполнили тест по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Тест

  1. К какому роду литературы относится произведение Н.В.Гоголя «Ревизор»?

Эпос

Лирика

Драма

  1. Каков жанр «Ревизора»?

Рассказ         

Комедия         

Роман                  

  1.  Каково происхождение сюжета комедии «Ревизор»?

Придуман Гоголем                         

Подарен автору Пушкиным         

Взят из других источников

        

4.Отметить место действия комедии «Ревизор».

Уездный город                 

Губернский город

Санкт –Петербург        

5.Фамилия действующего лица в «Ревизоре»,утверждавшего, что он «с Пушкиным на дружеской ноге»

Сквозник-Дмухановский

Бобчинский

Ляпкин-Тяпкин

Хлестаков

6. Кто из героев комедии брал взятки борзыми щенками?

Бобчинский                

Ляпкин-Тяпкин

Держиморда        

7. Кому принадлежит фраза: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

Ляпкину – Тяпкину                

Сквозник-Дмухановскому        

Держиморде        

                

8. Какую должность занимал Земляника?

Смотритель училищ                                

Попечитель богоугодных заведений        

Уездный лекарь                                        

Итог урока:

В  течение всего урока за правильный ответ вы получали кружочки, имитирующие снежок.  По количеству снежков вы получите соответствующие оценки. За тест тоже будут выставлены оценки в журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина "Вся жизнь - один чудесный миг"

Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина...

Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина

Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина(2 часть)...

Кроссворды по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

Кроссворд – игра, являющаяся наиболее сложной формой буквенно- фигурных игр. Кроссворды вызывают обмен литературно – читательским опытом между играющими и закрепляют литературные ассоциации. Так...

Внеклассное чтение. Урок-концерт Поэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова

Внеклассное чтение. Урок-концертПоэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова разработка урока-концерта для 8 класса...

Тест 7 класс по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Тест по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова...

"Истоки творчества" (урок обобщающего повторения по творчеству А. С. Пушкина в 8 классе)

Урок по теме «Истоки творчества А. С. Пушкина» проводится в 8 классе как урок-исследование с опорой на изученный материал в 5-8 классах.Тип урока: урок-исследованиеОсновные методы: репродуктивны...

Контрольная работа по литературе по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова (6 класс)

Контрольная работа по литературе по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова для обучающихся 6 класса состоит из заданий на знание биографий писателей, мсодержания произведений. Предусмотрено одно зад...