Урок мужества "У нас в гостях писатель-фронтовик"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

 

 

Писатель-фронтовик на уроке литературы рассказывает о себе, «о боях-пожарищах, о друзьях-товарищах»…Такие  встречи становятся знаковым событием в жизни школьников. Урок стимулирует творческую деятельность учеников, повышает интерес к урокам литературы, воспитывает в учениках чувство любви к родному краю, вызывает у них гордость за людей, живущих рядом,  своих земляков, с честью прошедших тяжкие  испытания, прививает стремление брать с них пример, чтобы жить достойно:  любить людей и жизнь, обладать высокими моральными качествами, делать добро,  стремиться к развитию и совершенству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_nas_v_gostyah_pisatel.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ

 «Наро-Фомиская средняя школа №6

с углубленным изучением отдельных предметов»                                                                 

Организация и проведение уроков Мужества, классных часов военно-патриотической тематики 

УРОК  МУЖЕСТВА-

 урок литературы                                                                                                                                                    « У НАС В ГОСТЯХ ПИСАТЕЛЬ,

ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ,

ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ И.Н.ИВАНИН»

5-9  классы

                                               

        ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ                    

                учителя русского языка  и литературы                                                               САВОСТЬЯНОВОЙ Галины Федоровны,

педагогический стаж 29 лет

У  НАС В ГОСТЯХ ПИСАТЕЛЬ, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ  ИВАН НИКОЛАЕВИЧ ИВАНИН    

1.Неповторимость художника и его образ

«Дочь фронтовика» ( начало повести, чтение)

Проза Иванина эмоциональна. Сила писателя в его умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение живо рисовать мир чувств литературных героев.

Слово учителя:

- Это удивительный дар – написать много в малом, и таким даром обладает писатель. Иван Николаевич Иванин, писатель, прошел тернистые военные тропы. Много пришлось пережить подростку, добровольно ушедшему в народное ополчение. После войны Иван Николаевич стал работать журналистом районной газеты – и здесь он тоже повидал немало. Своим жизненным опытом писатель щедро делится с молодежью. Жизнь преподносит такие сюжеты, с какими не справится никакая фантазия. Ностальгия  по душевной доброте пронизывает ткань повествования.

Инсценировка  выпускного вечера из  повести «Дочь фронтовика»

Звучит вальс. Ученики танцуют.

Автор предупреждает, что, выбирая идеал, смотреть нужно не на внешний вид человека, а на его душу.  

Слово писателя:

- Война застала меня в  юношеском возрасте. В шестнадцать лет я вступил в народное ополчение, организованное в Наро-Фоминске. После освобождения нашего города меня взяли в  кадровые воинские части. Первый мой бой – Курская битва. Затем продвижение  все дальше и дальше на запад. Войну я окончил в Берлине. Она оставила в моей жизни самый яркий отпечаток. Все, что отложилось у меня в памяти, я захотел изложить в книге. Так родились мои произведения.

Слово учителя:

- Два дня осталось до праздника Победы. Получив согласие Ивана Николаевича на встречу, мы знакомились с писателем заочно, читая и анализируя его книги «Россыпи памятных дней», «Дочь фронтовика» и          «Багряные тропы», пытаясь составить первые штрихи его творческого портрета, представить себе, какой он – Иван Иванин.

Первые «россыпи…», прочитанные вами.

Какие страницы книг И.Н. Иванина остались в памяти?

Отзывы учащихся о книгах писателя:

        

Повесть «Дочь фронтовика» написана о человеке,который перенёс все тяготы жизни, который сумел преодолеть все невзгоды и жить счастливо.Имя этого человека - Ольга Михайловна.

Мать её - Дарья Трофимовна - простая учительница из села Булкино.Однажды к ним в школу пришёл новый учитель Михаил Григорьевич Ромашкин. И Дарья с Михаилом полюбили друг друга. Казалось, что их счастью не будет границ.

Но вот началось самое страшное – война. Вскоре война дошла и до их городка Соснин. Мужчин стали забирать на фронт. Михаил Григорьевич тоже отправился защищать Родину. Дарья Трофимовна осталась с маленькой дочкой Олей. Дарью зачислили вести курсы санитарок. Дочка часами оставалась одна, заплаканная и голодная. Вырвавшись на полчаса домой, Дарья успокаивала дочку, прижимала к себе и кормила.

Через некоторое время Оля заболела. Мать отвезла её в больницу, но в больнице девочке было ещё хуже. Больным детям не хватало еды, не было лекарств. Бабушка Оли, Агафья Акимовна, не могла ни спать, ни есть, зная, что её маленькая внучка лежит в холодной больнице и умирает. Агафья Акимовна преодолела  большой путь, но всё-таки забрала Олю из больницы. В домашних условиях девочка стала быстро поправляться, а когда выздоровела, стала помогать бабушке и дедушке…

Повесть «Дочь фронтовика» охватывает долгий период жизни главной героини Ольги Ромашкиной – от начала войны и до наших дней.

Основная тема повести Ивана Николаевича Иванина – война. Писатель раскрывает истоки всенародного подвига, показывая, что от каждого человека, от его стойкости, от его мужества.зависит всё в этом мире,

Иван Николаевич как бы заставляет читателей соразмерить свои духовные силы, свои радости и беды с тем, что пережили люди на войне, которые сумели выстоять и победить во имя жизни, во имя радости и счастья будущих поколений!(Иванова М.)

   Память и совесть как единое целое – основа творчества наро-фоминского писателя Ивана Николаевича Иванина. В каждой своей книге он вновь и вновь возвращается к тем пропахшим порохом дням. Я в восторге от повести «Багряные тропы». Когда читала книгу, передо мной вставала картина тех страшных дней: «Была сильная бомбёжка. Больше часа пикировали немецкие самолёты где–то в глубине леса. Потом целые сутки был виден дым. Повсюду был запах гари». Всё это оживает на страницах повести «Багряные тропы».

Вокруг всё горело, выйти на улицу было страшно. Неожиданной, яростной была жестокая бомбёжка. Открывается здесь поистине ад: ощущение стремительной опасности, снаряды стали рваться на детских плошадках.

Главный герой повести – Михаил – стоит перед выбором: либо идти спасать Родину от фашистов, либо остаться и защищать детей , которых молодая воспитательница Ольга Михайловна увезла из горящей деревни в лес. Детям грозила гибель, и только случайная встреча с выходящим из окружения солдатом по имени Миша помогла им выжить. Миша хотел на фронт. Он считал, что солдат должен воевать, а не прятаться. И всё- таки решил остаться с малышами. Добывал им еду. Но и среди детей был помощник, шестилетний мальчик Юра. Обстановка войны преображает маленького человека, делает его терпеливым, выносливым.

Писателю важно показать, что открывается в человеке ,вступившим в схватку с силами зла. Ему важно утвердить представление о человеческой совести, которая является реальной силой, позволяющей человеку выжить. Человек проверяется тогда, когда остаётся один на один с самим собой и со своей совестью.(Копычева П.)

Меня заинтересовал  рассказ Ивана Николаевича Иванина «Первый внук». Он привлекает к себе своим необыкновенным повествованием о пожилой женщине, которая в годы войны одна пыталась прокормить своих четверых несовершеннолетних детей. Её мужа немцы угнали в Германию. Три года от него не было никаких вестей.

Большим достоинством рассказа является то, что автор смог увлекательно и доступно рассказать об этой женщине. Как велика была её сила! Даже с парализованной рукой  она хлопотала по дому, сажала картошку в своём маленьком огородике, только чтобы вырастить детей. И. Н. Иванин показывает, что жила бабушка в мазаной халупке, покрытой соломой.

Автор показывает, что женщине стало легче, когда из Германии вернулся её муж, когда старшая и средняя дочери уехали из родительского дома.

...И вот у бедной старушки появляется надежда, огонёк, ради которого стоит жить. Средняя дочь рожает сына, а значит, у неё теперь есть внук. Первый внук!

Бабушка ждёт с нетерпением приезда дочери, зятя и своего, уже любимого ею, внука. Она мечтает взять его на руки, смотреть в его глазки, целовать его в пухлые щечки, носик, прижимать его к груди.

Наконец, мечта этой великолепной, не боящейся никаких трудностей женщины сбывается. Приезжает её дочь с внуком! Бабушка боится взять своего внучонка на руки, боится не удержать его на руках, ведь одна у неё парализована. Но какое счастье! Ей разрешают подержать младенца.  Когда она держала ребёнка, руки её наполнялись силой. Она давала ему замусоленные коржики, обломки печенья. Меня не разочаровало, что отец не отстранял гостинцев тёщи от ребёнка, хотя и был недоволен. Он не хотел обидеть старушку.

Иван Николаевич показывает, что родители дочери жили бедно. Когда все сели за стол, на котором стояла разнообразная еда, бабушка много не ела. Она смотрела на своего внука, которого уложили спать, не могла на него налюбоваться.

Вскоре «она ушла из жизни, не увидев последний раз своего первого любимого внука».

Она была великой русской женщиной, которая, став инвалидом, сумела вырастить четверых детей, дождаться мужа и увидеть своего первого внука!

Я считаю, что И. Иванин обладает истинным талантом. Он написал этот рассказ необычайно трогательно. Иван Николаевич мастерски изобразил свою героиню, её огромный труд, её переживания и огромное счастье при виде внука. Удивительная человеческая доброта исходит со страниц этой книги.(Панкова Т.)

Учитель задает проблемный вопрос:                                                                      - Что значит жить достойно?                                                                                Ученики формируют оптимальный вариант:                                                                

- Чтобы жить достойно, нужно любить людей и жизнь, обладать высокими моральными качествами, делать добро, стремиться к развитию и совершенству.

А дальше вопросы, вопросы, вопросы…

- Меня переполняют чувства. Мне интересно Ваше мнение по одному вопросу:что для Вас является источником вдохновения?                                                                                                                                                      -  Вы пишете много о войне. Ваше первое боевое крещение?

-Где встретили окончание войны?

-Что вы считаете самым важным в человеческом характере?

- В «Дочери фронтовика» есть посвящение Юлии Михайловне Лютиковой. Кто она? Мне это безумно интересно.

Слово учителя                                                                                                               - Хочу поклониться всем ветеранам.

Давайте встанем. С низким поклоном благодарим Вас, Иван Николаевич.

Подведение итогов  урока,  оценка деятельности учеников  отмечаются достижения каждого ученика,                                                                                                                                                                                                            Ученица:                                                                                                                           -Мы хотим подарить  Вам  наши творческие работы.

Звучит запись песни «День Победы» (слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова) в исполнении наро-фоминского ансамбля ветеранов «Фронтовая память»


                                              Пояснительная записка

Цель урока  - пробудить интерес у школьников к личности писателя, его книгам, истории родного края, выявить первые читательские впечатления, воспитывать любовь к Родине. В наше время дефицита нравственных ценностей это, на мой взгляд, наиболее актуальная задача уроков литературы.

Урок мужества рассчитан на подростковую аудиторию (10-15 лет), поскольку именно в этом возрасте происходит становление характера.

Такой урок может быть посвящен годовщине Победы,  битвы под Москвой,   другим знаковым событиям в истории нашей страны и Подмосковья в том числе.

Методические советы на подготовительный период: ученики знакомятся с писателем заочно, читают его книги, статьи в газетах о нем, пишут домашнее сочинение,  рисуют иллюстрации к произведениям писателя, готовят компьютерную запись песен военных лет    в исполнении наро-фоминского ансамбля ветеранов «Фронтовая память»

Урок можно проводить в кабинете литературы или историко-краеведческом музее.

Методические советы на период ближайшего последействия: на следующем уроке ребята делятся впечатлениями.

Писатель-фронтовик на уроке литературы рассказывает о себе, «о боях-пожарищах, о друзьях-товарищах»…Такие  встречи становятся знаковым событием в жизни школьников. Урок стимулирует творческую деятельность учеников, повышает интерес к урокам литературы, воспитывает в учениках чувство любви к родному краю, вызывает у них гордость за людей, живущих рядом,  своих земляков, с честью прошедших тяжкие  испытания, прививает стремление брать с них пример, чтобы жить достойно:  любить людей и жизнь, обладать высокими моральными качествами, делать добро,  стремиться к развитию и совершенству.

Цели урока

1 .Познавательные:

1.1. Пробудить интерес у школьников к личности писателя, его книгам;

1 .2. Знать сюжет произведений;

1 .3. Уметь давать характеристику литературным героям.

2. Развивать логическое мышление и речь, вырабатывать умение выражать оценочное суждение,

3, Воспитательные:

3.1.        Воспитывать интерес к литературе  с помощью содержания художественных произведений, личных встреч с их автором;

3.2.        Воспитывать интерес к жизни;

Проблемный вопрос: что значит жить достойно?

Варианты ответов:

1 . Любить себя, людей и жизнь.

  1. Обладать высокими моральными качествами.
  2. Делать людям дсбро
  3. Любить свое дело
  4. Стремиться к развитию, совершенству.

Оптимальный вариант: Чтобы жить достойно, нужно любить людей и жизнь, обладать высокими моральными качествами, делать людям добро, любить свое дело, стремиться к развитию и совершенству.

4. Оборудование:

I , Выставка книг И.Н.Иванина: «Дочь фронтовика» «Багряные тропы» «Россыпи памятных дней».

2.        Иллюстрации учеников к этим произведениям.

3.        Домашние сочинения

4. Ноутбук

Литература:

1.Иван Иванин. «Багряные тропы», ГУП «Облиздат», Калуга, 2001 г.

2.Иван Редкий. «Дочь фронтовика», Издательский педагогический центр «Гриф», Калуга,2004г.

3. Иван Иванин. «Россыпи памятных дней», ГУП «Облиздат», Калуга, 2007 г.

4. . Иван Иванин. «По нарским проселкам», ГУП «Облиздат», Калуга, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-театрализованное представление "В гостях у Сказки"

Урок – театрализованное представлениеФестиваль  «В гостях у Сказки»...

ВОСПИТАНИЕ ГУМАНИЗМА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (по творчеству сибирско-татарского писателя, фронтовика Якуба Камалеевича Занкиева)

Проанализированы детские рассказы  сибирско-татарского писателя, фронтовика Якуба Камалеевича Занкиева....

Коми поэты и писатели – фронтовики

О коми писателях фронтовиках. Биографии....

Презентация "Даниил Гранин - писатель, фронтовик", посвящённая 100-летию Д.Гранина

Презентация "Даниил Гранин - писатель, фронтовик" (к 100-летию Д.Гранина) может быть использована на классных часах, литературных конференциях, посвящённых юбилею писателя...

Кузбасские писатели-фронтовики

Материал для уроков Родной литературы...

Великая Отечественная Война-глазами писателей -фронтовиков родного края

Калмыцкие писатели не только создавали произведения о Великой Отечественной войне, но и сами являлись непосредственными участниками тех военных событий. которые они описывали в них. Писатели-фронтовик...