Интегрированный урок – игра. Тема: «Художественный мир чувств». (По сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Пуликова Елена Витальевна
Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 5 классе с использованием гуманно-личностной технологии, технологии проблемного обучения и игровой технологии. Интегрированный урок – игра. Тема: «Художественный мир чувств». (По сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_mal_princ.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ школа № 3 имени И.А. Флерова

г. Балашиха

Конспект

открытого урока по внеклассному чтению

в 5 классе

с использованием гуманно-личностной технологии, технологии проблемного обучения и игровой технологии.

Интегрированный урок – игра.

Тема: «Художественный мир чувств».

(По сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Учитель: Пуликова Е.В.

Интегрированный урок – игра:

«Наблюдение за переносным значением слов на начальном  этапе создания тропов». 5 класс.

Название игры:

«Художественный мир чувств»

(По сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)



Цели урока:

  1. Обучающие.
  1. Учить выделять переносные значения слов из потока художественной речи.
  2. Учить создавать переносные значения слов (начальный этап создания тропов).

  1. Развивающие.
  1. Развивать художественный вкус во время наблюдения за красотой языка и создания тропов.
  2. Развивать речевое чутье во время подбора подходящих к данной речевой ситуации лексических значений многозначных слов.
  3. Совершенствовать навыки красноречия.

  1. Воспитывающая.

    Размышлять над вечным вопросом о поиске счастья или о том, что же в жизни имеет настоящую ценность.

Ход урока.

  1. Музыкальная экспозиция.

(Звучит «Вальс цветов». Дети в костюмах танцуют.)

Приглашение в путешествие по миру человеческих чувств. В наших душах, как в садах, цветут прекрасные цветы. Сегодня мы посадим ещё один  цветок. Нам поможет сказка французского писателя Антуана  де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

/ На доске запись: «Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Художественный мир чувств.»//Фото писателя/.

  1. Мини-доклад по домашнему заданию. Биография писателя.

Антуан де Сент-Экзюпери был пилотом. Не раз он разбивался со своей машиной, порой, рискуя жизнью, летал спасать людей. Во время войны с фашизмом летчик просится на фронт, хотя врачи не разрешают ему летать (слишком серьезные ранения он до этого перенес). Но Сент-Экзюпери не мог оставаться в стороне, когда другие люди рисковали жизнью. Производя разведывательную аэрофотосъемку в условиях боя, сорокачетырехлетний летчик погиб. В годы войны Сент-Экзюпери написал очень светлую сказку «Маленький принц» и подарил её на Рождество людям, как надежду на счастье.

/За удачные ответы на уроке выдаются жетоны. 3 жетона – «5», 2 жетона – «4»/

  1. Предыстория героев.

Подчеркните все переносные значения в рассказах героев о себе. Пользуйтесь «Словариком».

Словарик

  1. Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, которое можно заменить одним словом.
  2. Эпитет – яркое определение.
  3. Метафора – скрытое сравнение.
  4. Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами живых существ.

1 вариант

- Я жил в одиночестве, и не с кем мне было поговорить по душам (фраз.). Мой самолет сломался, и я оказался в пустыне Сахара. Я уснул. И вдруг… Меня разбудил чей-то тоненький (эпитет) голосок. Это был маленький мальчик с золотыми (эпитет) волосами.

(Чьи это слова? Рассказчика – героя,  летчика, автора.)

Вывод: Он одинок, мальчик ему понравился.

2 вариант

- Я долго жил один, поэтому попросил нового знакомого нарисовать мне барашка. Я погрузился в созерцание (метафора, фраз.) этого сокровища (метафора). И пришел к выводу (фраз.): «Если барашек ест кусты, он и цветы ест?» И я очень разволновался и открыл свою душу (фраз.) летчику.

(Чьи это слова? Почему «Маленький» и почему «принц»?)

Вывод: детский взгляд на мир, одиночество, они поняли друг друга.

/На  доске фото (летчик у самолета), рисунок (Маленький принц), рисунок (барашек в ящике)/

  1. Секрет Маленького принца.

Дорисуйте портрет Розы, вставляя в пропуски подходящие по смыслу переносные значения слов. Пользуйтесь словариком.

«А…………….гостья, еще скрытая в ……………..,  все готовилась. Она ……………. неторопливо, один за другим ………….. лепестки. Она хотела ……………….  .  Да это была……………. кокетка!  Она была так …………….. , что ………………!»

/ На доске рисунок (Роза)./

Первое впечатление от знакомства с Розой? Символом чего является Роза в этой сказке?  (Красоты. Кокетства. Женского начала.)

(Символ – условный знак, предмет или слово, передающий смысл чего-то.)

  1. Разбираемся в чувствах героев.

Сценка «Маленький принц и Роза» (по домашнему заданию).

На что разозлился Маленький принц? Почему он ушел? (Капризы, колкости, обидчивость).

А хотела ли красавица разозлить его? В чём её ошибка? (Не оценила его заботу. Хотела ещё больше внимания, не сказала вовремя нужные слова.) А нужна ли им любовь и дружба? Почему же они расстаются? (гордость, себялюбие, пока не умеют любить и дружить).

  1. Испытания Маленького принца.

Что же отправляется искать Маленький принц?  (Друзей, любовь).  До того, как посетить Землю, он посетил 6 маленьких планеток. Вот какие ценности были у их жителей. / На доске карточки: 1 власть, 2 похвалы, 3 спиртное, 4 богатство, 5 работа, 6 знания/

Чьи ценности ближе Маленькому принцу? Почему? (5 и  6 – ближе к духовным ценностям, остальные ближе к порокам, материальные).

/ На доске:

ОТЧУЖДЕНИЕ – духовное отдаление, разъединение между людьми/

Подберите антонимы к этому слову. (СБЛИЖЕНИЕ, ЕДИНЕНИЕ, РОДСТВО ДУШ, ДРУЖБА, ЛЮБОВЬ).

Нашёл ли он здесь всё это? Почему? (Среди тех, кто предан только одной идее, не видит красоты, не ценит общения, друзей найти сложно). Чей это афоризм: «Среди людей тоже одиноко»? (Змеи). (Афоризм – мудрое высказывание).

  1. Планета людей.

Наш герой оказался в пустыне. Символом чего является пустыня?

(Духовной жажды).

Кто из жителей Земли томится той же жаждой дружбы и любви?

/на доске:

ФОТО (Летчик)                         РИСУНОК (Лис)

Распределите афоризмы по колонкам:

«Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать»  (Летчик),

«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил» (Лис),

«Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их» (Летчик),

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»  (Лис).

Найти слова, употребленные в переносном смысле. Употребите их в прямом смысле, объясняя смысл. («приручить» - полюбить, «светильники» - лучшие чувства, «зорко» - чутко).

Понял ли Маленький принц, что такое любовь и дружба? А вы?

Допишите слова:

взаимо…………(помощь)

взаимо…………(понимание)

взаимо…………(доверие).

Что и почему напоминает каждому из них об их друзьях?

Маленький принц – «звезды расцветают» (о Розе), «звезды, точно колодцы» (о летчике).

Летчик – «смеющиеся звезды» (о Маленьком принце).

Лис – «золотая пшеница» (золотые волосы Маленького принца).

Легко ли обрести свою звезду? (Через тернии к звездам).

  1. Домашнее задание.

Напишите и нарисуйте, «Что вам напоминает о любимом, близком человеке?». Используйте преносные значения слов, «Словарик».

  1. Возвращение Маленького принца.

Символом чего стала Роза? (Любви, заботы).

Что своим сердцем увидел Маленький принц? (Розе одиноко, она беззащитна).

Чем он заплатил за возможность вернуться к Розе?

Можно ли утверждать, что любовь и дружба приносят лишь радость?

/На доске:

Ответственный – о человеке с сильно развитым чувством долга, серьезно относящемся к своим обязанностям./

Антуан де Сент Экзюпери посвятил этому мальчику книгу. Ведь он волшебник: он умеет сделать ближнего счастливым. Он лучится изнутри любовью и преданностью. И каждому, кто с ним познакомится, станет небезразлична судьба розы с далекой планетки. А, может быть однажды и для нас расцветут звезды, зазвенит колокольчиком чей-то радостный смех. И нам удастся сделать кого-то счастливым.

  1.  Итоги урока.

/На доске карточки: 1. ФИЛОСОФСКАЯ, 2. СКАЗКА, 3. ПРИТЧА/

(Притча – поучение в скрытой форме).

Синонимы к слову философская? (Темы любви, дружбы, одиночества…).

Признаки сказки?

По домашнему заданию ученик объясняет смысл афоризма: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.» (Рассуждение на тему: «Берегись баобабов!» Об образе зла и о борьбе с ним в себе и в мире (фашизм).

ИТОГИ ИГРЫ. ОЦЕНКИ.

Подарите друг другу цветы, улыбки и добрые слова. (Дарят свои поделки – цветы).

Звучит песня «Маленький принц».

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЗАДАНИЯ 1 ВАРИАНТ

№1

Подчеркните все переносные значения в рассказах героев о себе.

Пользуйтесь «Словариком».

- Я жил в одиночестве, и не с кем мне было поговорить по душам. Мой самолет сломался, и я оказался в пустыне Сахара. Я уснул. И вдруг…Меня разбудил чей-то тоненький голосок. Это был мальчик с золотыми волосами.

№2

Дорисуйте портрет Розы, вставляя в пропуски подходящие по смыслу переносные значения слов. Пользуйтесь словариком.

«А ……………., гостья, еще скрытая в ………………., всё готовилась. Она …………… неторопливо, один за другим …………… лепестки. Она хотела ……………… . Да, это была ………………. кокетка! Она была так ………….., что ………………!

№3

Распределите афоризмы по колонкам:

«Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать»

«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»

«Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их»

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

Найти слова, употребленные в переносном смысле. Употребить их в прямом смысле, объясняя смысл.

№4

Допишите слова:

взаимо…………..

взаимо…………..

взаимо………….

Домашнее задание. (На альбомном илистее)

Напишите и нарисуйте, «Что вам напоминает о любимом, близком человеке?».

Используйте переносные значения слов, «Словарик».

ЗАДАНИЯ 2 ВАРИАНТ

№1

Подчеркните все переносные значения в рассказах героев о себе.

Пользуйтесь «Словариком».

- Я долго жил один, поэтому попросил нового знакомого нарисовать мне барашка. Я погрузился в созерцание этого сокровища. И пришел к выводу: «Если барашек ест кусты, он и цветы ест?» И я очень разволновался и открыл свою душу летчику.

№2

Дорисуйте портрет Розы, вставляя в пропуски подходящие по смыслу переносные значения слов. Пользуйтесь словариком.

«А ……………., гостья, еще скрытая в ………………., всё готовилась. Она …………… неторопливо, один за другим …………… лепестки. Она хотела ……………… . Да, это была ………………. кокетка! Она была так ………….., что ………………!

№3

Распределите афоризмы по колонкам:

«Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать»

«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»

«Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их»

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

Найти слова, употребленные в переносном смысле. Употребить их в прямом смысле, объясняя смысл.

№4

Допишите слова:

взаимо…………..

взаимо…………..

взаимо………….

Домашнее задание. (На альбомном илистее)

Напишите и нарисуйте, «Что вам напоминает о любимом, близком человеке?».

Используйте переносные значения слов, «Словарик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Методическая разработка «УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» (2 ЧАСА)

Цели:познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери; расширить представления о литературной сказке; проследить иносказательный смысл сказки; воспитывать гуманизм; дать представл...

Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи  урока:привлечь детей к народному творчест...

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...

Конспект открытых интегрированных уроков по теме: "Что за прелесть эти сказки!" (для учеников 1-4 классов)

Различаем образы в программной музыке ("О чем рассказывает музыка?). Передаем их в музицировании, движении, в танцевальной импровизации и в изобразительной деятельности детей....

ВЗРОСЛАЯ МУДРОСТЬ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА (урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц». Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль...

3 урок Тема урока: «Маленький принц»: вечные истины в сказке А. де Сент-Экзюпери

В данном документе представлен третий урок из  системы уроков литературы по философской сказке-притче А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц", проводимых в 6 классе. Система всего состоит...