Применение интеграции образовательных технологий на уроке литературы в 9 классе
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

 

Применение интеграции образовательных технологий на уроке литературы в 9 классе.

                                                            Школа 2100

                                        Современники о русских романтиках

                                                            

Цели  урока:

1.Дать представление о литературном процессе первой трети 19 века.

2.Сформировать у школьников желание и умение реализовывать творческую возможность и потребность в духовном росте

3. Обобщить и систематизировать материал, изученный в разделе, проанализировать наработки по теме( работа групп по ОТ)

4. Проанализировав мнение современников о русских романтиках, сделать вывод о значении русского романтизма, наметить перспективы работы по творчеству русских писателей 19 века.

                                                          Ход урока.

  1. Эпиграф к уроку ( Шеллинг)                            ( слайд1)
  2. Определение целей  урока                   ( слайд 2)

Напоминаю про этапы работы по теме.

1 этап- вводное повторение, изучение терминологии, обобщающая лекция.

2 этап-деление групп по использованию определенной образовательной технологии

                                                        Отчет групп о работе по ОТ

а) лаборатория учебного исследования

  Составление словаря темы

Романтизм -  литературное направление, границы которого охватывают примерно конец 18 – середину 19 века.

Романтизм- творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу

                                                                                                                                           ( слайды3, 4)

   Отбор материала:

 Система ценностей романтизма

  • культ творчества
  • главенство воображения над рассудком
  • обострённое внимание ко всему нестандартному и необычному
  • призыв к раскрепощению личностных сил человека 
  • следование природе
  • символическое истолкование мира
  • понимание мифа как идеала романтического творчества
  • идеализация прошлого и архаических культур
  • интерес к экзотике
  • внимание к сильной личности
  • бунтарство, противоборство тирании                                                                ( слайд 5)

 

 Слово в искусстве романтизма

  • Поэтическое слово служит передаче исключительного по силе и яркости чувства.
  • Герои конфликтуют с обществом.
  • Герой романтиков- сильная личность, человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе.
  • Тон повествования- взволнованный, лирический, эмоциональный.
  • Краски сгущены, используется гротеск, символика, аллегория.

                                                                                                                                           ( слайд6)

 Формула романтизма

Необычный герой в необычных обстоятельствах                                                 ( слайд 7)

 

« Романтизм Жуковского»,

 « Романтизм Батюшкова»,

 « Романтизм в музыке» ,                                                                                  ( слайды 8-43)

« Романтизм в живописи и архитектуре»                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                        

б) моделирование.

Представление символов романтизма

Памятник романтизму

в) проектирование

Создание игры « За семью печатями»

 подготовка заданий для « Поля чудес»

г) система творческих заданий

1. Настроение создают музыканты( 2 пьесы) и вокалисты ( романс)

2. Чтение стихотворений В.А.Жуковского и К.Батюшкова

  « Море»

 « Невыразимое»

 « Есть наслаждение и в дикости лесов…»

« Подражание древним»

Ассоциации от прослушанной музыки, увиденных картин, по теме цикла.

- какие образы встают перед вами, какие вы видите краски, слышите звуки?

Некоторые ребята из творческой группы, ребята, посещающие занятия  клуба « Первоцвет» попытались создать собственные стихи, используя   романтизм  как творческий метод, или поддавшись романтическому настроению. Было решено, что направление этим работам даст строчка известного стихотворения.    Итак, работы ребят « Предчувствую тебя…».

 

          ***

Мы стремимся всё больше успеть,

Мы меняем дела на дела.

Погружаясь в забот круговерть,

Мы теряем остатки тепла.

Мы взамен оставляем мечты

И подводим надеждам баланс.

И уродство немой пустоты

Укрывает иллюзий атлас.

Создаем мир ненужных вещей

Из осколков несбывшихся снов

И не ищем пропавших ключей

От хранящих мечты сундуков. ( Соколова А)

              ***

Предчувствую тебя, мелодия любви,

Что в ритме сердца заиграла.

Моя звенящая мелодия любви,

Вся музыка к твоим ногам упала.

Предчувствую тебя и жду,

Я только о тебе мечтаю.

Услышать ноты радости хочу,

Сонату  будущего осмысляя.

Хранить и вечно помнить буду я

МузЫки той чудесное звучанье.

Во мне звучит мелодия моя,

Продлись, продлись очарованье.    ( Ордак К.)

              ***

Села бабочка на руку, создала она мне мУку.

И ушел я в небеса, призадумался тогда.

Вижу бывшую мою, вспоминаю и люблю.

Так хочу назад вернуться , ей печально улыбнуться.

Но проснулся я тогда( это было как всегда)

Замечтался я опять, нет, её мне не понять… ( Лавринович А.)

             

           ***

Наивный, немного детский

Стих я хочу написать,

Слегка романтической пьески

Мотив на нём будет лежать.

Мотив романтической пьески,

Где будут любовь и мечты,

И будут слова здесь не резки,

По- девичьи наивны, просты.

 Нет, так я писать не умею:

Наивность- черта не моя.

Про чью- то прогулку в аллеях

Писать уже буду не я..

Наверно, чуть- чуть я влюбилась,

Мне надо об этом кричать.

Итак, моя тайна раскрылась

Теперь я не в силах молчать. ( Чаусенко А.)

                ***

Предчувствую тебя, творений моих Муза.

Зову тебя, любя, нет, ты мне не обуза.

Являешься ко мне во снах и наяву,

Совсем- совсем не знаешь, как я тебя люблю.

Не сыщешь краше в свете слова, что даришь ты.

Ты за меня в ответе, царица красоты.

Подольше будь со мною, мне помоги в трудах,

Чтобы звучали сладко слова в моих стихах.

Стой рядом в изголовье, когда я сочиняю.

А это вот творенье тебе я посвящаю ( Кривошеин И.)

              

                        ***

Плачет дождь за окном,

А я плачу в квартире.

И прошу об одном:

Ты вернись ко мне, милый.

Плачет дождь, плачу я

И стихи мои плачут.

Не вернуть мне тебя,

А могло быть иначе.

Мы б гуляли вдвоем,

Ты дарил бы мне песни,

Эти песни о том,

Как нам жить интересно!  ( Кущенко М.)

                    ***

Плачет дождь, как слезы, льется,

Краски яркие смывая.

Ручеек уж не смеется,

Грустно в лужицы стекая.

Ветер с холодом уносит

Радость из сердец людских.

А моё сердечко просит

Слов и песен, но иных!

Про того, что всё ж по лужам,

Не боясь, идет вперед.

Грустный мне мотив не нужен-

Радость пусть меня найдет.

Как кораблик в океане,

На простор я поплыву.

Не удержат на аркане-

Я свободою живу!               ( Виноградова Ю)

 

д) информационные технологии

Помощь в оформлении работ групп а), б), в), г).

   Определяем значение изученной темы, переходим к высказываниям современников о русских романтиках

Учебник с.143

а) Высказывание Н.В.Гоголя

В то время, когда Жуковский стоял еще на первой поре своего поэтического развития, отрешая нашу поэзию от земли и существенности и унося её в область бестелесных видений, другой поэт, Батюшков, как бы нарочно ему в отпор, стал прикреплять ее к земле и телу, высказывая всю очаровательную прелесть осязаемой существенности. Как тот терялся весь в неясном еще для него самого идеальном, так этот весь потонул в роскошной прелести видимого, которое так ясно слышал и так сильно чувствовал

 

б) Высказывание А.Бестужева

С Жуковского и Батюшкова начинается новая школа нашей поэзии. Оба они постигли тайну величественного, гармонического языка русского, оба покинули старинное право ломать смысл, рубить слова для меры и низать полузабытые рифмы

 

в) В.Белинский

 Самостоятельная художническая муза Батюшкова борется с ложным французским направлением- и то побеждает его, то побеждается им

 

г)Мандельштам

 Словно гуляка с волшебною тростью

Батюшков нежный со мною живет.

Он тополями шагает в замостье,

Нюхает розу и Дафну поет      ( Дафна- муза из « Метаморфоз» Овидия)

д) С.Марков

Печальный Батюшков- во мгле

В земле своих Прилук…

О,  сколько было на земле

Свиданий и разлук! 

   ………                                ( Прилуки- место на Вологодчине , где родился поэт).

 И до рассвета слышал он

Неутомимый звук-

Протяжный, постоянный звон

Колоколов Прилук.

 

д)  Батюшков о Жуковском.

Любимец нежных муз! Пред нашею столицей

Он храбры гимны пел, как пламенный Тиртей…

(Тиртей-греческий элегический поэт VII в. до н. э.; по античному (малодостоверному) преданию, афинянин, отправленный на помощь спартанцам во время второй мессенской войны и воодушевлявший спартанцев своими песнями)

 

 

 

 

Подведение итогов урока:

- чему научились?

- каково место данного урока в системе уроков по литературе 19 века?

- определите д.з.

1. Мини- сочинение « Как мы работали по теме» ( форма- дневниковые записи романтика- путешественника, сон романтика, альбом героини произведения романтиков)

2. Иллюстративный ряд к произведениям романтиков)

3. учебник в.1-4

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sovremenniki_o_russkih_romantikah.ppt2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Современники о русских романтиках» «Прекрасное было время…Человеческий дух был раскован: считал себя вправе всему существующему противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но о том, что возможно…» Ф.Шеллинг.

Слайд 2

Цели урока: 1.Дать представление о литературном процессе первой трети 19 века. 2.Сформировать у школьников желание и умение реализовывать творческую возможность и потребность в духовном росте 3. Обобщить и систематизировать материал, изученный в разделе, проанализировать наработки по теме( работа групп по ОТ) 4. Проанализировав мнение современников о русских романтиках, сделать вывод о значении русского романтизма, наметить перспективы работы по творчеству русских писателей 19 века .

Слайд 3

Какие значения слова «романтизм» вам знакомы?

Слайд 4

Романтизм - литературное направление, границы которого охватывают примерно конец 18 – середину 19 века. Романтизм - творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу

Слайд 5

система ценностей романтизма культ творчества главенство воображения над рассудком обострённое внимание ко всему нестандартному и необычному призыв к раскрепощению личностных сил человека следование природе символическое истолкование мира понимание мифа как идеала романтического творчества идеализация прошлого и архаических культур интерес к экзотике внимание к сильной личности бунтарство, противоборство тирании

Слайд 6

Слово в искусстве романтизма. Поэтическое слово служит передаче исключительного по силе и яркости чувства. Герои конфликтуют с обществом. Герой романтиков- сильная личность, человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе. Тон повествования- взволнованный, лирический, эмоциональный. Краски сгущены, используется гротеск, символика, аллегория.

Слайд 7

Универсальная формула романтизма необычный герой в необычных обстоятельствах

Слайд 8

П редставители романтизма в литературе Джордж Гордон Байрон

Слайд 9

Но в сердце Чайльд глухую боль унес, И наслаждений жажда в нем остыла, И часто блеск его внезапных слез Лишь гордость возмущенная гасила. Меж тем тоски язвительная сила Звала покинуть край, где вырос он, - Чужих небес приветствовать светила; Он звал печаль, весельем пресыщен, Готов был в ад бежать, но бросить Альбион. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда».

Слайд 10

П редставители романтизма в литературе Вальтер Скотт Эрнст Теодор Амадей Гофман

Слайд 11

П редставители романтизма в литературе Виктор Гюго Адам Мицкевич

Слайд 12

В.А.Жуковский Первый русский романтик.

Слайд 13

Василий Андреевич Жуковский — выдающийся поэт и общественный деятель, отдавший много сил и таланта развитию национальной литературы и русской словесности

Слайд 14

Любимый жанр поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне природы размышляет о жизни, о судьбе человека.

Слайд 15

Умение воспеть пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему миру человека, к его переживаниям – все это неоспоримые достоинства романтической поэзии Жуковского.

Слайд 16

К.БАТЮШКОВ Любимец нежных муз

Слайд 17

Дом К.Батюшкова в Вологде

Слайд 18

Мемориальная доска на доме К.Батюшкова

Слайд 19

Рисунки Батюшкова

Слайд 20

Наполеон. 1820.

Слайд 21

Из альбома С.Пономаревой

Слайд 22

Пейзаж с домом. 1830.

Слайд 23

Конь. 1820.

Слайд 24

Пейзаж с лошадьми.1830.

Слайд 25

Современники и друзья Н.В.Кукольник А.С.Пушкин Н.М.Карамзин

Слайд 26

Каспар Фридрих Странник над туманным морем Романтизм в живописи

Слайд 27

Карл Брюллов Последний день Помпеи

Слайд 28

Иван Айвазовский Ледяные горы

Слайд 29

Иван Айвазовский Радуга

Слайд 30

Иван Айвазовский Кронштадт. Форт император Александр

Слайд 31

Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года Уильям Тёрнер

Слайд 32

М.Врубель « Демон»

Слайд 33

Восход луны над морем Каспар Фридрих

Слайд 34

Теодор Жерико Плот «Медузы»

Слайд 35

Эжен D елакруа Ладья Данте

Слайд 36

Исключительность романтического героя Внутренняя раздвоенность Одиночество в реальном мире Поиски идеала и мечты Жизнь в сфере эмоций и чувств Герой не преклоняется перед миром природы. Предметы усиливают, повторяют черты героя или оттеняют по принципу контраста.

Слайд 37

Три автопортрета Ореста Кипренского . Портрет передает и состояние души героя.

Слайд 38

Архитектура эпохи романтизма

Слайд 39

Романтизм в музыке

Слайд 40

Феликс Мендельсон

Слайд 41

Фредерик Шопен

Слайд 42

Никколо Паганини

Слайд 43

B инченцо Беллини

Слайд 44

В.Белинский Самостоятельная художническая муза Батюшкова борется с ложным французским направлением- и то побеждает его, то побеждается им

Слайд 45

Батюшков о Жуковском. Любимец нежных муз! Пред нашею столицей Он храбры гимны пел, как пламенный Тиртей… (Тиртей-греческий элегический поэт VII в. до н. э.; по античному (малодостоверному) преданию, афинянин, отправленный на помощь спартанцам во время второй мессенской войны и воодушевлявший спартанцев своими песнями)

Слайд 46

О.Мандельштам Словно гуляка с волшебною тростью Батюшков нежный со мною живет. Он тополями шагает в замостье, Нюхает розу и Дафну поет ( Дафна- муза из « Метаморфоз» Овидия)

Слайд 47

С.Марков Печальный Батюшков- во мгле В земле своих Прилук… О, сколько было на земле Свиданий и разлук! ……… ( Прилуки- место на Вологодчине , где родился поэт).

Слайд 48

И до рассвета слышал он Неутомимый звук- Протяжный, постоянный звон Колоколов Прилук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Повышение мотивации обучения.Развитие познавательной активности учащихся..Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам...

Применение новых образовательных технологий на уроках литературы

Применение новых образовательных технологий на уроках литературы. Н.В. Гоголь "Мертвые души"...

"Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"

Представление педагогического опыта " Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы"...