Урок литературы в 11 классе "Доктор Живаго"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

 

                           Урок литературы в 11 классе.

 

« Ты есть сын Бога живаго»

Христианские мотивы в романе « Доктор Живаго»

Стихотворения Юрия Живаго.

Цель:

1.Обратить внимание учащихся на жанровое своеобразие романа, неразложимое диалектическое единство поэзии и прозы.

2.Помочь ребятам понять значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака.

3.Определить роль поэтического цикла в романе:

-стихотворение « Гамлет»

- стихотворение «Гефсиманский сад»

- стихотворение « Зимняя ночь»

Тип урока: обобщение изученного материала.

Вид урока: урок- семинар

 

                                        Ход урока

IОрганизационный момент. Определение целей и задач урока, его места и значения в системе уроков по роману Б. Пастернака.

Слайд «Тема урока»

                                                                 Я окончил роман, исполнил долг,

                                                             завещанный от Бога.   

                                             ( из письма Пастернака В.Шаламову)  

 

 

 

IIУрок – семинар.

Слайд « Портрет Б. Пастернака. Эпиграф»

Обсуждение, объяснение эпиграфа.

Вопросы для обсуждения в ходе урока:

Слайд « Ход урока»

  1. Тематика и проблематика романа.

     -    Человек и революция

     -    Человек и мир

     -    Человек и история

     -    Человек и природа

     -    Человек и его отношения с жизнью и смертью

  1. Христианские мотивы в романе « Доктор Живаго»

- Христианские идеи

- Речь

- Символы

     3.  Анализ стихотворений.

        а) « Гамлет»

        б) « Зимняя ночь»

        в)  « Гефсиманский сад»

       

Слово учителя. Герой Пастернака, Юрий Живаго, привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, являющейся не признаком безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой- выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, видит мир по- своему и не подстраивается ни под кого. Он личность. Идея романа- христианская идея свободной личности.

Вступительная беседа:

- Случайно ли идея жизни стала главной в романе?

- В чем прежде всего проявляется идея жизни в романе?

- В чем жизнь проявляется наиболее ярко?

- Что такое Россия для Живаго?

- Итак, что является главным для героя в жизни? ( идеи христианства, идеи свободной личности и идея жизни как жервтвы)

Слайды « Библейская тема»

-  С кем ассоциируется фамилия героя ? ( с образом Христа)

-  Символ, заключенный в имени главного героя? ( Юрий- вариант имени Георгий, Георгий- Победоносец)

 Учитель. Ю.Живаго почти не принимает непосредственного участия в событиях, но понимание им жизни, всего происходящего основано на христианских ценностях.

Основа сюжета- евангельская драма духовного выбора и крестной жертвы.

В центре размышлений героя триада: « жизнь- смерть- воскресение»

Творчество- « Слово Божие о жизни»

Слайды « Иисус Христос»

Реализация домашнего задания.

1 группа. Комментарий к « проповеди Веденяпина»( ч.1, гл.5)

- В каких произведениях 20 века вы встречались с подобным пониманием Бога?

( М.Булгаков « Мастер и Маргарита»)

2 группа. Какое значение в романе играет хронология событий?( сюжет в масштабе вечности)

3 группа.Элементы церковнославянской лексики, отсылки к Священному писанию, к евангельским текстам и их роль.

4 группа. Образ Христа и героя романа. Сопоставление.

Учитель. Кончается ли роман смертью доктора Живаго?( Нет, он кончается стихами) Как вы думаете, почему?

( Стихи- это то, что не может умереть)

               Стихотворения Юрия Живаго.

Слово учителя. Поэзия и проза в романе образуют живое, неразложимое единство, новую жанровую форму. Поэтому можно говорить о жанровом новаторстве Пастернака. Итак, какое же значение в общем контексте романа имеет « тетрадь Юрьевых писаний»?

Сообщение ученика о живаговском поэтическом цикле.( готовится заранее)

Слово учителя.Итак, поскольку идеал героя романа и его автора спроецирован на « вечный образ», то лучше всего его рассмотреть на

« Стихотворениях Юрия Живаго»

 

-Каким стихотворением открывается семнадцатая, стихотворная глава произведения?

Слайды «Гамлет». Ученик читает стихотворение наизусть.

Анализ стихотворения « Гамлет»

- Почему цикл открывается именно этим стихотворением?

- Своеобразие стихотворения. « Гамлет» Пастернака и « Я- Гамлет» А.Блока

- Каким образом стихотворение включается в контекст мировой культуры?

- Какую формулу Шекспира заставляет вспомнить это стихотворение?

( « Весь мир- театр, и люди в нем актеры»)

- Что общего в судьбе Гамлета и Юрия Живаго?

Реализация домашнего задания.Сравнение монолога Гамлета

 ( В. Шекспир  «Гамлет»,акт 1,3)с размышлениями лирического героя стихотворения. Евангельская реминисценция.

Учитель. В этом обращении( Да минует меня чаша сия!) перифраз молитвы Христа в Гефсиманском саду.

 

Слайды « Гефсиманский сад». Ученица читает отрывок стихотворения.

Анализ стихотворения « Гефсиманский сад»

- Какое место занимает это стихотворение в поэтической тетради?

- Дайте свою интерпретацию стихотворения.( для Живаго следовать Иисусу Христу значит идти избранным путем страданий, обрести Вечность)

- Скрытая полемика с поэмой А.Блока « Двенадцать».

- В каких произведениях литературы 20 века вы  побывали вместе с автором в Гефсиманском саду? ( М.Булгаков « Мастер и Маргарита», сцена убийства Иуды)

 - У каких авторов вы встречали произведения, соотносимые с романом по использованию христианских мотивов?( А.Ахматова « Реквием»)

- Почему именно это стихотворение завершает книгу лирики Юрия Живаго?

 

Слово учителя. Существует предположение, что стихотворение «Зимняя ночь»- первое стихотворение Юрия Живаго. Предположение  это интересно и в общем соответствует духу романа, его символике.

Ученица читает стихотворение.

А теперь послушаем  песню на слова этого стихотворения.

Слайды « Зимняя ночь».

-Определите значение образа-символа свечи по роману и Библии.

 

 ( 9, 10 главы первой части-  канун праздника Рождества Христова. Именно в это время Юрий шепчет про себя: « Свеча горела на столе. Свеча горела…». Он надеялся, что продолжение придет само собой без принуждения. Оно не приходило. Символика свечи восходит к словам в Нагорной проповеди «…зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем  в доме»  Образ- символ горящей свечи проходит через все повествование, таким образом как бы скрепляет соответствующие части романа)

- Какой второй основной образ присутствует в стихотворении?( метель)

-Что может человек противопоставить враждебному миру и ощущению затерянности в холодном пространстве?( человеческие чувства)

- В каких строчках поэт утверждает: метель бессильна? В чем сила финальной строфы стихотворения?

- Философские стихи и привычные слова. Бытие и быт.

- Как звукопись передает стук упавших башмачков и медленное падение восковых капель?

-Какие тропы использует поэт? ( эпитеты, сравнения)

- Словесное построение текста ( нет глаголов, обозначающих действия героев)

- Почему критики определяют это стихотворение как сплав философской и любовной лирики?.

Обобщение. Каково значение «Стихотворений Юрия Живаго» в контексте романа?

Видеофильм « Б. Пастернак» ( отрывок)

Подведение итогов урока.

-Какими словами заканчивается роман, каково ваше мнение по поводу финала?

 

Д.З.1. Лирика Пастернака в оценке критиков, привести примеры высказываний М.Цветаевой,Р.Якобсон, Л.Озерова, А.Синявского, Д.С.Лихачева и др.

2. Продумать темы сочинений по творчеству Б.Пастернака, по одной из тем подготовить тезисный план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gamlet.ppt593 КБ
Office presentation icon gef.sad_.ppt405 КБ
Office presentation icon ty_est_syn_boga_zhivago.ppt1.4 МБ
Office presentation icon hristianskie_motivy.ppt2.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

..В конце был чей-то сад, надел земельный. Учеников оставив за стеной, Он им сказал: «Душа скорбит смертельно, Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной»… …И, глядя в эти черные провалы, Пустые, без начала и конца, Чтоб эта чаша смерти миновала, В поту кровавом Он молил Отца…

Слайд 2

… Смягчив молитвой смертную истому, Он вышел за ограду. На земле Ученики, осиленные дремой, Валялись в придорожном ковыле Он разбудил их: «Вас Господь сподобил Жить в дни Мои, вы ж разлеглись, как пласт. Час Сына Человеческого пробил. Он в руки грешников себя предаст»…

Слайд 3

… И лишь сказал, неведомо откуда Толпа рабов и скопище бродяг, Огни, мечи и впереди – Иуда С предательским лобзаньем на устах…

Слайд 4

… Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного ее величья Я в добровольных муках в гроб сойду. Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко Мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ты есть сын Бога живаго» Христианские мотивы в романе Б.Пастернака

Слайд 2

Я окончил роман, исполнил долг, завещанный от Бога из письма Б. Пастернака В. Шаламову

Слайд 3

Ход урока Тематика и проблематика романа. Судьба Живаго. Общечеловеческая позиция автора и героя в оценке исторических событий. Роль любовной истории Особенности композиции. Роль поэтического цикла. Христианские мотивы в романе. Анализ стихотворений


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

Урок литературы в 11 классе "Стихотворения Юрия Живаго..."

Урок по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго"...

Урок литературы в 11 классе "Стихотворения Юрия Живаго..."

Урок по творчеству Б.Л. Пастернака.  Стихотворения Юрия Живаго.Значение поэтического цикла в общем контексте романа....