Главные вкладки

    Элективный курс по литературе "Современная русская литература. Обзор жанров, идейных и тематических направлений»
    рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

    Шапова Людмила Витальевна

    Программа элективного курса "Современная русская литература. Обзор жанров и идейных и тематических направлений" представляет собой цикл занятий,  посвященных творчеству современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации последних десятилетий.  Курс рекомендован для ведения в 11 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл элективный курс по литературе31.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Элективный курс

    «Современная русская литература. Обзор жанров, идейных и тематических  направлений»

    Количество часов: 34

    Рассчитан для проведения в11 классе

    Автор: Шапова Л.В. , учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 п.Чульман Нерюнгринского р-на Республики Саха (Якутия)

    Тема занятия

    Содержание

    Задачи

    Блок 1

    Введение.

    Основные направления в современной российской литературе

    Глобальные изменения в идеологии и экономике России, информатизация существенно повлияли на содержание и стилистику художественной литературы   и читательские потребности.

    Дать краткую характеристику основным направлениям художественной литературы в России конца 20 – начала 21 века.

    Предтеча современной литературы: А.Солженицын, И.Бродский, А.Адамович и др.

    В советский период (70-80-ые годы 20 века)  творчество некоторых писателей-новаторов концептуально отличалось и  от классической и от литературы социалистического реализма. Их идеи и стилистика стали основой современных литературных направлений.

    Проследить связь литературы последнего десятилетия советского периода с современной художественной литературой.

    Блок 2

    Неореализм

    Обзор современной художественной литературы.

    Фазиль Искандер.  Сборник сатирических повестей «Сандро из Чегема»

    Произведениям Искандера свойственны терпкий юмор, язвительная сатира, тонкая лирика и высокая романтика. Но одновременно в них сильны философские тона.  Герои Искандера многонациональны (греки, абхазцы, русские, татары...), все чаще посещают их горькие раздумья: а правильно ли прожита жизнь, все ли сделано для того, что встретить последний час достойно?

    Все рассказы в цикле «Сандро из Чегема» связаны друг с другом, они как бы проникают один в другой, продолжая главную мысль - люди разные, но они обязаны оставаться людьми в любых обстоятельствах.

    Показать глубокую гуманистическую сущность произведения Ф.Искандера.

    Людмила Улицкая. Повесть  «Медея и ее дети»

    История крымской гречанки Медеи — это история любви и разлуки, короткого женского счастья и долгих лет тягостного одиночества, радости единения и горечи измены. Стремление героини раскрыть свою душу, поделиться теплом наталкивается на непонимание самых, казалось бы, близких людей, оказывается им ненужным...

    Познакомить с жанром интимной прозы - «прозой нюансов» , тончайшим проявлением человеческой природы

    Владимир Маканин. Роман «Андеграунд или Герой нашего времени».

    Андергаунд - это подполье. Это нечто темное, подземное, символизирующее глубинное бессознательное человека.

    Вся страна в представлении писателя (писателя-бомжа Петровича или Владимира Маканина) - это общага, в которой всем есть комната или хотя бы угол: «Мы - подсознание России. Нас тут прописали. При любом здесь раскладе нас будут гнать пинками, а мы будем тыкаться из двери в дверь и восторгаться длиной коридора! Будем слоняться с нашими дешевыми пластмассовыми машинками в надежде, что и нам отыщется комнатка в бесконечном коридоре гигантской российской общаги».

    Главный герой Петрович стал выражением коллективного "Я" всех общажников. Наверное, в этом и состоит призвание литератора: без публикаций, даже без рукописей всегда сохранять способность мыслить и чувствовать) за всех.

    Выявить традиции новаторство  в изображении темы «писатель и общество»

    Андрей Геласимов .  «Степные боги»

    Тема этого произведения – отношения детей во время войны.    Дело происходит в деревне Разгуляевка. Пленные японцы проживают в шахтах недалеко от деревни. В одной из шахт без видимых причин умирает много народу. Японский врач Хиротаро наблюдает мутацию степных трав. Он один знает тайну рудника.

    Блок 3

    Военная и послевоенная тематика

    Андрей Битов.  Роман «Пушкинский дом»

    Главный герой романа — ленинградский филолог Лёва Одоевцев, представитель поколения шестидесятников Роман посвящён его жизни, от окончания школы до работы в Институте русской литературы, который известен как Пушкинский дом.

    Показать роль русской интеллигенции в формировании  духовности народа в период сталинских репрессий

    Владимир Войнович. Роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»

    Роман-анекдот – редкое явление в литературе. Именно в рамках этого жанра писатель смог выразить своё отношение к советской действительности тридцатых-сороковых годов.

    Проследить гоголевские традиции в прозе Войновича.

    Эдуард Кочергин. Роман «Ангелова кукла».

    В автобиографической книге  Э.Кочергин рассказывает о себе, о том, как он после ареста родителей попал в детприемник. Описывается жизнь в Ленинграде в 50-е, 60-е годы и путешествия автора по русскому северу. Но в каждой новелле автор  описывает людей, с которыми ему приходится сталкиваться. Его окружение – это люди с искалеченной судьбой, но с живой душой.

    Проследить нравственные ценности, отстаиваемые и детдомовцем и писателем.

    Углубить знания учащихся о жанре «новелла».

    Блок 4

    Фантазии о будущем

    Татьяна Толстая. Роман «Кысь»

    Роман «Кысь» — о мутирующей после ядерного взрыва России. Страна, согласно роману, полностью деградировала: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов.

    «Кысь» — литературное открытие последних лет. За этот роман Татьяна Толстая была удостоена премии «Триумф».

    Углубить знания учащихся о жанрах «антиутопия» и «сатирический памфлет».

    Андрей Рубанов. «Хлорофилия».

    Фантастический роман. Время действия – будущее. Лондон, Токио, Нью-Йорк, Петербург давно проглочены океаном. Луна заселяется. Превращение в зверей и траву . Чуткие писатели слышат эхо и совсем отдаленных времен...

    Углубить знания о жанре «фантастика»

    Владимир Сорокин.   Повесть «День опричника»

    Повесть посвящена известному опричнику Малюте Скуратову. Следуя за главным героем, читатель выясняет, во что превратилась Россия к 2027 году, после восстановления монархии и возведения неприступной стены, отгораживающей ее от Запада.

    Углубить знания учащихся о жанрах «антиутопия», «политическая сатира».

    Борис Стругацкий. «Обитаемый остров»

    Действие романа происходит в будущем. Исследователь космоса, молодой землянин Максим Каммерер при попытке посадки на неизвестную планету терпит крушение. Максим оказывается в лесу, атмосфера пригодна для дыхания. Цивилизация встречает Максима враждебно.

    Углубить знания о жанре «фантастика».

    Блок 5

    Драматургия

    Евгений Гришковец. «Рубашка»

    "Рубашка" - городской роман. Его герой - человек провинциальный, какое-то время назад приехавший в Москву. Это короткий, динамичный роман о любви. Один день из жизни героя. Любовь, которая сильно все меняет.

    Познакомить с  современной драматургией (киносценарий)

    Нина Садур . «Панночка».

    Пьеса «Панночка» – необычная трактовка гоголевской повести «Вий».

    Углубить знания по теме «совремнная драматургия», авангард

    Елена Чижова. «Время женщин»

    Действие происходит в Ленинграде в середине прошлого века. История о трех пожилых женщинах, воспитавших ребенка – инвалида  соседки по коммуналке, в сегодняшние времена видится чем-то исключительным. Речь идет о горе и радости, сострадании и предательстве, доброте и зле. О таких простых и вечных истинах, что происходящее порой кажется сказкой.

    Блок 6

    «Женская проза»

    Виктория Токарева. Сборник рассказов «О том, чего не было»

    Творчество писательницы, которая продолжает "чеховскую традицию в литературе", отличают отточенность стиля, внимание к человеческим характерам, психологическим нюансам, ироническая интонация повествования. Проза русской Франсуазы Саган, как называют Токареву, словно заряжена энергией любви. "Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется" - такова философия ее творчества.

    Проследить основные аспекты бытовой прозы.

    Дина Рубина . Сборник рассказов «Мастер – тарабука».

    Все рассказы объединены одной темой – влюбленные подростки.

    Организовать полемическую беседу «Быть влюбленным – это …»

    Блок 7

    Детективы

    Борис Акунин. Обзор  детективных романов.

    Монашка Пелагея и  тайный советник Эраст Фандорин. Что их объединяет? Умение разгадать любую тайну.

    Углубить знания о жанре «детектив».

    Михаил Елизаров. «Библиотекарь».

    Главный герой, вечный лузер-студент, «лишний» человек, не вписавшийся в капитализм, оказывается втянут в гущу кровавой войны, которую ведут между собой так называемые «библиотеки» за наследие советского писателя Д. А. Громова.

    Познакомить с современной литературой с элементами мистики.

    Александр Терехов . «Каменный мост»

    Герой нового романа Александра Терехова – бывший эфэсбэшник – проводит расследование трагической истории, случившейся много лет назад: в июне 1943 года сын сталинского наркома из ревности застрелил дочь посла Уманского и покончил с собой. Но так ли было на самом деле?

     

    Дать понятия о  жанрах «роман-версия» и «роман-исповедь». Понятие беллетристика»

    Блок 8

    Русский постмодернизм

    Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота»

    Роман «Чапаев и Пустота» сам автор характеризует так: «Это первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте».

    На самом деле оно происходит в 1919 году в дивизии Чапаева, в которой главный герой, поэт-декадент Петр Пустота, служит комиссаром, а также в наши дни, а также, как и всегда у Пелевина, в виртуальном пространстве, где с главным героем встречаются Кавабата, Шварценеггер, «просто Мария»...

    Знакомство  с необычным жанром - дзэн-буддистским романом. Русский постмодернизм

    Александр Кабаков. «Московские сказки»

    Писатель  виртуозно перелагает на новорусский лад известные сказки и легенды: о Царевне-лягушке и ковре-самолете, Красной Шапочке и неразменном пятаке, о строительстве Вавилонской башни и вечном страннике Агасфере. И все эти чудеса происходят с героями в современной Москве, городе странном, полном мистических совпадений

     Углубить понятие  жанра «сказка»

    Лев Данилкин . «Юрий Гагарин»

    Есть множество точек зрения, в которых Гагарин предстает то супергероем, то рубаха-парнем, то шутником, то алкоголиком, который волочится чуть ли не за каждой юбкой, то интеллектуалом, читавшим Толстого, Циолковского и, конечно, Сент-Экзюпери. Первый космонавт в серии «ЖЗЛ» — не светлый юноша и не ярый коммунист. «Гагарин — проводник идей Циолковского и Королева — есть антидот от пошлости», в которую превратился капитализм как образ будущего. Гагарин — это целый космос, великая мечта о Вселенной.

    Показать, как хорошая литература восстанавливает  историческую правду.

    Людмила Петрушевская.

    «Пуськи бятые»

    «Сяпала Калуша с калушатами по напушке. И увазила бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка!

    Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились».

    Рассмотреть необычное произведение с точки зрения морфологии  и морфемики.

    Блок 9

    Мир молодых

    Захар Прилепин «Санькя»

    Молодые люди, через душу которых происходит разлом на своих и чужих, на мир и насилие. Автор словно даёт взглянуть изнутри, каково быть таким человеком именно в наше жёсткое время. И ещё автор прямо описывает настроение людей, опять же наших, здесь и сейчас, обстановку в государстве, в нашей с вами России. Кто она для нас? Какой она будет? Что мы должны сделать для неё?  

    Организовать диспут «Ты и Время».

    Юз Алешковский «Предпоследняя жизнь. Записки везунчика»

    Мальчик с уникальными языковыми способностями , со странным именем Владимир Ильич Олух родился в начале 1970-х. Его дед служил охранником у Сталина, и с его рассказа об этих славных временах и начинается роман. У англоговорящего внука открылись совсем другие способности — к зарабатыванию денег.

    Весь роман — это описание занятий, которые герой сменяет: мелкая фарцовка, торговля иконами и антиквариатом, валютные операции… Другая сюжетная линия — любовь юноши.

    Организовать  полемическую беседу: «Ваше отношение к главному герою?»

    Блок 10

    Концептуализм

    Лев Рубинштейн. «Домашнее музицирование»

    Книга известного современного автора представляет собой наиболее полное на сегодняшний день собрание поэтических текстов, опубликованных в периодической печати эссе

    Углубить знания учащихся о жанре «эссе»

    Сергей Гандлевский. Стихотворения.

    Стихи разных лет.

    Познакомить с современной поэзией на примере творчества Гандлевского.

    Михаил Шишкин. «Венерин волос»

    В книге выделяются три сюжетных пласта: жизнь толмача, рассказы беженцев и дневники певицы.

    Дать представление о полифонии сюжетов, своеобразии жанра «интервью»

    Владимир «Адольфыч» Нестеренко. «Чужая».

    Блоггеры – писатели  будущего?

    Организовать диспут-прогноз : литература через 5, 10,… 25 лет?

    Круглый стол:  «Книга,  которая произвела на меня сильное впечатление»

    Выявить уровень начитанности и умение анализировать художественное произведение

    Контрольный  тест

    Пояснительная записка

                   В формировании гармонически развитой и духовно богатой личности важную роль играет художественная литература и ее преподавание в старших классах.

                  Сегодня в России каждый день появляются книги сотен различных наименований. Все больше писателей стремятся обрести читательское признание и популярность. Как же ориентироваться в этом нарастающем потоке литературы? В рыночной экономике читательские предпочтения отчасти отражены в тиражах книг. Покупая книгу, человек словно голосует: мне нужна эта книга, она помогает мне стать собой, осознать, для чего я живу, или просто развлечься, отключиться от повседневных забот. Другая возможность выяснить литературные вкусы общества – это премии за литературные произведения, которых появилось достаточно много в 90-е годы XX века, а также мнения литературных критиков. Но именно читатель в конечном счете решает, насколько «долговечен» тот или иной писатель, та или иная книга.

                  Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации последних десятилетий.

    Цель нашего курса 

    становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

    помочь старшекласснику составить собственное представление о современном литературном процессе, его тенденциях, проблематике и эстетических позициях авторов произведений, получивших признание в литературной среде. Интерпретируя прочитанные произведения и сопоставляя свои суждения с оценками специалистов, в конечном итоге старшеклассник сможет свободно ориентироваться в современном море книжной продукции

                   Безусловно, лишь немногие из предложенных произведений станут общенациональной классикой и обязательным чтением для каждого образованного человека, но все же именно эти произведения находятся в центре внимания, о них говорят, спорят, некоторые из них отмечены литературными премиями. В российском менталитете заложено, что «начитанность» или по крайней мере осведомленность о современном литературном процессе является важным свидетельством интеллигентности человека. 33 часа (1 час в неделю). Указанное количество часов является приблизительным, учитель может его изменять, исходя из конкретных условий работы или из собственных методических соображений.

    Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

    В результате прохождения элективного курса учащиеся должны:

    прочитать и под руководством учителя изучить произведения современных российских авторов;

    уметь охарактеризовать и оценить главных героев, знать проблематику произведений и их идейный смысл;

    уметь давать оценку произведению на основе личностного восприятия;

    уметь грамотно высказать и обосновать свое отношение к художественному произведению, выступить с сообщением или докладом на литературную тему, участвовать в беседе, диспуте, писать сочинения разных жанров;

    изучив минимум произведений, быть готовыми к самостоятельному поиску нужной книги, ориентироваться в развитии современной литературы в целом.

    уметь сопоставить произведение с кино- и телеэкранизациями, спектаклями.

    Формы контроля за знаниями учащихся.

    Устные и письменные развернутые ответы на вопросы.

    Семинары и коллоквиумы.

    Составление плана, тезисов по материалу биографии писателей.

    Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.

    Подготовка устных сообщений о прочитанном произведении и его авторе.

    Написание сочинений, докладов, рефератов.

    Создание компьютерных презентаций.

    Участие в научно-практических конференциях.

    Зачет по курсу.

    Список литературы для учащихся

    В мире литературы 11 классы; учеб. для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля, /под ред. А.Г.Кутузова. М.: «Дрофа», 2002.

    Русская литература XX века 11 класс; учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.И.Лысого – М. «Мнемозина», 2005.

    Современная русская литература; учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы, /под ред. Б.А. Ланина, М.: «Вентана-Граф», 2006.

    Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: учебник для 11 класса; в 2-х ч. – М.: «ТИД «Русское слово», 2006.

    Литературные ресурсы Интернета

    «Букинист» – mybooka.narod.ru

    «Дебют» – www.mydebut.ru

    «Вавилон» – www.vavilon.ru

     «Графомания» – www.grafomania.msk.ru

    «Интерактивная фантастика» – if.gr.ru

     «Современная русская поэзия» – poet.da.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

    Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

    Элективный курс "Введение в английскую литературу"

    С целью развития социокультурной компетенции и творчества, предложена система чтения, позволяющая активно включаться в содержание и творчески его перерабатывать. Представлено полное планирование и поя...

    Элективный курс Из истории английской литературы

    Из истории английской литературы...

    Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров"

    Элективный курс для учащихся 9 классов...

    Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс

    Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...

    Рабочая программа элективного курса «Золотой век» русской литературы» для 10 класса

    Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах  золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представлен...