Элективный курс "Введение в английскую литературу"
элективный курс (5 класс) по теме

С целью развития социокультурной компетенции и творчества, предложена система чтения, позволяющая активно включаться в содержание и творчески его перерабатывать. Представлено полное планирование и пояснительная записка с методическими рекомендациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_speckursa.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

гимназия №18

Авторская программа учебного курса

«Введение в английскую литературу»

Ступень обучения: основное общее, 5-7 класс

Количество часов: 102

Автор: учитель английского языка  Мальченко Нелли Александровна

Пояснительная записка

Основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное общение с носителями иноязычной культуры.

Изучение английского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-развитие у школьников коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;

-развитие понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;

-воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Целью данного курса является: социокультурное развитие школьников; развитие их творческого потенциала на основе введения в мир англоязычной литературы Великобритании, США; интеграция предмета «английский язык» с предметами художественно-эстетического цикла.

Место курса в образовательном процессе.

Программа курса по английскому языку «Введение в английскую литературу» разработана для учащихся 5-7 классов из расчёта 1 часа в неделю (34 часов в год). Полный курс составляет 102 часа. Причиной составления программы является необходимость обеспечения дополнительной подготовки гуманитарной направленности для учащихся гимназических классов.

Формы организации учебных занятий.

Работа с текстами делает занятие иностранным языком более содержательным, мотивационно направленным, активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, формирует художественный вкус, повышает интерес к изучению предмета.

Курс предусматривает чтение книг и их обсуждении с предварительными заданиями; без предварительной подготовки учащихся, а также на основе докладов, подготовленных учащимися. Каждое произведение предполагает 5-12 часов аудиторной работы под руководством учителя. Ученик предварительно читает текст, который будет обсуждаться, готовит ответы на вопросы или выполняет творческое задание. В рамках каждой теме предусмотрены задания, которые позволяют выразить собственное мнение учащегося; задания, которые позволяют сравнить культуру англоязычных стран с культурой своей страны. Практическая часть создаёт условия, при которых учащиеся приобретают коммуникативные умения, работая в парах, группах; развивают творческие способности, умения планировать свою деятельность.

Основные формы организации учебной деятельности: практика чтения художественной литературы с анализом отдельных отрывков; письменное оформление заметок по прочитанному отрывку; литературный перевод отрывков произведений на русский язык; прослушивание аудиоприложений, просмотр видеофильмов; выразительное чтение, декламация, драматизация; инсценировка отрывков из произведений; подготовка и участие в викторинах, проектах, конкурсах; поисковая работа с биографической литературой; интерпретация текстов, высказывание своего мнения; подготовка презентаций, докладов, участие в дискуссии; выполнение рисунков – иллюстраций, литературных закладок для книг; подготовка виртуальных экскурсий по творчеству писателей.

Планируемые результаты обучения.

Повышение общеучебной компетентности: формирование навыков работы с информацией, знакомство со способами презентации данных и мнений; развитие умения выражать и защищать свою точку зрения.

В области коммуникативной компетентности: чтение и сравнение сказок, легенд и других литературных произведений, а также описание исторических особенностей развития страны и её традиций в произведениях литературы; ведение диалога - расспроса о прочитанной книге, диалога – обмена мнениями с выражением своей позиции; повествование о событиях, сообщение новой информации, описание судеб людей, пересказы текстов с различными речевыми задачами, эмоциональные и оценочные суждения по теме общения с использованием речевых клише; чтение и понимание аутентичных текстов с различной глубиной проникновения в содержание; чтение с полным пониманием содержания отрывков.

В области социокультурной компетентности предполагается обучение умению понимать культуру страны во всём многообразии факторов её формирующих: географии, истории, искусства и литературы, а также знакомство с оригинальными или адаптированными материалами поэзии и прозы, с иноязычными сказками, легендами, рассказами английской и американской литературы.

Учебно – тематический план.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

   5  класс

6 класс

7 класс

1

Стихи для детей из сборника «Матушка Гусыня»

5

2

Эдвард Лир «Лимерики»

5

3

Алан Милн «Винни Пух»

6

4

Р. Киплинг «Книга Джунглей»

6

5

Льюис Кэррол «Алиса в стране чудес»

12

6

Памела Треверс «Мэри Поппинс»

12

7

Роальд Дал «Чарли и шоколадная фабрика»

12

8

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

10

9

Артур Конан Дойль «Приключения Шерлока Холмса»

12

10

Даниэль Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо»

12

11

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

10

Методические рекомендации.

При проведении занятий могут использоваться следующие формы работы с учащимися: групповая, парная, индивидуальная. Использование современных методик (метод проектов, метод – кейс, интерактивные и игровые формы работы) позволит разнообразить деятельность учащихся на уроке, повысить самооценку и стимулировать интерес к дальнейшему изучению английского языка.

Необходимо сохранить главную стимулирующую интерес идею курса. Возможными формами контроля (на усмотрение учителя) могут быть итоги викторин, результаты поисковых исследований, творческие работы, необходимо поощрять малейшие проявления активности в обсуждениях. При необходимости оценки речевого или иного действия важно учесть подбор лексики, правильность использования грамматических структур, оформление творческой работы, коммуникативные умения при защите проекта.

Активное использование аудиоприложений, видеозаписей, иллюстраций, интернет-ресурсов, дидактических материалов поможет организовать дозированную подачу информации, чтобы  сохранить и усилить интерес учащихся к продолжению изучения произведения и избежать перегрузки учащихся, а также монотонности в работе учителя.

Варианты использования технологий:

Стадии работы над проектом: разработка проектного задания, разработка собственно самого проекта, оформление результатов, презентация результатов, рефлексия опыта работы.

Игровые формы: контролируемая игра, когда известны реплики, но нет всего текста; свободная игра, когда ученики самостоятельно или с помощью опор строят сюжет; эпизодическая игра, когда разыгрывается отдельно взятый эпизод.

Интерактивной деятельностью может быть перекрёстное чтение, когда группы из 5 человек выполняют задание, а затем обмениваются информацией, обобщая свой анализ.

Содержание обучения.

Учебно – методический комплект курса включает учебные пособия, аудиокниги, видеофильмы. Для изучения предлагается 9 книг и 2 сборника стихов.

Задания для выполнения делятся на три группы: упражнения начального уровня т.е. чтение, понимание прочитанного; упражнения среднего уровня т.е. задания с подстановкой и минимальной трансформацией, заполнение пропусков, восстановление последовательности; упражнения высокого уровня т.е. выполнение заданий продуктивного характера, например выполнение творческой работы, составление плана действий, интеграция с главными героями.

Предметное содержание и виды учебной деятельности:

  1. Стихи для детей из сборника «Матушка Гусыня» - 5 часов: аудирование стихов, чтение, фонетическая отработка, иллюстрирование, конкурсное чтение наизусть.
  2. Эдвард Лир «Лимерики» - 5 часов: знакомство с биографией автора, работа с лексикой, перевод (поэтический), сравнение с аналогичными произведениями других авторов, иллюстрации к стихам, изучение структуры и самостоятельное написание по образцам.
  3. Алан Милн «Винни Пух» - 6 часов: знакомство с биографией автора, чтение по ролям, словесные портреты персонажей, иллюстрации пейзажей по описанию, анализ вероятности ситуаций с приведением примеров из личного опыта.
  4. Р. Киплинг «Книга Джунглей» - 6 часов: знакомство с жизнью и творчеством автора, выразительное чтение самого красивого описания природы, иллюстрации к описанным событиям, подготовка защиты выбранного персонажа, драматизация диалогов.
  5. Льюис Кэррол «Алиса в стране чудес» - 12 часов: чтение по ролям, подготовка проектов – описаний персонажей, анализ стиля автора на основе сравнения русского перевода и аутентичного текста, просмотр видео фильма, мультфильма, драматизация отрывка.
  6. Памела Треверс «Мэри Поппинс» - 12 часов: просмотр отрывков из фильма на русском языке, перекрёстное чтение разных глав, обмен мнениями об эпизодах, конкурс рисунков по изображению главной героини, создание коллажа из персонажей рассказа.
  7. Роальд Дал «Чарли и шоколадная фабрика» - 12 часов: просмотр фильма с субтитрами на английском языке, анализ поступков персонажей, написание вариантов продолжения истории.
  8. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» - 10 часов: знакомство с жизнью и творчеством автора, подготовка виртуальной экскурсии по биографии писателя, драматизация отрывков, конкурс рисунков – иллюстраций главного героя.
  9. Артур Конан Дойль «Приключения Шерлока Холмса» - 12 часов: информация о жизни и творчестве писателя, об исторической обстановке времени написания книги, работа с лексикой, отражающей временной колорит текста, подготовка виртуальной экскурсии по Лондону, сопоставление черт характера главных героев, разработка вопросов для интервью с главными героями.
  10. Даниэль Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо» - 12 часов: конкурс рисунков острова, сочинение «Портрет Робинзона», конкурс сочинений «Письмо с острова», сравнение описания главного героя в переводах различных авторов, подготовка и защита коллективного проекта «Что взять на необитаемый остров».
  11. Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ» - 10 часов: конкурс рисунков «План острова сокровищ», описание событий от лица разных персонажей, выразительное чтение отрывков, викторина «Угадай героя», подготовка проектов защиты отрицательных персонажей, конкурс сочинений «Если я найду клад».

Требования к подготовке учащихся.

Предметными результатами изучения курса являются:

В коммуникативной сфере:

- понимание содержания литературных произведений стран изучаемого языка, жанров и направлений;
- осознание взаимосвязи исторических, общественных процессов и их отражение в литературе;
- обмен мнениями, впечатлениями, высказывание собственного отношения к событиям, поступкам, людям.

В познавательной сфере:

- составление литературных викторин, загадок, кроссвордов;

- сбор, систематизация, интерпретация литературоведческой информации;

- подготовка выступления по биографической тематике;

- использование литературоведческих словарей, энциклопедий, справочников, интернет;
- участие в проектах по литературной тематике;

- участие в драматизации литературных произведений, конкурсах чтецов.

В ценностно-ориентационной сфере:

- формирование литературного вкуса;

- формирование навыков критического мышления;

- расширение общего кругозора;

-формирование отношения к классической литературе как к информации для размышления.

Список используемой учебно – методической литературы

  1.  Аудиокниги «Робинзон Крузо», «Остров сокровищ», «Том Сойер» // ООО «ЭКСМО-СИДИКОМ»
  2. Видео фильмы о Лондоне // ООО «Де Агостини»
  3. Дефо Д. «Робинзон Крузо» – М.: Айрис – пресс, 2006
  4. Мировая классика на английском языке // Под ред. О.В. Афанасьевой. – М.: ЦентрКом, 2000
  5.  Трэверс П.П. «Мэри Поппинс»// СПб.: КАРО, 2000

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

гимназия №18

 (полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1  от 30.08.2011 года

Председатель педсовета

_____________ Т.С. Криштафович

                                                                                      подпись руководителя ОУ       Ф.И.О.

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

I вида

по курсу

«Введение в английскую литературу»

Ступень обучения (класс)      основное общее, 5-7 класс                         .

Количество часов   102  

                                                                       

Учитель Долгина Полина Михайловна                                                      .

Программа разработана на основе авторской программы Мальченко Н.А.

  1. Пояснительная записка 

Рабочая программа I вида по английскому языку для учащихся 5-7 классов разработана на основе авторской программы курса «Введение в английскую литературу». Автор: Мальченко Н.А.

Таблица тематического распределения часов.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

5  класс

6 класс

7

класс

1

Стихи для детей из сборника «Матушка Гусыня»

5

5

2

Эдвард Лир «Лимерики»

5

5

3

Алан Милн «Винни Пух»

6

6

4

Редьярд  Киплинг «Книга Джунглей»

6

6

5

Льюис Кэролл «Алиса в стране чудес»

12

12

6

Памела Треверс «Мэри Поппинс»

12

12

7

Роальд Дал «Чарли и шоколадная фабрика»

12

12

8

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

10

10

9

Артур Конан Дойль «Приключения Шерлока Холмса»

12

12

10

Даниэль Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо»

12

12

11

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

10

10

  1. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой.

  1. Список рекомендуемой учебно – методической литературы
  1.  Аудиокниги «Робинзон Крузо», «Остров сокровищ», «Том Сойер» // ООО «ЭКСМО-СИДИКОМ»
  2. Видео фильмы о Лондоне // ООО «Де Агостини»
  3. Дефо Д. «Робинзон Крузо». – М.: Айрис – пресс, 2006.
  4. Мировая классика на английском языке // Под ред. О.В. Афанасьевой. – М.: ЦентрКом, 2000.
  5.  Трэверс П.П. «Мэри Поппинс»,// СПб.: КАРО, 2000.

СОГЛАСОВАНО    

Протокол заседания МО

учителей иностранных                                      

языков от 27.08.2011 протокол № 1

_______________ Н.А. Мальченко

СОГЛАСОВАНО

Зам.  директора по УВР

__________ М.М. Дружинина

«    » августа 2011 года

Рецензия

на программу учебного курса по английскому языку

«Введение в английскую литературу»

учителя английского языка МОУ Гимназии №18 г. Краснодара

Мальченко Нелли Александровны

Представленная на рецензию программа курса разработана  для учащихся основной школы, рассчитана на 3 года обучения (5-7 класс).

Целью курса является развитие социокультурной компетенции, т.е. достижение такого уровня общения на иностранном языке, когда имеется навык определения верной линии поведения, умение избегать ошибок, связанных с незнанием норм и правил. Помимо актуализации ранее изученных языковых явлений и приобретения новых лингвистических знаний, работа над текстами нацеливает учащихся на использование знаний из других учебных предметов: литературы, истории, МХК.

Актуальность содержания заключается в важности развития творческого воображения детей и использовании огромного воспитательного потенциала литературных произведений.

Основной акцент сделан на рассмотрение культурно обусловленных поведенческих норм на основе анализа поведения героев, а культура трактуется как линия поведения.

Высокий мотивационный потенциал курса основан на необходимости обучения навыкам грамотного общения и восприятия иноязычной культуры на основе уважительного отношения к культурным нормам. Важна не только осведомлённость учащихся, но и развитие толерантного отношения к особенностям партнёров по коммуникации, их готовность к межкультурному взаимодействию. Работа с художественными текстами повышает мотивацию к изучению языка, делает изучение иностранного языка более содержательным, мотивационно направленным, активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, формирует художественный вкус.

Содержание курса соответствует поставленным задачам, обучая технологии аналитической работы с художественным образцом. Система работы аналогична по всем разделам, что способствует выработке устойчивого алгоритма аналитической деятельности. Модульный характер курса позволяет гибко и свободно его использовать в разных условиях, в том числе для обеспечения дополнительной подготовки учащихся в классах гуманитарной направленности.

Структура программы соответствует требованиям. Использование курса способствует развитию понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. 

Согласовано

заместитель директора по УВР

М.М.Дружинина

«___» __________ 20___  года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

гимназия №18

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу

«Введение в английскую литературу»

Класс  7 «г» класс

Учитель Захаревич Е.А.

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1час;

Планирование составлено на основе рабочей программы Долгиной П.М.

(программа утверждена решением педсовета протокол №1 от 30.08.2011)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по английскому языку «Некоторые приёмы перевода научно-медицинской литературы на английский язык» для учащихся 9 классов.

Актуальность:В  условиях модернизации российского образования перед общеобразовательной школой ставится задача профильной подготовки старшеклассников, ориентированной на индивидуализацию обучения...

Элективный курс по литературе «Английская литература» (для школ с углубленным изучением английского языка)

Программа курса «Английская литература»  рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) аудиторных занятий  ознакомления с основными этапами развития англоязычной литературы в рамках специализации ...

Элективный курс Из истории английской литературы

Из истории английской литературы...

Авторская ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТНОГО КУРСА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Программа предназначена для учащихся старших классов профильного обучения. Являясь межпредметной она дает возможность учащимся расширить кругозор, обобщить на качественно новом уровне ранее приобретен...

Элективный курс по английскому языку "Английская литература"

Курс предназначен для обучающихся, заинтересованных в более глубоких знаниях английской литературы...

Программа элективного курс по родной литературе "Литература писателей Алтайского края"

Данный элективный курс составлен на основе авторской программы О. В. Богдановой « Роль регионального компонента в преподавании литературы и во внеклассной работе». Программа элективного ку...

От теории к практике: приемы развития универсальных учебных действий в старших классах на элективных курсах «Страноведение» и «Английская литература».

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальны...