Информационно-коммуникативные технологии в презентативной деятельности учителя литературы
методическая разработка по литературе на тему

Скажутина Лариса Николаевна

Обзор опыта работы с ИКТ на уроках литературы, рекомендации по применению ИКТ, фрагменты уроков. Презентация к докладу с основными выкладками по проблеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.Н. Скажутина

НОУ  школа-интернат №26

ОАО «РЖД»  ст. Нижнеудинск

ИКТ В ПРЕЗЕНТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ

         В современном мире значительно снизился интерес подрастающего поколения к литературе. ВЦИОМ провел опрос среди молодежи, в котором

приняли участие 1600 человек. Результаты этого опроса неутешительны. Если на вопрос «Читаете ли вы книги?», в 1996 году «никогда» ответили 20% респондентов, то в 2009году уже 35%. Данные этого опроса [1;2] приведены в таблице :

1996 г. (в %)

2009 г. (в %)

Никогда, очень редко  

20

35

От случая к случаю

49

42

Практически ежедневно  

30

22

Затрудняюсь ответить  

1

1

На вопрос «Какие жанры вы чаще всего выбираете для чтения?», ответы респондентов распределились следующим образом:

(% от тех, кто читает книги, возможны несколько вариантов ответа)

43% - Российские боевики, «милицейские» детективы и детективы-стилизации

26% - Фантастика и фэнтези

26% - Классические историко-приключенческие романы

25% - Русская и зарубежная классика

25% - Зарубежные детективы

25% - «Женский» детектив

16% - Современная русская и зарубежная литература

16% - Современные романы об истории России, исторические романы прежних лет

13% - Переводные романы

11% - Поэзия        

        В свете этого цель учителя литературы – прежде всего заинтересовать своих учеников чтением, сделать изучаемое произведение доступным и понятным, «представить авторов как людей, искавших ответы на те же вопросы, что тревожат и сегодняшних подростков» [3;28]. Реализовать эту цель необходимо прежде всего в презентативной деятельности.

        По мнению В.И. Гинецинского, в педагогической деятельности можно выделить четыре функциональных компонента: презентативный, инсентивный, корректирующий и диагностирующий.

Презентативная функция состоит в изложении учащимся содержания материала. Выделение этой функции основано на абстрагировании от конкретных форм обучения. Она ориентирована на сам факт изложения учебного материала.  Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к усвоению информации. Ее реализация связана с постановкой вопросов, оценкой ответов.  Корректирующая функция связана с исправлением и сопоставлением результатов деятельности самих учащихся. Диагностирующая функция обеспечивает обратную связь. [2;136]

Наиболее подробно мне хотелось бы остановиться на презентативной деятельности учителя. Изложение содержания материала сейчас, при интенсивном использовании ИКТ, переходит на новый уровень. В своей работе учитель имеет возможность широко использовать  интерактивные таблицы, демонстрировать flash-ролики, презентации. Современное оснащение кабинетов компьютерами, интерактивными досками, мультимедиапроекторами позволяет сделать подачу материала яркой, эмоциональной, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения, позволяет увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы, увидеть театральную постановку. Кроме этого, ученики имеют возможность соотнести литературное произведение с его экранизацией или экранизациями, что позволяет расширить их представление о самом произведении и его трактовке. К примеру, на уроке «Чудовищная нелепица войны» в изображении М.Шолохова в романе «Тихий Дон» я показываю учащимся эпизоды из фильма С. Герасимова в следующем порядке:

  1. Первый бой Григория Мелехова. Убийство немца.
  2. Бой под Глубокой.
  3. Казнь Подтелкова и красноармейцев.
  4. Смерть Петра Мелехова.
  5. Григорий Мелехов в бою с матросами.
  6. Дарья Мелехова убивает Котлярова.

Каждый эпизод обсуждается в отдельности, учащиеся наблюдают, как от эпизода к эпизоду растет жестокость людей. Если в первом эпизоде мы видим потрясение героя, убившего человека, то далее убийство становится обычным делом. В расчет не берутся ни знакомство, ни родство. Апогеем «чудовищной нелепицы войны» становится сцена убийства Котлярова Дарьей Мелеховой. Весь ужас этой сцены состоит в том, что оружие в руки взяла женщина. Та, что дает жизнь.          Такой подход заставляет учащихся задуматься над произведением, по-новому взглянуть на него.

        На уроках по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» целесообразным считаю показать эпизод «Воланд в Варьете». Именно здесь раскрывается сущность людей, не изменившихся за тысячелетия. И именно этот эпизод позволяет понять идею романа. Мастерская экранизация В.Бортко пробуждает интерес к произведению, заставляет обратиться к тексту романа, а музыка к фильму, написанная И.Корнелюком, создает неповторимую эмоциональную атмосферу.

Использование экранизаций необходимо на уроках литературы, важно только не подменить чтение и анализ произведения просмотром фильма. И здесь у учителя неограниченные возможности для творческого поиска.

        При изучении драматических произведений учитель может организовать виртуальный поход в театр, выбрав любую из режиссерских постановок изучаемой пьесы в сети Интернет. И это поможет ученикам понять драматическое произведение, в котором конфликт не описывается, как в эпосе, а изображается. И просмотр театральной постановки поможет восстановить этот конфликт, угадать его, разобраться в его сути и причинах. Именно поэтому рекомендуется начинать изучение пьесы с просмотра спектакля. [4;17].

Еще одним компонентом ИКТ являются презентации Microsoft Power Point.  Использование презентаций на уроках литературы многопланово. С их помощью можно представить биографию писателя, историю создания произведения, характеристику героя, анализ эпизода или сцены, анализ поэтического текста и т.д. Контроль знаний тоже можно осуществлять с помощью презентации, например, в виде викторины с вопросами и ответами. Создание презентации требует от учителя не только владения компьютером, не только глубокого знания материала, но и умения составить презентацию так, чтобы она была информативна, интересна и вписывалась в тему урока, дополняя ее.  

В сети Интернет на образовательных порталах «Открытый класс», «К уроку», «ЕОЦОР» и др.  учитель может выбрать и загрузить для использования на уроках уже готовые презентации, flash-ролики, анимированные таблицы, компьютерные образовательные игры, аудиозаписи, видеоролики. К примеру, на своих уроках я использую компьютерную образовательную игру «Открой стих» по произведениям А.С.Пушкина. В этой игре учитель сам может задавать параметры, по которым проверяет знания ученика, вводить систему оценивания, ограничивать или не ограничивать время работы ученика. На уроках изучения лирики показываю видеоролики на стихотворения поэтов (например, Н. Гумилев «Жираф»), сопровождающиеся музыкальными композициями.. Ученикам после таких уроков даю задание самим сделать ролик на понравившееся стихотворение, подобрав к нему музыку. Творческие задания с использованием компьютерных технологий вызывают у учеников интерес.

Сейчас у  учителя есть возможность выбрать из представленного многообразия виртуальные учебники, обучающие программы. К примеру, коллекция дисков виртуальной школы «БКМ», предназначенная для учеников 5-11 классов, ценна тем, что материал на них представлен поурочно, есть аудио- и видеофрагменты, великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический словарь. В используемой программе «Библиотека электронных наглядных пособий. Литература. 5-11 классы» известных разработчиков программного обеспечения «Дрофа» и «Физикон» материал дан не по классам, а по основным разделам литературы. Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок. На уроках литературы ХХ века я обращаюсь  к видеоархиву российской истории из Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия (БЭКМ). Фрагменты видеохроник помогают ученикам почувствовать дух эпохи,  создают настрой на восприятие текста изучаемого произведения. Также широко использую материалы из Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов. Это и аудиозаписи стихотворений в исполнении авторов или актеров, и литературно-музыкальные композиции радиостанции «Орфей» ( например, «К медному всаднику» лит.-муз. композиция по стихотворениям  поэтов Серебряного века, читает Василий Лановой), и записи  арий из опер в исполнении звезд русской оперной сцены.

Современные технологии дают учителю возможность сделать уроки интересными, захватывающими. Инструментарий ИКТ достаточно широк:

1. Слайд-фильм (презентация) – визуальная информация: иллюстративный, наглядный материал (набор слайдов – иллюстраций, фотоматериалов, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). Эта конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным, информационным и поэтому запоминающимся.

2. Интерактивный демонстрационный материал (тексты, задания, опорные схемы, таблицы, понятия). Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).

3. Обучающий контроль. Компьютерные тесты, трансформация и моделирование текста, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащимися, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания.

4. Самостоятельная поисковая работа – использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы.

5. Выполнение творческих и научно-исследовательских, конкурсных работ на персональном компьютере с возможностью проверки их учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе, участие в районных, региональных и федеральных конкурсах.

6. Электронные словари – литературоведческие, толковые и др., особенно хочется выделить терминологический словарь.

7. Обучающие программы. Способствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление.

8. Участие в телекоммуникационных проектах.

9. Участие в Интернет-фестивалях.

Новые информационные компьютерные технологии помогают учителю в достижении образовательных и воспитательных целей.

Применение информационных технологий на уроках необходимо[6] и мотивировано тем, что они:

  1. позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;
  2. способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
  3. позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  4. повышают интерес к урокам литературы;
  5. активизируют познавательную деятельность;
  6. развивают творческий потенциал учащихся;
  7. осовременивают урок.

Результат использования новых информационных технологий на уроках литературы – это:

повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

расширение объёма предъявляемой учебной информации;

обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом), улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика. [5].

Литература.

  1. Капица С. Россию превращают в страну дураков. www/liventenet.ru
  2. Реан А.А.,  Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология  и педагогика. М., 2002
  3. Рыжкова Т.В. проектирование уроков литературы. Часть1. М., 2008
  4. Рыжкова Т.В. проектирование уроков литературы. Часть2. М., 2008
  5. http://festival.1september.ru/articles/501074/
  6. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00106483_0.html

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности

В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...

Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...

Методическая разработка на тему:" Использование информационно-коммуникативных технолгий на уроках русского языка и литературы"

Аннотация Настоящая разработка имеет коррекционно-развивающую, нравственно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. В настоящее время, когда перед школой стоит задача воспитания творче...

«Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе»

Образование – одно из приоритетных направлений в государстве, которое эффективно модернизируется в настоящее время, вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколени...

Информационно-коммуникативная образовательная технология

Статья на тему " Информационно-коммуникативная образовательная технология"...

Доклад "Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС"

Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС ОО...