Главные вкладки

    Рабочая учебная программа для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ 8 вида по предмету литературное чтение для 7 класса.
    рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

    Большухина Татьяна Борисовна

    Данная программа составлена на основе программы, авторами которой являются Н.Г.Галунчикова, А.К.Аксенова. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Цель литературного образования: формирование читателя, способного к полноценному восприятию доступных по содержанию художественных произведений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnoe_chtenie.docx27.31 КБ

    Предварительный просмотр:

        МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»

    Рассмотрена 

    на заседании МО

    Протокол №___

     от «___» ______--_______200____г.

     

    Рассмотрена

     на заседании

    Научно-методического совета

    Протокол № ______________

    от «___» ___________ 200  

    Утверждена

    Приказ по школе № _____

    от «___» ________200___г.

    Директор _____________

                           

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

     

    По литературному чтению для учащихся 7 класса с особенностями психофизического развития

     

     

    Учитель:              Большухина Татьяна Борисовна.

    Пояснительная записка

      Данная программа является рабочей, составлена на основе программы, авторами которой являются Н.Г.Галунчикова, А.К.Аксенова. Учебный предмет относится к Федеральному компоненту учебного плана и находится в области «Язык и речь». Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Основной вид чтения - чтение вслух, так как обучающиеся по программе VIII вида значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя.

      Программа предполагает развитие всех психологических процессов, развитие коммуникативных навыков, развитие волевой сферы подростка, умению сотрудничать с другими детьми.

      Цель литературного образования: формирование читателя, способного к полноценному восприятию доступных по содержанию художественных произведений.

    Задачи литературного образования: 

    - формирование навыка сознательного чтения;

    - совершенствование техники чтения;

    - нравственно- эстетическое и гражданское воспитание на основе произведений художественной литературы;

    - формирование эмоциональной культуры учащихся;

    - освоение эталонов нравственного поведения человека в обществе.

            Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

     Обучение литературному чтению ведется с использованием  учебника «Чтение. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Автор-составитель А.К.Аксенова: Москва, изд. «Просвещение», 2010 год.

    В учебнике структурно выделяются 3 раздела:

    1.Устное народное творчество.

    2. Из произведений русской литературы XIX века.

    3.Из произведений русской литературы XX века.

    К концу учебного года обучающийся должен уметь:

    -читать вслух правильно;

    - выделять тему и идею произведения с помощью учителя;

    -характеризовать главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

    - читать внеклассную литературу под контролем учителя;

    -составлять отзыв под руководством учителя.        

            

    Индивидуальная карта учащегося 7 «б» МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа».

    I. Общие сведения о ребенке 

    1.1

    Фамилия, имя, отчество учащегося

    Дата рождения

    Класс

    Группа

    заключение

    Виктор Анатольевич Б.

    21.03.1996

    7«б»

    особенности психофизического развития

    Специальная коррекционная программа VIII вида  

    Физическое развитие подростка соответствует возрастной норме.

    Мелкая моторика развита плохо.

    Учится в МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа» с первого класса.

    По заключению ПМПК Виктор должен учиться в специальной коррекционной школе VIII вида, но мать отказалась от обучения в спец. коррекционной школе.  

    1.2 Краткие сведения о родителях

    Мать:  Полина Валентиновна Б., образование – основная школа, работает пекарем у ч.п. Ламновой.  Домашний адрес – дом 7, кв. 55

    Отец: Нет

                1.3 Социальный опыт

    Виктор третий ребенок в семье, младший. Семья неполная. Подростка воспитывает одна мать. Подросток часто пропускает уроки, опаздывает на уроки из-за недостаточного контроля со стороны матери. Мать не справляется с воспитанием Виктора.

                1.4 Психотравмирование

      Семейная депривация сказалась на воспитании личности ребенка.  

    По рекомендации краевой ПМПК подросток учиться по специальной коррекционной программе VIII вида.

    II Индивидуальные психологические особенности ребенка

    1. Уровень развития познавательной сферы

       Познавательная активность Виктора низкая, трудности, возникающие при выполнении заданий, подросток преодолевает только с помощью учителя.

       Уровень интеллектуального развития низкий. Исследование проводилось по методике Кеттелла.

    Особенности развития психических процессов:

    Память: Слуховая – методика «12 слов» – уровень низкий;

                   Опосредованное запоминание– низкий уровень;

    Внимание – методика «Корректурная проба» – ниже нормы;

    Объем внимания низкий;

    Исследование логичности суждений методика «Существенные признаки» - низкий уровень;

    Исследование особенностей аналитической и синтетической деятельности мозга методика «Исключение лишнего» -  уровень ниже среднего

    Вывод: Показатели изучения памяти свидетельствуют об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в интеллектуальной работе.

    Для Виктора процесс опосредования труден, воспроизведение неполно, объем запоминания низкий.

    Внимание рассеянное, уровень внимания – низкий, преобладает непроизвольная форма. То же касается и памяти, преобладает непроизвольная форма.
    Уровень развития восприятия – низкий.

    При исследовании логичности суждений, приходится повторять инструкцию несколько раз, подросток дает поверхностные ответы.

    Сравнение, анализ и обобщение подросток может делать только с направляющей помощью педагог.

    1.2 Особенности развития эмоционально-волевой сферы 

    Уровень учебной мотивации – средний, преобладают социальный и внешний мотивы. Отношение к школе положительное, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

    Самооценка Виктора завышена.

    Тревожность – низкий уровень.

    По данным диагностического исследования, подростка можно отнести к флегматичному типу темперамента. Подросток – интроверт, с эмоциональной неустойчивостью.

    Виктор - ведомый член коллектива. Не любит и не хочет трудиться.

    1.3 Особенности социального развития 

     Отношения с одноклассниками нормальные. Положение Виктора в коллективе благоприятное. Он не чувствует дискомфорта. Виктор устраняется от поручений в классе. Общение носит избирательный характер.

    Рекомендации учителям предметникам, классному руководителю:

    Исходя из данных диагностики и наблюдения, вытекает необходимость в организации для подростка занятий по развитию произвольных функций внимания и памяти, а также развитию долговременной памяти, восприятия, применению упражнений, стимулирующих функционирование понятийного мышления.
            При организации учебной деятельности необходимо учитывать особенности познавательных психических процессов ребенка.

            Кроме того, было бы целесообразным посещение Владимиром  занятий у психолога.
              Необходимо работать над развитием навыков общения подростка, умению сотрудничать с другими детьми, развитие волевой сферы подростка. Нужен жесткий контроль за посещением уроков.


    Тематическое планирование по литературному чтению для учащихся 7 класса с психофизическими особенностями развития

    Содержание учебного материала

    Кол-во часов

    Работа с текстом

    Учет достижений учащегося

    Успехи

    Трудности

    1

    УНТ. Сказки. Русская народная сказка « Сивка-бурка»,«Журавль и Цапля», «Умный мужик».

    4

    Читать выразительно, бегло.

    Чтение по слогам.

    Беглое чтение.

    2

    Былина «Три поездки Ильи Муромца».

    3

    Чтение по ролям.

    Выбор правильной интонации.

    3

    Народные песни. Язык произведений УНТ.

    2

    Выразительное чтение.

    Чтение словосочетанием.

    4

    Пословицы. Загадки.

    2

    Читать правильно.

    Объяснение значений.

    5

    Биография и творчество А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Зимний вечер», «У Лукоморья».

    4

    Правильное, беглое, выразительное чтение. Выучить наизусть отрывки.

    Чтение наизусть.

    6

    Биография и творчество М.Ю.Лермонтова. «Бородино».

    4

    Вопросы к тексту. Выразительное чтение стихотворения.

    7

    И.А.Крылов. Басни «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська».

    4

    Подбор к данным выражениям строчек из  басен, объяснение их значений.

    Подбор правильной интонации при чтении басен.

    Подбор синонимов.

    8

    Н.А.Некрасов. Лирика.

    2

    Выразительное чтение , работа с иллюстрацией.

    Чтение отрывков из стихотворения к иллюстрации.

    9

    Биография и творчество Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (в сокращении).

    4

    Определять тему произведения.

    Пересказ отрывков.

    Беглое чтение.

    10

    Творчество А.П.Чехова «Хамелеон».

    2

    Чтение по ролям,  формулировка вопросов к тексту.

    Озаглавливать части текста.

    11

    В.Г.Короленко «Дети подземелья».

    4

    Характеристика главных действующих лиц.

    Определение душевного состояния героев.

    12

    Произведения русской литературы 20 века. М.Горький «Детство».

    3

    Выделять главную мысль,  анализировать произведение с позиции нравственной ценности.

    Краткий пересказ.

    Составление плана к частям текста.

    13

    К.Г.Паустовский «Последний черт».

    3

    Пересказ от третьего лица, работа с незнакомыми словами.

    Выделение образных средств языка.

    14

    М.М.Зощенко «Великие путешественники».

    2

    Составление характеристики героев.

    Подробный пересказ.

    15

    В.П.Катаев «Флаг».

    3

    Выделение главной мысли каждой части, озаглавливание, определение темы.

    Составление плана ( с помощью учителя)

    Выявление авторского отношения к героям.

    16

    Н.И.Рыленков. Лирика.

    2

    Выразительное чтение.

    Чтение наизусть..

    17

    Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин»

    4

    Рассказ по плану.

    Озаглавливать части текста.

    18

    Ю.Я.Яковлев «Багульник»

    5

    Характеристика главных действующих лиц.

    Определение душевного состояния героев.

    Подробный пересказ.

    19

    Р.П.Погодин «Время говорит -пора»

    4

    Выделять главную мысль , анализировать произведение с позиции нравственной ценности.

    Краткий пересказ.

    Составление плана к частям текста.

    20

    А.Г.Алексин «Двадцать девятое февраля» ( отрывок из повести)

    4

    Деление текста на части по плану, определение темы.

    Выделение образных средств языка.

    21

    К.Я.Ваншенкин. Лирика.

    2

    Выразительное чтение.

    Чтение наизусть небольшого отрывка.

    22

    Итоговое занятие.

    1

     

    Использованная литература

    1. Программа по русскому языку (чтение и развитие речи) для специальной (коррекционной) школы  VIII вида под ред. И.М. Бгажноковой. Москва, изд. «Просвещение»,  2005 г.
    2. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации, сост. И.Г.Савельева, Волгоград, изд. «Учитель», 2009 г.
    3. Чтение. 7класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы – составители: В.В.Воронкова, И.Е.Пушкова и др.  Москва, изд. «Просвещение», 2010 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида

    В 2002 г. МО РФ утвержден учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных школ IY вида, отражающий специфику обучения слабовидящих детей и содержащий ряд коррекционных предметов, в частно...

    Рабочая программа по Истории России для специальных коррекционных школ VIII вида.

    Данная программа написана и реализуется в классах глубокой коррекции в условиях специальной коррекционной школы VI вида....

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

    Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

    Конкурсно-игровая программа внекласного мероприятия по сбо специальной (коррекционной) школы 8-го вида по теме: "Всякая всячина"

    Совершнествование, систематизация и закрепление знаний, умений, и навыков по всем темам, изучаемых с 5 по 9 кл. на уроках сбо....

    Программа работы с родителями учащихся специальной коррекционной школы VIII вида « Дороги, которые мы выбираем»

    Программа по профориентации направлена на профессиональное обучение и трудоустройство выпускников коррекционных школ VIII вида. Нацелена на создание условий для формирования обоснованных профессиональ...

    Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 9 класс

      Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 9 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для дет...

    Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

    Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Пояснительная записка.В современных условиях развития системы образования активизируется в...