Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Печорин: одарённость натуры, многогранность и противоречивость характера
план-конспект урока литературы (9 класс) по теме

Разработка урока по литературе - возможность поделиться отпытом методики преподавания при работе над романом М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx46.38 КБ
Файл prilozhenie.docx147.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Деление на двузначное число с остатком»

Цели урока:

Актуализировать учебное содержание – общий случай деления на двузначное число  - и зафиксировать его с помощью алгоритма.

Развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

Развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

Развитие критического мышления.

Воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.

Ход урока

Этап  урока

Содержание

Примечание

I. Самоопределение к деятельности.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день.

Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712—1778) "Вы талантливые дети!" Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…”

Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями!

Слайд 1

II.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Вспомните, какую тему мы изучали? (Деление многозначного числа на двузначное число).

- Как вы справлялись с этой темой? (Ответы детей).

- А для чего нужно знать, остались ли затруднения? (Чтобы их преодолеть).

- Какова же цель нашей работы? (Проверит наши знания, посмотреть, остались ли вопросы, ответить на эти вопросы).

- Сегодня мы продолжим работать с многозначными числами. Я уверена, что у вас все получится.

 

Любая в математике работа,
Не обходится без устного счёта.

 Устный счет

  1. Магический квадрат

100

90

140

150

110

70

80

130

120

Слайд 2

III. Выявление места и причины затруднения

- Найдите ошибки в решении примеров на деление и укажите их причины.

   472  50               -436  4                  140  35            

- 400   8                  4       19            -    70   22      

     72                        -36                       70

                                   36                    - 70

                                    0                          0        

- Какие ошибки возможно при делении многозначных чисел?

А. Пропущен или добавлен нуль в частном при переходе к более мелким счетным единицам.

Б. Не снесены или снесены лишние нули при делении круглых чисел.

С. Неверно подобрана цифра частного т.е. остаток больше делителя.

Д. Вычислительная ошибка.

Е. Не выполнена прикидка результата.

- В тетрадях решите данные выражения.

- Какие ответы получились?  9 (ост.22) ;  109;   4.

На доске

таблички на доску

IV. Постановка учебной задачи.

- Какое задание мы выполняли? (Находили ошибки при решении примеров и устанавливали их причины).

- Поставьте перед собой  цель - чему надо научиться? Зачем надо уметь это делать? (Должны научиться находить ошибки и определять их причину.  Это надо делать для того, чтобы  мы видели свои ошибки и исправляли, чтобы решать примеры без ошибок).

- Предложите вариант формулировки темы урока. (Деление многозначных чисел с остатком).

V. Построение проекта выхода из затруднений.

- Ребята, давайте вспомним уроки информатики. Что нужно знать при выполнении любого действия? (Алгоритм выполнения действия).

Алгоритм - последовательные элементарные действия над элементарными объектами.

Несмотря на то что понятие алгоритма является едва ли не самым распространенным в современной математике, природа этого понятия становится более ясной только с появлением математической логики. С исторической точки зрения понятие алгоритма связано скорее с алгеброй, потому что именно там оно появляется впервые. Любопытно то обстоятельство, что слова алгебра и алгоритм обязаны своим возникновением имени одного человека – арабского математика Аль Хорезми (787 – ок. 850), после которого осталось несколько трактатов и среди них один был посвящен арифметике, а другой – алгебре. В обеих книгах широко используются  разнообразные алгоритмы, а сам термин  алгоритм есть искаженное произнесение имени Аль Хорезми

- Вспомнить спроектированный на предыдущих уроках алгоритм деления на многозначное число.

Сделать прикидку.

Найти первое неполное делимое.

Определить число цифр в частном.

Найти цифры в каждом разряде частного.

Найти остаток (если он есть).

Слайд 3

На доску

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

 В учебниках стр.47  № 221.

- При решение примеров с остатком, что надо помнить? (При делении остаток всегда должен быть меньше делителя).

156÷48= 3 (12)

278÷62= 4 (30)

346÷56= 6 (10)

445÷73= 6 (7)

- Проверяем. (Ученики с места называют допущенную ошибку, у доски ученики проверяют, нет ли у них таких ошибок).

- Что помогло найти ошибки? Благодаря чему смогли выполнить деление без ошибок? (Алгоритм деления).

Минутка отдыха.

  1. Кто был ростом с пальчик?
  2. Последний месяц осени?
  3. Сколько лет было двадцатилетнему человеку четыре года назад? (16)
  4. Шёл человек в город и по дороге встретил трёх своих знакомых. Сколько человек шло в город? (1)
  5. Время года перед зимой? (осень)
  6. Наибольшее двузначное число? (99)
  7. Какой день следует за вторником? (среда)
  8. В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя? (сестра)
  9. Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе? (5)

VII. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.

Вы пока только в четвертом классе. Но скоро придет время, когда вы должны будете сдавать единый государственный экзамен. А это наша длительная проектная деятельность. Я попрошу вас выполнить деление и проверить правильность решения по алгоритму и эталону.

Самостоятельная работа

Стр. 47 № 226

384÷96= 4                      192÷48= 4                  648÷72=9

399÷57= 7                      236÷59= 4                  475÷95=5

консультанты

VIII.

Включение в систему знаний и повторений

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь.

Надо многое знать,

Надо много уметь.

- Без математики не может обойтись ни одна наука. Это самая главная наука, без нее не может обойтись медицина, машиностроение... Изучать космос помогает математика, так как нужны точные расчеты орбит для различных космических спутников и кораблей. Даже сколько машин и сколько спортсменов участвовало в автопробеге, требует расчетов.

 

стр.47 № 224  Решение задачи:

Всего- 350м по 3сп.

Не дошли – 105м по 3сп.

Прибыло - ?

  1. 350×3=1050(с)                           1) 350-105=245(м)
  2. 105×3=315(с)                             2) 245×3=735(с)
  3. 1050-315=735(с)
  4. 350-105=245(м)

Ответ:

Стр. 47 № 225 решение уравнений

Х-28=58+37              а×8=80×12                  у÷28=300-203

Х-28=95                     а×8=960                      у÷28=97

Х=95+28                    а= 960÷8                     у=97×28    

Х=123                        а=120                           у=2716

IX.

Рефлексия деятельности.

- Какова была цель урока?

- Удалось ли вам достичь цели? Каким способом?

Вернёмся к словам Ж.Ж. Руссо. Поразились, убедились ли вы, сегодня на уроке, как много и хорошо умеете, если постоянно работаете над собой. Я желаю вам удачи, успехов, ставить перед собой новые цели и стремиться к их достижению!

Делить – это здорово,

Делить – это классно!

Хотя очень часто,

С остатком ответ.

Все можно вычислить

Быстро и четко,

Когда в таблице умножения

Помнишь каждый ответ!

Смайлики

Слайд 4

X.

Домашняя работа.

- Кто уверенно сказал себе: “Я добился цели”, тот придумает 5 примеров на деление  с остатком

Кто не уверен в своих силах- стр.47, №223.

Благодарю за хорошую работ у.



Предварительный просмотр:

Иллюстрация 1

Сюжетный порядок

Хронологический (фабульный)

порядок

Предисловие ко всему роману

12

"Бэла"

"Максим Максимыч"

Предисловие к "Журналу Печорина"

"Тамань"

"Княжна Мэри"

"Фаталист"

-Путешествие по Военно-Грузинской дороге офицера-повествователя с Максимом Максимычем.

-Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

-Переезд через Крестовой перевал.

-Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

-Концовка "Бэлы".Заключение от имени офицера-повествователя.

-Встреча с Максимом Максимычем и Печориным.

-С включение сообщения о том, что Печорин умер.

-История того, как Печорин попал на Кавказские минеральные воды .

-Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью.

-Окончание повести - запись, сделанная Печориным по памяти в крепости.

-История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы.

7

5

8

6

9

10

11

1

2

3

4

Иллюстрация 2

Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова "Дума"

для заучивания наизусть

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто, иль темно.

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

Вначале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты - его паденья час!..

 Иллюстрация 3

Иллюстрация 4

Раз, осенью пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер,  молодой

человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме  и  объявил,  что

ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на

нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе  у

нас недавно. "Вы, верно, - спросил я его, - переведены сюда  из  России?"  -

"Точно так, господин штабс-капитан", - отвечал он. Я  взял  его  за  руку  и

сказал: "Очень рад, очень рад. Вам будет немножко скучно... ну да мы с  вами

будем жить по-приятельски...  Да,  пожалуйста,  зовите  меня  просто  Максим

Максимыч, и, пожалуйста, - к чему эта полная форма? приходите ко мне  всегда

в фуражке". Ему отвели квартиру, и он поселился в крепости.

     - А как его звали? - спросил я Максима Максимыча.

     - Его звали... Григорием Александровичем Печориным. Славный был  малый,

смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод

целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а  ему  ничего.  А  другой  раз

сидит у себя в комнате, ветер  пахнет,  уверяет,  что  простудился;  ставнем

стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на  один;

бывало, по целым часам  слова  не  добьешься,  зато  уж  иногда  как  начнет

рассказывать, так животики  надорвешь  со  смеха...  Да-с,  с  большими  был

странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у  него  было  разных

дорогих вещиц!..

     - А долго он с вами жил? - спросил я опять.

     - Да с год. Ну да уж зато памятен мне этот год; наделал он мне  хлопот,

не тем будь помянут! Ведь есть,  право,  этакие  люди,  у  которых  на  роду

написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!

Иллюстрация 5

Иллюстрация 6

Иллюстрация 7

                                            беспочвенный мечтатель

тупое хозяйствование

буйная энергия,

направленная

не в то русло

помещик-

кулак

скряга,

"прореха

на чело-

вечестве"

Иллюстрация 8

Помещик

Внешность

Описание поместья

Ноздрев

(буйная энергия, не направленная в нужное русло)

Глава 1: "человек лет тридцати, разбитной малый, который ему(Чичикову) после трех-четырех слов начал говорить "ты".

Глава 4. "молодцевато

взъерошив рукой свои черные густые волосы. Это  был  среднего  роста,  очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками,  с  белыми,  как  снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его". "Ноздрев захохотал тем звонким  смехом,  каким  заливается  только свежий, здоровый человек, у которого все до последнего  выказываются  белые, как сахар, зубы, дрожат и прыгают щеки, а сосед за двумя дверями, в  третьей комнате, вскидывается со сна, вытаращив очи и произнося: "Эк его разобрало!".

"Ноздрев был в некотором отношении исторический  человек.  Ни  на  одном

собрании, где он  был,  не  обходилось  без  истории.  Какая-нибудь  история

непременно происходила". "В  их  лицах  всегда  видно  что-то  открытое,

прямое, удалое".

В речи - постоянные восклицания, не слушает собеседника. Постоянно проигрывается в карты.

Чичиков: "Человек-дрянь".

Конюшня, пустые стойла, козел; волчонок на привязи. пруд, в котором, по  словам  Ноздрева,  водилась  рыба  такой

величины, что два человека с трудом вытаскивали  штуку.

 Занимается собаками: повел  их  к  выстроенному  очень  красиво маленькому домику, окруженному большим загороженным со всех  сторон  двором. Ноздрев  был среди их совершенно как отец среди семейства.

"кабинет, в котором, впрочем, не было  заметно  следов  того,  что  бывает  в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья - одно в триста, а другое  в  восемьсот  рублей... турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: "Мастер Савелий Сибиряков"...

Большое количество спиртного.

Собакевич

(Цепкость и грубость в преследовании своей выгоды, помещик-кулак)

"показался  весьма  похожим  на  средней  величины  медведя.  Для  довершение сходства фрак  на  нем  был  совершенно  медвежьего  цвета,  рукава  длинны, панталоны  длинны,  ступнями  ступал  он  и  вкривь  и  вкось   и   наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке... есть много на свете  таких  лиц,  над  отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких  инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила в  другой  -  вышли  губы,  большим сверлом ковырнула глаза  и,  не  обскобливши,  пустила  на  свет,  сказавши: "Живет!" Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у  Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в  силу  такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда  или  на  угол печки, или на  дверь."

Отношение к еде: "У меня когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся!  Лучше  я  съем  двух блюд, да съем в меру, как душа требует. - Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к  себе  на  тарелку,  съел  все,  обгрыз, обсосал до последней косточки".

При разговоре о деле: "Собакевич слушал все по-прежнему, нагнувши голову, и хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось на лице его. Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не  там,  где  следует,  а,  как  у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою,  что все, что ни  ворочалось  на  дне  ее,  не  производило  решительно никакого потрясения на поверхности"

Чичиков: "Человек-кулак...да еще и бестия впридачу".

"Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее,  были  у  ней справа  и  слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и  темными  или, лучше, дикими стенами, - дом  вроде  тех,  как  у  нас  строят  для  военных поселений и немецких колонистов. Было заметно, что при постройке его  зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин - удобства".

Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. "...все было пригнано  плотно  и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. Словом, все, на что ни глядел он, было  упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке".

Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, - все было прочно, неуклюже  в  высочайшей  степени  и  имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома;  в  углу  гостиной  стояло пузатое ореховое бюро на  пренелепых  четырех  ногах,  совершенный  медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного  свойства, -словом,  каждый  предмет,  каждый  стул,  казалось,  говорил:  "И   я   тоже Собакевич!" или: "И я тоже очень похож на Собакевича!".

Плюшкин

согласно одной из легенд фамилию Плюшкин подсказал Гоголю сам Пушкин и взял ее с реального человека, отца, сын которого впоследствии стал владельцем одной из самых больших частных коллекций в Российской империи.

Скряга, "прореха на человечестве"

У одного из строений Чичиков скоро заметил  какую-то  фигуру, которая начала вздорить с мужиком, приехавшим на телеге.  Долго  он  не  мог распознать, какого пола была фигура: баба или  мужик.  Платье  на  ней  было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые  бабы,  только  один  голос  показался  ему несколько сиплым для женщины. "Ой, баба! - подумал он  про  себя  и  тут  же прибавил: - Ой, нет!" - "Конечно, баба!" -  наконец  сказал  он,  рассмотрев попристальнее. Фигура с своей  стороны  глядела  на  него  тоже  пристально. Казалось, гость был для нее в диковинку, потому что она обсмотрела не только его, но и Селифана, и лошадей, начиная с хвоста и до морды.  По  висевшим  у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила  мужика  довольно  поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница.

"это был скорее  ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет  бороды,  а  этот,  напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою  чистят на конюшне лошадей".

"Лицо его не представляло ничего особенного; оно  было  почти  такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только  выступал  очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще  не  потухнули  и  бегали  из-под  высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие  морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли  где  кот  или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух. Гораздо  замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями  нельзя  бы  докопаться,  из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы  до  того  засалились  и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо  двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать:  чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не  галстук."

"...пред ним стоял не нищий, пред  ним стоял помещик. У этого помещика была тысяча с лишком душ,  и  попробовал  бы кто найти у кого другого столько хлеба зерном, мукою и просто  в  кладях,  у кого бы  кладовые,  амбары  и  сушилы  загромождены  были  таким  множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами  и  всякой овощью, или губиной. Заглянул бы кто-нибудь к  нему  на  рабочий  двор,  где наготовлено  было  на  запас   всякого   дерева   и   посуды,   никогда   не употреблявшейся, - ему бы показалось, уж не попал ли он как-нибудь в  Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и  свекрухи,  с кухарками позади, делать свои  хозяйственные  запасы  и  где  горами  белеет всякое дерево - шитое, точеное, леченое и плетеное: бочки, пересеки,  ушаты, лагуны', жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки, мыкольники,  куда бабы кладут свои мочки и прочий дрязг,  коробья'  из  тонкой  гнутой  осины, бураки из плетеной берестки и много всего, что идет  на  потребу  богатой  и бедной Руси. На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель  подобных изделий? во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, - но ему и этого казалось мало. Не довольствуясь сим,  он ходил еще каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под  мостики,  под перекладины и все, что ни попадалось  ему:  старая  подошва,  бабья  тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, - все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты. "Вон уже рыболов пошел на охоту!"  - говорили мужики, когда видели его, идущего на добычу. И в самом деле,  после него незачем было  мести  улицу:  случилось  проезжавшему  офицеру  потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу; если  баба,  как-нибудь зазевавшись у колодца, позабывала ведро,  он  утаскивал  и  ведро.  Впрочем, когда приметивший мужик уличал его тут же, он не спорил и отдавал похищенную вещь; но если только она попадала в кучу, тогда все кончено: он божился, что вещь его, куплена им тогда-то, у того-то или досталась от  деда.  В  комнате своей он подымал с пола все,  что  ни  видел:  сургучик,  лоскуток  бумажки,

перышко, и все это клал на бюро или на окошко.

     А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал  к  нему  пообедать,  слушать  и  учиться  у  него

хозяйству и мудрой скупости. Все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики,  столярные  станки, прядильни; везде во все входил зоркий взгляд  хозяина  и,  как  трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем  концам  своей  хозяйственной паутины. Слишком сильные чувства не отражались  в  чертах  лица  его,  но  в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь  его, и гостю было приятно его слушать; приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные  дочки,  обе  белокурые  и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка, и  целовался  со  всеми, мало обращая внимания на то, рад ли, или не рад был этому гость. В доме были открыты все окна, антресоли были заняты квартирою учителя-француза,  который славно брился и был большой стрелок: приносил всегда  к  обеду  тетерек  или уток, а иногда и одни воробьиные яйца, из которых  заказывал  себе  яичницу, потому что больше в целом доме никто ее не ел. На антресолях жила также  его компатриотка, наставница двух девиц. Сам хозяин являлся к столу  в  сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде  никакой заплаты. Но добрая хозяйка умерла; часть ключей,  а  с  ними  мелких  забот, перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее. На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всем  положиться, да  и  был  прав,  потому  что  Александра  Степановна   скоро   убежала   с штабс-ротмистром, бог весть какого кавалерийского полка, и повенчалась с ним где-то наскоро в деревенской церкви, зная, что отец  не  любит  офицеров  по странному предубеждению, будто бы все военные  картежники  и  мотишки.  Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать не заботился. В доме стало еще пустее. Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость,  сверкнувшая  в жестких волосах  его  седина,  верная  подруга  ее,  помогла  ей  еще  более развиться; учитель-француз был отпущен,  потому  что  сыну  пришла  пора  на службу; мадам была прогнана, потому что оказалась не безгрешною в  похищении Александры Степановны; сын, будучи отправлен в губернский город, с тем чтобы узнать в палате, по мнению отца,  службу  существенную,  определился  вместо того в полк и написал к отцу  уже  по  своем  определении,  прося  денег  на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш. Наконец  последняя  дочь,  остававшаяся  с  ним  в  доме, умерла, и старик очутился  один  сторожем,  хранителем  и  владетелем  своих богатств. Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая,  как  известно, имеет  волчий  голод  и  чем  более  пожирает,  тем  становится  ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того  не  были  в  нем  глубоки,  мелели ежеминутно,  и  каждый  день  что-нибудь  утрачивалось  в  этой   изношенной развалине. Случись же под такую минуту, как будто  нарочно  в  подтверждение его мнения о военных, что сын его проигрался в карты; он послал ему от  души свое отцовское проклятие и никогда уже не интересовался знать, существует ли он на свете, или нет. С каждым годом притворялись окна в его  доме,  наконец остались только два, из которых одно, как уже видел читатель, было  заклеено бумагою; с каждым  годом  уходили  из  вида  более  и  более  главные  части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам,  которые  он собирал в своей комнате; неуступчивее становился он  к  покупщикам,  которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения; покупщики торговались, торговались и наконец бросили  его  вовсе,  сказавши,  что  это  бес,  а  не человек; сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в  чистый  навоз,  хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно  было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было  притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабывал сам, сколько у  него  было  чего,  и

помнил только, в каком месте стоял у  него  в  шкафу  графинчик  с  остатком какой-нибудь настойки,  на  котором  он  сам  сделал  наметку,  чтобы  никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко или сургучик.  А  между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же  оброку  должен  был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба,  столько же поставов холста должна была наткать ткачиха,  -  все  это  сваливалось  в кладовые, и все становилось гниль и прореха, и сам он  обратился  наконец  в какую-то прореху на человечестве.  Александра  Степановна  как-то  приезжала раза два с маленьким сынком, пытаясь, нельзя ли чего-нибудь получить; видно, походная жизнь с штабс-ротмистром не была так привлекательна, какою казалась до свадьбы. Плюшкин, однако же, ее простил  и  даже  дал  маленькому  внучку поиграть какую-то пуговицу, лежавшую на столе, но денег  ничего  не  дал.  В другой раз Александра Степановна приехала с двумя малютками и  привезла  ему кулич к чаю и новый халат, потому что у батюшки был такой халат, на  который глядеть не только было совестно, но даже  стыдно.  Плюшкин  приласкал  обоих внуков и, посадивши их к себе одного на правое колено, а другого  на  левое, покачал их совершенно таким образом, как будто они ехали на лошадях, кулич и халат взял, но дочери решительно ничего не дал; с тем  и  уехала  Александра Степановна.

"седьмой десяток живу! - сказал Плюшкин."

не  прошло  и минуты, как эта радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице  его, так же мгновенно и прошла, будто ее  вовсе  не  бывало,  и  лицо  его  вновь приняло заботливое выражение.

"обширного

села со множеством изб и улиц".

"Какую-то   особенную

ветхость заметил он на всех деревенских  строениях:  бревно  на  избах  было

темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных  оставался  только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр... окна в избенках были без стекол... Из-за  изб  тянулись  во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как  видно,  долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их  росла всякая дрянь, и даже  прицепился  сбоку  кустарник...

"Каким-то дряхлым инвалидом глядел  сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами  был  он  в  один  этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно  защищавшей  его  старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то  покрывавшей  их  краски.  Стены  дома  ощеливали   местами   нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей,

вихрей и осенних перемен. Из окон  только  два  были  открыты,  прочие  были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей  стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них  темнел  наклеенный  треугольник  из синей сахарной бумаги..."

" Старый, обширный, тянувшийся позади дома  сад,  выходивший  за  село  и

потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый".

" герой наш очутился  наконец  перед  самым домом, который показался теперь еще печальнее. Зеленая  плеснь  уже  покрыла ветхое дерево  на  ограде  и  воротах.  Толпа  строений:  людских,  амбаров, погребов, видимо ветшавших, - наполняла двор; возле  них  направо  и  налево видны были ворота в другие дворы. Все говорило, что здесь когда-то хозяйство

текло в обширном размере, и все глядело ныне  пасмурно.  Ничего  не  заметно было  оживляющего   картину:   ни   отворявшихся   дверей,   ни   выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома! Только одни  главные ворота были растворены, и то потому, что въехал мужик с нагруженною телегою, покрытою рогожею, показавшийся как бы нарочно для оживления  сего  вымершего места; в другое время и они были заперты наглухо, ибо в железной петле висел

замок-исполин"

 "Он вступил в темные широкие сени, от которых  подуло  холодом,  как  из

погреба. Из сеней он попал  в  комнату,  тоже  темную,  чуть-чуть  озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери.  Отворивши эту  дверь,  он  наконец  очутился  в  свету  и  был   поражен   представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов  и  сюда  на

время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный  стул,  и

рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому  паук  уже  приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боков к стене шкаф с старинным  серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя  одни  желтенькие  желобки, наполненные клеем, лежало множества всякой всячины:  куча  исписанных  мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху,  какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел,  рюмка  с  какою-то жидкостью и тремя  мухами,  накрытая  письмом,  кусочек  сургучика,  кусочек

где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные  чернилами,  высохшие,  как  в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая,  которою  хозяин,  может  быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.

     По стенам навешано было весьма тесно  и  бестолково  несколько  картин: длинный пожелтевший  гравюр  какого-то  сражения,  с  огромными  барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах  и  тонущими  конями,  без  стекла, вставленный в раму красного  дерева  с  тоненькими  бронзовыми  полосками  и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с  ними  занимала  полстены  огромная почерневшая  картина, писанная  масляными  красками, изображавшая цветы,фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую  головою  вниз  утку.  С середины потолка висела люстра  в  холстинном  мешке,  от  пыли  сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором  сидит  червяк.  В  углу  комнаты  была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на  столах.

Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли  на  ней  было  в

таком  изобилии,  что  руки  всякого  касавшегося  становились  похожими  на

перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный  кусок  деревянной лопаты и старая подошва сапога.  Никак  бы  нельзя  было  сказать,  чтобы  в комнате сей обитало живое существо,  если  бы  не  возвещал  его  пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший  на  столе"

"у Плюшкина для всей дворни, сколько ни  было  ее  в  доме, были одни только сапоги, которые должны  были  всегда  находиться  в  сенях. Всякий призываемый в барские покои обыкновенно отплясывал  через  весь  двор босиком, но, входя в сени, надевал сапоги и  таким  уже  образом  являлся  в комнату. Выходя из комнаты, он оставлял сапоги опять в сенях  и  отправлялся вновь на собственной подошве."

"всунул перо в чернильницу с

какою-то заплесневшею жидкостью и множеством  мух  на  дне"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Образ Печорина в эпизоде "Погоня" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Урок в 9 классе

На уроке "Образ Печорина в эпизоде "Погоня" используются методические приемы: "Знаю-хочу узнать-узнал" и  "Чтение с пометками", которые позволяют учащимся взглянуть на героя с разных точек з...

"Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")

Анализ образов-персонажей - самый привычный путь разбора произведения в школе. Он способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение. Законченное воплощение пообразный анализ получа...

Христианские мотивы жизненного пути Печорина в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Психологический анализ характера главного героя через призму христианских заповедей...

Печорин и его "двойники" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Презентация к уроку по анализу образов Печорина, Грушницкого и Вернера....

Проект по литературе на тему «Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Паспорт проектаАвтор проекта: Ротарь Ирина Александровна, ученица 9 « Д» класса.По количеству участников: личностный проект.Руководитель проекта: Цимерман Анастасия ВасильевнаДолжность рук...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...