Классный час "Дороги, которые мы выбираем…"
методическая разработка (7 класс) на тему

Кривицкая Светлана Ивановна

 

Ни я, ни кто другой не может

Пройти эту дорогу за вас,

Вы должны пройти ее сами.

                      Уолт Уитмен

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._dorogi_kotorye_my_vybiraem...rar30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дороги, которые мы выбираем…

Классный чаc.

Классный руководитель Кривицкая С.И.

Ни я, ни кто другой не может

                                                                             Пройти эту дорогу за вас,

                                                                                 Вы должны пройти ее сами.

Уолт Уитмен

Цель: Нравственное воспитание старшеклассников.

Форма: Сократовская беседа.

Ход классного часа

Ведущий: Мы собрались здесь для сократовской беседы. Главное в ней – слово, мысль, логика. Много веков назад великий мыслитель Сократ вместе со своими учениками обсуждал различные проблемы. Говорили в основном ученики, Сократ задавал вопросы и вставлял логические связки. Они сидели на камнях среди голых скал. Высказанные ими тогда мысли живы и по сей день. Потому что эти мысли честные, справедливые, умные. Сегодня мы вновь попробуем стать учениками Сократа.

Правила Сократовской беседы (лучше правила записать на доске)

  1. Не могу молчать.
  2. Уважай ближнего своего.
  3. Платон мне друг, но истина дороже.
  4. Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократовская беседа предполагает диалог. Приготовьтесь быстро отвечать на вопросы. Начинается любая беседа с разминки, цель которой – разговориться, активизировать мысли.

Напоминаю, на разминке вы можете отвечать с юмором, не всегда серьезно. (Отвечать на разминке должен каждый).

Вопросы:

  1. Какое у вас сейчас настроение?
  2. Какое настроение у вас бывает чаще?
  3. С какими людьми предпочитаете иметь дело?
  4. Как вам кажется, что вы будете делать через пять лет? Десять лет?

Вам постоянно говорят все вокруг – вы уже взрослые. Шаг за шагом вы входите в самостоятельную жизнь. Пришел тот момент, когда не школа, не учителя и даже не родители, а вы сами должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.

Несколько дней назад вам было предложено ответить на ряд вопросов. Среди них был такой:

  1. Как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь?

У вас в руках ответы, посмотрите, может, что-нибудь добавите.

(Каждый должен ответить, можно просто зачитать ответ).

Прочитав ваши ответы, внимательно прослушав их сейчас еще раз, мы попытались обобщить, и вот что получилось (ведущий зачитывает вслух).

Каждый из нас мечтает о яркой, красивой жизни.

Объясните, что вы вкладываете в определение «яркая, красивая, благополучная жизнь». (Наиболее часто повторяющиеся ответы записать на доске).

Это может выглядеть так:

Работа, приносящая моральное и материальное удовлетворение

Хорошая семья, любовь близких людей, преданные друзья

Из ваших высказываний мы делаем вывод, что вы выделяете три направления в жизни, которые для вас значимы: семья, работа, друзья.

Сегодня большее внимание мы уделим вашей будущей профессии.

У Ч. Дарвина есть слова: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, счастье само вас отыщет».

  1. Согласны ли вы с этими словами? Какие аргументы вы можете привести «за» и «против»?
  2. Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?
  3. Чем вы руководствуетесь в своем выборе?

(Желательно продолжить работать со схемой на доске и под первой колонкой записать ответы ребят. Например: способности и интересы, материальные возможности, престиж, семейные традиции).

Но выбор в конечном счете делать вам самим.

  1. Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе? (Ответы записать на доске и обсудить).

Например:

Талант (как высшая степень развития способностей):

«Вообще говоря, талант – очень сложное, трудное понятие, и дело здесь не столько в способностях человека, сколько в том, что представляет собой человек как личность».

Обратите, пожалуйста, внимание на эти слова: обрести собственную судьбу, значит понять себя, свои склонности, интересы, остаться навсегда верным себе, своим идеалам, целям.

Целеустремленность:

«Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть» (А.С.Макаренко).

«Имей цель всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, для минуты, жертвуя низшие цели высшим» (Л.Н.Толстой).

Должны ли у человека быть жизненные цели?

  1. Какие цели сейчас можете поставить перед собой вы?
  2. Как вы добиваетесь поставленной цели?

Но чтобы достигнуть поставленных целей, конечно, необходимо трудолюбие.

Трудолюбие:

«Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. И после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, я продолжал учиться у кого только можно, и работал, работал, работал» (Ф.И.Шаляпин).

Юность – пора мечтаний, иллюзий, и очень хорошо, если это останется с вами.

Но встреча с реальной жизнью – это часто упорный труд, разочарования в любви, в любимом деле, профессии и, наконец, это разочарование в самом себе. К этому надо быть готовым, иначе человек может сломаться.

  1. Вы себя в большей степени относите к пессимистам или оптимистам?

Мы разделились на группы оптимистов и пессимистов. Проведем деловую игру, которая так и называется «Оптимист и пессимист». Нам надо выбрать судью, объективного, беспристрастного, с трезвым, практичным взглядом на жизнь.

Вот вы говорили, что на ваш выбор профессии влияют материальные условия. Проанализируйте такую ситуацию: Александр мечтал стать журналистом-международником, но, к сожалению, после школы не поступил на факультет журналистики. Он не захотел поступать ни в какой другой вуз и решил трудоустроиться курьером в редакцию газеты.

Задание: Оптимисты должны найти положительные моменты в этой ситуации, а пессимисты – отрицательные.

 Победят те, которые покажутся судье более убедительными.

Мы убедились, что в любой ситуации можно найти положительные и отрицательные моменты. Хочу прочитать слова Д.С.Лихачева из его книги « Раздумья»: « нас интересует, какими качествами должен обладать выпускник… Разумным оптимизмом. Он должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживешь и без которых, в конце концов, жизнь была бы пустой».

  1. Мы вновь вышли на личностные качества.

Послушайте отрывок из поэмы Фазу Алиевой «Сын»:

Ты, сын мой, должен помнить: оттого

Ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут к ней…

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, – зависть. Ты ее убей

В зародыше. И научись по праву

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе – злость. Беги от чувства злого.

Сей доброту. Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коли простил себя.

В порыве злом, в решении крутом

Сдержись. И гнева своего не выдай.

Не нанеси нечаянной обиды,

Чтоб не пришлось раскаяться потом.

И третье – корень наших многих бед –

Убийца всех достоинств в человеке –

Безделье. И позорнее вовеки

Порока в людях не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл… И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда.

Вам было предложено на такие вопросы:

  1. Какие человеческие качества помогают сделать правильный нравственный выбор?
  2. Какие качества могут привести человека к безнравственному поступку?

Ваши ответы мы попытались обобщить, и вот что получилось (ответы на экране или на листе ватмана):

Доброта                                                       зависть

       Смелость                                                     ненависть

       Совесть                                                        гнев

       Уравновешенность                                     злость

       Долг                                                             мстительность

       Уважение к людям                                     презрение          

  Сопереживание                                          гордыня

  Сочувствие                                                 лицемерие

  Жизнерадостность                                     равнодушие

  Уверенность в себе                                    грубость

  Щедрость                                                    хамство

  Честь                                                           самолюбование

  Честность                                                   алчность

  1. Какие человеческие качества вам особенно неприятны? Если можете, пожалуйста, объясните почему. Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызывать ваше уважение?

Нравственной личностью человек становится только тогда, когда в душе его навсегда поселилась совесть, ответственность и долг. Эти важнейшие нравственные качества взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой. Совесть – это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос и внутренний судья человека. К тому, как мы строим дом и прокладываем дороги, лечим людей и управляем страной, - к каждому поступку, который можно оценить с нравственной позиции, совесть имеет отношение. В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности… Должен сделать свой нравственный выбор:

                                        Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

    Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

                                        Каждый выбирает по себе

        Слово для любви и для молитвы.

       Шпагу для дуэли, меч для битвы

                                        Каждый выбирает по себе.

                                        Каждый выбирает по себе

  Щит и латы, посох и заплаты.

    Меру окончательной расплаты

                                        Каждый выбирает по себе.

 Ю. Левитанский

   От того, каким будет этот выбор, зависит не только ваша жизнь, но и во многом жизнь тех, кто с вами рядом.

   «Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком», - говорил А. де Сент-Экзюпери.

    И прежде чем разрушить эту связь, подумайте, чтобы не ошибиться, сделав неправильный нравственный выбор.

   Сегодня мы поставили перед собой важные вопросы и попытались все вместе найти на них ответы. Но хочется надеяться, что разговор, который мы начали сегодня, для вас на этом не закончится, он продолжится в ваших душах.

   Будьте открыты истине, добру и красоте! И тогда вы сможете сделать единственно правильный для вас нравственный выбор.

Склонности и интересы в выборе профессии

Классный час в 9 б классе.

Классный руководитель Коцелапова С.А.

Цель: Определить интересы старшеклассников.

Форма: Психологический практикум.

Участники: Учащиеся класса, классный руководитель или психолог.

Оборудование: Опросник, бланки для заполнения, ручки, карандаши.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

   Для правильного выбора профессии необходимо представлять себе те требования, которые она предъявляет человеку, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями.

   Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия. Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или одну его сторону), глубине (глубокие или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое?

   Интересы выражаются формулой «хочу все знать», а склонности – «хочу делать».

   Учащимся предлагается выполнить тест, с помощью которого они смогут выявить свои интересы и определить степень их устойчивости.

   Для этого всем раздаются бланки ответов и опросники (карта интересов А.Е. Голомштока), дается инструкция:

   «У вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для этого, чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем как ответить на каждый вопрос, постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится то, о чем мы вас спрашиваем, то в листе ответов под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса если просто нравится (любите) – один плюс; если не знаете, сомневаетесь – ноль; если не нравится (не любите) – минус; если очень не нравится – два минуса.

   Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного».

Карта интересов А.Е. Голомштока

Любите ли вы (нравится ли вам, хотели бы вы)…

  1. Знакомиться с жизнью растений или животных?
  2. Уроки географии, чтение учебника по географии?
  3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях?
  4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека?
  5. Уроки домоводства (технологии) и домашние задания по домоводству?
  6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков?
  7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков?
  8. Читать технические журналы («Техника молодежи», «Юный техник» и т.д.)?
  9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электротехники и радиоэлектроники?
  10.  Знакомиться с различными металлами и их свойствами?
  11.  Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении?
  12.  Узнавать о достижениях в области строительства?
  13.  Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (авто-, железнодорожного и др.)?
  14.  Читать книги, смотреть фильмы о летчиках, космонавтах?
  15.  Знакомиться с военной техникой, встречаться с участниками Великой Отечественной и Гражданской войн?
  16.  Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях?
  17.  Читать классиков отечественной и зарубежной литературы?
  18.  Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки?
  19.  Обсуждать текущие дела, события в классе и в школе?
  20.  Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя).
  21.  Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции?
  22.  Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете?
  23.  Читать книги типа «Занимательная математика» или «Математический досуг»?
  24.  Изучать Экономическую географию?
  25.  Заниматься иностранным языком?
  26.  Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства?
  27.  Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии?
  28.  Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства?
  29.   Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах?
  30.  Изучать ботанику, зоологию, биологию?
  31.  Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам?
  32.  Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов?
  33.  Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины?
  34.  Посещать с экскурсией предприятия легкой промышленности (швейное, обувное, текстильное и др.)?
  35.  Читать книги типа «Занимательная физика» или «Физики шутят»?
  36.  Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических явлений?
  37.  Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, искать статьи в газетах)?
  38.  Посещать радиотехнический кружок или знакомиться с работой электрика?
  39.  Знакомиться с различными измерительными инструментами (для металлообработки) и работать с ними?
  40.  Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели?
  41.  Встречаться со строителями, наблюдать за их работой?
  42.  Читать популярную литературу о средствах и правилах передвижения?
  43.  Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках?
  44.  Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений и судьбой выдающихся полководцев?
  45.  Обсуждать текущие политические события у нас и за рубежом?
  46.  Изучать биографии писателей, творческие лаборатории авторов?
  47.  Слушать радио- и теленовости, смотреть тематические телепередачи?
  48.  Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, стране?
  49.  Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут его сделать?
  50.  Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя?
  51.  Обеспечивать семью продуктами, организовывать питанием всех во время похода?
  52.  Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков?
  53.  Интересоваться в печати за ходом выполнения плана народного хозяйства?
  54.   Читать художественную литературу на иностранном языке?
  55.  Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет?
  56.  Посещать драматический театр или театр юного зрителя?
  57.  Слушать оперную и симфоническую музыку?
  58.  Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть радио- и телепередачи?
  59.  Посещать биологический кружок?
  60.  Заниматься в географическом кружке, изучать природу и жизнь родного края?
  61.  Составлять и собирать описания, изображения геологических объектов (минералов, слоев земли и др.)?
  62.  Изучать функции организма человека, причины возникновений болезней и пути их лечения?
  63.  Посещать кружок кулинарии, готовить дома обед?
  64.  Проводить опыты по физике?
  65.  Готовить растворы, взвешивать реактивы?
  66.  Разбирать и ремонтировать, собирать различные механизмы (часы, утюг, велосипед, швейную машинку и пр.)?
  67.  Пользоваться точными измерительными приборами (вольтомметром, амперметром, осциллографом и пр.) и производить расчеты?
  68.  Мастерить различные детали и предметы из металла?
  69.  Собирать различные образцы древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать, полировать и пр.)?
  70.  Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек?
  71.  Посещать кружок юных железнодорожников, юных автолюбителей?
  72.  Участвовать в секции парашютистов, в кружке авиамоделистов или работе авиаклуба?
  73.  Заниматься в стрелковой секции?
  74.  Изучать историю возникновения различных народов и государств?
  75.  Писать классные и домашние сочинения по литературе?
  76.  Наблюдать за поступками, поведением и жизнью других людей, анализировать явления и события жизни?
  77.  Выполнять общественную работу (организовывать, сплачивать товарищей на какое-нибудь дело)?
  78.  Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им в чем-либо)?
  79.  Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших?
  80.  Наблюдать за работой продавца, повара, официанта?
  81.  Заниматься в математическом кружке?
  82.  Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии?
  83.  Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка?
  84.  Посещать музеи, художественные выставки?
  85.  Выступать на сцене перед зрителями?
  86.  Играть на одном из музыкальных инструментов?
  87.  Играть в спортивные игры?
  88.  Наблюдать за ростом и развитием животных и растений, вести записи наблюдений?
  89.  Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы?
  90.  Собирать коллекции минералов, собирать экспонаты для географического музея?
  91.  Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта?
  92.  Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи?
  93.  Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике?
  94.  Заниматься в химическом кружке или посещать факультативные занятия по химии?
  95.  Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли, машины и пр.)?
  96.  Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратуры и электрических машин, собирать, конструировать, ремонтировать радиоприборы и радиоаппаратуру?
  97.  Уроки труда в школьных слесарно-станочных мастерских?
  98.  Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столярном?
  99.  Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами?
  100. Контролировать соблюдения правил передвижения пешеходов и водителями транспортных средств?
  101. Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в отряде по спасению утопающих?
  102. Участвовать в военизированных играх?
  103. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры народа?
  104. Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе или языку?
  105. Вести личный дневник?
  106. Выступать в классе с сообщениями о международном положении, с беседами и докладами на различные темы?
  107. Выполнять работу вожатого?
  108. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотели бы скрыть?
  109. Помогать покупателю в магазине выбирать покупку?
  110. Решать сложные задачи по математике?
  111. Точно вести подсчеты своих денежных доходов и расходов?
  112. Заниматься в иностранном кружке или посещать факультативные занятия?
  113. Заниматься в художественном кружке?
  114. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности?
  115. Заниматься в хоре или в одном из музыкальных кружков?
  116. Заниматься в какой-либо спортивной секции?
  117. Участвовать в биологических олимпиадах или готовить творческие работы?
  118. Участвовать в географических экспедициях?
  119. Участвовать в геологических экспедициях?
  120. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать помощь?
  121. Участвовать в выставках кондитерских или кулинарных изделий?
  122. Участвовать в физических олимпиадах?
  123. Решать сложные задачи по химии? Участвовать в химических олимпиадах?
  124. Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи самому?
  125. Разбираться в сложных радиосхемах?
  126. Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков и оборудования?
  127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками?
  128. Принимать посильное участие в строительных работах?
  129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса и т.п.?
  130. Управлять самолетами гражданской авиации?
  131. Жить по жестко установленному режиму, строго выполняя распорядок дня?
  132. Заниматься в историческом кружке (собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы)?
  133. Работать с литературными источниками, справочниками, вести дневник впечатлений о прочитанном?
  134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях?
  135. Подготавливать и проводить конференции или дискотеки, вечера отдыха?
  136. Шествовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков?
  137. Помогать в работе милиции,  быть членом кружка «Юный друг милиции»?
  138. Постоянно общаться с разными людьми?
  139. Участвовать в математических олимпиадах?
  140. Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, зарплаты, организации труда?
  141. Беседовать с товарищем (знакомым) на иностранном языке?
  142. Участвовать в выставках изобразительного искусства?
  143. Посещать театральный кружок?
  144. Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах?
  145. Принимать личное или командное участие в спортивных соревнованиях?
  146.  Коллекционировать растения и заниматься фитодизайном?
  147.  Произвести топографическую съемку местности?
  148. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе?
  149.  Работать в больнице, поликлинике, аптеке?
  150. Работать специалистом на предприятии легкой или пищевой промышленности (швеей, закройщицей, поваром, технологом и т.п.)?
  151. Решать сложные задачи по физике?
  152. Работать на химическом производстве или в химической лаборатории?
  153. Участвовать в выставках технического творчества?
  154. Работать в области электроэнергии или радиоэлектроники?
  155. Работать у станка (в основном стоя), изготовлять различные металлические детали?
  156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы?
  157. Работать в строительной бригаде?
  158. Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения?
  159. Работать в штормовую погоду на большой реке или открытом море?
  160. Работать военным специалистом?
  161. Ходить в походы по историческим местам родного края?
  162. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.п.?
  163. Писать заметки или очерки в стенгазеты или периодическую печать?
  164. Руководить бригадой во время трудового десанта?
  165. Организовывать игры и праздники для детей?
  166. Работать в юридическом учреждении (в суде, адвокатуре, прокуратуре)?
  167. Оказывать людям различные услуги?
  168. Выполнять работу, постоянно требующую математические знания?
  169. Работать в области экономики планирования или финансирования предприятия народного хозяйства?
  170. Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке?
  171. Участвовать в выставках изобразительного искусства?
  172. Играть на сцене или сниматься в кино?
  173. Работать музыкантом, музыкальным режиссером или преподавать музыку?
  174. Работать преподавателем физкультуры или тренером?

Обработка результатов

   В листе ответов в каждой из 29 строк подсчитайте сумму плюсов и сумму минусов. Подсчитайте алгебраическую сумму этих показателей.

   Уровень выраженности интересов определите, сопоставляя значения суммы со шкалой.

Опреде-

ляющие качества

методика

выборка

Уровень выраженности качества

Высо-кий

Выше

среднего

средний

Ниже

среднего

Низ-

кий

Инте -

ресы

А.Е. Голомш-

тока

Мужс -

кая

женская

<8

5-7

1-4

(-5)-0

>(-6)

   29 строкам листа ответов соответствуют следующие интересы:

  1. биология
  2. география
  3. геология
  4. медицина
  5. легкая и пищевая промышленность
  6. физика
  7. химия
  8. техника
  9. электрорадиотехника
  10.  металлообработка
  11.  деревообработка
  12.  строительство
  13.  транспорт
  14.  авиация, морское дело
  15.  военные специалисты
  16.  история
  17.  литература
  18.  журналистика
  19. общественная деятельность
  20.  педагогика
  21.  право, юриспруденция
  22.  сфера обслуживания, торговля
  23.  математика
  24.  экономика
  25.  иностранный язык
  26.  изобразительное искусство
  27.  сценическое искусство
  28.  музыка
  29.  физкультура, спорт.

   Вот несколько ответов, как управлять своими интересами и склонностями:

  1. Препятствие, которое человек должен преодолеть для достижения своей цели, должно быть преодолимым.
  2. Постарайтесь вообразить и внутренне настроиться на интересную работу, даже если она таковой не является. То есть измените установку.
  3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания и выполнить работу более тщательно, чем всегда.
  4. Сколько же времени нужно, чтобы сформировался устойчивый интерес? Единого мнения на этот счет нет. Однако большинство психологов считают, что не менее трех недель.
  5. Интересы и склонности проявляются и формируются только в деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать, когда проявится интерес, а активнее включаться в разнообразную деятельность. Именно такое поведение позволит вам выявить и сформировать интересы и склонности.

Биржа труда – рынок профессий

Классный час в 9 б классе.

Классный руководитель Коцелапова С.А.

Цель: Ознакомить старшеклассников с рейтингом наиболее востребованных профессий в регионе и соответствующей им заработной платой.

Форма: Деловая игра

Участники: Учащиеся класса, классный руководитель, психолог, специалист бюро по трудоустройству, родители учащихся.

Ход классного часа

Подготовительный этап:

  1. Подобрать специальную литературу о профессиях;
  2. Собрать сведения о минимальной и максимальной заработной плате по разным профессиям, востребованным в регионе;
  3. Пригласить родителей учащихся, которые могут выступить в роли экспертов по различным профессиям (экономисты, юристы, специалисты отделов кадров и т.д.);
  4. Учащимся постараться выяснить заранее условия труда и зарплаты наиболее интересующих профессий.

Вступительное слово учителя

   В наше время, время деловых и предприимчивых людей, нужно уметь хорошо ориентироваться в мире профессий, знать спрос на профессии, учитывать перспективы роста дефицита тех или иных профессий, словом, быть знатоком рынка профессий. Сейчас мы предлагаем вам следующую игру.

   Первый этап игры. На листе бумаги напишите названия 15 любых актуальных сегодня профессий, которые только приходят вам в голову. А теперь посмотрите внимательно весь список и выберите из него одну профессию, которая будет цениться обществом наиболее высоко. Наиболее перспективную, высокооплачиваемую, престижную профессию. Выпишите название этой профессии на отдельный листок в первую строчку нового столбика. А теперь выписывайте в этот столбик одно за другим названия всех остальных профессий в порядке их престижности и оплачиваемости. В верхней части столбика при этом соберутся самые высокооплачиваемые профессии, а в нижней части – менее оплачиваемые, но столь же необходимые профессии.

   Второй этап. Напротив названия каждой профессии напишите величину минимальной и максимальной зарплаты, которую, по вашему мнению, может получить этот специалист. Для данного этапа игры можно воспользоваться специальной литературой, приготовленной заранее, консультациями экспертов.

   Третий этап. Участники группы по очереди зачитывают подготовленный список профессий без указания зарплаты. Если у вас встречаются такие же профессии, то напротив каждой из них вы ставите пометку. После того, как выступят все участники, в вашем списке, напротив некоторых профессий может появиться много пометок.

   За каждую пометку начисляется один балл. Некоторые профессии могут быть помечены несколько раз (и получить соответственно несколько баллов) – это будут, очевидно, самые популярные, самые конъюнктурные профессии. А некоторые профессии могут совсем не получить баллов – значит, они не имеют особого признания в вашей группе.

   А теперь сосчитаем число своих пометок и обменяемся мнениями в группе. Выясним, какие из профессий оказались у нас самыми популярными, и определим участников, которые включили в свой список наибольшее число самых популярных профессий.

   Сейчас нам предстоит составить общий для группы список профессий. В этот список нужно включить все профессии, которые были хоть раз упомянуты в ваших индивидуальных списках. На листе ватмана или на доске начинаем записывать рейтинг профессий по количеству полученных баллов, начиная от самых популярных до встречающихся наименьшее количество раз.

   После составления списка профессий напротив каждой из них давайте укажем минимальную и максимальную заработную плату. Здесь возможны различные точки зрения, живая дискуссия, споры. Пусть все участники игры выскажут свою точку зрения. Желательно прийти к единому мнению по всем профессиям.

   Таким образом, общий список профессий с указанием зарплаты специалистов готов. Можно подвести окончательные итоги. Для этого проведем конкурс аналитиков рынка профессий:

   - Сравните свой индивидуальный список профессий с общим списком, подготовленным группой. Поставьте один балл за каждую профессию из вашего списка, если она вошла в общий список без изменения зарплаты, т.е. если ваш предварительный анализ стоимости услуг данного специалиста был одобрен группой. Итак, вы начисляете себе по одному баллу за каждого специалиста, если ваша предварительная оценка его труда вошла без изменения в общий групповой список. Эта работа займет у вас 5-7 минут. А теперь сравним количественные результаты конкурса аналитиков и поздравим их с победой!

   С п а с и б о ! На этом наша игра в рынок профессий окончена!

 

 

 

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Классный час- консультация в 9 б классе.

Классный руководитель Коцелапова С.А.

   Существует целый ряд ошибок, которые совершают люди, выбирая себе профессию. Перечислим наиболее типичные из них.

   Ошибка 1. Взгляд на выбор профессии как на выбор постоянного и пожизненного пристанища, островка в океане жизни, без учета того, что Вы постепенно накапливаете специальные знания и квалификационные навыки в любой области деятельности. Лучшим инженером, например, будет тот, кто прошел ступени мастерства рабочего, бригадира, мастера и т.д., а лучшим управляющим коммерческим банком тот, кто начал с контролера, кассира, бухгалтера.

     Ошибка 2. Предрассудок, что некоторые профессии «неприличны», «недостойны», хотя на самом деле они очень нужны и важны в жизни общества. Например, работа в канцелярии типа «кто куда пошлет» считается «приличнее» работы за прилавком или у станка. Такое пренебрежительное деление профессии на «высшие» и «низшие», на «интересные» и «неинтересные», «легкие» и «трудные» поддерживается в некоторых семьях.

   Ошибка 3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей, «за компанию» с ними, чтобы «не отставать» от друзей и т.д.

   Ошибка 4. Перенос своего отношения к конкретному человеку (учителю или герою произведения) на профессию, которую он представляет, забывая при этом, что личная симпатия (или антипатия) к человеку одной профессии никак не может свидетельствовать о личной пригодности (или непригодности) другого человека к данной профессии.

   Ошибка 5. Увлечение внешней или какой-то одной стороной профессии без учета всего многообразия работы. Например, геолога нередко ценят за романтику, подвижность его работы, врача – за белизну халата, актера – за известность, педагога – за возможность ставить отметки и т.п.

   Ошибка 6. Отождествление любимого учебного предмета с профессией, когда школьники не представляют, что нет, например, «литератора вообще» или «математика вообще», а есть прямо либо косвенно связанные с этими предметами группы профессий. Мир профессий (их тысячи!) значительно шире, чем круг учебных предметов (12-15), которые поэтому не могут служить для ориентировки в мире труда.

   Ошибка 7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства, незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом, передовыми технологиями.

   Ошибка 8. Неумение разобраться в себе, в своих действительных склонностях и мотивах (причинах) поступков.

   Ошибка 9. Незнание или недооценка своих физических возможностей, своего состояния здоровья. Любая профессия в разной степени нагружает органы и функции человеческого организма, и поэтому почти каждая профессия имеет свои медицинские противопоказания, которые известны лишь врачу-профпатологу и профконсультанту (психологу).

   Ошибка 10. Незнание основных действий (операций) правильного выбора профессии и их порядка, последовательности при решении задач профессионального самоопределения. Знание последовательности действий выбора профессии освободит от лишних или неверных шагов, сэкономит время для верного решения. Лишь в будущей жизни по окончании школы (и не через 1 год, а примерно через 5 и более лет!), человек узнает, насколько правильными были его действия – первые шаги при выборе профессии в школе.

РОЛЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ ВЫПУСКНИКОВ 9-х, 11-х КЛАССОВ

Анкетирование в 9 б классе.

Классный руководитель Коцелапова С.А.

   Каждому взрослому, которого мы называем «участник образовательного процесса», - родителю, учителю, руководителю учреждения хочется верить в то, что он внес свою лепту в профориентационную деятельность. Задушевные беседы, классные часы, экскурсии, встречи с представителями тех или иных профессий.… Каков КПД всей этой деятельности? Предложенные анкеты помогут ответить на этот вопрос, скорректировать свою деятельность.

   Работу по профориентации следует строить с учетом результатов анкетирования, диагностики профессиональной направленности, сформированности интересов у учащихся. Модифицированная методика А.Е.Голомштока поможет увидеть результаты совместной деятельности учителей и учащихся по девяти школьным предметам.

   Успехов добиваются те родители, учителя, воспитатели, которые не рассказывают о деятельности, а дают ребенку возможность участвовать в ней, мотивируя на успех.

Я слышу – я забываю

Я вижу – я запоминаю

Я делаю – я понимаю

(Китайская пословица)

Можно коня привести

К воде, но нельзя

Заставить его пить.

(Восточная мудрость)

   Учащимся предложены анкеты, анализ результатов которых поможет мне скорректировать свою деятельность с учащимися класса.

АНКЕТА № 1

   Уважаемый девятиклассник! Настало время, когда ты серьезно задумываешься о своем будущем. Какую выбрать профессию? Куда пойти учиться после школы? Социально-психологическая служба изучает профессиональные предпочтения учащихся. Своими ответами ты сможешь помочь нам сориентироваться, а школа поможет тебе.

  1. Какая профессия тебя привлекает? _____________________________
  2. Почему твой выбор пал на данную профессию? (нужное подчеркнуть)

 а) совет родителей или родственников;

б) совет друзей;

в) пример авторитетного человека;

г) престиж в обществе;

д) высокая заработная плата;

е) возможность творчества и дальнейшего профессионального роста;

ж) другое___________________________________________________

  1.   Ты располагаешь информацией об особенностях данной профессии?

  Да, нет (нужное подчеркнуть)

Если «да», то откуда ты получил ее?

а) СМИ;

б) школа;

в) рассказы родителей или родственников;

г) посещение экскурсий;

д) другое____________________________________________________

  1.  В какое учебное заведение ты собираешься поступать?___________________________________________________
  2. Почему ты выбрал это учебное заведение? (нужное подчеркнуть):                        

а) престижность;

б) возможность получить выбранную профессию;

в) за компанию с другом;

г) легкость поступления;

д) близкое расположение к дому;

е) другое____________________________________________________

спасибо !

____________________________________________________________

(Фамилия, имя)

                                АНКЕТА № 2.

   Уважаемый старшеклассник!

   Вы вступаете в период жизни, когда необходимо принимать решение – выбирать свою будущую профессию. Волнуются все – родители, учителя и, конечно, Вы. Вам советуют, рекомендуют, но выбирать Вам предстоит САМОСТОЯТОЛЬНО, так как это ВАША ЖИЗНЬ.

   Мы предлагаем анкету с целью оказания помощи и изучения затруднений, которые Вы испытываете при выборе профессии.

   Желаем успеха!

  1. Какую профессию (или профессии) Вы для себя выбираете _____________________________________________________
  2. Что привлекает вас в выбранной профессии (отметить не более  3-х позиций):

а) социальная престижность;

б) зарплата;

в) возможность иметь свободное время;

г) возможность сделать карьеру;

д) возможность развить свои способности;

е) интеллектуальный характер профессии;

ж) возможность командовать другими;

з) творческий характер профессии;

и) возможность приносить людям пользу;

к) возможность общения с людьми;

л) сложность профессии;

м) иное…что именно?_______________________________

  1. Что, по Вашему мнению, Вы сможете дать обществу, выбирая эту профессию?________________________________________
  2. Назовите учебное заведение, в котором Вы собираетесь продолжать образование_________________________________
  3. Какие экзамены Вам предстоит сдавать?____________________
  4. Как Вы готовитесь к поступлению в ВУЗ? (выделите не более    3-х позиций):

а) изучаете индивидуальные особенности своей личности;

б) интересуетесь требованиями к выбранной профессии;

в) изучаете свои личные затруднения, их причины;

г) знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема («Дни открытых дверей»);

д) читаете справочники для поступающих в ВУЗы, средние специальные заведения;

е) начали заниматься с преподавателями вне школы или посещаете курсы________________________________________

  1. Из каких источников, от кого Вы черпаете информацию о будущей профессии?

а) родители;

б) родственники;

в) учителя;

г) воспитатели;

д) друзья;

е) телевидение, радио;

ж) газеты, журналы;

з) иное…что именно?____________________________________

  1. Что рекомендуют родители?

Мама __________________________________________________

Папа ___________________________________________________

Спасибо!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Пути, которые мы выбираем"

Классный час для 9 класса о нравственных ценностях, путях выбора жизненного пути подростков с использованием фрагментов беседы с патриархом  Алексием II....

Сценарий классного часа по теме "Дороги, которые мы выбираем" (материал подходит для проведения урока мужества)

Классный час по этому сценарию проводился во время  Публичного отчёта школы в рамках проекта "Созвездие воинской славы": "Памями Дмитрия Рябинкина посвящается" в 2008году...

Классный час "Дорога, которую мы выбираем"

Открытый классный час в 9б классе в рамках районного конкурса «Самый классный классный» - январь 2012 года...

Классный час для 11 класса "Профессии, которые мы выбираем"

Цели: познакомить учащихся с приоритетами интересов в получении профессий; формировать у старшеклассников культуру понимания выбора профессии....

Классный час "Дорога,которую мы выбираем"

Классный час для учащихся 7-8 класса.Цель: помочь детям выработать собственные взгляды на жизнь,  отношение к людям, к делу, к собственному здоровью; побуждать детей к анализу своих поступков, мы...

Программа деятельности классного руководителя "Дороги, которые мы выбираем"

Цели программы:Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессийЗадачи: - ознакомление учащихся со...

Классный час: "Профессии, которые мы выбираем". Презентация к классному часу: "Профессии".

Классный час был разработан для учащихся 9 - х классов и вызвал большой интерес. В 16 лет ученики начинаются задумываться над выбором своей будущей профессии.  В презентации рассказывается о проф...