РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет – русский язык («Теория и практика сочинений разных жанров»)
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Легинь Галина Анатольевна

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2»

Автор: Легинь Галина Анатольевна.

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (по ФГОС)

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;       ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

   Обучающийся научится:

-Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать  новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и  интересы своей познавательной деятельности.

-Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе  альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения  учебных и познавательных задач.

-Соотносить свои действия с планируемыми результатами,  осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,  определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

-Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные  возможности ее решения.

-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и  осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

-Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной  задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения  учебных и познавательных задач;

-Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов  и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания  своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках  предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия  планируемого результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки  самостоятельно

-Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;  оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно  определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

-Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и  деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; самостоятельно  определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из  ситуации неуспеха.

Коммуникативные:

 Обучающийся научится:

-Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с  учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее  решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета  интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

-Формировать и развивать компетентности в области использования  информационно-коммуникационных технологий.

Обучающийся получит возможность научиться:

-Определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.

-Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной  перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,  распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Отбирать и использовать  речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой  группе и т. д.).

-Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной  деятельности; использовать невербальные средства или наглядные материалы,  подготовленные/отобранные под руководством учителя.

Познавательные:

Обучающийся научится:

Определять  понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,  классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для  классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать  выводы.

-Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и  схемы для решения учебных и познавательных задач.

-Смысловому чтению.

-Развить мотивацию к овладению культурой активного использования словарей и  других поисковых систем.

Обучающийся получит возможность научиться:

-Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и  свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных  ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их  сходство.

-Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,  классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее  вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно  осуществляя причинно-следственный анализ.

-Обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные  логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления.

-Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей  деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,  структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста.

-Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2»

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы

____________Черных М. А.

Протокол № 1

от г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

___________Попов О.Г.

г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

___________Эгго А.Л.

Приказ № 176/А

от 31 . г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный предмет – русский язык («Теория и практика сочинений разных жанров»)

ООО

Класс – 9

Учитель – Крыс Ольга Анатольевна

Квалификационная категория – высшая

Лбова Ксения Михайловна

Квалификационная категория – высшая

Легинь Галина Анатольевна

Квалификационная категория – первая

Черных Марина Анатольевна

Квалификационная категория – первая

Лямичева Екатерина Владимировна

2023 – 2024 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2»

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (по ФГОС)

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

Обучающийся научится:

-Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

-Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

-Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

-Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

-Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

-Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

-Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

-Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

-Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

-Формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Обучающийся получит возможность научиться:

-Определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.

-Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.).

-Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.

Познавательные:

Обучающийся научится:

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

-Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

-Смысловому чтению.

-Развить мотивацию к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся получит возможность научиться:

-Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство.

-Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ.

-Обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления.

-Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста.

-Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Предметные результаты

Введение. Текст.

Ученик научится:

осознавать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

следовать основным нормам русского литературного языка (орфоэпическим, лексическим, грамматическим, орфографическим, пунктуационным);

соблюдать нормы речевого этикета;

Ученик получит возможность научиться:

адекватно воспринимать авторский замысел, понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

анализировать текст, понимать его проблемы и художественные особенности;

оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

определять основные виды логических, фактических, речевых и грамматических ошибок, стараться их не допускать.

Сочинение

Типы и стили речи текста

Ученик научится:

различать смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

определять основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

определять признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

классифицировать основные единицы языка, их признаки;

отбор материал из текста художественного произведения в соответствии с темой и основной мыслью сочинения;

систематизировать собранный материал, составлять план, раскрывающий тему и основную мысль высказывания.

Ученик получит возможность научиться:

использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;

последовательно излагать мысли, создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи, используя разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

аргументировать свою позицию;

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

читать тексты разных стилей и жанров;

владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

2. Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Тема и основная мысль сочинения

Сознательный выбор темы сочинения или «нахождение» ее, осознание и раскрытие в сочинении основной мысли, подготовка интересных, содержательных работ для стенгазеты или специального бюллетеня.

3

Собирание и систематизация материала

Отбор материала из текста художественного произведения в соответствии с темой и основной мыслью сочинения и систематизация собранного материала, составление плана, раскрывающего тему и основную мысль высказывания.

9

Совершенствование

написанного

Работа над совершенствованием сочинений, приемы редактирования и техника правки рукописи.

2

Отзыв и

рецензия

Повторение и закрепление полученных ранее сведений об отзыве как виде ученического сочинения. Отзыв – заметка в ученическую стенгазету. Закрепление понятия об особенностях отзыва, написание самостоятельного отзыва с элементами рецензии.

3

Описание

План сочинения-описания:

Представление предмета сочинения.

Основные признаки предмета сочинения.

Мнение учащегося о предмете сочинения. ‍

Заключение. Последняя часть сочинения-описания должна содержать краткий вывод из вышеизложенного.

2

Очерк

Газетные жанры, особенности портретного очерка.

3

Рассуждение

Особенности сочинений-рассуждений, рассуждения на проблемную тему.

3

Рассказ

Построение рассказа.

3

Сочинение ОГЭ

Написание пробного сочинения

7

3. Тематическое планирование

(Программа факультативного курса Т.А. Ладыженской и Т.А.Зепаловой «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ».- Издательство « Просвещение», 2018

)

Наименование раздела, тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

План

факт

Тема и основная мысль сочинения

3

1

Введение. Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания.

1

2

Сочинение на основе летних впечатлений учащихся.

1

3

Сочинение на основе летних впечатлений учащихся

1

Собирание и систематизация материала

9

4

Школьный бюллетень.

1

5

Тезисы и конспект, их отличие от плана.

1

6

Доклад.

1

7

Цитирование.

1

8

Сочинение на литературную тему.

1

9

Записные книжки писателя.

1

10

Репортаж.

1

11

Интервью.

1

12

Сочинение на свободную тему.

1

Совершенствование написанного.

2

13

Совершенствование написанного.

1

14

Совершенствование написанного.

1

Отзыв и рецензия

3

15

Отзыв как разновидность ученического сочинения.

1

16

Библиография. Аннотация.

1

17

Рецензия

1

Описание

2

18

Сочинение-описание

1

19

Путевые заметки

1

Очерк

3

20

Портретный очерк.

1

21

Сравнительная характеристика.

1

22

Статья в газету.

1

Рассуждение

3

23

Рассуждение проблемного характера.

1

24

Сочинение-рассуждение

1

25

Сочинение-рассуждение

1

Рассказ

2

26

Рассказ с необычным построением.

1

27

Устный рассказ.

1

Сочинение ОГЭ

7

28

Сочинение ОГЭ

1

29

Сочинение ОГЭ

1

30

Сочинение ОГЭ

1

31

Итоговое занятие

1

32-34

Резерв

3

4. Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела, тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

План

факт

Тема и основная мысль сочинения

3

1

Введение. Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания.

1

2

Сочинение на основе летних впечатлений учащихся.

1

3

Сочинение на основе летних впечатлений учащихся

1

Собирание и систематизация материала

9

4

Школьный бюллетень.

1

5

Тезисы и конспект, их отличие от плана.

1

6

Доклад.

1

7

Цитирование.

1

8

Сочинение на литературную тему.

1

9

Записные книжки писателя.

1

10

Репортаж.

1

11

Интервью.

1

12

Сочинение на свободную тему.

1

Совершенствование написанного.

2

13

Совершенствование написанного.

1

14

Совершенствование написанного.

1

Отзыв и рецензия

3

15

Отзыв как разновидность ученического сочинения.

1

16

Библиография. Аннотация.

1

17

Рецензия

1

Описание

2

18

Сочинение-описание

1

19

Путевые заметки

1

Очерк

3

20

Портретный очерк.

1

21

Сравнительная характеристика.

1

22

Статья в газету.

1

Рассуждение

3

23

Рассуждение проблемного характера.

1

24

Сочинение-рассуждение

1

25

Сочинение-рассуждение

1

Рассказ

2

26

Рассказ с необычным построением.

1

27

Устный рассказ.

1

Сочинение ОГЭ

7

28

Сочинение ОГЭ

1

29

Сочинение ОГЭ

1

30

Сочинение ОГЭ

1

31

Итоговое занятие

1

32-34

Резерв

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"

Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....

Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров"

Элективный курс для учащихся 9 классов...

Программа для работы кружка. "Теория и практика сочинений разных жанров". 10 класс

Программа для занятий в системе дополнительного образования. "Теория и практика разных жанров" 10 класс....

Теория и практика сочинений разных жанров

Рабочая программа составлена с учетом программы по русскому языку «Русский язык 10-11 классы под редакцией Н. Г. Гольцовой  (базовый и профильный уровни), Москва, «Русское слово...

Программа факультативного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...

Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров". 8 класс...