Элективный курс «Сочинение – жанр литературного творчества»
элективный курс по литературе (9 класс) по теме

Программа курса «Сочинение – жанр литературного творчества» предназначена для формирования умений и навыков учащихся 9 класса в овладении свободной, уверенной письменной и устной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_sochin.2010.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка

        Программа курса «Сочинение – жанр литературного творчества» предназначена для формирования умений и навыков учащихся 9 класса в овладении свободной, уверенной письменной и устной речью.

        Сочинение – это не только связное письменное высказывание на заданную тему, опирающееся на литературный материал, но это и способ самовыражения, самораскрытия. Правильная организация письменной речи – важное речевое умение, формирование которого предполагается программой развития речи.

        Развивать речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей человека. А это одна из актуальных задач, которую решают в процессе обучения учащихся в школе. Работа над сочинением даёт учащимся массу умений и навыков, которые будут востребованы не только на уроке литературы. Это и логика, и связность речи, и умение точно подбирать слова, внимание к нюансам содержания любого высказывания, а значит, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения. На уроках развития речи мы учим детей думать, развиваем их мыслительные способности. Умение писать сочинения способствует воспитанию чувства самоуважения, собственного достоинства, так как человек стремится не «украсть» (списать), а создать.

        Цели курса «Сочинение – жанр литературного творчества»:

- вооружить учащихся речевыми умениями;

- пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству;

- развить литературно-творческие способности у учащихся.

        Задачи:

  1. углубить теоретические знания учащихся в работе над созданием своего сочинения;
  2. совершенствовать навыки школьников в овладении связной литературной речью;
  3. сформировать навыки логически выстраивать высказывание на заданную тему;
  4. подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.

Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.

Курс «Сочинение жанр литературного творчества» рассчитан на семнадцать часов. Занятия проходят один раз в неделю. Программа позволяет проводить занятия со всем классом одновременно.

        Формы теоретических занятий: лекция, беседа, доклады, занятия-исследования; формы практических занятий: эксперимент над минитекстом, лабораторная работа, практикум, семинар.

        Содержание программы элективного курса «Сочинение: теория и практика отвечает следующим принципам:

- принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы учителя с учащимися;

- принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей развивать способности каждого ребёнка, раскрывать его творческий потенциал.

Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

- владение литературной речью;

- умение аргументировать свою мысль;

- умение подать свою мысль в нужной автору (выигрышной) стороны, умение строить высказывание в нужном стиле;

- точность в выборе слова – следовательно, точность в выражении своей мысли;

- умение сжать излагаемый материал или – в соответствии со стоящей задачей – развернуть его.

        Предлагаемый курс базируется на концепции профильного обучения, он повышает речевую и письменную грамотность. Курс связан как с разделами языкознания («Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»), так и с теорией литературы.

        Кроме того, изучение данного курса поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий Единого государственного экзамена, связанных с анализом текста и написанием рецензий, эссе.

Учебно-тематический план курса

п/п

Раздел. Тема занятия.

Кол.

часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1

Вводное занятие «Как сделать свою речь связной»

1

Лекция

Составление опорного конспекта. Мини-исследования.

2

Совершенствуем свою речь.

1

Лабораторная работа

Работа с таблицами «Речевые ошибки и недочёты», «Грамматические ошибки и недочёты». Исправление ошибок в сочинениях.

3

Стили речи.

Типы речи.

1

Семинар.

Составление опорной схемы. Стилистическая правка сочинений.

4

Сочинение-рассуждение.

2

Лекция с элементами беседы.

Практикум.

Составление плана.

Сочинения-рассуждения учащихся.

5

Анализ эпизода.

2

1

1

Лекция.

Практикум.

Тезисы.

Анализ эпизода.

6

Изобразительно-выразительные средства языка.

2

1

1

Исследования.

Практическое занятие.

Конспект о роли выразительных средств в тексте. Редактирование текста: подбор сравнений, эпитетов, метафор.

7

Риторические фигуры.

1

Лекция.

Составление опорного конспекта.

8

Анализ поэтического текста.

2

1

1

Исследование.

Практикум.

Творческая мастерская.

Составление плана анализа.

Анализ стихотворения, отзыв о нём.

Создание собственного стихотворения.

9

Сочинение- рецензия.

2

1

1

Исследование.

Практикум.

Составление плана рецензии.

Рецензии учащихся.

10

Трудный жанр эссе.

2

1

1

Беседа.

Практикум.

Сочинение учащихся.

11

Составление и презентация сборника творческих работ.

1

Практическая работа. Презентация.

Сборник лучших работ.

         

        

Занятие № 1.

Тема: «Как сделать свою речь связной».

Цели: - познакомить учащихся с понятиями: «тема», «рема», «вопрос-прогноз»;

   - повторить виды связи предложений в тексте;

- повторить изученное о морфологических и неморфологических средствах связи предложений в тексте.

Ход занятия.

I. Вводное слово о проблеме отсутствия связи между предложениями в тексте и о важности её решения.

        Л.Н. Толстой о главных секретах писательского искусства.

II. Знакомство с понятиями: «тема», «рема», «вопрос-прогноз».

1. Рассказ учителя, записи тезисов:

        Тема – старое, известное, «освоенное».

        Рема – новое.

        Вопрос-прогноз – это вопрос, мгновенно возникающий в сознании читателя при получении новой информации, которая прогнозирует содержание следующего предложения.

2. Тренировочные упражнения в нахождении темы и ремы в предложениях, а также в постановке вопроса-прогноза от одного предложения к другому.

III. Цепной и параллельный виды связи предложений в тексте.

1.Рассказ учащегося о видах связи предложений в тексте.

        Остальные учащиеся записывают главные моменты в сообщении.

2. Анализ текстов: миниатюры М.М. Пришвина «Вальдшнеп» (параллельный вид связи), отрывка из рассказа А.И. Куприна «Белый пудель», начала рассказа Тэффи «Выбор креста» (цепная связь).

IV. Повторение изученного о морфологических и неморфологических средствах связи предложений в тексте (местоимений, союзов, частиц, лексических повторов, риторического вопроса, параллельных синтаксических конструкций…)

        Учащиеся находят эти средства в предложенных выше отрывках.

V. Итог занятия.

VI. Д/з: анализ любого своего сочинения с точки зрения связи между предложениями.

Занятие № 2.

Тема: «Совершенствуем свою речь».

Цели: - познакомить с типами речевых и грамматических ошибок и недочётов;

           - формировать умение видеть речевые и грамматические ошибки и недочёты

           - формировать умение точно и грамотно выражать свои мысли.

Ход занятия.

                                                        Заговори, чтобы я тебя увидел.

                                                                                        Сократ

I. Вводное слово о русском языке.

        Чтение высказываний И.С. Тургенева, А.Н. Островского о красоте нашего языка.

II. Знакомство с классификациями речевых и грамматических ошибок и недочётов.

        Учащиеся работают с таблицами.

III. Упражнение «Поработай учителем».

        Пользуясь таблицами, определите характер ошибок в предложенных сочинениях и исправьте их.

IV. Итог занятия.

V. Д/з: исправление речевых и грамматических ошибок в сочинениях семиклассников.

 Занятие № 3.

Тема: «Стили речи. Типы течи».

Цели: - привести в систему всё известное о стилях и типах речи;

- формировать умение определять стилевую принадлежность текста, тип ре чи, доказывать свою точку зрения. 

Ход занятия.

I. Вводное слово о понятии «стиль».

II. Беседа о стилях и типах речи.

III. Работа с таблицами: «Стили речи», «Типы речи».

IV. Работа с текстами известных писателей.

        Учитель читает текст, учащиеся определяют стиль и тип речи.

V. Стилистическая правка сочинения.

VI. Итог занятия.

VII. Д/з: стилистическая правка сочинений.

Занятие № 4.

Тема: «Сочинение – рассуждение» (по тексту)

Цели: - углубить теоретические знания учащихся в работе над сочинением-рассуждением;

        - формировать умение аргументировать свою мысль.

        

Ход занятия.

I. Вводное слово о предложенном жанре сочинения.

II. Составление плана (схемы) написания сочинения-рассуждения.

        Учитель поясняет каждый пункт плана (о чём следует писать).

III. Коллективная работа: анализ текста.

IV. Написание одного общего сочинения по тексту.

        

        На следующем занятии № 5 учащиеся самостоятельно пишут сочинения-рассуждения по отрывку из повести В.Г. Короленко « Слепой музыкант». Учитель осуществляет индивидуальную помощь.

V. Д/з: завершить работу, начатую в классе.

Занятие № 6.

Тема: «Анализ эпизода». (2 часа)

Цели: - познакомить с последовательностью написания анализа эпизода;

        - формировать умение анализировать эпизод.

Ход занятия.

I. Вводное слово о предложенном жанре сочинения.

II. Рассмотрение плана написания анализа эпизода .

        Учащиеся записывают план. Учитель поясняет каждый пункт плана.

План:

  1. Вступление: определение проблемы исследования.
  2. Основная часть:

а) Какова внутренняя логика эпизода? (микросюжет, композиция) предельно кратко осветить.

б) Как действуют герои в эпизоде (поступки, речь)?

в) Какие выразительные средства использует автор?

г) Есть ли говорящие детали и какова их роль?

д) Каково авторское «я» в эпизоде (ремарки, оценочные характеристики)?

е) В чём своеобразие стиля писателя?

ж) Как данный эпизод связан с предыдущим и с последующим?

3. Заключительная часть.

Как данный эпизод связан с подобными эпизодами в произведении этого автора или других авторов?

III. Чтение образцов сочинений.

IV. Итог занятия.

Занятие № 7.

Тема: «Роль 12 главы в повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

Цели: - проанализировать предложенный эпизод;

        - показать его роль в произведении.

        Учащиеся с помощью учителя пишут сочинение (черновой вариант)

V. Д/з: оформить сочинения на чистовик.

Занятие № 8.

Тема: «Изобразительно-выразительные средства языка».

Цели: - повторить изученные тропы;

        - показать их роль в тексте;

        - формировать умение видеть изобразительно-выразительные средства языка в тексте;

        - формировать умение употреблять изобразительно-выразительные средства языка в своей речи.

Ход занятия.

I. Вводное слово о значении изобразительно-выразительных средств языка.

II. Повторение изученных тропов.

        Учащиеся записывают определения тропов (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение), примеры.

III. Практические задания.

  1. Задание: нахождение эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений в предложенных текстах, определение роли данных тропов.
  2. Задание: подобрать эпитеты предложения.
  3. Задание: подобрать развёрнутые сравнения.

IV. Итог занятия.

V. Д/з: написать сочинение-миниатюру на тему «Уголок природы», используя тропы.

Занятие № 9.

Тема: «Изобразительно-выразительные средства языка».

Цели: - познакомить с новыми тропами;

        - показать их роль в тексте;

        - формировать умение видеть изобразительно-выразительные средства языка в тексте;

        - формировать умение употреблять изобразительно-выразительные средства языка в своей речи.

Ход занятия.

I. Вводное слово.

II. Конкурс сочинений-миниатюр «Уголок природы».

III. Знакомство учащихся с новыми тропами: метонимия, синекдоха, гипербола, литота, перифраз, ирония.

         Объяснение учителя. Учащиеся записывают определения тропов, примеры.

IV. Практическое задание.

        Учитель читает предложения, учащиеся, глядя на записанный материал, определяют изобразительно-выразительные средства языка.

V. Итог занятия.

VI. Д/з: подобрать из художественных произведений примеры предложений, где встречаются изученные изобразительно-выразительные средства языка.

Занятие № 10.

Тема: «Риторические фигуры».

Цели: - систематизировать материал по теме занятия;

           - формировать умение видеть риторические фигуры в тексте.

Ход занятия.

I. Вводное слово о различении тропов и риторических фигур.

II. Составление таблицы.

Фигура речи

Определение

Примеры

III. Тренировочные упражнения.

        Нахождение риторических фигур в предложенных учителем отрывках художественных произведений.

IV. Итог занятия.

V. Д/з: Подготовить материал таблицы.

Занятие № 11.

Тема: «Анализ поэтического текста».

Цели: - углубить теоретические знания учащихся в работе над анализом поэтического текста;

        - формировать умение точно подбирать слова, чтобы передать чувства поэтов.

Ход занятия.

I. Вводное слово о предложенном жанре сочинения.

II. Работа над планом анализа стихотворения.

        Учитель комментирует каждый пункт плана, ученики конспектируют.

III. Коллективная работа: устный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил».

IV. Чтение образца анализа данного лирического произведение.

V. Итог занятия.

VI. Д/з: Оформить письменно анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил».

Занятие № 12.

Тема: «Анализ поэтического текста».

Цели: - совершенствовать умение анализировать поэтический текст.

Ход занятия.

I. Вводное слово.

II. Чтение домашних работ: анализа стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил». Выявление положительных сторон сочинений и недочётов.

III. Коллективная работа: устный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожжённое письмо».

IV. Чтение образца анализа данного лирического произведения.

V. Самостоятельная работа учащихся: анализ стихотворения «Сожжённое письмо».

VI. Итог занятия.

VII. Д/з: завершить работу, начатую в классе. 

Занятие № 13.

Тема: «Сочинение-рецензия».

Цели: - познакомить с последовательностью написания рецензии;

        - формировать умение написания рецензии на произведение писателей.

Ход занятия.

I. Вводное слово о рецензии.

II. Сравнение рецензии с аннотацией, отзывом.

        Учащиеся отмечают сходство и отличие этих жанров сочинений.

III. Знакомство с планом написания рецензии.

        Запись плана учащимися.

IV. Коллективная работа: написание рецензии «Спасительная сила любви» на рассказ И.А. Бунина «Холодная осень».

        

        Эта работа продолжается на занятии № 14.

V. Д/з: оформить рецензию «Спасительная сила любви».

Занятие № 15,16.

Тема: «Трудный жанр эссе».

Цели: - познакомить с особенностями, законами эссе;

        - выявить трудные и интересные стороны эссе.

Ход занятия.

I. Вводное слово.

II. Рассказ о жанре эссе:

  1. Определение понятия.
  2. Темы эссе и его формы.
  3. Писатели, обращающиеся к этому жанру. Примеры их произведений-эссе.

Учащиеся главные моменты конспектируют.

III. Знакомство с новым понятием «скитце».

IV. Чтение образцов скитце.

V. Итог занятия.

VI. Д/з: создание скитце.

Занятие № 17.

        Презентация сборников творческих работ.

Список литературы

Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика. Материалы для самоподготовки. Спецкурс в старших классах. – СПб.: Паритет, 2003.

Калганова Т.А. Сочинение различных жанров в старших классах. – М., 1997.

Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 1970.

Полтавец Е. Как писать сочинение. – М., 1999.

Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. – СПб, 1994.

Шаповал С.А. Диспозиция. План написания любого сочинения: риторический канон. («Русский язык», № 16, апрель 2000, приложение к газете «Первое сентября»).

Список литературы для учащихся

Калганова Т.А. Сочинение различных жанров в старших классах. – М., 1997.

Капинос В.И., Пучкова Л.И.. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Русский язык. – М.: Ителлект-Центр, 2004.

Содержание образования

1. Тема: «Как сделать свою речь связной». (1 ч.)

        Основные понятия: «тема», «рема», «вопрос-прогноз». Виды связи предложений в тексте: цепной и параллельный. Морфологические и неморфологические средства связи предложений в тексте.

2. Тема: «Совершенствуем свою речь». (1 ч.)

        Типы речевых и грамматических ошибок и недочётов.

3. Тема: «Стили речи. Типы речи». (1 ч.)

        Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, художественный, публицистический. Их характеристика по следующим критериям: цель высказывания, сфера применения, выразительные языковые средства. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их характеристика.

4. Тема: «Сочинение-рассуждение». (2 ч.)

        О жанре. План написания сочинения-рассуждения. Анализ текста. Самостоятельное написание сочинения-рассуждения.

5. Тема: «Анализ эпизода». (2 ч.)

        О жанре. План анализа эпизода. Основные понятия: микросюжет, композиция, выразительные средства языка. Анализ эпизода «Роль 12 главы в повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

6. Тема: «Изобразительно-выразительные средства языка». (2 ч.)

        Тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, перифраз, ирония. Их роль в тексте.

7. Тема: «Риторические фигуры». (1 ч.)

        Анафора. Эпифора. Оксюморон. Антитеза. Градация. Параллелизм. Инверсия.

8. Тема: «Анализ поэтического текста». (2 ч.)

        О жанре. План анализа поэтического текста. Устный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил». Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожжённое письмо».

9. Тема: «Сочинение-рецензия». (2 ч.)

        Рецензия. План рецензии. Критерии её оценки. Написание рецензии «Спасительная сила любви» на рассказ И.А. Бунина «Холодная осень».

10. Тема: «Трудный жанр эссе». (2 ч.)

        Эссе. Темы эссе и его формы. Особенности эссе. Скитце. Написание эссе.

11. Презентация сборников творческих работ.

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4  г. Рассказово

Программа

элективного курса

«Сочинение – жанр

литературного творчества»

                                                                Автор-составитель

                                                                учитель русского  языка

                                                                и литературы

                                                                Рязанова Светлана Николаевна

2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к элективному курсу "Нетрадиционные жанры сочинения"

Презентация знакомит с нетрадиционными жанрами сочинения и методами работы над этими жанрами...

Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Программа элективного курса  «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»...

Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»

Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...