Главные вкладки

    Пропаганда здорового образа жизни на примере художественных произведений, изучаемых в курсе литературы 5-6 классов
    статья по литературе (6 класс) по теме

    Вашему вниманию предоставляются результаты исследования по теме: «Пропаганда здорового образа жизни на примере художественных произведений, изучаемых в курсе литературы 5-6 классов».
    Особенностью контингента детей, обучающихся в нашей школе, является то, что большинство из них -  дети из неблагополучных семей, то есть из семей, в которых один из родителей, а то и оба злоупотребляют алкоголем. Алкоголизм родителей пагубно сказывается на воспитании подрастающего поколения. Безнравственная атмосфера в семье, потеря уважения к родителям не только приводят к замкнутости и озлобленности подростка, но и явственно отражаются на его социальной позиции, взглядах, мотивах поведения и т. д., обусловливают особую подверженность сторонним, дурным влияниям, формируя ориентацию на антиобщественное поведение и правонарушения, тягу к алкоголю, половую распущенность.
    Одной из задач, которую ставит перед собой педагогический коллектив – формирование у учащихся нравственных и духовных ценностей, приобщение к здоровому образу жизни. Уроки литературы, на наш взгляд, помогают в решении этих задач, ведь художественная литература – прекрасный источник материалов для воспитания полноценной личности.  Именно поэтому мы выбрали данную тему нашей исследовательской работы.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon issled.rab_._propaganda_zdorovogo_obr..zip2.86 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении – Томмотская санаторная школа – интернат

            Пропаганда здорового образа жизни на примере художественных произведений, изучаемых в курсе литературы 5-6 классов

    Исследовательская работа

    Лосевой Олеси,

    ученицы 6 класса.

    Руководитель проекта:

    Тютюнник Надежда Ильинична,

    учитель русского языка и литературы.

    Адрес: г. Томмот, ул. Октябрьская,

    д.14, кв.1

     ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Особенностью контингента детей, обучающихся в нашей школе, является то, что большинство из них -  дети из неблагополучных семей, то есть из семей, в которых один из родителей, а то и оба злоупотребляют алкоголем. Алкоголизм родителей пагубно сказывается на воспитании подрастающего поколения. Безнравственная атмосфера в семье, потеря уважения к родителям не только приводят к замкнутости и озлобленности подростка, но и явственно отражаются на его социальной позиции, взглядах, мотивах поведения и т. д., обусловливают особую подверженность сторонним, дурным влияниям, формируя ориентацию на антиобщественное поведение и правонарушения, тягу к алкоголю, половую распущенность.

    Одной из задач, которую ставит перед собой педагогический коллектив – формирование у учащихся нравственных и духовных ценностей, приобщение к здоровому образу жизни. Уроки литературы, на наш взгляд, помогают в решении этих задач, ведь художественная литература – прекрасный источник материалов для воспитания полноценной личности.  Именно поэтому мы выбрали данную тему нашей исследовательской работы.

    Объект исследования: художественные произведения.

    Предмет исследования: пропаганда здорового образа жизни в произведениях художественной литературы, изучаемых в 5-6 классах

    Методы исследования:

    1. Анализ художественной литературы.
    2. Анкетирование.
    3. Обработка данных.

    Целью нашего исследования было привитие учащимся здорового образа жизни через изучение и анализ художественных произведений.

    Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач: 

    1. проанализировать отрывки художественных произведений, в которых поднимается проблема злоупотребления алкоголем;
    2. на основе материала художественных произведений выработать у учащихся стойкое убеждение в необходимости ведения здорового образа жизни;
    3. разработать и внедрить рекомендации для учителей и воспитателей МООУСТ – ТСШИ  по приобщению учащихся к здоровому образу жизни.

    В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: если мы проведём изучение и анализ художественных произведений, в которых встречаются пьющие герои, то сумеем привить учащимся отрицательное отношение не только к этим героям художественных произведений, но и к людям, употребляющим алкоголь.

    Логика работы построена таким образом, что теоретическая часть посвящена изучению и определению понятия «пьянство», «алкоголизм» и мер по борьбе с этим пагубным явлением, а в практической части изложены результаты исследования методом анкетирования учащихся 6 класса и предложены рекомендации для учителей и воспитателей школы по приобщению учащихся к здоровому образу жизни.

    Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изученный теоретический материал является практическим руководством для работы с подростками по привитию им здорового образа жизни.

    Практическая значимость исследования состоит в возможности привития здорового образа жизни учащимся через изучение, анализ художественных произведений и применение методических разработок для учителей и воспитателей.

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

                                                           «Пьянство есть упражнение в безумии».

                                                                                                                (Пифагор)

    1. Пьянство – похититель рассудка.

     Особенностью контингента детей, обучающихся в нашей школе, является то, что большинство из них -  дети из неблагополучных семей, то есть из семей, в которых один из родителей, а то и оба злоупотребляют алкоголем. Одной из задач, которую ставит перед собой педагогический коллектив – формирование у учащихся нравственных и духовных ценностей, приобщение к здоровому образу жизни. Уроки литературы, на наш взгляд, помогают в решении этих задач, ведь художественная литература – прекрасный источник материалов для воспитания полноценной личности.  Именно поэтому мы провели исследовательскую работу по теме «Пропаганда здорового образа жизни на примере художественных произведений, изучаемых в курсе литературы 5 – 6 классов».

    Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времён. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н.э. – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из мёда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

    Алкоголь настолько быстро вошёл в быт, что практически ни один художник, писатель или поэт не обходил эту тему.

    1. Почему люди пьют?

    С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт  Роберт Бернс. Его слова сохраняют актуальность и в наши дни:

    Для пьянства есть такие поводы:

    поминки, праздник, встреча, проводы,

    крестины, свадьбы и развод,

    мороз, охота, Новый год,

    выздоровленье, новоселье,

    печаль, раскаянье, веселье,

    успех, награда, новый чин,

    и просто пьянство без причин.

                        (Перевод С.А.Маршака)

    Один из пироговских съездов русских врачей принял резолюцию о вреде алкоголя: «…нет ни одного органа в человеческом теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя».

    Выдающийся психиатр и общественный деятель, борец с алкоголизмом, академик Владимир Михайлович Бехтерев так характеризовал психологические причины пьянства: «Всё дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае…»

    Пьянство и алкоголизм сами по себе не отомрут, не исчезнут сами по себе и «питейные обычаи». Необходима упорная борьба с пережитками прошлого, в которой должен принять участие каждый.

    Школьники, которым родители разрешали употреблять спиртные напитки со взрослыми по праздникам, в несколько раз чаще, чем их сверстники, которым запрещали это делать,  в последующем выпивали в компании друзей. Таким образом, даже непреднамеренное приобщение детей к алкогольным обычаям может быть начальным, пусковым механизмом для их дальнейшего самостоятельного знакомства с алкоголем.

    Школьник! Если ты не хочешь опуститься до состояния алкоголика, попасть в пьяную компанию, потерять работоспособность, доброе имя – не прикасайся к вину, даже если тебе предлагают взрослые, близкие тебе люди.

    1. С чего начинается пьянство?

    Поводы первого приобщения к алкоголю могут быть разнообразны. Но прослеживаются их характерные изменения  в зависимости от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат вином» или же ребёнок сам из любопытства пробует спиртное. В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: «праздник», «семейное торжество», «гости» и т. д. С 14 – 15  лет появляются такие поводы как «неудобно было отстать», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т. д. Мальчишкам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем. Для девочек типична  в основном вторая, «традиционная» группа мотивов.

    Обычно это бывает, так сказать, «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, всё же и такое приобщение детей к вину опасно. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки».

    В целом, мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытать новые ощущения, любопытство. Формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства психики несовершеннолетних, пробуждающееся в них чувство взрослости, желание быть как все, стремление подражать старшим. Этот мотив связан с отсутствием у подростков жизненного опыта, знаний, позволяющим им свободно вступать в общение с окружающими. В нетрезвом виде кажущееся обладание такими качествами личности, как смелость, физическая сила переходит в развязность.

    Итак, ещё до первого знакомства со вкусом алкоголя у подростка образуется определённое представление об этом продукте.

    Вторая группа мотивов потребления алкоголя формирует пьянство как тип поведения правонарушителей. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки. Люди, употребляющие спиртное, не занимаются общественной работой, у них ослаблен интерес к познавательной деятельности.

    Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявлять себя в коллективе с хорошей стороны обуславливают частое употребление алкоголя ради самоутверждения.  Отсутствие у пьющих людей навыков полезной деятельности , интереса к ней приводят их к потреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.

    Некоторые потребляют спиртное, чтобы снять напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряжённое, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчуждённым положением в семье, в коллективе. Нередко встречаются группы людей, не объединённых какой-либо полезной деятельностью, в ней преобладает «пустое» время- препровождение скучающих людей. Следовательно, такая группа становится благодатной почвой для распития спиртных напитков. Круг активной социальной жизни ограничивается проблемами интересами «алкогольной» компании, в которой иногда можно встретить лиц, ранее судимых.

    Употребление спиртного становится патологически необходимым  атрибутом времяпровождения, расширяется спектр поводов и мотивов пьянства. Употребление алкоголя становится  чуть ли основным смыслом жизни. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются  и порождаются употреблением спиртного. Пьют для того, «чтобы отключиться», «забыть неприятности».

    У людей, злоупотребляющих алкоголем, наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере. Так, у них падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность. Люди, употребляющие алкоголь, становятся невнимательными к близкими, а порой и жестокими, в отношениях с прежними друзьями – неискренними, холодными , замкнутыми  и недоверчивыми. Непринуждённо чувствуют они себя только в «своём кругу». Нередко они «трогательно» заботливы к себе подобным, легко находят общий язык со злоупотребляющими алкоголем и быстро сближаются друг с другом.

    Для пьющих людей характерны наигранность, бесцеремонность, развязность, которые легко сменяются подавленностью, беспомощностью  и пассивной подчиняемостью. Они затрудняются прогнозировать события, теряют способность реагировать на стимулы прошлого и будущего, не могут вырваться из плена сиюминутных переживаний и побуждений, живут одним днём. У них наблюдаются легковесность и поверхность суждений, излишняя самоуверенность, словоохотливость, повышенная самооценка.

    Алкоголизм – тяжёлая хроническая болезнь, в большинстве своём трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя  и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддаётся разумным доводам прекратить пить. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу). Раз выпив, он стремиться напиться до полного опьянения, до беспамятства. Как правило, алкоголики не закусывают,, у них утрачивается рвотный рефлекс и поэтому любое количество выпитого остаётся в организме. В связи с этим  говорят о повышенной переносимости алкоголя.

    На поздних этапах алкоголизма переносимость спиртного внезапно понижается  и у заядлого алкоголика даже малые дозы вина вызывают тот же эффект, как и большие порции водки в прошлом. Для этой стадии алкоголизма характерно тяжёлое похмелье после приёма алкоголя: плохое самочувствие, раздражительность, злобность. Во время так называемого запоя, когда человек пьёт ежедневно , на протяжении многих дней, а то и недель, патологические явления настолько выражены, что для их ликвидации требуется медицинская помощь.

    Таким образом, независимо от формы пьянства каждый приём алкоголя вызывает выраженные изменения в организме, а последующие и всё большие дозы спиртного к психической деградации личности и общему заболеванию.

    После употребления алкоголя происходят эмоциональные изменения, динамика которых иная, чем у трезвого человека. Эмоциональные реакции выпившего не обусловливаются реальными внешними причинами, а в большой степени определяются внутренними побуждениями, связанными с алкогольным состоянием.

    Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам  и в то же время безразличие к действительно волнующим событиям. Особенно трудно приходится детям, которые никак не могут понять причину буйности поведения своего родителя, нелогичность оценки их поступков. Естественно, в связи с этим они испытывают большие трудности в выработке такого типа поведения, которое бы наверняка было бы одобрено взрослыми, Это вселяет смятение в чувства детей, путает понятия добра и зла, хорошего и плохого, оказывает негативные влияния на их психическое развитие.

    У пьющего меняется круг знакомых, круг интересов. Как правило, происходит концентрация внимания на бутылке. И какая бы тема ни затрагивалась в компании пьющих, рано или поздно она будет переведена на тему о вине и водке.

    Для алкоголиков характерно ограничение круга их интересов, концентрация внимания на удовлетворении желания выпить. В этом отношении алкоголики похожи друг на друга, как родные братья и сёстры.

    Для алкоголиков характерно огрубение личности, лживость, падение авторитета в семье и рабочем коллективе, психофизиологические изменения. В последующем очерствение характера сопровождается грубостью и даже жестокостью.

    Всемирная организация здравоохранения определяет хронический алкоголизм как вынужденное употребление спиртных напитков, обусловленное психической и физической зависимостью от алкоголя, повышенной непереносимостью, наступлением психических и физических расстройств. При внезапном поступлении спирта в организм. При дальнейшем развитии болезни появляются расстройства деятельности основных органов и психики.

    Пьянство наносит огромный вред производству. Это и снижение производительности труда, и опоздания на работу, и прогулы, и брак, длительный простой оборудования.

    Систематическое злоупотребление спиртным приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству.

    Коварство алкоголя в том, что расплата готовится исподволь, незаметно, но она неотвратимо.

    В трудные минуты жизни вспомните слова Джека Лондона: «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно лёгкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъём, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинные представления о ценности вещей».

    Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках!  

           

                                                                             

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

    2.1. Анализ рассказа И.С.Тургенева «Муму»

    В курсе русской литературы для 5-6 классов есть произведения, в  которых авторы поднимают проблемы пьянства, рассказывают о героях,  неспособных ему противостоять, вследствие чего становятся несчастными, обездоленными, вызывают сочувствие  окружающих. Не зря писатели включают эти личности в свои произведения, заставляют нас думать, оценивать поступки героев, заостряют внимание на том, что пьянство – это не выход из сложившихся обстоятельств. На уроках литературы мы получаем нравственное и духовное воспитание, приобщаемся к здоровому образу жизни.

    Проанализируем эпизод из рассказа И.С.Тургенева «Муму», изучаемого в 5 классе.

    Один из героев этого произведения, Капитон, -  пьющий человек, принёсший несчастье бедной безропотной Татьяне.

    Капитон в переводе с латинского означает «с большой головой», то есть, герой рассказа с таким именем наверняка должен быть человеком  умным, думающим. Но не таков Капитон в этом рассказе. По профессии он башмачник, когда-то был мастером своего дела, но постепенно спился, и Тургенев о нём пишет «легкомысленный башмачник».

                Вот как автор описывает его внешность: « У Капитона оловянные глазки, белесоватые волосы, которые ерошились во все стороны. На нём истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги».  Он не заботится о своём внешнем виде, легкомысленно к нему относится – человек, сапожник по профессии, ходит в дырявых сапогах. Разве можно считать Капитона мастером своего дела?  

    Он услужлив, вежлив в обращении с другими, но слабохарактерен. Казалось бы, что человек, не скандалящий в состоянии алкогольного опьянения,  не должен вызывать у окружающих осуждения и чувства неприязни. Но это совсем не так: как бы ни был спокоен и покладист  пьяный человек, он не может быть приятен окружающим его людям, его манера поведения, внешний вид, речь вызывают отвращение. Но самое страшное заключается в том, что этот человек привыкает быть неопрятным, не задумывается над своими поступками, не пытается что-либо изменить в своей жизни, его устраивает такое положение вещей: проще найти виноватого в своих несчастьях, бедах, неудачах, обвинить кого-нибудь или что-нибудь в своём пристрастии к алкоголю, чем признаться самому себе в своём бессилии. Таков Капитон.

                Явившись к дворецкому, старается казаться трезвым. «Легкомысленный башмачник вошёл, закинув руки назад и, развязно прислонясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой.  «Вот, мол, я. Чего вам потребно?»

    Когда Гаврила посмотрел на Капитона и застучал пальцами по косяку окна, башмачник только прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и провёл рукой по своим белесоватым волосам.

    Дворецкий осуждающе смотрит на башмачника, но Капитон только плечиками подёрнул. «А ты небось лучше?» - подумал он про себя.

    - Ну, посмотри на себя, ну, на кого ты похож? – продолжал с укоризной Гаврила.

    Капитон спокойным взглядом окинул свой истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, с особенным вниманием осмотрел свои дырявые сапоги, особенно тот, о носок которого так щеголевато опиралась его правая ножка, и снова уставился на дворецкого.

    - А что-с?

    - Что-с? – повторил Гаврила. Что-с? Ещё ты говоришь: что-с? На чёрта ты похож, согрешил я, грешный, вот на кого ты похож.

    Капитон проворно замигал глазками. 

    Своим поступкам он пытается найти объяснение.

    -Ведь вот ты опять пьян был,- начал Гаврила,- ведь опять? А? ну, отвечай же.

    - По слабости здоровья спиртным напиткам подвергался действительно,- возразил Капитон.

    - По слабости здоровья!.. Мало тебя наказывают - вот что; а в Питере ещё был в ученье… Многому ты выучился в ученье! Только хлеб даром ешь.

    Но башмачник не соглашается с мнением дворецкого и высказывает своё:

    - В этом случае, Гаврила Андреевич, один мне судья: сам Господь Бог, и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сем свете и точно ли даром хлеб ем. А что касается в соображении до пьянства, то и в этом случае виноват не я, а более один товарищ; сам же меня он сманул, да и сполитиковал, ушёл то есть, а я…

    Из его речи, мы понимаем, что сам себя виноватым, в том, что он пьёт, Капитон не считает.

    С сочувствием к нему относится Гаврила, жалеет его, и он, и даже барыня,  надеются, что женитьба на Татьяне заставит башмачника перестать пить:

    - А ты остался, гусь, на улице. Ах, ты, забубленный (пропащий) человек! Ну, да дело не в том,- продолжал дворецкий,- а вот что. Барыне…- тут он помолчал,- барыне угодно, чтоб ты женился. Слышишь? Оне полагают, что ты остепенишься, женившись.

    Но Капитон, узнав, что барыня решила женить его на Татьяне, которой оказывает знаки внимания Герасим, испугался, вытаращил глаза и отделился от стены.

    - Ну, чего ж ты так всполохнулся?.. Разве она тебе не по нраву?

    Башмачник боится Герасима, считает его каким-то зверем, хуже идола, а, главное, почему же он теперь должен страдать за него, пытается защитить себя, понимает, что он сильно опустился, но всё же человек.

    - Конечно, мне уже всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок,- всё же я, однако, человек, а не какой-нибудь,  в самом деле, ничтожный горшок.

    Затем, с жаром продолжая, жалеет себя, объясняет, почему он таким стал:

    -…Господи! Горемыка я, горемыка неисходная! Судьба-то, судьба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца хозяина; в лучший сустав жизни бит от своего же брата, наконец в зрелые годы вот до чего дослужился…

    Гаврила осуждает пьянство Капитона, называя его «гусем», «мочальной душой», «легкомысленным человеком», но в этих словах звучит и сочувствие к башмачнику, который не пытается бороться со своей пагубной привычкой.

    Автор пишет о Капитоне, что красноречие не покидало его даже в крайних случаях. Его речь проста, народна, в ней встречаются просторечные слова: «сманул», «на сём свете», «сполитиковал», «кулачищами-то», «горемыка»; сравнения: «убьёт, как муху какую-нибудь прихлопнет», «ведь у него просто Минина и Пожарского рука», «глуп, как пятка», «ведь это какой-то зверь, идол», «хуже идола…осина какая-то», «обмаслился, как коломенский горшок», «всё же я, однако, человек, а не какой-нибудь, ничтожный человек», «горемыка неисходная».

    Капитон понимает, что, женившись на безропотной Татьяне, он не принесёт ей счастья, но пойти против воли барыни не может. Прожив с ней год, башмачник окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню. Необычно его поведение во время отъезда. Сначала он храбрился и уверял, что куда его ни пошли, он всё не пропадёт; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула её ему на лоб, поправила козырёк и сверху её прихлопнула.

    Проанализировав этот эпизод, мы видим, что есть сострадательная душа, которая сочувствует Капитону, и в то же время протестует против его пьянства, когда прихлопывает на нём шапку. Мы считаем, что смиренную Татьяну, «безответную душу», жизнь с пьяницей Капитоном сделала ещё несчастнее.

    В ходе обсуждения учащиеся пришли к единому мнению о том, что Капитону необходимо было признаться себе в том, что только  он и никто другой виноват в его пагубной привычке. А признав свою вину, он мог бы справиться со своей слабостью и повернуть жизнь в другое русло. Если бы это произошло, то и Татьяна, и Герасим были бы счастливы.

    2.2. Анализ повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

    В 6 классе мы проанализируем повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», в которой автор поднимает проблему маленького человека.

    Главным героем повести является Самсон Вырин. Имя Самсон в переводе с греческого означает солнечный (разговорное Самсоний). Казалось бы, что люди, которые находятся рядом с ним, должны быть счастливы, он заботливый, обогреет их своим теплом. И это так. Он умеет заботиться о своей дочери, любит её, но как только у него отнимают его сокровище,  спивается. Фамилия Вырин означает прорва, водоворот. Видимо, Пушкин, придумывая фамилию своему герою, вкладывал в неё определённый смысл. В «Толковом словаре» С.А.Ожегова мы находим следующее толкование слова «водоворот»: «Водоворот –место в реке или в море, в котором течения образуют вращательное течение воды».  

    Самсон лишился смысла жизни и его затягивает пьянство, со своим горем он не может справиться без помощи алкоголя; его затягивает  жизненный водоворот, но кроме этого он сам себя топит. Вода (в данном случае алкоголь) тушит тот огонь и то тепло, которое излучает солнце (Самсон – греч. солнечный). Человек губит себя, причём делает это сознательно. В отличие от Капитона Самсон Вырин достаточно опрятен, аккуратен, но тем не менее к чувству жалости, которое он вызывает у читателей, примешивается недоумение: неужели за столь короткий срок человек может лишиться чувства собственного достоинства.

    В начале повести автор подробно рассказывает о тяжёлой, невыносимой жизни станционных смотрителей, которые обязаны в любое время дня и ночи быть на ногах, предоставить вовремя лошадей, услужить приезжему. Но если не окажется вдруг на месте лошадей, то всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага. Какие угрозы, какие ругательства посыплются на голову дрожащего смотрителя, если не случится лошадей! Пушкин говорит, что «сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». Таким предстаёт перед нами Самсон Вырин, но гнев гостя тут же утихал, когда на его крик выбегала его дочь Дуня, разумная, проворная, при появлении которой тучи над головой смотрителя обычно расходились.

    Да и внешность Самсона привлекательна: человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, на его длинном зелёном сюртуке три медали на полинялых лентах. Его смиренная обитель была опрятна. На стенах висели картинки, которые изображали историю блудного сына. Наверняка автор упоминает именно об этих картинках, он как бы намекает читателям на то, что библейская история может иметь отношение и к судьбе героя. На окнах - горшки с бальзамином, в углу стояла кровать с пёстрой занавеской.  Всё очень просто, но опрятно, чисто. Обстановка дома Выриных говорит нам о том, что люди, живущие  здесь,  бедны, но чисты их мысли, сердца. Хозяин гостеприимен, интересный собеседник, рассказчику было жаль расстаться с ним в первую встречу.

    Совсем другим человеком предстаёт перед нами Самсон через несколько лет. На окнах уже не было цветов, всё вокруг показывало ветхость и небрежение. Что же могло случиться, что так постарел смотритель?

    «Смотритель спал под тулупом, только приезд гостя разбудил его». Автор удивлен тому, как сильно постарел наш герой. У него была седина, «давно не бритое лицо с глубокими морщинами, сгорбленная спина». Гость не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого угрюмого (мрачный, неприветливый, безотрадный) старика, который за это время спился из-за своего горя. На все вопросы приезжего старик отвечал угрюмо, лишь стакан рома прояснил его угрюмость. Пушкин при описании Самсона использует приём антитезы (противопоставления):  бодрый – хилый, мужчина – старик. Это он делает, чтобы показать, насколько сильно изменился смотритель

     Пушкин несколько раз употребляет слово с корнем  –угрюм-, этимология которого восходит к немецкому grauen, означающему «испытывать ужас». Самсон не просто скучает по дочери, а испытывает ужас от того, что лишился её, ему страшно остаться одиноким, ненужным дочери. Со своим ужасом, страхом он борется посредством алкоголя.

    Только после второго стакана Самсон сделался разговорчив и поведал о своей беде. Он ругает себя за то, что доверился проезжему гусару, называет себя «старым дураком». Самсон  услужливо уступает гостю, сделавшемуся больным, свою кровать и не подозревает даже, что гусар его обманывает.

                После убийственного известия о том, что его дочь уехала с гусаром, старик не снёс своего несчастья и тут же слёг. С сочувствием относится к нему автор, рассказывая о том, что бедняк занемог сильною горячкою, и его свезли надолго в больницу. Чуть придя в себя, оправившись, Самсон решает отправиться в Петербург, чтобы найти и вернуть дочь. Встретившись с Минским, он просит его об этом, но гусар глух к горю отца. «Сердце старика закипело, слёзы навернулись на глазах», когда он произносит свою просьбу. Минский быстро взглянул на него, вспыхнул, сказал в крайнем замешательстве, что виноват перед ним и рад просить у него прощения, но расстаться с Дуней он не может, дал честное слово, что она будет счастлива, и что-то сунул за рукав смотрителя. «Самсон, сам не помня, как оказался на улице».

    «Долго стоял он  неподвижно, наконец увидел за обшлагом рукава несколько смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования!»

    В тот же самый день он попытался, проявив находчивость, поговорить с дочерью, но Дуня, увидев его, падает на ковёр, и смотрителя прогоняют из дома Минского.

     «Бедный смотритель!»- с сочувствием восклицает автор, рассказывая об его горе. Приятель советует ему жаловаться, но Самсон понимает, что это бессмысленно, что он всё равно ничего не добьётся. Смотритель боялся, что дочь его пропадёт. Потеря Дуни - это крушение всех его надежд, счастья видеть рядом любимую дочь, поэтому своё горе решил утопить Самсон в вине.

    Свой рассказ старый смотритель неоднократно прерывал слезами, которые живописно отирал он своею полою. Слёзы сии отчасти возбуждены были пуншем, коего вытянул он пять стаканов в продолжении своего повествования. Рассказ смотрителя сильно тронул сердце автора и вызвал сочувствие  к Самсону.

    Но не только Пушкин жалеет смотрителя. С теплотой о нём отзывается рыжий мальчишка, которого мать отправила показать путешественнику «смотрилову могилу». Ванька рассказывает, как Самсон, которого они называли дедушкой, научил его дудочки вырезывать, наделял орешками.

    По-прежнему любит и жалеет своего отца Дуня, приехавшая навестить его, узнав о смерти смотрителя, заплакала и долго лежала на  могилке отца, виня себя в его смерти.

    Именно потеря дочери приводит Вырина  к пьянству. Он надеется, что в вине сможет заглушить своё горе, утопить его в алкогольном водовороте.

    Мы, сегодняшние читатели, считаем, что Самсону Вырину надо было бороться за своё счастье.

    2.3. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов

            Целью анкетирования, проводимого нами до и после изучения и анализа произведений художественной литературы, было выявление отношения учащихся к людям, употребляющим алкоголь.

                                                                        Анкета 1.

    1. Приходилось ли тебе общаться с людьми, находившимися в состоянии алкогольного опьянения?

    Да.     Нет.

    2.   Одобряешь ли ты поступки, совершённые этими людьми в таком состоянии?

    Да.     Нет.

    3.   Хотел ли бы ты быть похожим на этих людей?

    Да.     Нет.

    4.   Можно ли оправдать людей, употребляющих спиртное?

    Да.     Нет.

    Результаты: 

            Первое анкетирование показало, что 9 учащимся из 15 приходилось общаться с людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Ни один из опрошенных не одобряет поступки, совершённые этими людьми, и не хотел бы быть похожим на них. Но двое учащихся считали, что употребление людьми алкоголя можно оправдать различными жизненными ситуациями.

    Анкета 2.

    1. Виноват ли Капитон в несчастной судьбе Татьяны?

    Да.     Нет.

    1. Мог ли Самсон Вырин иначе пережить своё горе?

    Да.     Нет.

    1. Доводилось ли вам видеть людей, похожих на Капитона и Самсона?

    Да.     Нет.

    1. Можно ли оправдать людей, употребляющих спиртное?

    Да.     Нет.

            Результаты анкетирования, проводимого после анализа отрывков из произведений художественной литературы, таковы: среди опрошенных не оказалось ни одного оправдывающего поступки Капитона и Самсона Вырина. Двое учащихся, изначально считающих, что употребление алкоголя можно оправдать, изменили свою точку зрения и пришли к выводу, что пьянству нет оправдания.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Проанализировав произведения художественной литературы и результаты анкетирования, мы пришли к следующим выводам:

    - неслучайно авторы  художественных произведений включают в повествование описание героев, употребляющих алкоголь;

    - на уроках изучения данных произведений следует проводить тщательный анализ эпизодов, описывающих внешность, поступки, манеру поведения этих героев;

    - нужно заострять внимание учащихся на том, что человек, употребляющий алкоголь, не может быть привлекательным, вызывать сочувствие и оправдание;

    - подобная работа помогает в воспитании высоконравственной и духовно-развитой личности и приобщении учащихся к здоровому образу жизни.

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Рекомендовать педагогам:

    *проводить совместно с психологом упражнения, направленные на повышение уровня самооценки;

    *посредством материалов классных часов формировать у учащихся нравственные идеалы, правильную жизненную позицию

    *беседы  медработников о последствиях употребления алкоголя;

    *проводить среди учащихся работу по социализации;

    *проводить работу, направленную на повышение уровня межличностного общения;

    *учить каждого ребёнка преодолевать трудности, а не пасовать перед ними;

    *видеть в каждом ученике прежде всего самодостаточную личность.

                                   Занятия музыкотерапией

    Психологические упражнения, основанные на самовнушении способствуют:

    *снятию усталости;

    * повышению уверенности  в себя;

    * поднятию собственной самооценки и укреплению здоровья.

    1 этап. В начале занятия проходит 2-3 минуты релаксация. Дети поудобнее ложатся на ковёр. Звучит спокойная музыка. Психолог говорит:

    - Всё тело расслаблено. Я отдыхаю. Отдыхают мои руки, ноги, нервная система, мозг. Усталость проходит, силы восстанавливаются. Я спокоен, и уравновешен. Мне хорошо и комфортно. Во всём теле приятное чувство отдыха. Я слушаю музыку, она меня успокаивает.

    Эти слова повторяются несколько раз.

    У учащихся происходит расслабление  мышц всего тела.

    2 этап. Музыка звучит другая, но такая же спокойная.

    Психолог говорит, а учащиеся мысленно их повторяют:

    Я нужный. Я любимый. Я ценный. Я равный со всеми. Я способный. Я верю в себя и свои силы. Я всех люблю и уважаю, и все меня любят и уважают.

                                   Примерные темы классных часов

    «Школьнику о вреде алкоголя».

    «Алкоголь – похититель рассудка».

    «Алкоголь и развивающийся организм».

    «Алкоголь несовместим с трудом и спортом».

    «Давайте задумаемся о будущем»

                                   Психологические упражнения

    Упражнение «Спасибо»

    Участники образуют два круга: внешний и внутренний.

    Инструкция. По сигналу я буду просить участников из внешнего круга вступать в общение с партнёром из внутреннего круга. При этом я буду называть, что примерно вы будете должны делать. Участники из внутреннего круга должны будут в ответ каждый раз благодарить своего партнёра по общению и говорить ему «спасибо». После короткого диалога по сигналу участники из внешнего круга делают один шаг влево и  переходят к новому партнёру и т. д.

    Приготовьтесь…

    *сделайте комплимент вашему соседу напротив;

    *похвалите;

    *обвините в каком-нибудь проступке;

    *поздравьте с днём рождения и выскажите добрые пожелания;

    *нагрубите ему;

    *признайтесь в своей любви или симпатии;

    *выскажите своё презрение;

    * выскажите своё восхищение;

    *покритикуйте его поведение;

    *выразите своё доверие этому человеку.

    Упражнение направлено на расшатывание стереотипов восприятия негативной информации, развивает гибкость реагирования и повышает вариативность приёма и передачи различной информации, повышает самоконтроль.

    Упражнение «Снимаем маски»  

    Участники сидят по кругу.

    Инструкция. «Чтобы уладить, необходимо точно знать истинные мотивы людей, а не их претензии или позиции. Честность - вот идеальная основа для улаживания конфликтов. Нелегко настроиться на честность в наступательной или оборонительной стратегии поведения. Во время конфликта мы иногда сами не понимаем, кто мы. Очень важно настроиться на искренность, то есть не прятаться за маской, а быть самим собой».

    Ведущий предлагает участникам выбрать маски с названиями:

    *безучастности;

    *прохладной вежливости;

    *высокомерной преступности;

    *агрессивности;

    *послушания или угодливости;

    *простодушо- чудковатой весёлости;

    *деланной доброжелательности. (Названия масок могут повторяться)

    Каждый участник выбирает себе пару для инсценировки конфликтной ситуации с соответствующей маской. Инсценирование   заканчивается «живой фотографией»: маску нужно удержать на лице не меньше двух минут.

    После выполнения упражнения всеми участниками идёт обсуждение индивидуальных способов поведения в конфликтной ситуации, мешающих искреннему, открытому взаимодействию.

    Вопросы к участникам.

                Какую роль вы играете в жизни?

                Какая ваша роль (или маска) влияет на поведение в конфликте?

                Как ваше настоящее Я повлияло на ход конфликта?

    ИЗУЧЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1.В.Г.Ягодинский «Школьнику о вреде никотина и алкоголя». Москва «Просвещение» 1985 г. Стр 50-108

    2.Г.В.Антонов-Романовский «Пьянство под запретом закона». Москва «Юридическая литература» 1985 г.

    3.И.С.Тургенев «Муму» Москва «Детская литература» 1999 г

    4. А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Москва «Советская Россия» 1985 г.  Стр 37-47

    5.Т.Ф.Курдюмова «Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература  для 5 класса». Москва «Просвещение» 1990 г. Стр 141-149

    6.Г.П.Макогоненко «Творчество А.С.Пушкина в 30-е годы». Ленинград «Художественная литература 1974 г. Стр.96-153

    7.http://www.google.com/search?ie=UTF8&oe=UTF8&sourceid=navclient&gfns=1&q=%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская работа "Формирование уважительного отношения к учителю на примере произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-9 классах"

    Эта исследовательская работа рассматривает такие вопросы, как моральные ценности,  роль учителя в жизни человека, его роль в воспитании полноценной личности.В последнее время в России возникла пр...

    Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

    Мы сами можем сохранять здоровье и учить этому наших детей...

    Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

    Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

    Мероприятие по пропаганде здорового образа жизни для учащихся 5 - 11 классов "Жить - здорово!"

    Мероприятия для учащихся 5 - 11 классов направлено на профилактику вредных привычек среди школьников, а также пропаганду здорового образа жизни...

    "Мы выбираем, жизнь!" - внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни

    Общешкольное мероприятие для старшеклассников по профилактике вредных привычек...

    Внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни на тему: «Спорт в нашей жизни» 5 класс 07.03.2017г.

    Цели: Формирование здорового образа жизни1.Обобщить знания детей о видах спорта;2.Дать четкое представление о пользе занятий спортом;3.Воспитывать желание заниматься спортом;4.Приобщение детей к занят...

    Урок по пропаганде здорового образа жизни "В здоровом теле здоровый дух. Жизнь без вредных привычек"

    Пропаганда здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек у подростков....