«Психологизм современной русской литературы (на материале рассказа З. Прилепина "Жилка")»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Конспект урока по изучению современной русской литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

конспект урока по изучению современной русской литературы.

Тема урока: «Психологизм современной русской литературы (на материале рассказа З. Прилепина "Жилка")» (11 кл.).

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством современного русского писателя З. Прилепина;

2) раскрыть содержание названия рассказа «Жилка»;

3) определить психологизм произведения и художественные средства его создания в тексте;

4) формировать навыки комплексного анализа художественного текста.

2. Развивающие:

1) развивать логическое и ассоциативно-логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.).

3. Воспитывающие:

1) воспитание гармоничной личности;

2) воспитание чувства прекрасного и эстетического вкуса;

3) воспитание интереса к предмету.

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический.

Материалы и оборудование: фотографии З. Прилепина, книжная выставка его книг.

План урока:

I. Вступительное слово учителя – 5 мин.

II. Биографическая справка – 5 мин.

III. Аналитическая беседа по произведению – 10 мин.

IV. Работа с таблицей и последующее обсуждение задания – 20 мин.

V. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя. Сегодня – урок современной русской литературы. Захар Прилепин – один из представителей талантливой писательской братии последних лет. Он часто пишет о России и о тех обычных, простых людях, которые в ней живут. В публицистической статье Захара Прилепина 2007 года «Наш современник, дай огонька» встречаются следующие строки: «Здесь появляется приятная возможность порассуждать о том, что Россия потеряла очертания. Не культурные, не геополитические, не эстетические, а вообще – очертания. Не поймешь, где у нее лицо, как в него смотреть, и туда ли ты смотришь, если хочешь узнать цвет ее глаз, или, может быть, вообще не туда, и здесь ничего не скажут, ничем не подмигнут.

Но и об этом мы не станем говорить, потому что Россию лучше всего видно, когда смотришь мимо нее. Куда-нибудь наискось. Ее очень хорошо понимаешь, когда не говоришь о ней. И все предсказываешь, когда речь ведешь о другом».

Человек пытается увидеть лицо России, то есть представить ее как единое целое, понять, осознать ее индивидуальные черты. По мнению писателя, это бестолковое занятие, ибо лучше смотреть мимо нее, не говорить о ней. Только тогда в сознании возникает неповторимый образ родины.

В рассказе Жилка», о котором мы будем говорить на уроке, предпринимается отнюдь не первая попытка персонификации России, в связи с чем нельзя не вспомнить знаменитые блоковские строки: «И лишь забота затуманит // Твои прекрасные черты». Здесь для нас важнее другое: современный писатель придает особое значение человеческому лицу.

II. Биографическая справка. Захар Прилепин (настоящее имя - Евгений Николаевич Лавлинский) родился в 1975 году в деревне Ильинка Рязанской области, в семье учителя и медсестры. Работать начал с 16 лет - трудился грузчиком в хлебном магазине. Окончил филологический факультет Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Служил в ОМОНе, в качестве командира отделения участвовал в боевых действиях в Чечне (1996, 1999 гг.). Публиковаться начал как поэт в 2003 году, в газете «День литературы». Печатался в газетах «Генеральная линия», «Консерватор», «Спецназ России», «Литературная газета», в журналах «Север», «Пигмалион», «Искусство кино», «Роман-газета», «Дружба народов», «Новый мир». Роман «Патологии» (полностью опубликован в издательстве «Андреевский флаг») получил высокую оценку критики и читательской аудитории. Участник семинара молодых писателей Москва-Переделкино (февраль 2004 г.) и IV Форума молодых писателей России Москва. Член Нижегородского отделения национал-большевистской партии, участвовал в нескольких десятках политических акций леворадикальной оппозиции. В настоящее время – главный редактор регионального аналитического портала «Агентство политических новостей – Нижний Новгород». Лауреат премии Бориса Соколова (2004) и премии газеты «Литературная Россия» (2004).

В 2005 году выпустил посвященный войне в Чечне роман «Патологии», а на следующий год увидел свет его роман «Санькя» – история простого провинциального паренька, вступившего в молодежную революционную партию. Эти книги, как и последовавший за ними роман в рассказах «Грех», были удостоены премии «Национальный бестселлер», и помимо восторженных отзывов литературных критиков, вызвали резонанс у самой широкой читательской аудитории. Роман «Санькя» также был отмечен литературной премией имени Льва Толстого «Ясная поляна», победив в номинации "XXI век". В 2008 году как составитель выпустил сборник «Война», в который вошли рассказы о войне разных авторов – от классиков Льва Толстого и Артура Конан-Дойла до современников Евгения Носова и Александра Проханова. В том же году вышел сборник его рассказов «Ботинки, полные горячей водкой. Пацанские рассказы» и собрание эссе «Я пришел из России», куда вошли переработанные тексты, написанные им в 2000-х годах.

III. Аналитическая беседа по произведению. Рассказ З. Прилепина «Жилка» – об одном из обычных для 90-х годов молодом человеке. Важную роль в произведении играет один символический образ, занимающий в нем определяющее место, – такой образ, как «лицо». Но поговорим сначала о самом произведении. От какого лица написан рассказ?

(От лица главного героя).

– Что составляет основу произведения?

(Основу сюжета (так и хочется назвать его лирическим) составляют изменения в его психологическом состоянии).

– Чем занимается главный герой?

(Главный герой «занимается революцией», т.е. обычным разбоем. Он постоянно ожидает людей в штатском и форме, которые должны за ним прийти. Усугубляет положение его очередной разрыв с женой («Ты жестокий, безжалостный, черствый, ледяной»). И вот мы становимся свидетелями размышлений и переживаний героя, едущего в троллейбусе. Причем все это происходит весной, в мае).

– Как вы думаете, почему именно это время года автор выбрал для своего рассказа?

(Оно контрастирует с внутренним состоянием героя).

– Как называется такой художественный прием?

(Антитеза).

– Герой произведения внутренне совершенно отдалился от «весны», «весеннего мироощущения», «живой жизни»?

(Нет, его связывает с жизнью лишь одна жилка – единственное живое, что осталось в его душе. Это воспоминания о своей любви к жене и друге детства Хамазе).

IV. Работа с таблицей и последующее обсуждение задания. Отразим изменения в герое в следующей таблице.

Лицо

Психологическое

состояние

Солнце

Каменное лицо

Мир стал тихим и струящимся мимо, а я каменел, оседая на дно.

Я не люблю солнечного света, если рядом нет большой, обильной холодной воды. Дома я стараюсь держать шторы закрытыми и жечь электрический свет.

Глиняное лицо

1. Я расслабил мышцы лица и спустя время, две или три троллейбусные остановки, понял, что щеки мои и лоб становятся мягкими, как глина. Из этой глины можно лепить новое лицо, новый рассудок. Я жестокий. Черствый и ледяной. Я умею соврать, сделать больно, не чувствовать раскаянья. Я получаю по заслугам, получаю по каменному лицу; но там, где должен быть камень, уже глина, и она ломается, осыпается, оставляет голый костяной остов. Черствый, и ледяной, и мертвый.
И только одна жилка живет на нем и бьется последней теплой кровью.
2. Я сидел в троллейбусе и ловил себя на том, что глиняное мое, из сырой и свежей глины лицо расползлось в улыбке при воспоминании о Хамасе.

3. На очередном повороте гончарного круга улыбку стерли с лица моего, и я сказал себе, что никого, никого, никого мне не надо сейчас. «Хамас, прости меня».

Но сегодня солнце мне показалось нежным, таким нужным мне.

Лицо, обретшее новые мышцы, новую кожу, новую кровь

«Господи, спасибо Тебе, – сказал я вдруг нежданно для себя, с искренностью такой, какая была разве что в моем первом, новорожденном крике, – спасибо Тебе, Господи: у меня было так много счастья, я задыхался от счастья, мне полной мерой дали все, что положено человеку: прощение, жалость, безрассудный пульс нежности!».
Я благодарил радостным сердцем и глазами, которые смотрели на солнце и видели огромный свет. «Еще я знаю, что такое ладонь сына и дыхание дочери, – сказал я себе тихо, – но, если я буду думать об этом еще секунду, я умру с расколотым сердцем».

«Мне нечего терять, у меня все было, и никто этого не отберет», – сказал я себе. «Я не волк, чтобы бегать от вас», – сказал я еще и вышел из троллейбуса.
Мы перетаптывались, подталкивали друг друга, и мне хотелось немного станцевать или сделать кому угодно что-нибудь нежное. В мусорном контейнере, суровый и внимательный, ворошился бомж, и я с трудом удержался от желания обнять его и поцеловать в мохнатый и пахучий затылок.
Мягкий асфальт стелился нам под ноги, и каждый встречный блудный пес приветствовал нас хвостом как единобеспородных; а иной из них влажно касался моей, выставленной навстречу ладони своим мокрым, весенним носом.

И здесь солнце, которое до сих пор бродило где-то над крышей троллейбуса, вдруг прянуло мне в глаза со всей силы, как окатило из весенней бадьи.

 Какие можно сделать выводы на основе цитатного материала?

(Во-первых, вектор изменений в психологическом мире главного героя таков: от состояния одинокого волка («Я не волк, чтобы бегать от вас»), вызванного отчуждением от окружающего мира и означающего окаменение лица, души, – к ощущению неразрывной связи с этим же миром.

Во-вторых, решающее воздействие на героя оказывает солнце, что в таблице и показано. Но тем не менее нельзя забывать о том, что в самом человеке должны быть предпосылки для сущностных изменений. И в главном герое они есть: такие эпитеты, как «жестокий», «черствый», «ледяной», не отражают в полной мере внутреннего мира героя, каким мы видим его в начале повествования. Важно и другое: у этого человека есть друг, Хамас, к которому он не может относиться без нежности: «Выпивая или не выпивая, мы что-то рассказывали друг другу о себе, с такой ласковой добротой, с таким нежным вниманием – подобное, помню, было только в пацанском возрасте, когда лет в двенадцать, после хорошей рыбалки, после красивого и пышного дождя, от которого спасали хлесткие, ненадежные кусты, мы шли с навек забытым товарищем по нестерпимо красивому лугу, и огромная радость мира чуть ли не в последний раз сделала нас хорошими, честными, веселыми, совсем-совсем не взрослыми. И вот это ощущение возвращалось…». Общение с другом возвращает человека в ранний период жизни, в детство, в «золотой век», который им воспринимается как само воплощение искренности, чистоты, прекрасного. И не удивительно, что воспоминание о Хамасе вызывает у рассказчика улыбку.

В-третьих, изменения во внутреннем мире героя влияют на то, как он воспринимает свою внешность: от каменного и глиняного лица – к лицу с новыми мышцами, новой кожей, новой кровью, то есть к подлинно живому лицу).

Лик – это живописное изображение лица божества, святого. В литературе это слово нередко используют и при характеристике обычного человека с целью его возвышения. Превратилось ли лицо главного героя в лик?

(Нет, что и подтверждает последняя фраза произведения: в жизни героя ничего не поменялось, и он снова поругался с женой. Однако в конце текста мы видим силы и стремление к изменению, преображению, желание меняться, которое свидетельствует о том, что «жилка» как связь человека с жизнью, с живым, наличие у него внутри человеческого сердца, пока еще сохранилась).

– Процесс преображения человека завершился. Добро восторжествовало. Тем не менее рассказ кончается следующей фразой: «Вечером мы опять поругались с женой». Фразой, которая как бы отбрасывает тень на большую часть художественного текста и подводит читателей к выводу о сложной психологической природе человека, о непреодолимости противоречий, периодически воспроизводящихся в отношениях между людьми. Всего лишь одной жесткой фразой романтическое, казалось бы, восторжествовавшее и в жизни, и в самом рассказе, уравновешивается реалистическим. Но что дальше? Можно ли найти выход из замкнутого круга?..

(Ответы учащихся).

V. Подведение итогов урока. Как видим, современного писателя             З. Прилепина привлекает внутреннее состояние соотечественника, о чем свидетельствует необыкновенный психологизм прочитанного нами рассказа «Жилка». Но через внутреннее состояние конкретного человека автор пытается познать и разгадать душу нашей страны, России. Может, поэтому произведение проникнуто тонким лиризмом, грустью и болью – за родину, за русского человека, за себя…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по литературе "Современная русская литература. Обзор жанров, идейных и тематических направлений»

Программа элективного курса "Современная русская литература. Обзор жанров и идейных и тематических направлений" представляет собой цикл занятий,  посвященных творчеству современных авторов, и опи...

Традиции святочного рассказа в современной русской литературе

В статье рассказывается о традициях святочного рассказа в современной русской литературе....

Актуальный вопрос современной русской литературы в рассказе Л. Петрушевской "Глюк"

Урок по рассказу Л. Петрушевской "Глюк" соответствует программной теме "Обзор произведений последних лет. Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов". Для проведения...