Проект урока по теме: "Художественное изображение идеи в романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Коршакова Людмила Николаевна

Приступив к изучению романа «Преступление и наказание», мы пришли к выводу, что это роман идей. Практически каждый герой является носителем идеи. В связи с этим возникает множество вопросов.

·        Что дает та или иная идея человеку?

·        Что она делает с ним?

·        Какие силы пробуждает, какие убивает?

·        Что делает человек с идеей?

Попробуем разобраться, как в поэтике Достоевского и контексте всего романа выглядит образ идеи, каково его художественное воплощение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennoe_izobrazhenie_idei_v_romane_f.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное изображение идеи в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Вид - Урок-исследование

Учитель – Коршакова Людмила Николаевна  

Цели урока:

  1. Знакомство с особенностями поэтики Ф. Достоевского, способами изображения идеи в романе «Преступление и наказание».
  2. Развитие аналитических умений, логического мышления, коммуникативных навыков, стремления к самопознанию.
  3. Способствовать воспитанию гуманизма, толерантности, ответственности за свои суждения и поступки.

          Идеи Достоевского-мыслителя, войдя в его

 полифонический роман, превращаются

 в художественные образы идей, они сливаются

в неразрывное единство с образами людей

и вступают в большой диалог романа

Л. Гроссман

Слово учителя:

-Сегодня на уроке мы постараемся проникнуть в глубь поэтики Достоевского, определить, как он изображает (не излагает!) идею. Но сначала мы повторим основные положения идеи Раскольникова «о праве сильной личности», вспомним, что она собой представляет. Это необходимо нам для дальнейшей работы.

(Далее идет повторение основных положений теории Раскольникова)

Учитель: Приступив к изучению романа «Преступление и наказание», мы пришли к выводу, что это роман идей. Практически каждый герой является носителем идеи. В связи с этим возникает множество вопросов.

  1. Что дает та или иная идея человеку?
  2. Что она делает с ним?
  3. Какие силы пробуждает, какие убивает?
  4. Что делает человек с идеей?

Попробуем разобраться, как в поэтике Достоевского и контексте всего романа выглядит образ идеи, каково его художественное воплощение.

Достоевского часто называют психологом, постигающим и изображающим все тайны человеческой души. Писатель категорически отрицал такое определение, утверждая, что он реалист.

-Давайте вспомним, каковы особенности реализма Достоевского.

-Что означает эта формула: «Найти в человеке человека, незавершенного и нерешенного?» 

(Все герои Достоевского — это он сам, различная сторона его собственного духа. Сложная фабула его романов способствует  раскрытию человека в разных аспектах, с разных сторон. Он открывает и изображает вечные стихии человеческого духа. Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на себя самого, как особая, оценивающая позиция человека по отношению к себе самому и по отношению к окружающей действительности. Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя самого. Отсюда интерес именно к «нерешенности» и «незавершенности» человека, ибо герой, окончательно определившийся в себе, в мире, а значит, застывший, не развивающийся, не интересен писателю. Пока человек жив, он живет тем, что еще не завершен  и  еще  не сказал  своего  последнего  слова. Кстати, писатель не дает прямой оценки поступков своих героев. Он предлагает это сделать нам, читателям! )

Слово учителя:

-Один из героев Достоевского сказал: «Слушайте, я не люблю шпионов и психологов, по крайней мере, таких, которые в мою душу лезут.»

-А сам Достоевский тоже «лезет в душу» своих героев?

(Ученики отвечают на поставленные вопросы)

(Необходимо  акцентировать , что писатель обращает внимание читателя на следующее обстоятельство: В "Преступлении и наказании" замечательный, умный, интуитивно тонкий  следователь Порфирий  Петрович- он-то и назвал психологию "палкой о двух концах" - руководствуется не  ею, то  есть  не  судебно-следственной  психологией,  а   особой    интуицией, которая и позволяет ему проникнуть в незавершенную  и  нерешенную душу Раскольникова. Три встречи Порфирия с Раскольниковым  -  это  вовсе  не обычные следовательские допросы; и не потому, что они проходят "не по форме" , а  потому,  что  они  нарушают  основы  традиционного   психологического   взаимоотношения   следователя   и преступника (что подчеркивает  Достоевский).

Учитель:

-А теперь вспомним одну из самых напряженных сцен – диалог Порфирия Петровича и Раскольникова (Первая встреча, где присутствуют Заметов и Разумихин)

-Как в  этом диалоге показывает писатель «глубины души» героя, его внутреннее состояние и поведение?

(Ответы учащихся)

Вывод: Исходя из сказанного, можно подчеркнуть, что Достоевский обладает особой писательской интуицией, которая  позволяет проникнуть  ему (и читателю!)  в мятущуюся душу героя. Но не вторгнуться в нее, а вступить в диалог. Кажется, что он говорит не о герое, а с героем, полемизирует с ним, выслушивает, размышляет, наблюдает.

Учитель:

-Каковы же условия художественного изображения идеи?

Ведь Достоевский умел именно изображать чужую идею, он стал великим художником идеи. В своей монографии «Проблемы творчества и поэтики Достоевского» критик М.М. Бахтин  так объясняет этот феномен:

  1. Образ идеи неотделим от образа человека, носителя идеи. (Не идея героиня произведения, а человек идеи.)

Если отделить героя Достоевского от идеи, в которой он живет, то образ будет разрушен. Мы видим героя в идее, а идею – через него и в нем.

  1. Диалогизация действия.

Идея живет не в изолированном сознании человека, иначе она просто умрет. Она начинает жить, развиваться и порождать новые идеи, только вступая в диалог, спор с другими, чужими идеями. Главное-контакт с чужой мыслью. У Достоевского идея подобна слову. Как и слово, она хочет быть услышанной, понятой, она тоже диалогична.

НО! Герои Достоевского никогда не спорят по отдельным пунктам. А всегда цельными точками зрения. Идея оживает, становится объемной.

3.Полифония.

-Чем полифония отличается от диалога?

(Это звучание множества голосов, но не обязательно их пересечение, а диалог-это взаимодействие. У Достоевского в романе - полифония точек зрения, сознаний, голосов, идей.)

Учитель:

-Весь роман – это большой диалог. Внутри него – диалоги голосов, жестов, взглядов, идей, мнений, совести и разума, морально-философских понятий.

-Обратимся к тексту романа. Найдите  внутренний монолог Раскольникова . По сути – это диалог с самим собой, где герой предстает перед читателем разными гранями своего характера.

( ч.1, гл.4) Звучит монолог, затем идёт коллективное  исследование структуры монолога.

Учитель:

-Когда я проверяла ваши письменные работы с отзывами о романе, то обратила внимание на одно высказывание: «Роман пропитан разными душевными страданиями. Как это может повлиять на современное общество?» И я подумала о более масштабной диалогизации идей романа, то есть о диалоге эпох, нашей  и Достоевского.

-Какая существует между ними взаимосвязь?

(Накануне урока  двум ученикам было дано задание – проследить, существует ли диалог человеческих судеб, характеров, проблем между двумя эпохами?)

Выступление учащихся 

(1.Ученица рассказывает о тех проблемах романа, которые актуальны для нас, приводит высказывание Л.И. Вольперта о том, что «мир , окружающий нас, видится одновременно множеством глаз во множестве ракурсов и проекций»)

 (2.Выступление ученика – откровение, рассказ о том, что любимый им певец, рок-музыкант К. Никольский в своих произведениях поднимал проблемы  одиночества, жизни и смерти, преобразования окружающего мира, счастья, Добра и Зла.  Он проводит аналогию между жизненными исканиями героев Достоевского и лирическим героем стихов барда.  Далее звучит романс  на стихи К.Никольского «Когда поймёшь умом, что ты один на свете…» (в исполнении ученика под аккомпанемент гитары)

Учитель:

-Убедились ли вы, что диалог эпох существует?

(Учащиеся высказывают свои точки зрения, обосновывают их. )

Учитель:

-Давайте определим, как складывается образ идеи Раскольникова.

(От изложения Раскольниковым своей теории – к диалогам с Порфирием Петровичем- затем диалоги с Соней – диалоги Свидригайлова с Дуней о теории Раскольникова – размышления Раскольникова о каторге)

Домашнее задание:

В центре внимания следующего урока будет образ идеи Сони Мармеладовой.

1.Перечитать главы: ч.4, гл.4; ч.5, гл.4

2. Подумать над смыслом цитаты : «Человек освобождается через любовь, ибо любовь – источник привязанности всякому благу» (Из книги Иоанна Павла Второго «Преступить порог надежды») Созвучны ли эти слова образу Сони Мармеладовой?

3. Соня в эпилоге романа.

Подведем итоги. В изображении Достоевского идея обретает объемность. Она звучит, с ней спорят, соглашаются, ее опровергают, она толкает Раскольникова на чудовищный эксперимент, заставляет испытывать муки совести, приводит героя на каторгу. Она в нем и с ним, но и он в ней и с ней. Они неотделимы друг от друга.

Литература

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л., 1929.

Волкова Л.Д. Роман Достоевского «Преступление и наказание»

 в школьном изучении. Л.«Просвещение»,1977.

Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1965.

Бердяев Н.А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском; Творчество Достоевского в русской мысли. 1881-1931гг. М., 1990.

Гус М.С. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. М., 1971.

Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова.М.,1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Художественное мышление в авангарде науки" , искусство 9 класс

Разработка урока  по  искусству 9 класс под общей темой :"Художественное  мышление в  авангарде  науки" ,"художник и учёный" Цель урока: формирование у учащихся представл...

Урок по теме "Художественный стиль речи"

На уроке используется презентация, которая включает  в себя сведения о характерных признаках художественного стиля речи, определения и примеры тропов,  тренировочные задания. Для заданий исп...

Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.

В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...

Интегрированный урок – игра. Тема: «Художественный мир чувств». (По сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 5 классе с использованием гуманно-личностной технологии, технологии проблемного обучения и игровой технологии. Интегрированный урок – игра. Т...

Самоанализ урока на тему "Художественные функции аккомпанемента на примере вокального репертуара"

Самоанализ к уроку для аттестации на первую категорию в качестве концертмейстера...

Презентация к уроку на тему "Художественная вышивка"

Использование наглядных графических пособий значительно улучшает понятийное восприятие излагаемого материала...

Разработка урока по теме "Художественный стиль речи"

Данный урок является итоговым при изучении функциональных стилей речи. На уроке учащиеся знакомятся с особенностями художественного стиля, а также обобщают, систематизируют материал по всем функционал...