Программа работы с родителями учащихся специальной коррекционной школы VIII вида « Дороги, которые мы выбираем»
проект (7, 8 класс) по теме

Программа по профориентации направлена на профессиональное обучение и трудоустройство выпускников коррекционных школ VIII вида. Нацелена на создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов родителей выпускников специальных школ и содействия становлению компетенций родителей, обеспечивающих их активное участие в профессиональном самопределении подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_roditelyami.docx167.05 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  работы с родителями учащихся

 специальной коррекционной школы VIII  вида.

« Дороги, которые мы выбираем»

В настоящее время остро стоит  проблема в выборе профессии выпускниками общеобразовательных школ, и более остро она стоит перед лицами  с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам вспомогательных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда.

У умственно отсталых школьников профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны.  Существенным компонентом интереса выступает мотив. Учащиеся вспомогательной школы затрудняются мотивировать свой интерес к той или иной профессии. Большинство из них указывает на отдельные, внешне привлекательные, но не существенные стороны. В качестве другого мотива выдвигается желание работать вместе с родителями.

Исследования М.С. Певзнер и В.И. Лубовского свидетельствуют о том, что учащиеся вспомогательной школы наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7-8-м годах обучения. В этот период у них появляется потребность обсуждать вопросы будущего. Представления о выбираемой профессии носят, как правило, практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом умственно отсталые школьники отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям (например, водитель). Лишь к концу обучения в школе они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, маляр и др.). Профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Таким образом, видно, что у умственно отсталых учащихся недостаточно сформирована профессиональная направленность, на выбор будущей профессии нередко оказывают влияние зачастую случайные факторы. Поэтому профессиональное самоопределение умственно отсталых детей должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества. 

Случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить ее на родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно» — или вообще избегает разговоров на эту тему. Однако часто родители и сами затрудняются ответить на вопросы, что интересует их детей и каковы их планы на будущее. Некоторые из них строят мифы относительно будущего своих детей, обсуждают с ними профессии, которые не доступны детям в связи с их особенностями. А часть родителей негативно относятся к учебе ребенка в специальной школе и практически машут на его будущее рукой: «Да что с него взять? Да кем он станет?» Задача педагогов и специалистов, работающих с детьми с отклонениями интеллекта выстроить работу с родителями таким образом, чтобы они стали опорой и поддержкой своим детям, тем более в вопросе их непростого выбора, который повлияет на их дальнейшую жизнь. 

Итак, приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой.

Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися вспомогательной школы становится влияние педагогов, родителей и система проводимой допрофессиональной и профессиональной работы.

Родители, занимающиеся трудоустройством своих детей, в выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами, в то время как индивидуальные психофизиологические особенности ими не учитываются.

Сопоставляя данные о несоответствии фактического трудоустройства полученной профессиональной подготовке с тем фактом, что большинство учащихся трудоустроились самостоятельно или с помощью родителей, можно высказать мнение о необходимости проведения более целенаправленной и более эффективной организационной работы.

Конечно, не все выпускники выберут профессии, по которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к труду, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней.

Компетенции, необходимые   родителям  для  оказания  помощи  и поддержки  в принятии   детьми верного  решения    в  выборе  профессии:                                                                                    

  1. информационная  компетенция (знание   индивидуальных  особенностей детей, наличие    представлений  о  мире  профессий для людей с ОВЗ, знание результатов трудового обучения и трудовой подготовки подростка)      
  2. мотивационная компетенция (наличие значимых мотивов и потребностей реализации своей воспитательной функции, интерес к личностному профессиональному развитию своих детей);
  3. коммуникативная компетенция (ориентация родителей на диалоговое, бесконфликтное общение с детьми, педагогами и специалистами)
  4. социально-трудовая компетенция (активная  жизненная  позиция в  выборе  профессии, интеграции  в   общество, планирование  профессиональных   и   жизненных  перспектив)          
  5. аналитическая (рефлексивная) компетенция (умение анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в своем профессиональном становлении и выборе своего ребенка)          

        Критерии эффективности программы:

- формирование  адекватного интереса родителей к проблеме осознанного выбора профессии их детьми;

- расширение знаний о профессиональных способностях и возможностях выпускников специальной школы 8 вида;

- проявление  родительской компетентности, способствующей своевременному и качественному профессиональному выбору своих детей;

- обеспечение социально-профессиональной мобильности воспитанников школы

Цель программы: Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов родителей выпускника специальной школы, содействия процессу становления компетенций родителей, обеспечивающих их активное участие в профессиональном самоопределении подростка.

Задачи:

  1. стимулировать размышления родителей о перспективах личностного и профессионального самоопределения детей
  2. поддерживать родителей учащихся с целью гармонизации семейных отношений, формировать у родителей оптимальные навыки воспитания

3) обобщать и обогащать представления  родителей о мире профессий для лиц с ОВЗ; формировать представления о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности подростка

4) формировать адекватные  представления родителей о профессиональном потенциале своих детей, корректировать неадекватные профпланы

5) формировать представления  родителей о личном примере в развитии трудовой дисциплины и профессиональной зрелости ребенка

6) подготовить  родителей к оказанию помощи детям при выборе профессии

                                   

Принципы  реализации  программы:

Принцип научности  (отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития детей и организации семейного воспитания в вопросах профориентации)                                                                                                              

Принцип  личностной  направленности (выявление  способностей, интересов  и наклонностей  воспитанников,  определение  оптимального  пути  личностного развития  для   каждого   из них).

 Принцип  толерантности  (терпимость к  мнению   детей, учет  их  интересов).                                                                                                                Демократизм (предполагает  сотрудничество  взрослого и  ребенка).    

Диалогичности (установление доверительных взаимообогащающих отношений педагогов с родителями)

Содержание программы

Тема 1. «Суть профессионального самоопределения» 

Профессиональное самоопределение - очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники коррекционных школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации главное –  не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются  к выбранной профессии  и к личности кандидата.  

Вопросы для консультирования и информирования:

  • главные факторы и движущие силы профессионального самоопределения
  • критерии сформированности профессионального самоопределения    (мотивационно-потребностный, информационный, деятельностно-практический)
  • что нужно знать об умственно отсталом подростке, чтобы подготовить его к самостоятельному выбору профессии
  • правильно сделанный подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем
  • роль семьи в правильном профессиональном самоопределении

Тема 2. «Путь в профессию начинается в школе»

Понятия «склонности», «интересы», «профессиональная направленность» следует рассматривать во взаимосвязи с другими свойствами личности учащихся и особенностями их психофизического развития. Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе. Вспомогательные школы стоят перед настоятельной необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей.

Сфера возможного приложения труда умственно отсталых носит относительно ограниченный характер. Однако это не означает, что вспомогательная школа не может выполнить своей основной социальной задачи - подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Содержание профессионального обучения умственно отсталых учащихся должно соответствовать их склонностям и возможностям. Из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям,- эти качества необходимы в любой профессии.

Вопросы для консультирования и информирования:

  • система допрофессионального образования в школе:  виды труда в учебно-производственных мастерских, участие в общественно –полезном труде
  • привлечение специалистов: школьного врача и психиатра - для профориентирования и коррекции профпланов, социального педагога – для организации экскурсий и встреч
  • профриентационная работа на уроках, во вне учебной деятельности (кружки, экскурсии, конкурсы мастерства), профессиональные пробы
  • значения уроков социально-бытовой ориентировки в вопросах трудоустройства
  • соблюдение режима труда  и отдыха
  • выполнение правил внутреннего распорядка как основа трудовой дисциплины
  • сформированность  универсальных учебных действий  в особенности личностных, регулятивных, коммуникативных и общетрудовых навыков
  • результаты трудоустройства учащихся школы

Тема 3. «Дороги, которые мы выбираем» 

Учащиеся вспомогательных школ овладевают многими специальностями. Так, например, они под руководством школы выбирают профессию столяра, слесаря, швеи, переплетчика, повара, маляра.  Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания. 

Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников школ 8 вида:  переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка; некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

-психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

-отсутствием ясной жизненной перспективы;

-неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

Вопросы для консультирования и информирования:

  • слагаемые выбора профиля и направления дальнейшего образования
  • личный профессиональный план учащегося, принципы которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию
  • формирование продуктивных детско-родительских отношений
  • оказание родителями помощи ребенку в формировании, коррекции и реализации профессиональных планов
  • виды профессий для лиц с ОВЗ
  • соответствие медицинским и профессиональным требованиям
  • городские и районные центры профориентации
  • ошибки и затруднения при выборе профессии,  типичные модели поведения выпускников коррекционной школы 8 вида
  • учебные заведения, предоставляющие возможность получения профессии: перечень профессиональных образовательных учреждений (техникумов и колледжей)  Пермского края, осуществляющих набор и профессиональное обучение выпускников коррекционных школ, перечень профессий , рекомендуемых для профессиональной подготовки подростков с интеллектуальной недостаточностью

Сайты для родителей:

http://www.proforientator.ru/tests  Бесплатные тесты по профориентации

Методические рекомендации для специалистов

  • Программа рассчитана на работу в течение 2 лет (7-8 класс). Реализация программы предполагает организацию занятий с родителями и детско-родительской группой.
  • Программа нацелена на профконсультирование родителей, коррекцию профожиданий и как следствие профпланов подростков.
  •  Классный руководитель организуют встречи и экскурсии.
  • Социальный педагог осуществляет консультации по социальным вопросам.
  • Школьный  психолог проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора, осуществляет психологические консультации родителей, создает базу данных по профдиагностике учащихся  для ознакомления родителей, осуществляет мониторинг через анкетирование учащихся и их родителей
  • На встречах с родителями проводится работа по формированию представлений об особенностях развития детей с отклонениями в развитии, формирования профессионального самоопределения. Как правило, работа с родителями проводится в форме семинара с использованием лекционных, групповых дискуссий, решения педагогических задач, разыгрывания ситуаций и т.д.
  • Для профинформирования, консультирования и коррекции привлекаются школьный врач, психиатр.
  • В качестве наглядного материала можно использовать: информационные стенды, школьную газету, буклеты, которые располагаются в местах, наиболее посещаемых родителями: в холле, в коридорах, на школьном сайте.  Содержание материалов, представляемых в качестве наглядных, может быть следующим: Материалы о мире профессий; Советы психолога по выбору профессии; Справочно - информационные материалы; Информационно – правовые материалы

Задания  для детско-родительского взаимодействия.

«Загадай желание». Загадывают желания: ребенок – 3, родитель – 3, а одно совместное. Обсуждение желаний. 

«О чем я мечтаю» Параллельная работа: дети и родители рисуют и после обсуждают свои мечты и что, для их исполнения нужно сделать

 «Хвасталки». Каждый ребенок должен «похвастаться»  мамой, папой, рассказать всем о них,  в том числе, где и как они работают. Родители «хвастаются» детьми.

«Слепой и поводырь».  Необходимо пройти расстояние с препятствиями с закрытыми глазами без помощи и с помощью словестной инструкции родителей, попросить отрефлексировать состояние. В комментарии связать с необходимостью в помощи  при выборе жизненного пути.

«Робот». Даем инструкцию детям  и родителям:  во что бы то ни стало выполнить задание каждому свое (например: детям - написать свое имя и фамилию, родителям – танцевать), но при этом родитель стоит позади ребенка и держит его за руки как марионетку, по команде начинают выполнять задания. По сути, родитель мешает ребенку – это будет демонстрировать, как подчас родители всё решают за ребенка, не учитывая его мнения.

  «Реклама». Всем известно, что в рекламе транслируются только лучшие стороны рекламируемой продукции. Сначала разминка - родители поочередно рекламируют с детьми не особенно привлекательные предметы. После переходят к рекламе профессий, которые считаются  непрестижными, участникам по правилам игры нужно будет найти привлекательные стороны профессии,  и её значимости для сообщества людей. Это позволит по иному взглянуть на непривлекательные, на первый взгляд,  специальности.

«Интервью»  Журналист выясняет сведения и мнения о профессии. В роли журналиста поочередно могут стать ведущий, родитель, ребенок. Цель - стимулировать формулировать и задавать вопросы по профессиональному обучению и трудоустройству

 «Состязание мотивов» Автор упражнения Тюшева Ю.В.

Слова ведущего: «Старшеклассник, хорошо ли ты понимаешь, что является для тебя самым главным при выборе профессии? Каковы твои ожидания от будущей работы? Для того чтобы в этом разобраться, мы с тобой  выполним упражнение «Борьба мотивов». Родители, я предлагаю Вам также выполнить это упражнение. Оно поможет Вам проверить, насколько Вы знаете своего ребенка, и даст дополнительный повод для семейной беседы.

Сейчас каждый получит бланк. Ученик заполнит его за себя, а родители заполнят бланк от имени своего ребенка. Во время выполнения задания ребенок и родители не должны разговаривать друг с другом.

Этапы выполнения задания:

  1. В бланке предложены шестнадцать важных для каждого человека мотивов. Они объединены в восемь пар. Прочитайте первую пару мотивов и выберите из нее только один, наиболее важный для вас. Номер этого мотива запишите в верхней клетке столбца 1/8.
  2. Прочитайте вторую пару мотивов и вновь выберите из нее лишь один наиболее важный для вас мотив. Номер этого мотива запишите во второй клетке столбца 1/8.
  3. Проделайте эту работу со всеми парами мотивов, указанными в бланке. В столбце 1/8 у вас останутся восемь важных для вас мотивов. Они объединены в четыре пары.
  4. Рассмотрите каждую пару мотивов, записанных вами в столбце 1/8, и выберите из каждой пары только один наиболее значимый для вас мотив. Запишите его номер в столбце ¼. В нем будут номера четырех самых важных для вас (или вашего ребенка) мотивов.
  5. Теперь вам предстоит выбрать только два ведущих мотива и записать их номера в столбце ½.
  6. В финале вы выбираете из двух мотивов, указанных в столбце 1/2, один  самый главный мотив и записываете его номер в последнем правом столбце».

Слова ведущего при обсуждении результатов задания: «Родители и старшеклассники, вы можете сравнить полученный результат и обсудить между собой расхождения (если они есть). Сделаем это так. Сначала в течение минуты рассказывают о своих мотивах старшеклассники; родители при этом должны их внимательно слушать. Время пошло. (Через минуту). Теперь поменяйтесь ролями: родители рассказывают свое мнение, ребята внимательно слушают.

Поднимите руки те, у кого результаты полностью совпали (бланки заполнены одинаково). А теперь те, у кого есть незначительные расхождения, но конечный результат совпадает. За вас можно порадоваться, скорее всего, у вас есть взаимопонимание и в других вопросах, связанных с выбором профессии. Но даже если расхождений много – не расстраивайтесь, это повод подумать, как для родителей, так и для детей, и поговорить о выборе профессии».

Подобная процедура может быть полезной и в процессе беседы педагога с семьей.

При отсутствии детей на родительском собрании, родители могут заполнить свои бланки в процессе собрания, а своих детей опросить и побеседовать с ними дома.

Мотив

1/8

1/4

1/2

Финал

  1. Возможность получить известность, прославиться.
  2. Возможность продолжать семейные традиции.

  1. Возможность получать учебу с товарищами.
  2. Возможность служить людям.

  1. Заработок
  2. Значение для экономики страны, общественное т государственное значение профессии

  1. Легкость поступлений на работу
  2. Перспективность работы

  1. Позволяет проявлять свои способности
  2. Позволяет общаться с людьми

  1. Обогащает знаниями
  2. Разнообразная по содержанию работа

  1. Романтичность, благородство профессии
  2. Творческий характер труда, возможность делать открытия

  1. Трудная, сложная профессия
  2. Чистая, легкая, спокойная работа

Ситуации для родителей.

Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».

1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку!»

2. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»

3. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»

4. Родители своему ребенку: «Ты опять что-то сломал! Вечно у тебя все из рук валится!»

После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы:

любую информацию можно преподнести в позитивном ключе; дети, слушая , что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя; высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также формируют у него и чувство ответственности.

Литература для специалистов:

  • http://www.proforientation.spb.ru/node/3  Р.А. Бездородко  Роль семьи в выборе профессии,   СПб ЦСЗПОМ "Вектор"
  • Белова В.А., Белозерова Г.И. Особенности организации профессионального трудового обучения для решения задач жизнеустройства воспитанников// Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта, их реализация в специальной (коррекционной) школе 8-го вида. Боровичи, 2002
  • Большакова О.В. Опросник профессиональной готовности (ОПГ).

Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 12 с.

  • Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника.- М.: Педагогика, 2006
  • Емекеев А.А. Роль семьи в выборе профессиональной деятельности: Социология профессий и социальных групп: Материалы IIIВсероссийского социологического конгресса. – М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008
  • Тюшева Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. Санкт-Петербург:  Изд-во «Питер» - 2006
  • Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии./Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 1998.
  • Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод. пособие/ под ред. Е.М.Стробиной.-М.: Форум: ИНТРА-М, 2013
  • “Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя”/ Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.
  • http://resurs-yar.ru/specialistam/organizaciya_i_provedenie_proforientacionnoj_raboty/materialy_dlya_zanyatij/instrumentarij_dlya_provedeniya_pedagogicheskoj_diagnostiki_i_individualnyh_besed_s_roditelyami_i_detmi_po_voprosam_profvybora/ Инструментарий для проведения педагогической диагностики и индивидуальных бесед с родителями и детьми по вопросам профвыбора

Материалы для контроля и самоконтроля.

Примерный список вопросов для беседы с семьей, по поводу профессионального самоопределения ребенка

Информация о ситуации и проблеме

С чем обратились (первоначальный запрос):

Ребенок____________________________________________________________________

Родитель____________________________________________________________________

Профессиональный выбор, выбор профессионального учебного заведения

Сделал ли профессиональный выбор ребенок?_________________

Если да, то какой?_____________________________________________________________

Одобряет ли Вы выбор ребенка?____________________________________________

Если нет, какие варианты профессионального самоопределения считаете подходящими для ребенка и почему?_____________________________________________

Сделан ли выбор профессиональных учебных заведений?____________________________

Мнение ребенка. Основной вариант/варианты______________________________________

Запасной вариант______________________________________________________________

Мнение родителя о выборе профессионального учебного заведения:___________________

Если не совпадает с мнением ребенка, то какие варианты считает подходящими и почему?

___________________________________________________________________________

Какие трудности в ситуации профессионального выбора испытывает ребенок?__________

Какой помощи он ждет?________________________________________________________

Что беспокоит родителя в ситуации профессионального самоопределения ребенка?

___________________________________________________________________________

Какой помощи ждет родитель?___________________________________________________

Проявление интересов и способностей ребенка

Какие учебные предметы нравятся ребенку?______________________________________

Наблюдение, мнение родителя__________________________________________________

Какие учебные предметы не нравятся ребенку (если такие есть)?____________________

Наблюдение, мнение родителя__________________________________________________

Успеваемость ребенка_________________________________________________________

Трудности обучении (если они есть):_____________________________________________

Наблюдение, мнение родителя__________________________________________________

Посещение ребенком кружков, секций, музыкальных и художественных школ, дополнительных факультативов и т.д.________________________________________

Достижения ребенка (победы в предметных олимпиадах, выступления и победы на различных конкурсах и соревнованиях дополнительного образования)

Участие в общественной жизни школы____________________________________________

Другие любимые занятия, хобби_________________________________________________

Опыт работы ребенка (если есть)_________________________________________________

Знакомство ребенка с интересующими профессиями________________________________

Коммуникативные способности ребенка и общая адаптированность

Общение в классе, комфортность

Ребенок____________________________________________________________________

Наблюдение, мнение родителя___________________________________________________

Наличие друзей

Ребенок____________________________________________________________________

Наблюдение, мнение родителя___________________________________________________

Контакты в новых ситуациях, с незнакомыми людьми

Ребенок____________________________________________________________________

Наблюдение, мнение родителя___________________________________________________

Обычный фон настроения

Ребенок____________________________________________________________________

Наблюдение, мнение родителя___________________________________________________

Состояние здоровья ребенка

Наличие хронических заболеваний_______________________________________________

Перенесенные сотрясения мозга, травмы___________________________________________

Медицинский учет____________________________________________________________

Особенности развития_________________________________________________________

Наличие инвалидности_________________________________________________________

Уточненный скорректированный запрос Ребенка_____________________________________________________________________

Родителя____________________________________________________________________

Вопросы для беседы с родителем

Эта беседа поможет нам вместе с Вами проанализировать и лучше понять семейную ситуацию, в которой происходит профессиональное самоопределение Вашего ребенка, существующие затруднения и их причины.

Примерный список вопросов

  1. Как Вы видите свою роль в процессе профессионального выбора ребенка?
  2. Какие трудности испытываете Вы во взаимодействии с ребенком?
  3. Опишите, как происходит Ваше взаимодействие: как часто Вы разговариваете о профессиональном выборе и дальнейшем обучении? Кто является инициатором этих разговоров? Что происходит во время этих разговоров? Чем они заканчиваются? Что Вы еще предпринимаете?
  4. Каково мнение других членов семьи о профессиональном выборе ребенка?
  5. С чем и почему Вы согласны - не согласны?
  6. Есть ли у Вас затруднения во взаимодействии с другими членами семьи по поводу профессионального выбора вашего ребенка?
  7. Каково участие других членов семьи в процессе принятия решения о выборе профессии и учебного заведения для дальнейшего обучения ребенка? Насколько другие члены семьи могут реально повлиять на принимаемое решение?
  8. Какая информация, касающаяся профессионального выбора ребенка, Вам необходима?
  9. Какая помощь в ситуации профессионального самоопределения ребенка Вам необходима?

10. В какой помощи, на Ваш взгляд, нуждается Ваш ребенок в процессе выбора профессии?

11. Чем Вы сможете ему помочь?

12. Что для этого необходимо?

Памятка “Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии”:

Познакомьтесь с  типичными ошибками и подумайте, может быть и в вашей семье они имеют место быть?

1/ Мы ориентируем  своего ребенка только  на престижную  профессию.

2/ Мы говорим  своему ребенку, чтобы и не думал о профессиях, которые являются не престижными. А когда он плохо учится, пугаем его, что он ничего не добьется  и будет работать дворником.

3/ Да он вообще ничего не понимает в том какую ему профессию выбирать, вот мы лучше знаем, у нас опыта больше и мы за него уже всё решили.

4/ Смотри как здорово, тут даже форму красивую дают.

5/ Раз тебе математика нравится -  вот и иди в магазин работать.

6/ Так он дружит с Вовой вот пусть и идет с ним дальше учиться, вместе веселее.

 7/ Мы вообще не знаем, почему он выбрал именно эту профессию, а оценивать способности и его (ребенка) возможности мы не умеем.

8/ Ты лучше выбирай эту профессию, тут больше платят.

9/ Да ты у нас всё можешь, тебе запросто можно работать хоть кем!

 «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ) в профориентационной беседе с семьей

Задачи: 

1. Создать ситуацию обсуждения родителем и ребенком вопросов касающихся профессионального самоопределения ребенка.

2. Обратить внимание родителя на расхождения в его представлениях  об интересах и способностях ребенка с представлениями самого ребенка (если они есть).

Этапы проведения процедуры:

1.Ребенок и родитель выполняют задание согласно инструкции диагностической методики параллельно и независимо друг от друга (родитель заполняет бланк  относительно своего ребенка);

2. При работе с ручным вариантом проведения методики ребенок и родитель параллельно под руководством специалиста проводят обработку полученных результатов: подсчет суммы баллов по столбцам бланка («З», «Т», «П», «ХО», «Ч»), подсчет сумм внутри каждого столбца под буквами «А», «В», «С».

3. Специалист организует сравнение и обсуждение результатов полученных ребенком и родителем.

ОПРОСНИК

Инструкция: «Вам предлагается опросник, состоящий их 50-ти утверждений. Внимательно прочитайте каждое утверждение. На него Вы должны дать три ответа  и оценить их в баллах от 0 до 2 следующим образом:

А. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в утверждении (оценка Ваших умений):

        2 балла        - делаю, как правило, хорошо        

        1 балл        - делаю средне                        

        0 баллов        - делаю плохо (совсем не умею)

В. Какие ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали (оценка Вашего отношения):

        2 балла        - положительные (приятно, интересно, легко)        

        1 балл        - нейтральные (все равно)                        

        0 баллов - отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно)                        

С. Хотели бы Вы, чтобы описанное в утверждении действие было включено в Вашу будущую работу (оценка Вашего пожелания на будущее):

        2 балла - да                                

        1 балл        - все равно                        

        0 баллов - нет                                                

        Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу бланка ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру утверждения). В каждую клетку таблицы рядом с номером утверждения  Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все три вопроса (А - оценка Ваших умений, В – оценка Вашего отношения, С – оценка Вашего пожелания на будущее). 

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

2. Выполнять практические работы на  лабораторных  занятиях по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности,  разбираться в принципах действия приборов и т.п.)

3. Длительное время  (более 1 года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие  растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать  сочинения,  признаваемые многими  интересными, достойными внимания.

5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

6.  Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе  краткий конспект, план или новый текст.

7. Разбираться в физических процессах и закономерностях,   решать задачи по физике.

8. Вести регулярные наблюдения за развивающимися растениями и записывать данные наблюдений в специальный дневник.

9. Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ниток и т.д.

I0. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать,  даже если приходится повторять это несколько раз.

11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.

12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.

13. Разбираться в особенностях  развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

14. Создавать законченные произведения графики, живописи, скульптуры.

15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от  этого.

16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составленные  рассказы по заданной теме.

17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник и пр.).

18. Преимущественно свое свободное время тратить на уход и наблюдение за  каким-нибудь животным.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20. Внимательно, терпеливо, не перебивая выслушивать людей.

21.При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей

работать с иностранными текстами.

22. Налаживать и ремонтировать электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

23. Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять необходимые работы по уходу за животными (кормить, чистить, лечить, обучать, убирать).

24. Публично, для многих зрителей разыгрывать разные роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего  возраста.

26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28. Разбираться в породах и видах животных (лошадей, собак, птиц, рыб, насекомых), знать их характерные внешние признаки и повадки.

29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.

30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.

31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул и законов, умения их правильно применять  при решении.

32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, швейной машине, производить  монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.

34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством  разных людей.

36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.

37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, слушать лекции и доклады.

39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений  и т.д.

40. Оказывать влияние на людей: убеждать, разрешать споры, предотвращать конфликты.

41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

43. Длительное время  заниматься  исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в питомниках.

44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

45. Сопереживать  людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную работу»: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи - технической, математической, логической.

48. При работе с растениями или животными переносить ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, специфический запах,  грязь.

49. Настойчиво, терпеливо добиваться  совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Расшифровка результатов

Опросник ОПГ создан на основе классификации профессий Е.А.Климова. Согласно классификации Е.А Климова выделяются 5 групп профессий по предмету труда: «человек-знак» «человек-техника», «человек-природа», «человек-художественный образ», «человек-человек». Этим пяти группам профессий соответствуют в бланке столбцы «З», «Т», «П», «ХО», «Ч».

Для обсуждения со старшеклассником и его родителем важны следующие показатели:

  • Величина интереса к профессиям определенной группы, которой соответствует сумма всех баллов внутри определенного столбца из 10 вопросов (сумма общая).
  • Оценке своих способностей,  умений и навыков в данной сфере деятельности, показателем которой является сумма баллов в каждом столбце под буквой «А».
  • Оценке эмоционального отношения к деятельности, показателем которой является сумма баллов в каждом столбце под буквой «В».
  • Готовность выполнять определенную работу, показателем которой является сумма

баллов в каждом столбце под буквой «С».

Вопросы для беседы с семьей

Вопросы задаются последовательно ребенку и родителю, при этом обращается внимание на сходство или различия в ответах.

1. Интерес, к каким группам профессий у старшеклассника можно считать

- высоким (общая сумма баллов в столбце 50-60);

- средним (общая сумма баллов в столбце 31-49);

- низким (общая сумма баллов в столбце 30 и ниже)?

2. Сколько сфер деятельности высоко привлекательны для старшеклассника?

Хорошо если это 1-2 или 3 сферы. Одинаково высокий интерес ко всему сведетельствует о несформированности интересов. Одинаково низкий интерес ко всему сведетельствует об аппатии, неуверенности в себе, недостатке опыта продуктивной активности.

3. Какова разница между максимальной и минимальной суммой баллов по столбцам?

Если она равна 15-ти и более баллов, это говорит о выраженных профессиональных предпочтениях, сформированных определенных интересах.

4. Сравните суммы баллов под буквами «А», «В» и «С» в каждом из столбцов.

5. В каких сферах старшеклассник оценивает свои способности (суммы баллов под буквой «А»)

Высоко (15-20 баллов);

Средне (10-14 баллов);

Низко (менее 10).

И как оценивает их родитель?

6. Какая деятельность наиболее эмоционально привлекательна для старшеклассника (суммы баллов под буквой «В»)

Высоко (15-20 баллов);

Средне (10-14 баллов);

Низко (менее 10).

Знает ли об этом родитель?

7. К какой работе больше всего готов старшеклассник (суммы баллов под буквой «С»)?

Высоко (15-20 баллов);

Средне (10-14 баллов);

Низко (менее 10).

Как оценивает готовность старшеклассника родитель?

8. Рассмотрите примеры подходящих для старшеклассника профессий

9. Завершение беседы. Вопросы: Полезно ли было поработать с опросником и обсудить результаты? Есть ли у вас еще вопросы, связанные с выбором профессии? Что вы намерены делать далее (план действий)?

Анкета для учащихся

Фамилия, имя_________________
Класс________________________
Год__________________________

1. Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий, расположите их по степени значимости:

1/.____________________

2/.____________________ и т.д.

2. Кем вы хотите стать? Какую профессию вы выбрали?_____________

3. Назовите преимущества вашей будущей профессии:__________

4. Назовите минусы вашей будущей профессии:_________________

5. Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в выбранной вами профессии:_____________

6. Назовите качества характера, которые могут вам помешать приобрести любимую профессию:___________________

7. Что или кто повлиял на выбор вашей будущей профессии:

– родители
– родственники
– педагоги
– друзья
– знакомые
– книги
– фильмы
– жизненные обстоятельства
– способности

8. Как относятся ваши родители к избранной вами профессии? _____________

Анкета для родителей

Ф.И.О._______________

1. Обсуждали ли вы со своим сыном /дочерью/ проблему выбора профессии?_____

2. Какую профессию выбирает ваш /а/ сын /дочь/?____________________________

3. Что советуете ему /ей/ вы?_____________________________

4. Совпадают ли ваши интересы и точка зрения на избранную профессию?_______

5. Что является основным вашим аргументом в выборе профессии вашего ребенка?______________________

6. Если ребенок будет настаивать на собственном выборе будущей профессии, будете ли вы ему препятствовать?_______________________

7. Довольны ли вы своей профессией? Почему?______________

8. Что повлияло на ваш профессиональный выбор?___________________

9. Что интересного в вашей профессии?________________________

10.Какие минусы своей профессии вы можете назвать?_________________

11.Если бы начать жизнь сначала, вы бы ее поменяли или нет?_________________

12.Хотите ли вы, чтобы ваш/а/ сын /дочь/ продолжил/а/ вашу профессию? Почему?____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дороги, которые мы выбираем…"

Ни я, ни кто другой не можетПройти эту дорогу за вас,Вы должны пройти ее сами.                      Уолт Уитмен...

Вики-проект "Дороги,которые мы выбираем" для 9 класса

Для эффективной работы по английскому языку учителя могут использовать ИКТ.Создание проекта трудоемкое дело, поэтому хочу поделиться опытом работы над стартовой презентацией, созданной учителями на ку...

Вики-проект "Дороги,которые мы выбираем" для 9 класса

Этот продукт  -двуязычный коммуникативный проект- создан учителями английского языка на курсах Intel- обучение для будущего. Так как создание проекта дело трудоемкое,хочется поделиться стартовой ...

Сценарий классного часа по теме "Дороги, которые мы выбираем" (материал подходит для проведения урока мужества)

Классный час по этому сценарию проводился во время  Публичного отчёта школы в рамках проекта "Созвездие воинской славы": "Памями Дмитрия Рябинкина посвящается" в 2008году...

Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"

Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"...

ПРОГРАММА работы школы по организации профессиональной ориентации обучающихся «Дорога, которую ты выбираешь»

Выбор будущей профессии - очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники коррекционных школ.  Цель программы:формирование сознательного профессионального самоопредел...

Сценарий театрализованного концерта, посвященного Дню рождения школы – 2018 «Дороги, которые мы выбираем…»

Сценарий театрализованного концерта, посвященного Дню рождения школы – 2018 «Дороги, которые мы выбираем…»...