«В литературном путешествии»
материал по литературе (9 класс) на тему

  «В литературном путешествии» 8 класс

  Цель: развивать мышление учащихся,

  воспитывать любовь к литературе.

Описание игры: команды путешествуют по литературным станциям. Капитан команды берёт на станции задание, команда совещается, даёт письменные ответы, сдаёт жюри, за каждый правильный ответ получает 1 балл. Если команда сдаёт задание по станции первой, получает дополнительные 0,5 балла.

Оборудование: выставка книг писателей, названия станций, задания для каждой команды, листочки.

                                                  Ход игры.

Ведущий: Чтобы отправиться в путешествие, надо купить билет. Пожалуйста, капитаны команд, назовите несколько произведений одного автора (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева)

 

                            Станция «Пушкинская»

1.Лицейская дружба освещала Пушкина всю жизнь. И всё же только одного из  друзей поэт назвал «мой первый друг, мой друг бесценный».Кого так назвал А.С.Пушкин?

2.Один из русских поэтов признал Пушкина своим наследником, другой – «победителем-учеником». Кто и в связи с чем?

3.В качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» приводится в сокращенном виде русская пословица. Запишите ее целиком.

4.Сказку какого народа и о чем рассказывает Пугачев Гриневу?        

5.Кому принадлежит знаменитая фраза: «Не приведи Бог видеть русский бунт, … и …!». Закончите её.

 

                                Станция «Лермонтовская»

1.Бросив учёбу в Московском университете и получив отказ в Петербургском университете, Лермонтов получает образование в …?

2.Где произошла дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым?

3.Знакома ли вам фраза «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»? Откуда она? В чём её смысл?

4.Перед кем исповедуется Мцыри?

5.Какой вопрос задаёт себе Мцыри и пытается найти на него ответ: «Для … иль …  На этот свет родимся мы?»

 

                                Станция «Гоголевская»

1.Н.В.Гоголь – человек разносторонне одарённый. Его творчество не замыкалось в рамках одного какого-то жанра или литературного рода. Испытав многое, не стал  пробовать себя в качестве поэта, критика, драматурга или издателя?

2. Появление какого произведения (сборника) сделало имя Гоголя известным всей России?

3.Какой эпиграф предпослал Н.В.Гоголь своей комедии «Ревизор»?

4.Какой эпитет к непривычному для него слову «инкогнито» дает городничий?

5.Комизм характеров в «Ревизоре» выявляется в трёх комедийных ситуациях: страхе, глухоте и слепоте, ситуации подмены. Кто случайно разоблачил ситуацию подмены?

 

                                    Станция «Тургеневская»

1.Тургенев учился в Московском и Петербургском университетах, отправился в Германию совершенствоваться в любимой науке, в конечном итоге получив степень магистра … философии, филологии, истории или права?

2.Как был наказан Тургенев за отклик(некролог) на смерть Гоголя?

3.В стихотворении «Русский язык» Тургенев называет его поддержкой и опорой и определяет  несколькими эпитетами. Какими?

4.Где происходило действие повести И.С.Тургенева «Ася»?

5.Кому из героев повести критик Д.И.Писарев даёт такую характеристику: «Это ходячая теория, человеческая голова на курьих ножках, выжатый лимон без соку, без вкуса и без остроты»?

 

                    Узнай героя (кто это, из какого произведения).

1.«…Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели.»

2. «Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

3. «Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове».

4. «Было что-то своё, особенное, в складе её кругловатого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами».

5. «Провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей».

 

   Во время подведения итогов ведущий зачитывает правильные ответы .

         

                                                        Ответы.

                                                       «Пушкинская»

1.Ивана Пущина.

2.Державин после лицейского экзамена и Жуковский после прочтения поэмы «Руслан и Людмила».

3. «Береги платье снову, а честь смолоду».

4.Калмыцкую сказку о вороне и орле.

5.Гринёву, но автор, скорее всего, соглашается с героем. «Бессмысленный и беспощадный».

                                                     «Лермонтовская»

1.В Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

2.В Пятигорске.

3.Эпиграф к «Мцыри» из Библии (Первая Книга Царств). «Немного радостей пришлось испытать герою, и вот он умирает».

4.Перед монахом, который вырастил и воспитал его.

5. «…воли иль тюрьмы».

                                                       «Гоголевская»

1.В качестве издателя.

2. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

3. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

4. «Проклятое».

5.Почтмейстер.

                                                        «Тургеневская»

1.Философии.

2.Арестован, просидел месяц в полицейской части, а затем сослан в своё имение.

3. «Великий, могучий, правдивый и свободный».

4.В немецком городке

5.Господину Н.Н.

                                                          Узнай героя.

1.Маша Миронова из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2.Императрица Екатерина II из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

3.Хлестаков из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

4.Ася из повести И.С. Тургенева «Ася».

5.Анна Андреевна, жена городничего из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

 

Проводится оглашение результатов, награждение победителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология на уроках литературы. Литературное путешествие по произведениям 19 века (вторая половина).

Данный материал представляет собой урок-игру на основе игровой и информационной технологий обучения.Цели урока:1.     Обучающая: ввести в мир литературы второй половины 19 века.2....

Литературное путешествие по историческим местам Брасовского края. "Здесь Русь моя, Отечество и Родина".

Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе. Литературное путешествие по историческим местам Брасовского края. "Здесь Русь моя, Отечество и Родина".(Царевой дорогой по земле Брасов...

“Да любите друг друга”. Литературное путешествие в город Муром

Методическая разработка внеурочного занятия «“Да любите друг друга”. Литературное путешествие в город Муром» (представленного на профессиональный конкурс педагогов Московского ...

Литературное путешествие

Материал для литературного путешествия по Саранску, мероприятия в рамках школьной  недели гуманитарных дисциплин...

УРОК - ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» ДЛЯ 7 КЛАССА.

Урок-викторина "Литературное путешествие " - это урок повторения, обобщения и систематизации знаний по пройденному на уроках литературы материалу за курс 7 класса. Элемент соревновательности...

Литературное путешествие

погружение в мир произведений литературы на основе доброжелательного сотрудничества и соревнования;приобщение к культурному наследию и воспитание интереса к словесному искусству;совершенствование чита...