Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"
проект по теме

Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_doroga_kotoruyu_ty_vybiraesh.doc549 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

Если  вы  удачно  выберите  труд  и  вложите  в  него

                                      свою  душу, то  счастье  само  вас  отыщет.

К.Д. Ушинский

    Современная  экономическая    обстановка    предъявляет  всё  более  высокие  требования  к  индивидуальным  психофизиологическим  особенностям  человека. Рыночные  отношения  кардинально  меняют  характер  и  цели  труда; возрастает  его  интенсивность, увеличивается  напряжённость, требуется  высокий  профессионализм, выносливость  и  ответственность.

В  связи  с  этим  наиболее  остро  стоит  проблема подготовки  к  жизни   и  труду  учащихся  с  интеллектуальной недостаточностью, т.к. выбор профессии для таких  учащихся, как и для других детей с ограниченными возможностями здоровья, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является воспитание у обучающихся  интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей для  обеспечения реальной возможности их  трудоустройства.   

    Повышение  темпа  и  качества  производительного  труда, неуклонное  сокращение  несложных  видов  работ  в  общественном  производстве, переход  предприятий  на  новые  пути  хозяйствования  создают  определённые  трудности  социальной  адаптации  лиц, окончивших  коррекционные  образовательные  учреждения VIII    вида, поэтому вопрос  правильного  выбора  профессии  имеет  огромное  значение  в  жизненном  самоопределении  учащихся.

 Нужно организовать    профориентационную  работу так, чтобы обучающиеся  смогли   приспособиться  к  трудовой  деятельности, овладеть  несложной  профессией  и  вести  впоследствии  самостоятельную  жизнь.  Для решения этой задачи творческой группой учителей технологии и специалистов школы  МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида был разработан и реализован проект «Дорога, которую ты выбираешь». Наша задача  -   не  определить,  кем  быть  выпускнику  в  будущем, а  лишь  подвести  к  взвешенному  самостоятельному  выбору  профессиональной  деятельности, сформировать  у  выпускников  психологическую  готовность  к  профессиональному  самоопределению.

Цель проекта:

Создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающихся коррекционной школы VIII вида.

При реализации проекта решались следующие задачи:

  • актуализировать  процессы личностного и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей обучающихся;
  • подобрать методы и приёмы, способствующие формированию сознательного отношения обучающегося с интеллектуальной недостаточностью к выбору доступной профессии;
  • ознакомить  с   профессиями градообразующих предприятий,  доступных  выпускникам  коррекционной  школы;
  • ознакомить учащихся  с требованиями к  профессиональной деятельности в различных сферах;
  • формировать профессиональные интересы, склонности.

Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района в котором они живут, общества в целом.

При реализации проекта мы ориентировались на  основные результативные критерии и показатели эффективности работы:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения.

 Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии обучающийся  не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление ими требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей

общества в данных специалистах.
2.
 Потребность в обоснованном выборе профессии.

Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая обучающимися активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности

3. Уверенность обучающегося в социальной значимости труда,

т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. 
Степень самопознания обучающегося

От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

В своей работе мы опирались на  критерии и показатели готовности старшеклассников к  профессиональному самоопределению.        

Когнитивный критерий.

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных  качеств.

2. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.        

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

Мотивационно-ценностный критерий.

1. Заинтересованность в получении знаний.
2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемой профессией.
3. Осознанная мотивация на  обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.
4. Осознание необходимости выбора профессии на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профессии, самостоятельность и активность при осуществлении выбора        

6. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций). 
7. Адекватная самооценка специальных профессионально важных качеств (ПВК).

Деятельностно-практический критерий.

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

 2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.        

3. Стремление к совершенствованию  специальных профессионально важных качеств (ПВК).  

Проект реализовывался   в  несколько  этапов:

 1. Этап -  Подготовительный:

      - экскурсии на предприятия и организации города Арзамаса, в  ЦЗН;

      - анкета   изучения  интересов  и  склонностей  учащихся;

      -  изучение готовности к  профессиональному  самоопределению.

2. Этап – Основной:

 -  знакомство  с  профессиями   градообразующих предприятий;

  - изучение  требований  к  поступлению на предприятия;

 - тренинги, комбинированные уроки, деловые и ролевые игры, мастер - классы;

3. Этап - Обобщающий:

- обобщающий урок «Как устроиться на работу»;

-  анализ и обработка материалов экскурсий (ведение тетрадей по профориентации);

- итоговое тестирование «Характер профессионального самоопределения»;

- выпуск газеты по итогам проекта;

- создание  стенда  по  профориентационной  работе.

Проект  реализовывался по плану

дата

Мероприятия

Ответственные

Класс

12.11.12 г.

Экскурсия МБДОУ № 50 «Золотая рыбка»

Вводное тестирование «Характер профессионального самоопределения»

Обзор книжной выставки «Профессии от А до Я».

Начало оформление тетради по профориентации

Черкасенко О.Ю.

Головкова Е.А.

Мишина Е.В.

Ширшова Е.Ю.

Учителя технологии

9 -10

9-10

9-10

13.11.12 г.

Экскурсия на строящийся объект

Уракова Т.В.

Матросова Т.С.

9 а, б

14.11.12 г.

Тренинг «Как составить резюме»

Черкасенко О.Ю.

9 -10

15.11.12 г.

Экскурсия в локомотивное ремонтное депо

Экскурсия в ЦГБ, отдел кадров

Экскурсия на мебельное производство

Кашников И.А.

Черкасенко О.Ю.

Головкова Е.А.

Каменев С.С.

 10

9-10

9

16.11.12 г.

Экскурсия на швейную фабрику

Гараева И.Г.

8-10

17.11.12 г.

Просмотр видеосюжетов «Как устроиться на работу».

Комбинированный урок «Дресс – код при устройстве на работу»

Гараева И.Г.

Головкова Е.А.

9 – 10

9-10

19.11.12г.

Экскурсия в ЦЗН

Деловая игра «Я составляю бизнес-план»

Уракова Т.В

Учителя технологии

9-10

9-10

20.11.12г.

Мастер-класс «Я б в рабочие пошёл»

(выпускники - учащиеся ПЛ-68, ученики школы)

Ролевая игра «Дресс – код при приеме на работу»

Матросова Т.С.

Уракова Т.В.

Головкова Е.А.

9-10

9-10

21.11.12 г.

Экскурсия на АПЗ, отдел кадров

Гараева И.Г.

Андреева Т.В

9

22.11.12 г.

Экскурсия на АПЗ, отдел кадров

Гараева И.Г.

Уракова Т.В.

10

23.11.12 г.

Профминутка «Моё первое резюме»

Урок – практикум «Мой выбор»

Итоговое тестирование «Характер профессионального самоопределения»

Выпуск газеты по итогам проекта

Черкасенко О.Ю.

Дебайкина Г.Е.

Мишина Е.В.

Гараева И.Г.

Кашников И.А.

9-10

9 а, б

9-10

24.11.12 г.

Деловая игра «Культура поведения при устройстве на работу»

Итоговое занятие «Как устроиться на работу»

Кашников И.А.

Гараева И.Г.

10

9-10

24.11-30.11.12 г.

Обобщение и систематизация материалов проекта.

Создание видеофильма «Дорога, которую ты выбираешь».

Разработка макета стенда по профориентации

Гараева И.Г.

Ширшова Е.Ю.

В процессе реализации проекта:

Учителя технологии:

  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

Школьный психолог:

  • изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии.

Медицинский работник:

организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру.

Методика проведения экскурсий.

Экскурсии – важная форма наглядного ознакомления воспитанников с производством, миром труда и профессионального образования.  Производственные экскурсии содействуют устранению формализма в преподавании, осуществляют связи профилей трудового обучения с жизнью, техникой, производством.

В соответствии с целевой установкой различаются два варианта экскурсий:

1.  Первоначальное общее ознакомление с производством.  Назначение экскурсии состоит в том, чтобы ввести воспитанников в производство, дать о нем общее представление.

2. Более обстоятельное и глубокое ознакомление с процессами

производства, с определенными производственными цехами и профессиями.

Экскурсии, проводящиеся по второму варианту, позволяют воспитаннику основательно и детально ознакомиться с конкретными профессиями.

Эффективность экскурсии тем выше, чем лучше разработан ее план,  продумано содержание, заблаговременно и тщательно проведена необходимая организация и методическая подготовка. Организуя экскурсию, педагог предварительно сам знакомится с производством, выбирает перечень наиболее значимых объектов для наблюдения, составляет маршрут экскурсии, продумывает содержание,  составляет  пояснения к ним.

В зависимости от целей и содержания экскурсии делятся на:

  • ознакомительные (обзорные),
  • тематические,
  • профессиографические,
  • комплексные.

Что представляет собой ознакомительная экскурсия (ОЭ)?

Основные цели ОЭ: ознакомить учащихся с местом предприятия и отрасли в народном хозяйстве, с условиями и характером работы, с историей и перспективами развития предприятия. При этом необходимо называть специальности, задействованные на предприятии, оборудование, на котором работают специалисты.

Важным моментом ОЭ является привитие эмоционально-положительного отношения к предприятию, отрасли, ведущим профессиям. Интерес, уважение к истории предприятия, профессионализму работников, значимости и качеству выпускаемой продукции приводят к повышению активности личности в выборе профессии по профилю предприятия.  Новизна обстановки  дает большую информационную нагрузку.

Тематическая экскурсия (ТЭ)

План экскурсии, цель, маршрут экскурсии должны быть согласованы учителем с отделом подготовки кадров. После такого рода экскурсии учащиеся могут  выполнить письменный отчет, ответив на заранее поставленные вопросы, принять участие в деловой игре и пр. ТЭ может быть полезна учащимся, которые проявляют повышенный и устойчивый интерес к какой-либо профессии (группе профессий), к какой-либо сфере производства и хотели бы поближе понаблюдать за работой специалиста.

Профессиографическая экскурсия (ПрЭ) предназначена для учащихся 9-11 классов. Ее цель - раскрыть содержание  востребованных рабочих профессий, показать их значимость и взаимосвязь. Это может быть экскурсия в ЦЗН.

Перед ПрЭ необходимо провести профконсультации, учитывая интересы, склонности, способности учащихся.  ПрЭ требуют от экскурсовода особенно тщательной подготовки, знаний в области психологии труда, педагогики, организации промышленного производства.  В основу разработки содержания ПрЭ должны быть положены либо профессиограммы, либо профессиографические описания ПрЭ должна обязательно иметь предваряющий и заключающий уроки.

Комплексная экскурсия (КЭ)  характеризуется многоэтапностью и многосторонностью. Ее цель - выделить группу учащихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием. Это форма предполагает выход за рамки общественно экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию учащихся в члены коллектива предприятия.

Учащиеся должны быть осведомлены не только о производственной, но и о социально-культурной сфере предприятия, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации.

Любую экскурсию  обязательное  должно предварять обоснование - зачем это нужно, с какой целью мы идем на экскурсию. Заранее необходимо дать хотя бы самые общие сведения о предприятии.  Это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии.

Непосредственно перед  экскурсией:

  • разрабатывает и согласовывает план проведения экскурсии;
  • уточняет цель экскурсии;
  • представляет список учащихся (если его требует предприятие);
  • разрабатывает форму отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, которые должны выполнить учащиеся в течение или после экскурсии.

Педагог обязан следить за выполнением правил ТБ и дисциплиной. Вместе с экскурсоводом сопровождающий педагог несет полную ответственность за соблюдение правил ТБ.

Каждая экскурсия должна начинаться с инструктажа по правилам ТБ.

Некоторые правила ТБ при проведении экскурсии:

  1. При движении на территории предприятия следуйте по пешеходным дорожкам за экскурсоводом.
  2. Пропускайте внутризаводской транспорт. Не перебегайте дорогу перед ним.
  3. Входите в цех только через двери для прохода людей.
  4. Будьте особо внимательны возле автоматических ворот или дверей.
  5. Пропускайте груз, перемещаемый мостовым краном, стоя в безопасной зоне. Ни в коем случае не стойте под грузом.
  6. Внимательно смотрите под ноги. Опасайтесь выбоин, стружки, масляных пятен.
  7. Не смотрите на пламя сварки.
  8. Не трогайте руками станки, оборудование, провода, стружку.
  9. Самостоятельно не нажимайте на кнопки.
  10. Не подходите к рабочей зоне станков и оборудования.

При проведении  экскурсии  необходимо учтитовать следующие ошибки:

  1. Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового).
  2. Несоответствие моментов демонстрации и объяснения. Если в цехе шумно и сделать пояснения можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить его.
  3. Экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ).
  4. Избыточная детализация, использование специальных терминов без объяснения их значения.
  5. Сухость, схематичность, поверхность изложения, не позволяющая сконцентрировать внимание на объекте экскурсии.

Выбор того или иного типа экскурсий зависит от:

  •  возраста экскурсантов;
  •  содержания и формы предварительной профориентационной работы в школе;
  •  потребности школы в дополнении уроков наглядной демонстрацией;
  • уровней контактов школы и предприятия;
  •  потребности предприятия в кадрах и его возможностей.
  • Экскурсии,  проведённые в рамках проекта,   их тщательный анализ, а также итоговое тестирование  психологом школы показало, что для обучающихся полученная  информация была необходима.  Она  расширила   представления воспитанников  о крупных предприятиях города, рабочих профессиях, возможностях трудоустройства, способствовала их социализации. Посещение отдела кадров дало возможность ребятам самим задать инспекторам интересующие их вопросы .

Прогнозируемый  результат.

В результате реализации проекта учащиеся  коррекционной школы   получат знания:

- о возможности   трудоустройства;

-  о вариантах  поиска  работы;

- о перечне  документов  для  трудоустройства;

Научатся:

- оформлять  необходимые  документы.

Итоги тестирования педагогом – психологом о характере профессионального самоопределения обучающихся  9-10 классов по результатам  реализации проекта по профориентации  «Дорога, которую ты выбираешь».

В опросе участвовало 22 обучающихся 9-10 классов. Использовался опросник школьной комплексно – целевой программы «Профориентация и профессионально-трудовая подготовка».

Анкета

Профессиональное самоопределение

ИНСТРУКЦИЯ:

        Внимательно слушайте вопросы и предложенные на них ответы. Выберите тот вариант ответа, который наиболее соответствует Вашему мнению. В клетке с номером вопроса укажите букву или цифру с выбранным Вами ответом.

ОПРОСНИК:

1. Ваши намерения после окончания школы:

а) Попробую поступить в ПЛ-68.

б) Буду работать.

        в) Затрудняюсь ответить.

2. Что для вас является главным при выборе профессии?

а) Чтобы нравилась.

б) Чтобы много платили.

        в) Чтобы было легко.

3.. Выбрали ли вы свою будущую профессию?

  1. Да, выбрал.

б) Не уверен, что выбрал окончательно.        

в) Нет.

Если да, то назовите какую.

4. Где вы узнали о своей профессии:

а) В школе.

б) На экскурсии.

        в) По телевизору.

5. Нравится ли  вам  профиль вашего трудового обучения?

а) Очень нравится.

б) Совершенно не нравится.

в) Не могу сказать.

6. Как  вы связываете профиль трудового обучения со своей будущей работой?

а) Буду учиться и работать по этой специальности.

б) Выберу другую специальность.

в) Затрудняюсь ответить.

7. Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?

а) Да, готовлюсь к будущей профессии.

б) Частично готовлюсь.

в) Не вижу в этом необходимости.

8. Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать?

а) Поменяю эту специальность на другую, а потом опять попробую добить того, чего задумал.

б) Пусть будет, что будет.

                в) Затрудняюсь ответить.

9. Перечислите варианты, как можно устроиться на работу:

а) Обращаться в центры и на предприятия.

б) Ходить по объявлениям.

в) Затрудняюсь ответить.

10. Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать (обвести)?

1) Аккуратный,                                 6) Активный,

2) Честный,                                 7) Доброжелательный,

3) Внимательный,                         8) Общительный,

4) Сдержанный,                                 9) Дисциплинированный,

5) Заботливый,                                 10) Трудолюбивый.

Подчеркните те качества из них, которыми вы обладаете?

Результаты вводной диагностики:

1. Уровень профессионального самоопределения обучающихся составил – 80%

2. Намерения обучающихся после школы:

- поступить в ПЛ – 68 – 86%

- сомневаются – 14%

3. Профессию выбрали – 45%

4. Критерии выбора профессии:

- нравится – 32%

- большая зарплата – 41%

- легкая – 27%

5. Профессия, связанная с профилем трудовой подготовки в школе у 36% опрошенных.

6. Способы поиска работы и трудоустройства знают 96% опрошенных (1-2 варианта – ЦЗН, объявления).

7. Самооценка профессиональной значимости качеств:

- неадекватно завышена – 64%

- занижена – 9%

Адекватная – 27%

Выводы и рекомендации:

1. Уровень профессионального самоопределения обучающихся повысился на 3% и составил 83%.

2. В выборе профессии утвердились 21%, засомневались – 48%.

3. Профессиональный выбор изменился – 26%

4. 52% обучающихся расширили представления о способах поиска работы и трудоустройства (3-4 варианта: к ЦЗ  и объявлениям добавились отдел кадров предприятий, ресурсные центры, Интернет, СМИ).

5. Закрепились практические умения обучающихся  в использовании различных способов трудоустройства:

68% - ЦЗН;

57% - ИНТЕРНЕТ;

37% - Объявления;

31% - Отдел Кадров;

21% - СМИ;

10% - знакомые, родственники;

Таким образом:

1. Динамика качественных и количественных показателей профессионального самоопределения обучающихся 9-10 классов свидетельствует об эффективности реализованного проекта по профориентации.

2. Использование  интерактивных  технологий проведения недели трудового обучения повысило уровень познавательной мотивации обучающихся на уроках профессионально – трудовой подготовки.

Литература.

  1. Дробинина Н.Н. «Классные часы» [текст] / Н.Н. Дробинина – М.:ВАКО, 2008 г. – 224 с.
  2. Кравалис Я.Я. «Правильный выбор профессии во вспомогательной школе – залог успешной подготовки детей к жизни» [текст] / Я.Я. Кравалис// Дефектология, 1976 г.-№5;
  3. Красовская Л.Г. «Методы изучения выпускников вспомогательных школ [текст]: методические рекомендации / Л.Г. Красовская – Иркутск: ИГПИ, 1982 г. – 16 с.
  4. Ксензова Г.Ю. «Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя» [текст]/ Г.Ю. Ксензова– М.: Центр «Педагогический поиск», 2004 г.., 224 с.
  5. Мирский С.Л. «Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы» [текст] / С.Л. Мирский//Дефектология - 1997 г. - № 4 - стр. 16.
  6. Олендарь О.С. «Как проводить родительское собрание в школе» [текст] О.С. Олендарь – М.: ДонецкСталкер, 2005г., 205 с.
  7. Рубнштейн С.Я. Психология умственно-отсталого ребёнка [текст] /С.Я. Рубенштейн - М.: Просвещение. 1986 г.
  8. Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе [текст] К.М. Турчинская -К.: «Радянська школа», 1978 г. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Действия с десятичными дробями" 8 класс

Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, оценен на кусхах повышения квалификации в ПАПО г.Москва 2010 год...

разработка внеклассного занятия для учащихся коррекционной школы VIII вида.

Данные занятия разработаны для учащихся 2-4 классов коррекционной школы VIII вида....

Система работы "Формирование экономико бытовых умений учащихся коррекционной школы VIII вида

Система работы раскрывает особенности и принципы планирования работы по формированию экономико–бытовых умений и навыков, системно– деятельностный подход в обучении на уроках социально–бытовой ориенти...

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему: "Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Преобладающее большинст...