РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет – русский язык («Теория и практика сочинений разных жанров»)
элективный курс по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2»
Автор: Легинь Галина Анатольевна.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (по ФГОС)
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Обучающийся научится:
-Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
-Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
-Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
-Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
-Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
-Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
-Формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.
-Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.).
-Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.
Познавательные:
Обучающийся научится:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
-Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
-Смысловому чтению.
-Развить мотивацию к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство.
-Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ.
-Обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления.
-Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста.
-Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fakultativa_teoriya_i_praktika_sochineniy_9_klass.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы ____________Черных М. А. Протокол № 1 от г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ___________Попов О.Г. г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы ___________Эгго А.Л. Приказ № 176/А от 31 . г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет – русский язык («Теория и практика сочинений разных жанров»)
ООО
Класс – 9
Учитель – Крыс Ольга Анатольевна
Квалификационная категория – высшая
Лбова Ксения Михайловна
Квалификационная категория – высшая
Легинь Галина Анатольевна
Квалификационная категория – первая
Черных Марина Анатольевна
Квалификационная категория – первая
Лямичева Екатерина Владимировна
2023 – 2024 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2»
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (по ФГОС)
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Обучающийся научится:
-Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
-Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
-Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
-Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
-Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
-Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
-Формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.
-Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.).
-Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.
Познавательные:
Обучающийся научится:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
-Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
-Смысловому чтению.
-Развить мотивацию к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство.
-Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ.
-Обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления.
-Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста.
-Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Предметные результаты
Введение. Текст.
Ученик научится:
осознавать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
следовать основным нормам русского литературного языка (орфоэпическим, лексическим, грамматическим, орфографическим, пунктуационным);
соблюдать нормы речевого этикета;
Ученик получит возможность научиться:
адекватно воспринимать авторский замысел, понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
анализировать текст, понимать его проблемы и художественные особенности;
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
определять основные виды логических, фактических, речевых и грамматических ошибок, стараться их не допускать.
Сочинение
Типы и стили речи текста
Ученик научится:
различать смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
определять основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
определять признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
классифицировать основные единицы языка, их признаки;
отбор материал из текста художественного произведения в соответствии с темой и основной мыслью сочинения;
систематизировать собранный материал, составлять план, раскрывающий тему и основную мысль высказывания.
Ученик получит возможность научиться:
использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
последовательно излагать мысли, создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи, используя разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
аргументировать свою позицию;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров;
владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
2. Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Тема и основная мысль сочинения | Сознательный выбор темы сочинения или «нахождение» ее, осознание и раскрытие в сочинении основной мысли, подготовка интересных, содержательных работ для стенгазеты или специального бюллетеня. | 3 |
Собирание и систематизация материала | Отбор материала из текста художественного произведения в соответствии с темой и основной мыслью сочинения и систематизация собранного материала, составление плана, раскрывающего тему и основную мысль высказывания. | 9 |
Совершенствование написанного | Работа над совершенствованием сочинений, приемы редактирования и техника правки рукописи. | 2 |
Отзыв и рецензия | Повторение и закрепление полученных ранее сведений об отзыве как виде ученического сочинения. Отзыв – заметка в ученическую стенгазету. Закрепление понятия об особенностях отзыва, написание самостоятельного отзыва с элементами рецензии. | 3 |
Описание | План сочинения-описания: Представление предмета сочинения. Основные признаки предмета сочинения. Мнение учащегося о предмете сочинения. Заключение. Последняя часть сочинения-описания должна содержать краткий вывод из вышеизложенного. | 2 |
Очерк | Газетные жанры, особенности портретного очерка. | 3 |
Рассуждение | Особенности сочинений-рассуждений, рассуждения на проблемную тему. | 3 |
Рассказ | Построение рассказа. | 3 |
Сочинение ОГЭ | Написание пробного сочинения | 7 |
3. Тематическое планирование
(Программа факультативного курса Т.А. Ладыженской и Т.А.Зепаловой «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ».- Издательство « Просвещение», 2018
)
№ | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
План | факт | |||
Тема и основная мысль сочинения | 3 | |||
1 | Введение. Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания. | 1 | ||
2 | Сочинение на основе летних впечатлений учащихся. | 1 | ||
3 | Сочинение на основе летних впечатлений учащихся | 1 | ||
Собирание и систематизация материала | 9 | |||
4 | Школьный бюллетень. | 1 | ||
5 | Тезисы и конспект, их отличие от плана. | 1 | ||
6 | Доклад. | 1 | ||
7 | Цитирование. | 1 | ||
8 | Сочинение на литературную тему. | 1 | ||
9 | Записные книжки писателя. | 1 | ||
10 | Репортаж. | 1 | ||
11 | Интервью. | 1 | ||
12 | Сочинение на свободную тему. | 1 | ||
Совершенствование написанного. | 2 | |||
13 | Совершенствование написанного. | 1 | ||
14 | Совершенствование написанного. | 1 | ||
Отзыв и рецензия | 3 | |||
15 | Отзыв как разновидность ученического сочинения. | 1 | ||
16 | Библиография. Аннотация. | 1 | ||
17 | Рецензия | 1 | ||
Описание | 2 | |||
18 | Сочинение-описание | 1 | ||
19 | Путевые заметки | 1 | ||
Очерк | 3 | |||
20 | Портретный очерк. | 1 | ||
21 | Сравнительная характеристика. | 1 | ||
22 | Статья в газету. | 1 | ||
Рассуждение | 3 | |||
23 | Рассуждение проблемного характера. | 1 | ||
24 | Сочинение-рассуждение | 1 | ||
25 | Сочинение-рассуждение | 1 | ||
Рассказ | 2 | |||
26 | Рассказ с необычным построением. | 1 | ||
27 | Устный рассказ. | 1 | ||
Сочинение ОГЭ | 7 | |||
28 | Сочинение ОГЭ | 1 | ||
29 | Сочинение ОГЭ | 1 | ||
30 | Сочинение ОГЭ | 1 | ||
31 | Итоговое занятие | 1 | ||
32-34 | Резерв | 3 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
План | факт | |||
Тема и основная мысль сочинения | 3 | |||
1 | Введение. Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания. | 1 | ||
2 | Сочинение на основе летних впечатлений учащихся. | 1 | ||
3 | Сочинение на основе летних впечатлений учащихся | 1 | ||
Собирание и систематизация материала | 9 | |||
4 | Школьный бюллетень. | 1 | ||
5 | Тезисы и конспект, их отличие от плана. | 1 | ||
6 | Доклад. | 1 | ||
7 | Цитирование. | 1 | ||
8 | Сочинение на литературную тему. | 1 | ||
9 | Записные книжки писателя. | 1 | ||
10 | Репортаж. | 1 | ||
11 | Интервью. | 1 | ||
12 | Сочинение на свободную тему. | 1 | ||
Совершенствование написанного. | 2 | |||
13 | Совершенствование написанного. | 1 | ||
14 | Совершенствование написанного. | 1 | ||
Отзыв и рецензия | 3 | |||
15 | Отзыв как разновидность ученического сочинения. | 1 | ||
16 | Библиография. Аннотация. | 1 | ||
17 | Рецензия | 1 | ||
Описание | 2 | |||
18 | Сочинение-описание | 1 | ||
19 | Путевые заметки | 1 | ||
Очерк | 3 | |||
20 | Портретный очерк. | 1 | ||
21 | Сравнительная характеристика. | 1 | ||
22 | Статья в газету. | 1 | ||
Рассуждение | 3 | |||
23 | Рассуждение проблемного характера. | 1 | ||
24 | Сочинение-рассуждение | 1 | ||
25 | Сочинение-рассуждение | 1 | ||
Рассказ | 2 | |||
26 | Рассказ с необычным построением. | 1 | ||
27 | Устный рассказ. | 1 | ||
Сочинение ОГЭ | 7 | |||
28 | Сочинение ОГЭ | 1 | ||
29 | Сочинение ОГЭ | 1 | ||
30 | Сочинение ОГЭ | 1 | ||
31 | Итоговое занятие | 1 | ||
32-34 | Резерв | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка. Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...
Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"
Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....
Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров"
Элективный курс для учащихся 9 классов...
Программа для работы кружка. "Теория и практика сочинений разных жанров". 10 класс
Программа для занятий в системе дополнительного образования. "Теория и практика разных жанров" 10 класс....
Теория и практика сочинений разных жанров
Рабочая программа составлена с учетом программы по русскому языку «Русский язык 10-11 классы под редакцией Н. Г. Гольцовой (базовый и профильный уровни), Москва, «Русское слово...
Программа факультативного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...
Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров". 8 класс...