Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Куртесова Ольга Петровна

Элективный курс для учащихся 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_i_praktika_sochineniy_raznykh_zhanrov.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ

(для учащихся 9 классов)

         

            Составитель:

                                          Куртесова Ольга Петровна,

                                                   учитель русского языка и литературы.                    

Пояснительная записка

         Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов (количество – 16 часов), в рамках которого школьники систематизируют полученные знания предметов  «Русский язык» и «Литература» и получат первоначальные основы журналистской профессии. Актуальность данного элективного курса состоит в том, что учащиеся  расширят свои знания по теме «Теория и практика сочинений разных жанров», будут учиться высказывать свою точку зрения и  аргументировано ее отстаивать,  ознакомятся с работой журналиста.

Учебно-методический план элективного курса составлен на основе Методического указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (7-8 классы).  Пособие для учителя. Составители Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. М., «Просвещение», 1986 год.

    Цель курса: Обеспечить овладение теорией и практикой сочинений разных жанров.

    Задачи:

  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по теме и основной мысли высказывания, типам и стилям речи;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи  с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
  • способствовать развитию речи и мышления учащихся на метапредметной основе;
  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по лексике и фразеологии, фонетике и графике, грамматике и правописанию;
  • способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;
  • познакомить с основами журналистской работы.

Учащиеся должны знать:

•  основные единицы языка, их признаки;

•  смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог,  сфера и ситуация речевого  общения;

•  признаки текста; способы и средства связи  предложений и смысловых частей текста;

•  признаки и жанровые особенности изученных  стилей речи;

  функционально-смысловые типы речи, их признаки;

•  основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,  орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

•  различать изученные стили речи;

•  определять тему, основную мысль текста,   функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

•  опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение:

•  адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

•  владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

•   извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

•   создавать тексты изученных стилей и жанров;

•   свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

•    соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

•   соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

•   соблюдать нормы русского речевого этикета;

•    осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и   творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

•   развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

•   удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально культурных ситуациях общения;

•    увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке.

Значимость элективного курса: курс обеспечивает познавательную,  творческую деятельность учащихся и способствует их профессиональному самоопределению. Работа с учащимися выходит за рамки элективного курса: кроме урочной деятельности учащихся (занятия по учебно-тематическому плану курса (лекции – 3,5 часа, практика – 12,5 часов), индивидуальные консультации  учащихся),  предполагается внеурочная деятельность учащихся (экскурсии в редакцию районной газеты, беседы с главным редактором и корреспондентами районной газеты «Заря», сотрудничество со школьной газетой «Отражение»).

Учебно-тематический план

Название

темы

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный

продукт

всего

лек-

ция

прак-

тика

1

Введение. Значение курса, его задачи. Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания.

1

1

Работа по определению темы  и основной мысли высказывания.

Тема, основная мысль высказывания.

2

Тезисы и конспект, их отличие от плана. Цитирование.

1

1

Работа по статье В.Астафьева «Вам продолжать эту жизнь». Работа по книге «Развивайте дар слова»

План статьи, тезисы, конспект, цитаты.

3

Доклад. Сообщение о докладе, требования к докладу.

1

1

Работа по отбору материала по теме. Оформление доклада.

Доклад на литературную тему.

4

Характеристика.

Сравнительная характеристика.

1

1

Работа над составлением  характеристики, выделение главных черт характера.

Характеристика хорошо знакомого человека. Сравнительная характеристика  литературных героев.

5

Репортаж.

1

1

Работа над составлением  репортажа

Репортаж по выбранной теме.

6

Аннотация. Отзыв.

1

1

Работа по приблизительной схеме работы над рецензией

Аннотация на прочитанную книгу. Отзыв о любимом кинофильме.

7

Путевые заметки.

1

1

Работа по отрывкам из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

Путевые заметки

8

Портретный очерк.

1

0,5

0,5

Просмотр очерков о людях нашего района из газеты «Заря», их анализ.

Портретный очерк на тему «Люди нашего района»

9

Статья в газету

1

1

Работа по составлению статьи, отбор материала.

Статья на тему «Школьная жизнь» или на морально-этическую тему.

10

Устный рассказ.

Рассказ с необычным построением.

1

1

Требования к устному рассказу.

Знакомство с рассказами с необычным  построением.

Рассказ с необычным построением.

11

Юмористический рассказ.

Фельетон.

1

1

Работа над рассказами Чехова и Зощенко, чем создается юмор в рассказе. Особенности фельетона.

Юмористический рассказ или фельетон.

12

Сочинение на литературную тему

1

0,5

0,5

Работа по осмыслению темы, соответствию темы и содержания. Композиционное  построение сочинения.

Сочинение на литературную тему.

13

Сочинение на свободную тему.

1

1

Работа над выбором темы. Отбор материала.

Сочинение на свободную тему.

14

Сочинение публицистического характера с описанием памятника

1

0,5

0,5

Повторение типа речи: описание.  Основные признаки публицистического стиля речи.  

Сочинение публицистического характера с описанием памятника

15

Сочинение проблемного характера

1

1

Выделение социально значимых вопросов; полемический характер. Повторение типа речи: рассуждение.

Сочинение проблемного характера

16

Творческий отчет учащихся.

1

1

Контроль по теме: демонстрация умений и навыков в написании сочинений разных жанров.

Творческие работы учащихся: сочинения разных жанров. Выпуск стенной газеты «Вестник школы».

Содержание образования

        Курс состоит из 16 занятий, которые помогут учащимся овладеть теорией и практикой сочинений разных жанров. Внимание уделяется  публицистическому и художественному стилям.  Это диктуется  социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение публицистическим и художественным стилям речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей.

        Современному школьнику  необходимо развивать устную и письменную речь, уметь выделять главное в высказывании, строить текст в соответствии с требованиями нужного стиля речи, расширять и пополнять словарный запас, знакомиться с богатством лексики русского языка, учиться отбору языковых средств, уметь высказывать свою точку зрения и обосновать ее.

         Курс предполагает работу школьника со словарями, газетными статьями, образцами сочинений; общение с другими людьми, умение правильно вести беседу; знакомство с русской литературой; развитие творческих способностей ученика, приобщение учащихся к нравственным эстетическим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.  Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка доклада, написание аннотаций и т.д.; творческие работы в жанре очерка, рассказа и т.п.             Организуется наблюдения за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя. Усиливаются метапредметные связи.

        Курс позволяет  получить учащимся опыт познавательной деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений, способствует развитию творческих способностей учащихся, их коммуникативных умений,  создает условия для приобретения  навыков  профессионального самоопределения.

 Список литературы для учителя:

  1. Русский язык и культура речи. Конспект лекций. Высшее образование Сидорова М.Ю., Савельев В.С. М., «Айрис пресс»,2005.
  2. Стилистика русского языка. Высшее образование. Голуб И.Б. М., «Айрис пресс»,2005.
  3. Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 классы). Ладыженская Т.А., Т.С. Зепалова.

Список литературы для учителя и учащихся:

  1. 1700 лучших сочинений. Для школьников и поступающих в вузы. Темы. Планы. Образцы. М. «Дрофа»,2002
  2. Как писать сочинение (школа и вуз), рекомендации, образцы. «Айрис», М., 1996.
  3. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили  речи. А.И. Власенков, Л.И. Рыбченкова (10-11 класс). М. «Просвещение», 1997
  4. Сочинения различных жанров в старших классах. Калганова Т.А. М., «Просвещение»,2002.
  5. Сочинение. Секреты успеха. Композиция. Жанры. Темы. Образцы. Мещерякова М.,«Айрис», М.,2002