Классный час "Дорога, которую мы выбираем"
классный час (9 класс) по теме

Цурикова Елена Викторовна

 

Открытый классный час в 9б классе в рамках районного конкурса «Самый классный классный» - январь 2012 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_konkurs.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Дорога, которую мы выбираем

Открытый классный час в 9б классе (классный руководитель Цурикова Е.В.)

 в рамках районного конкурса

«Самый классный классный» - январь 2012 года

Слайд 1. Песня «Дорогою добра».

     Приветствуем гостей и друг друга.

     Ребята, совсем немного осталось до того момента, когда мы с вами будем расставаться. С кем-то на три летних месяца, а с кем-то, к сожалению,  на всю жизнь. Каждый из вас пойдёт соей дорогой.

     Сегодня мы вместе попробуем определить, что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать Человеком.

Слайд 2.  Ролик «Точка, точка, запятая…»

Слайд 3. Не зря жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени.

Слайд 4. День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свой путь…

Слайд 5. Вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем.  Где начало нашего жизненного пути?

Слайд 6. Конечно же, в стране Детства.

Слайд 7. Перед вами карта этой страны, которую мы изобразили вместе.

 На доске оформлен стенд, на котором размещены детские фотографии учеников и ответы на анкету. Продолжить предложение.

  Вспомним, что вы написали.

 

В детстве я был…

В детстве я  хотел…

В детстве я не понимал…

Самым главным человеком в детстве был(а)…

В детстве меня научили…

 Слайд 8. Действительно, детство - это ваши истоки, корни. Отсюда начинается ваш путь в Прекрасное Далёко.

Слайд 9. Благодаря людям, которые вас вырастили, вашим родителям, дедушкам и бабушкам  зажглась свеча вашей души. Вы должны постараться, чтобы она не стала тающей свечой, а превратилась в чудесный яркий маяк, освещающий путь тем, кто в этом нуждается.

Зажигаем свечу.

  Мы вместе постараемся сегодня прожить эти 30 минут так, чтобы заставить пылать этот огонь как можно ярче, определив маршрут вашего жизненного пути. Дороги, которой вы идёте.

     На доске изображена Дорога Добрых Дел, ведущая из страны Детства. В начале дороги  - свеча, в конце – маяк, который пока не горит.

 Слайды 10, 11.   Ваш возраст – «пересаживание корней» - самоопределение. Выработать собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Поэтому каждый из вас – как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти.

Слайд 12. А какие вопросы стоят перед вами?

     Вопросы дети формулируют самостоятельно:

Что в жизни…? Кем бы я…? Что для меня…? Чего бы я…? Зачем людям…? Кто должен…? Можно ли обойтись без…? Какие качества…? Хорошо ли жить…? С кем мне…? Что мне…? В чём моя…? Как выбрать…? Как преодолеть…? Как получить…? Почему приходится…? Что человеку…? Смогу ли я…?

    Да, перед человеком, которому ещё только предстоит стать личностью, вопросов очень много. На какие-то их них вы будете отвечать в течение всей жизни, на некоторые из них попробуйте ответить сейчас.

- А для чего необходимо задуматься о своём жизненном пути?

Ответы учеников.

Слайд 13. Одно из составляющих сущности человека – выбор своего предназначения.

     А нам поможет определить маршрут по Дороге жизни самый необходимый в пути инструмент – компас.

    Перед вами - карточки, на которых в виде цитат записан план нашего занятия, но не по порядку.

    Определите, какие слова вы можете соотнести с понятием «компас»?

     «Хромой путник может обогнать скакуна на лошади, если знает, куда идти». (Ф.Бэкон).

 Слайд 14.  А мы сейчас попытаемся выбрать основные приоритеты для своей жизни (метод ранжирования). Выберете пять самых главных для вас, используя карточки со словами: образование, семья, здоровье, творчество, труд, мир, развлечения, любовь, успех, свобода, деньги.

 Слайд 15. Вероника Тушнова писала:

Человек живёт совсем немного –

Несколько десятков лет и зим,

Каждый час, отмеривая строго

Сердцем человеческим своим.

     Учитывали ли вы это, когда выбирали приоритеты на своём жизненном пути?

Слайд 16. Ролик «Год молодёжи» - Ты её надежда

- Какие мысли возникли после просмотра этого ролика?

- Он про вас?

Слайд 17. Попробуем определить, какие же задачи стоят перед вами, исходя из выбранных приоритетов. Об этом нам напоминает ещё один необходимый в пути предмет – часы. Какие слова из цитатного плана вы можете прочитать?

     «Имей цель своей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, дня и часу, и для минуты, жертвуя низшие силы высшим».  (Л.Н.Толстой).

Слайд 18. Сформулируйте ближнюю, среднюю, дальнюю задачи:

Через 5 лет я буду…

Через 10 лет я буду…

Через 50 лет я буду…

Слайд 19.  Итак, вы выбрали, какие вершины вы будете преодолевать на своей жизненной дороге. Встретятся вам и горы, овраги. Пропасти, непроходимые ущелья, дремучие леса. Как быть? Как преодолеть ущелье над пропастью жизненных трудностей?

Слайд 20.  (На полу мелом начерчена узкая дорожка вдоль стены). Кто сможет преодолеть это ущелье? (ученик, вышедший к доске, не может пройти по дорожке в одиночку и просит помощи у ребят).

Слайд 21 во время прохождения ущелья (песня «Не бывает дороги простой»)

Вам пригодилась помощь друга. Значит, в одиночку с трудностями иногда не справиться. Какие слова из нашего плана говорят о том, что мы должны помогать друг другу?

Слайд 22. «…И было человеку дано: совесть, дабы он сим изобличил свои недостатки. Сила, дабы он мог преодолеть их. Ум и Доброта на благо себе и присным своим, ибо только то благо, что идёт на пользу ближним». (Чабуа Амирэджиби, роман «Дата Туташхиа»).

  Слайд 23.  А на нашем занятии мы можем принять помощь от тех, кто когда-то с честью преодолел все препятствия на своём жизненном пути.

    Люди издавна придумали для себя правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести.

     Томас Джеферсон (американский философ, государственный деятель, третий президент США, автор проекта Декларации независимости):

  1. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
  2. Не бойся учиться у умных. У глупых тоже – они учат, чего не надо делать.
  3. Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему- то учит, что-то создаёт.
  4. Ничего не делай против своей воли.
  5. Ничего не предпринимай во гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься – до ста.
  6. Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, всё ли сделал, что намечал.
  7. Никогда не отступай перед трудностями.

 Слайд 24.    Константин Дмитриевич Ушинский (русский педагог, стал учителем российских учителей, создал серьёзную педагогическую теорию, где нравственности уделяется важнейшее место, написал учебники для начальной школы). Его жизненные правила:

  1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
  2. Прямота в словах и поступках.
  3. Обдуманность действий.
  4. Решительность.
  5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова.
  6. Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь (намечаешь), а не то, что случится.
  7. Ни разу не хвастать, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
  8. Каждый вечер добросовестно давать отчёт в своих поступках (самому себе).

Слайд 25.  Лев Николаевич Толстой (самый образованный человек своего времени,, знал очень много языков, хорошо разбирался в музыке, прекрасно играл на фортепьяно. Очень хорошо рисовал. Обладал могучим характером, говорил только правду. Отличался огромной работоспособностью, был чуток и добр).

  1. Программа исправления: важнее всего для меня в жизни исправление от трёх главных пороков: бесхарактерности, раздражительности, лени.
  2. Программа работы над собой:
  1. Изучить весь курс юридических наук, нужный для окончательного экзамена в университете.
  2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
  3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский, древнееврейский (чтобы читать Библию в оригинале).
  4. Изучить сельское хозяйство.
  5. Изучить историю, географию, математику.
  6. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
  7. Написать диссертацию.
  1. Что назначено, непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам вспомнить. Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою.

     Все, о ком вы сейчас узнали, будут освещать ваш путь своими советами. Посмотрите, на ваших столах лежат карточки с высказываниями других великих людей. Какие советы вам могут пригодиться в жизни?

Слайд 26.  Вторая составляющая часть личности – преодоление, то есть характер, воля, реализация выбора. У нас в запасе есть ещё один предмет – весы. Прочитайте последний пункт из нашего цитатного плана.

«Я ставлю себя в режим наибольшей возможности. Я полагаю, что это и есть то, к чему должно стремиться любое разумное существо». (Компьютер НАС 9000,  фильм «Космическая одиссея – 2001».

Определим, какие черты характера являются главными в путешествии по дороге жизни, а от каких качеств лучше бы избавиться.

 

    Работа с карточками:  доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, нечестность, правдивость.

    Убрать качества, от которых нужно избавляться, аргументировать свой выбор.

Слайд 27. Используя оставленные слова, прочитать пословицы и высказывания:

  1. Лучше горькая …, чем красивая ложь(правда).
  2. Видит око далеко, а … ещё дальше (ум).
  3. … ум рождает, а бесчестье последний отнимает (честь).
  4. … уму уступает (сила).
  5. Злой плачет от зависти, а  … от жалости (добрый).
  6. … к себе относится строго, к другим – снисходительно (справедливый).
  7. … человек знает только долг, а низкий человек только выгоду (благородный).

После разгадывания на доске появляются карточки со словами «доброта», «правдивость», «справедливость», «благородство», «честность», «сила», «ум».

Слайд 28. Ролик «Точка, точка, запятая…»

     Идти по дороге жизни вы будете со своими друзьями. Мне очень бы хотелось, чтобы эти друзья были и среди одноклассников. Я предлагаю посадить дерево дружбы. Только оно будет у нас необычным – вместо листьев на нём будут ваши ладони. С одной стороны напишите на каждом пальце те черты характера, которые вы цените в друзьях. На другой – имена своих друзей - одноклассников. Ладошки нужно пиклеить к стволу.

Слайд 29. Сценка-притча.

     Однажды мне приснился чудесный сон о человеке и свече...
...Наступал вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.


- Куда мы идем? - спросила свечка.
- Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань.
- Но ни один корабль в гавани не сможет увидеть мой свет, - возразила свеча.
- Хоть твой огонек и невелик, - сказал человек, - все же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной.

   Так беседуя, они достигли вершины лестницы, и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре, большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрест и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам.


Слайд 30. ...Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя твоего душевного тепла и хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если ты сам этого еще и не осознаешь в полной  мере.  Просто будь светом для окружающих тебя людей как тот маяк, который радостно направлял корабли в безопасную гавань".

 Слайд 31. Итак, наше маленькое путешествие закончилось.  

 И как часто бывает, на берегу или на суше, путешественников ждут корреспонденты. Сегодня интервью берут корреспонденты нашей газеты «В каждый дом»:

- Что ты ожидал от классного часа? Оправдались ли твои ожидания?

- Что было для тебя самым важным?

- Что было самым интересным?

- Пригодятся ли советы, услышанные сегодня, в твоей жизни?

- Какие выводы ты сделал для себя?

А я желаю вам, ребята, чтобы все ваши мечты исполнились, и вы с достоинством прошли свою жизненную дорогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дороги, которые мы выбираем…"

Ни я, ни кто другой не можетПройти эту дорогу за вас,Вы должны пройти ее сами.                      Уолт Уитмен...

Классный час "Пути, которые мы выбираем"

Классный час для 9 класса о нравственных ценностях, путях выбора жизненного пути подростков с использованием фрагментов беседы с патриархом  Алексием II....

Сценарий классного часа по теме "Дороги, которые мы выбираем" (материал подходит для проведения урока мужества)

Классный час по этому сценарию проводился во время  Публичного отчёта школы в рамках проекта "Созвездие воинской славы": "Памями Дмитрия Рябинкина посвящается" в 2008году...

Классный час для 11 класса "Профессии, которые мы выбираем"

Цели: познакомить учащихся с приоритетами интересов в получении профессий; формировать у старшеклассников культуру понимания выбора профессии....

Классный час "Дорога,которую мы выбираем"

Классный час для учащихся 7-8 класса.Цель: помочь детям выработать собственные взгляды на жизнь,  отношение к людям, к делу, к собственному здоровью; побуждать детей к анализу своих поступков, мы...

Программа деятельности классного руководителя "Дороги, которые мы выбираем"

Цели программы:Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессийЗадачи: - ознакомление учащихся со...

Классный час: "Профессии, которые мы выбираем". Презентация к классному часу: "Профессии".

Классный час был разработан для учащихся 9 - х классов и вызвал большой интерес. В 16 лет ученики начинаются задумываться над выбором своей будущей профессии.  В презентации рассказывается о проф...