Закрепление знаний жанровых особенностей произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-ом классе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Куманова Надежда Владимировна

  В статье подробно освещается методика усвоения жанровых особенностей произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-ом классе, - создание  произведений, написанных   учащимися на основе полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sbornika.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Куманова Н.В. ( ГОУ СОШ № 1371  ЗАО г. Москвы), заслуженного учителя России, лауреата Гранта Мэра Москвы и Президента РФ

Тема статьи: «Закрепление знаний о жанровых и художественных особенностях литературных произведений на основе творческих работ учащихся  5-х классов».

     Одна из самых важных проблем, стоящих перед современным учителем литературы,  – это проблема чтения и восприятия художественного произведения детьми, а также  проблема взаимосвязи  литературы и литературоведения. Не следует забывать, что остро в настоящее время стоит проблема литературного  развития учащегося  и формирования его коммуникативной культуры.

     В 5-ом классе учащиеся знакомятся с новым предметом –

литературой, пришедшим на смену чтению, и в начале учебного года  ни дети, ни родители не понимают существенных различий этих предметов. Им кажется, что достаточно дома прочитать текст художественного произведения, и если оно небольшое по объему, то пересказать его. К сожалению, не все пятиклассники умеют к началу пятого класса отвечать на вопросы,  данные в учебнике после текста художественного произведения. А введение курса литературоведения,  проведение сравнительного анализа, формирование навыка ответа на проблемный вопрос, написание сочинений проходят «мучительно больно».

     Проблемы,  с которыми я встретилась   в процессе преподавания литературы в 5-ом классе, а также  введение ЕГЭ по литературе,  для успешной  сдачи которого  формирование перечисленных выше знаний и умений  необходимо, заставили  меня разработать универсальную методику для закрепления знаний о жанровых и художественных особенностях произведений, изучаемых в курсе литературы для 5 класса , оказания  помощи в обучении  учащихся  написанию сочинений и творческих  работ разных жанров. уроках литературы, так и в системе часов дополнительного образования.

  Я обучаю учащихся текстообразованию – написанию творческой работы определенного жанра, изучаемого в курсе литературы 5 класса, побуждая учащихся к работе с литературоведческим словарем, формируя навыки сравнительного анализа, литературного анализа художественного произведения,  обучая навыку самопроверки своих знаний и умений, аргументации ответа, выделению главного, ключевых понятий и слов, ответу на проблемные вопросы. Изучив все особенности программного произведения  определенного жанра (басню, сказку, загадку, балладу, пословицу, поговорку), учащиеся сами в обязательном порядке пишут творческую работу, создавая свое авторское произведение  подобного жанра .  Также дети выполняют  задания по анализу работ, написанных  ими.

     В наши школьные программы органично введен компонент, направленный на формирование у школьников обобщенных умений текстовосприятия и текстообразования, которые определяют уровень развития языковой личности. И в этой точке соприкасаются изучение литературы и  изучение русского языка в школе.

Основной единицей изучения и на уроках русского языка, и на уроках литературы является текст. Традиционная методика изучения текстов делит процесс их изучения на три этапа:

  1. Анализ информационных текстов (учебно-научных, научно-популярных, официально-деловых), так как эти тексты допускают только одну интерпретацию, а употребление в них слов полностью определяется их словарными значениями. Мотивирующим фактором становится языковая компетенция учащихся, обнаруживающая себя в рациональных приемах понимания информационного текста.
  2. На втором этапе учащиеся работают с оценочно-информационным текстом, исследуя небольшие по объему тексты – пословицы, поговорки, образцы публицистического стиля.
  3. Следующий этап – работа с образно-оценочно-информационным (художественным)  текстом, на основе которого формируется высшее качество хорошей речи – образность.

Лингвисты определяют образность как способность слов создавать наглядно-чувственные картины реальной жизни.

     Как видно, работа с художественным текстом является самой сложной, не случайно она поставлена на заключительный этап.

    Правильное, точное полное восприятие чужого текста предполагает конструирование собственного текста, адекватного данному. Поэтому, совершенствуя умения текстовосприятия,  мы создаем условия для формирования умений текстообразования.

К основным умениям текстовосприятия относятся:

- расчленение на главное и второстепенное;

-обнаружение ключевых слов и группировок информационных блоков;

- установление логики движения текста;

- моделирование и комбинирование языковых единиц в целях понимания и запоминания;

- формулировка вопросов по тексту и поиск в нем ответов на эти вопросы.

     Умение учащихся создавать собственные тексты очень важно, так как мышление ребенка развивается в зависимости от речи, создание собственного текста играет роль «установки» на речевое развитие.

     Типы уроков литературы при изучении жанровых особенностей художественных произведений  проводятся по следующей схеме:

- урок анализа образцового текста, пересказ всего текста или части текста (устный или письменный в виде изложения);

- урок устного сочинения (рассказывания), беседа по вопросам;

- урок письменного сочинения ( на часах дополнительного образования, дома, иногда в  классе).

     Выбор работ осуществляет учитель для каждого конкретного класса: домашнее сочинение, классное сочинение, полное  или сжатое изложение.

Обучая учащихся написанию творческих работ, уделяя большое внимание литературному и языковому анализу текстов художественных произведений, учитель формирует коммуникативную компетенцию и коммуникативную культуру учащихся.

     В коммуникативную культуру входит несколько культурообразующих компонентов:

- культура чувств;

- культура мышления;

- культура речи.

     Изучение художественной литературы способствует формированию личности ребенка. Создание учащимися собственных произведений разных жанров реализует 5 личностных потенциалов:

- гноселогический  - объем и качество информации – изучение текстов художественных произведений;

- аксиологический – приобретенные личностью ценностные ориентиры

( добро-зло, мудрость-глупость, жадность-щедрость, любовь – ненависть, уважение-презрение, дружба-вражда, страх – мужество, сила-слабость и т.д.)

- творческий – полученные умения, навыки, способности к действию ( в конце учебного года  в тетради  для творческих работ, кроме традиционных сочинений по литературе,  у учащихся написаны шесть их собственных художественных произведений указанных жанров);

- коммуникативный – общительность личности ;

- художественный – удовлетворение художественных потребностей личности – воспитание грамотного читателя (К концу пятого класса учащийся знает жанровые черты изучаемых произведений,  умеет  правильно читать произведения данных жанров, понимает, на что обращать внимание).

   Приведу в пример методику написания басни.

Задания выстраиваются следующим образом:

1. Выпиши из литературоведческого словаря определение басни

2. Выпиши из определения басни только ее жанровые черты.

3. Проверь свои  письменные ответы.

    После того, как учащиеся ответили на заданные вопросы, для проверки своих ответов они получают правильные варианты ответов и дописывают то, чего нет в их ответах, или исправляют неправильно написанное.  Затем выполняется упражнение «Заполни таблицу». В левой колонке сначала перечисляются  птицы, потом звери, растения, предметы, ученик должен в правой колонке указать черты характера человека , которые могут олицетворять  указанные птицы и звери, дается пять образцов ответа. Например: орел – власть, сила, мудрость, лев - власть, сила, гордость, чертополох – сила, мужество, выносливость, умение защищаться, скрипка – отзывчивость, нежность, одиночество.

     Затем из указанных басен И.А.Крылова  учащиеся выписывают только строчки, в которых заключена мораль. (Мораль выписывается из  8 - 10 басен) .

     Следующий этап – написание басни. В качестве образцового текста учащиеся имеют не только произведения известных баснописцев, помещенных в их учебниках-хрестоматиях, но и басни, написанные учащимися, учителем. Это  придает уверенности учащимся в том, что они тоже могут справиться с данным видом деятельности. Учитель акцентирует внимание ребят  на том, что басни написал не профессиональный писатель. Можно предложить учащимся тексты басен без названий и попросить озаглавить их, так как   им придется подбирать заголовок для басни собственного сочинения.

   Чтобы научить детей озаглавливать басни, можно поиграть в игру «Найди пару»: Волк и…, Стрекоза и …, Ворона и … .

     Учащиеся запоминают  то, что часто басня озаглавливается именами  ее героев, противоположных по поступкам, чертам характера, и что заголовок должен быть коротким. Затем из текстов  анализируемых басен выписывается мораль.

 Следующее задание - письменное объяснение аллегорического смысла басни, выбранной учеником. Для самопроверки каждому учащемуся дается правильный вариант анализа, который предлагает ему учитель. Ученики исправляют неверные мысли. Добавляют недостающий материал в свой ответ.

   А теперь попробуй написать свою басню. Используй составленную тобой таблицу для выбора героев твоей басни. Не забудь включить в нее мораль ( смотри  на образец – выписанную тобой мораль  из басен Крылова). Дерзай!

После написания басни собственного сочинения ученики получают задание проанализировать ее,  с целью выяснения, есть ли в созданном  ребятами  произведении  все необходимые жанровые черты и художественные приемы.

- Похоже ли название твоей басни на названия известных тебе басен?

- В чем аллегорический смысл твоей басни.

- Какие недостатки людей ты высмеял в своей басне?

-  Найди  в ней мораль. Подчеркни строки, где содержится мораль.

     После анализа басни, написанной учеником, дается задание проанализировать басню Крылова, Михалкова или других авторов с точки зрения ее жанровых особенностей.

- Можно ли считать это произведение басней? Почему?

- Это короткое или объемное произведение?

- Каков смысл, заключенный в произведении? Можно ли

   его охарактеризовать словом «глубокий смысл», почему?

- Присутствует ли в этом произведении аллегория? Мораль?

- Назови  героев басни и черты, которые они олицетворяют.

- Имеет ли данное произведение поучительный смысл? Кого и чему оно учит?

- Прост или сложен сюжет данного произведения?

- В стихотворной или прозаической форме оно написано?

- Сделайте вывод о жанровой принадлежности данного произведения.

     По такому же алгоритму происходит закрепление знаний по жанру сказки. Учитель настраивает учащихся на написание сказки собственного сочинения.

Нет нужды спрашивать тебя, любишь ли ты сказки.

А сам писать сказки пробовал?

Давай попробуем!

Но сначала выпиши и выучи жанровые признаки сказки.

Их можно выписать их словаря в конце твоего учебника литературы, из любого толкового или литературоведческого словаря.

А теперь проверь себя. (Дается  правильный ответ. Используется   самопроверка).

Выпиши определения следующих художественных средств: гиперболы, сравнения, эпитета,  присказки, прибаутки,  повтора.  

Открой сборник сказок, имеющийся у тебя дома,  или тексты сказок  в учебнике по литературе и выпиши по 3 примера на каждый художественный  прием.

   Затем учащиеся отвечают на вопросы:

 - О чем рассказывают сказки?

- Кто является героями в сказках о животных?

- О чем повествуется в бытовых сказках?

- Приведи примеры сказок, где происходят фантастические (волшебные) события, где герой сам справляется с трудностями или ему помогает волшебный помощник.

Такие сказки называются волшебными.

Запиши определение волшебных сказок.

     Представь некоторые качества и черты людей через соответствующие качества животных. (Подсказка: используй сюжеты и черты характера животных  и птиц из известных тебе басен Крылова).

Заполни таблицу.

Таблица для заполнения учащимися делится на две горизонтальные части: положительные черты и отрицательные черты. Таблица состоит из двух колонок: качества людей и примеры животных и птиц.

Заполни таблицу.

Правая колонка – названия животных

Левая – глаголы, наречия, прилагательные, характеризующие их образ жизни, повадки. Например:

Выбери из списка несколько животных или птиц, способных взаимодействовать в природе или жить в одинаковой среде. ( Не старайся  выбрать много названий животных  и  птиц! Тебе  будет трудно задействовать всех  их в сюжете ).

     Используя подобранные глаголы, наречия и прилагательные, составь сюжет будущей собственной сказки. Например:…  Дается  текст  сказки, написанной учителем. Найди в прочитанной сказке черты данного жанра.

(Подсказка:  должно быть не менее 9 предложений, называющих черты).

Проверь свой ответ по списку общих жанровых черт сказки.  (Дается правильный ответ).

Напиши сказку о животных.

     Найди  в своей сказке все черты данного жанра. Запиши их. Если их менее 9, то не все жанровые черты отражены в твоей творческой работе.

Определи, какие особенности сказки ты не учел. Доработай или перепиши сказку.

Ответь на вопросы.

- Какие качества человека тебе больше всего не нравятся?

Запиши их в столбик.

Напротив каждого отрицательного качества составь и запиши портрет человека, внешность которого соответствует данному качеству. Используй в создании портрета художественные приемы – эпитеты, сравнения, гиперболы. Например:

Жадность – маленький, толстый,  как бочка (сравнение), бегающие глазки (эпитет), искривленные ухмылкой губы, как две пьявки (сравнение).  Или -  худой, как жердь (сравнение), даже ребра выпирают (гипербола), высох весь от жадности (гипербола), того и гляди переломится (гипербола), рот всегда открыт, как у голодной птицы (сравнение), глаза голодные (эпитет).

Придумай сюжет бытовой сказки. Например:

В некотором царстве, в некотором государстве жили да были два брата – Жадка (уж очень жадный был) и Щедротка (все, что имел, людям отдавал).

Обязательно включи в сказку портреты братьев.

Продолжи сказку, отвечая на вопросы:

- Как окружающие относились к братьям? (Используйте противопоставление: любили - ненавидели, уважали-презирали, приходили в гости – обходили стороной и т.д.)

- Что может произойти с богатством Жадки (пожар, наводнение от страшного ливня, ураган, нападение воров…)?

Как люди отплатили  Щедротке за его доброту?

А как был наказан Жадка?

Закончи сказку, помня, что в  сказках добро побеждает зло.

Стали ли братья  вместе жить да людям помогать?

Озаглавь сказку. (Используй опыт озаглавливания басен).

Найди в написанной тобой сказке черты бытовой сказки. Запиши их.

Напиши новую сказку самостоятельно, без вопросов.

Найди в написанной тобой  сказке черты данного  жанра.

Запиши их. Сравни с правильным ответом. Если не все черты проявились в твоей сказке,  доработай или перепиши ее.

А теперь начинается самое интересное.

Придумай и запиши любые фантастические события. Но помни, в их основе должны лежать реальные происшествия. Если в твоей сказке будут действовать инопланетяне, они все равно должны быть похожими на людей, так как предметом изображения литературы, даже в фантастических произведениях, всегда  является жизнь человека, его взаимоотношения с другими людьми, с властью, обществом, с окружающим миром.

Напиши волшебную сказку, используя следующие советы:

- Начни сказку со сказочного зачина. (Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве …, В стародавние незапамятные времена…  и т.д.).

- В ходе повествования не забывай употреблять повторы, присказки, постоянные (фольклорные)  эпитеты (долго ли, коротко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, шел он шел, мать - сыра земля, добра коня, красной девицы, добра молодца, темные силы и т.д.).

- В волшебной сказке можно рассказывать о превращениях героев, воскрешении из мертвых, наделять животных человеческой речью, придумывать образы фантастических существ или использовать образы известных тебе мифов и легенд, поверий и верований.

- В волшебных сказках может присутствовать волшебный помощник главного героя – животное, предмет, птица.

- В сюжете (цепи происходящих событий) используется троекратное повторение и магическое число 7. (Семеро братьев, семь дубов, три Змея Горыныча, герой трижды проходит испытание, три дороги, герою встречаются три животных …).

- Герой в волшебной сказке проходит ряд испытаний, в том числе и волшебных, но обязательно побеждает и получает награду  за мужество, смелость, добросердечность, честность, смекалку, трудолюбие, а злые, эгоистичные герои получают наказание.

- Можно использовать образ пути-дорожки, который часто в художественных произведениях играет роль судьбы, жизни человека.

- Силу героя и его врагов можно преувеличить (используйте прием гиперболы – семерых одним ударом. Ел за пятерых, а работал за десятерых).

- в  сказке должен быть счастливый конец, а в конце  - сказочная концовка  (Стали они жить-поживать да добра наживать, А там за веселый пир да за свадебку…, Жили они долго и счастливо…).

- Не придумывай очень много героев, тебе будет трудно связать их действия в один сюжет.

- Используй привычную сказочную композицию и обязательные композиционные элементы сказки ( зачин, фантастические события, описание  жизненных препятствий , преодолеваемых героем, концовка). Каждая часть должна быть записана тобой с красной строки.

- Постарайся при описании героев и событий выразить свое отношение к происходящему через эпитеты, сравнения, гиперболы, метафоры. Художественные приемы сделают твою сказку    образной, яркой и  запоминающейся.

      Только после выполнения ряда данных упражнений и заданий, а также после комплекса уроков изучения сказок учащимся можно дать контрольную письменную работу – литературный анализ сказки (Учитель определяет: или все анализируют одну сказку, или сказку для анализа выбирает сам ученик). В анализ включены следующие понятия:

-  Тема                                     - Композиция

- Идея                                      - Образная система

- Сюжет                                   - Художественные приемы

- Жанровые черты                  -  Язык сказки              

    Безусловно, технология  текстовосприятия  не решает всех имеющихся в преподавании литературы проблем, нопомогает учащимся при практиконаправленном обучении лучше усваивать литературоведческие понятия, выполнять художественный и лингвистический анализы текстов художественных произведений, различать произведения разных жанров. Создание творческих работ развивает речь учащихся, делает ее образнее и выразительнее. Проводимые на уроках конкурсы творческих работ мотивируют учащихся к творческой деятельности, рождают дух здорового соревнования.

А может быть, в ком-то из учащихся  данный вид деятельности  разбудит страсть к сочинительству?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропаганда здорового образа жизни на примере художественных произведений, изучаемых в курсе литературы 5-6 классов

Вашему вниманию предоставляются результаты исследования по теме: «Пропаганда здорового образа жизни на примере художественных произведений, изучаемых в курсе литературы 5-6 классов». Особенностью кон...

Исследовательская работа "Формирование уважительного отношения к учителю на примере произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-9 классах"

Эта исследовательская работа рассматривает такие вопросы, как моральные ценности,  роль учителя в жизни человека, его роль в воспитании полноценной личности.В последнее время в России возникла пр...

Использование приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературы в 5-6 классах

     Одним из актуальных вопросов методики преподавания литературы в школе является интерпретация художественных произведений. Это связано с процессами восприятия и осмысливания ...

Урок литературы в 7 класс по теме: И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Жанровые особенности.

В 7 классе  по литературе  изчаются стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе», их жанровые особенности...

Театрализованный урок литературы в 6 классе «Басня. Её жанровые особенности».

Театрализованный урок литературы в 6 классе  «Басня. Её жанровые особенности». Цели:1.      Продолжить знакомство с жанровыми особенностями басни.2....

Урок по литературе в 6 классе «Жанровые особенности романа А. С. Пушкина «Дубровский».

Цели урока:1    выявить особенности жанра романа А. С. Пушкина «Дубровский» и доказать, что роман можно назвать авантюрно-приключенческим.2    закрепить содержание рома...

Роман-эпопея «Война и мир»: жанровое своеобразие произведения. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души», роль портретных деталей

конспект для занятия по литературе на тему" Роман-эпопея «Война и мир»: жанровое своеобразие произведения. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстог...