Рабочая программа элективного курса «Золотой век» русской литературы» для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Киселева Ольга Александровна

Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах  золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представление о динамике литературного процесса, о его закономерностях, о связях между развитием русской литературы  и движением российской империи.  В итоге у них должна сложиться общая картина формирования национально-самобытной и в то же время «всемирно-отзывчивой» (по выражению Ф.М.Достоевского) культуры, которая тесно связана с мировой культурной традицией и несёт в себе мощный гуманистический заряд.

Элективный курс не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает коммуникативные умения и навыки. Основной принцип данного курса - изучение русской классической литературы в составе литературы мировой, прежде всего, европейской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОСТОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ, ЧЕРТКОВСКИЙ РАЙОН, СЕЛО ГРЕКОВО-СТЕПАНОВКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ    БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ГРЕКОВО-СТЕПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА

                «Утверждаю»

                                                   Директор  МБОУ  Греково-Степановской СОШ

                                                   Приказ  от  26 августа 2015г.  № 86

                                                   ___________________Е.Г.Пащенко

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

элективного курса

«Золотой век»

русской литературы»

на 2015-2016 учебный год

Уровень общего образования: среднее  общее, 10 класс

Количество часов: 18

Учитель: Киселева Ольга Александровна (1 категория)

Программа разработана на основе   методических  пособий:

Монахова О.Л. , Малхазова М.В. Русская литература 19 века.М.Просвещение, 2014, Никитина Е.И. Русская речь: развитие речи. М., 2015, Г.А.Иоффе. Русская литература  второй половины 19 века. СПб, 2013

ДАТЫ ВНЕСЕНИЯ   ИЗМЕНЕНИЙ         ___________________

    ________________

                                                                                                 _______________

Содержание  рабочей программы:

   №п/п

Раздел

Страница

    1.

Пояснительная записка

    2.

Общая характеристика учебного предмета

    3.

Место  учебного предмета  в учебном плане

    4.

Содержание учебного предмета

    5.

Тематическое планирование

    6.

Календарно-тематическое  планирование

    7.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    8.*

Критерии и нормы  оценки знаний, умений и навыков учащихся

    9.

Приложения.

Лист регистрации изменений, вносимых в календарно-тематическое планирование

   10.

Контрольно-измерительные материалы

Пояснительная записка.

Данный курс предназначен для учащихся 10 классов  общеобразовательных школ и рассчитан на 18  часов во втором полугодии.

 При составлении рабочей программы курса я руководствовалась нормативно-правовыми документами:

Законы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области». 

Постановления:

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).

-постановление Администрации Чертковского района от 28.04 2014 г. №564 «О внесении изменений в постановление Администрации Чертковского района от 01.10.2013г. №1080 «Об утверждении муниципальной программы Чертковского района «Развитие образования»;

- постановление Администрации Чертковского района от 24.05.2013г. №507 «Об утверждении Плана мероприятий ( «дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования Чертковского района».

Приказы:

- приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994);

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Письма:

- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

-письмо  МО РО от  08.08.2014г. № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;

- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

  • Устав МБОУ Греково-Степановской СОШ;
  • Учебный план МБОУ Греково-Степановской СОШ на 2015-2016 учебный год.;
  • Годовой  календарный учебный график МБОУ Греково-Степановской СОШ на 2015-2016 учебный год.

Возраст учащихся 10-го класса и их гипотетическое духовное и  интеллектуальное развитие позволяют надеяться на успешность их приобщения к литературному наследию 19 века-поры подлинного расцвета русской литературы 19 века. Но чем дальше бежит время, тем серьёзнее становятся опасения , потому что каждое новое поколение учеников, выросшее не просто в других, а в принципиально иных историко-культурных реалиях, будет ощущать всё большую пропасть между собственным образом жизни  образом жизни людей 19 века, описанным А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым, А.Островским и И.Гончаровым, И.Тургеневым и Ф.Достоевским, Л.Толстым  и А.Чеховым. Это- объективная реальность.  Однако необходимо стремиться к том, чтобы культурная палитра России  не поблекла, а нравственные ценности не потеряли свои главные отличительные черты- постоянство и незыблемость.

Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах  золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представление о динамике литературного процесса, о его закономерностях, о связях между развитием русской литературы  и движением российской империи.  В итоге у них должна сложиться общая картина формирования национально-самобытной и в то же время «всемирно-отзывчивой» (по выражению Ф.М.Достоевского) культуры, которая тесно связана с мировой культурной традицией и несёт в себе мощный гуманистический заряд.

Элективный курс не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает коммуникативные умения и навыки. Основной принцип данного курса - изучение русской классической литературы в составе литературы мировой, прежде всего- европейской.

Цели: 

-научить школьников самостоятельно добывать знания;

-совершенствовать навыки работы с текстом, библиографией, справочным материалом.

Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить сообщение, доклад, реферат и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии. Знакомство с иллюстрациями , ауди-и видеозаписями способствует осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы. Навыки, приобретённые в ходе дискуссий, устных выступлений и письменных работ, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.

Задачи:

-знакомство с общенаучными методами познания и формирования навыков научно-исследовательской деятельности;

-развитие коммуникативных навыков;

-формирование литературной и культуроведческой компетенции;

- развитие самостоятельного творческого мышления.

        Данный элективный курс может быть организован параллельно с изучением литературы 19 века на уроке  или может проводиться по 1 часу в  неделю в течение учебного года. Курс желательно вести в соответствии с материалом, изучаемом на уроке, т.к. часть занятий предполагается поводить с опорой на имеющиеся знания.

        Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский.

        Формы и приёмы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Основные виды занятий- практическое занятие, семинар. экскурсия.

        Важным компонентом учебной деятельности является контрольное измерение  и оценка результатов  обучения. В ходе изучения курса осуществляется система проверки знаний. которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Темы сообщений и докладов указаны в методическом комментарии.

 Место элективного курса в учебном плане : данный курс предназначен для учащихся 10 классов  общеобразовательных школ и рассчитан на 18  часов во втором полугодии, но реализован будет за 17 часов по учебному плану и календарному графику.

Ожидаемые результаты.

Предполагаемые  результаты данного курса:

-овладение первичными навыками научно-исследовательской работы;

-формирование навыков  написания творческих работ в жанре эссе и сочинений-рассуждений в соответствии с требованиями ЕГЭ.

-развитие коммуникативных навыков речи, формирование корректного отношения к авторской позиции;

- формирование эстетического вкуса и культуроведческой компетенции.

Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во часов

Вид учебной деятельности

Дата проведения

1

Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории.

1

 Обзорная лекция

28.01.2016

2 -3

А.С.Пушкин

2

Работа с текстом и литературно-критическими статьями, составление тезисных планов.

4.02

11.02

4-5

Н.В.Гоголь

2

Работа с текстом, словарём литературных терминов, составление конспекта по теме, сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя

18.02

25.02

6

 М.Ю.Лермонтов

1

Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями

3.03

7

Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа

1

Обзорная лекция

10.03

8

А.Н.Островский

1

Работа с текстом, анализ драматических произведений

17.03

9

И.А.Гончаров

1

Сопоставительный анализ. сравнение, формулирование выводов, наблюдение  над языковыми средствами

24.03

10

И.С.Тургенев

1

Сопоставительный анализ, беседа, творческая работа, работа в группах

7.04

11

Ф.И.Тютчев

1

Анализ поэтической формы, сообщения, беседа, знакомство с литературно-критическими статьями

14.04

12

А.А.Фет.

1

Анализ поэтической формы, сообщения, беседа, знакомство с литературно-критическими статьями

21.04

13

Н.А.Некрасов

1

Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности

28.04

14

М.Е.Салтыков- Щедрин

1

Сопоставительный анализ сатирических произведений, беседа,

5.05

15

Ф.М.Достоевский

1

Сопоставительный анализ, семинар с элементами диспута, мини-лекция

12.05

16

Л.Н. Толстой

1

Мини-лекция, семинар с элементами дискуссии,

19.05

17

А.П.Чехов

1

Сообщения учащихся, анализ текста, семинар,

26.05

18

Защита проектов

1

Презентация творческих проектов

Всего:

18

Оценка знаний, умений, навыков

В ходе обучения осуществляется система проверки , которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Оценка результатов осуществляется в ходе промежуточного и итогового контроля, который предусматривает анализ устных выступлений и письменных работ учащихся.

Промежуточный контроль:

-оценка устных высказываний;

-анализ таблиц, опорных схем. цитатных планов;

- редактирование письменных работ;

Итоговый контроль:

-тематическое тестирование;

-проверка рефератов и исследовательских работ;

-оценка докладов, сообщений, рефератов на итоговом сообщении.

Содержание курса

Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории. Обзор основных тенденций европейской литературы 19 века, Представление о романтизме, сентиментализме. реализме. Специфика развития русской литературы, причины её «отставания» к 18 веку и особенности ускоренного развития.  

Теория литературы: художественный метод, течение, направление, жанры и роды литературы.

А.С.Пушкин.

Художественный мир писателя. А.С.Пушкин и национальное своеобразие русской литературы.  А.С.Пушкин и европеизация русской культуры. Белинский и Достоевский о Пушкине.

Русская история в прозе. А.С.Пушкина. Работа  с текстом «История Пугачёвского  бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении.

Теория литературы: интерпретация, точка зрения автора, точка зрения героя.

Н.В.Гоголь. «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя.

Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе.  

Теория литературы: рассказчик-герой, лирические отступления, сатира

М.Ю.Лермонтов. Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и Гейне. Анализ текста. «Молитва» , «Сон».

Образ «лишнего человека»  в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века.( «Герой нашего времени», лирика)

Теория литературы: образ художественный, лиризм, понятие об архитектонике.

Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа. Основные тенденции европейской литературы второй пол. 19 века. Литературное движение в России. Споры западников и славянофилов. Теория литературы: детерминизм, натурализм, реализм. модернизм.

«эстетическая», « органическая» и «реальная» критика.

А.Н.Островский.  Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни.   Сатирические образы купцов- самодуров в пьесе.

Иллюстрации русских художников и музыка великих композиторов к пьесам А.Н.Островского. ( на примере сказки «Снегурочка») Иллюстрация М.А. Врубеля и В.М. Васнецова . Сопоставление с фрагментами  пьесы. Музыка П.А.Чайковского и Н.А.Римского- Корсакова..

Теория литературы: драматургический конфликт, экранизация.

И.А.Гончаров.  Художественный мир писателя.  Обломов и представления автора о национальных идеалах. Споры об «обломовщине».

Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с буржуазно-прагматичным миром.

И.С.Тургенев. Анализ статьи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»

(1859 г.)

 Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды»).Тургенев и европейская литература. Г.Флобер.

Теория литературы: психологизм.

Ф.И.Тютчев. Философия природы и человека в творчестве Тютчева.

Теория литературы: поэтический цикл

А.А.Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика.

Н.А.Некрасов.  Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви.( Сопоставление произведений музыки и литературы )

Бурлаки в изображении Н.А.Некрасова И И.Е.Репина ( сопоставление произведений живописи и литературы)

Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова.

М.Е.Салтыков- Щедрин.  М.Е. Салтыков-Щедрин: личность, социальное творчество, сатирический пафос, европейские традиции.

«Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика.

«Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами. («Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист»)

Теория литературы: комическое, юмор, сатира, антитеза. гипербола, гротеск, сарказм, ирония, пародия, аллегория.

Ф.М.Достоевский. Литературная философия Достоевского и христианские ценности.

 Достоевский и Гоголь. Петербург Гоголя и Петербург Достоевского. Петербург как участник действия.

Теория литературы: художественное время, художественное пространство, психологизм.

Л.Н. Толстой. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Взгляды  Толстого на смысл жизни.

Проблема гуманного отношения к врагу в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Эпизоды Отечественной войны 1812 года в картинах В.В.Верещагина и в романе Л..Н, Толстого «Война и мир»

Л.Н. Толстой . нравственные искания русской литературы и её место в литературе мировой.

Теория литературы: мировая литература, литературный образ.

А.П.Чехов. Особенности художественного мироощущения  Чехова. Лермонтов и Чехов. Тема одиночества.

Литература и живопись. Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам  А.П. Чехова.

 А.П.Чехов- драматург. Новаторство  в русской драматургии. Черты чеховской поэтики.

«Вишнёвый сад» в критике и отзывах театральных деятелей. «Время против безвременья-Чехов и современность». Теория литературы: новаторство и традиционализм, пафос литературного произведения, рассказчик в малой прозе.

Защита творческих проектов.

Темы творческих проектов.

  1. «Любовь- претрудная школа жизни» ( по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
  2. Роль бытовой детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»
  3.  У. Шекспир и А.Н.Островский- великие драматурги европейского театра.
  4. Способна ли сатира улучшить мир? ( На материале сатирического творчества Салтыкова _Щедрина)
  5. Написание сатирической сказки на современную тему в традиции С.-Щедрина.
  6. История одного романса ( по творческому наследию Ф.И.Тютчева)
  7. А.А.Фет в музыке.
  8.  «Усилить бой бестрепетных сердец…» (сопоставительный анализ творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета).
  9. «Нищета-порок-с…» (по одному из романов Ф.Достоевского)

10.Образы Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова( по роману «Преступление и наказание»)

11.Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы 19 века.

12. Чехов и Левитан.

13. Своеобразие прозы А.П.Чехова.(на примере двух-трёх рассказов Чехова)

14. Особенности чеховского диалога.(на примере одной- двух пьес А.П.Чехова)

15. Речь Катерины как средство её характеристики.(по пьесе Островского «Гроза»)

16. Роль второстепенных персонажей в раскрытии основного конфликта драмы  А.Н.Островского «Гроза»

17. Соотношение реального идеального в душе Печорина. (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

18. Лермонтов о Лермонтове. ( обзор творчества М.Ю.Лермонтова)

19. Поэма Н.В Гоголя «Мёртвые души» - гениальная сатира на крепостническую Русь.

20. Особенность языка лирических произведений А.С.Пушкина.

21. Описание музыки в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

      22. Испытание любовью героев И.Тургенева. ( по одному- двум   произведениям).

Литература.

  1. История русской литературы 19 века. Вторая половина/ под ред. Н.Н. Скатова М., 2007.
  2.  Литературно-критические статьи В.Г.Белинского, Д.И. Писарева, Н.Н.Страхова, Н.Добролюбова, А.В.Дружинина, И.А.Гончарова, Ю.М.Лотмана.
  3. Монахова О.Л. , Малхазова М.В. Русская литература 19 века.
  4. Никитина Е.И. Русская речь: развитие речи . М., 2015
  5. Г.А.Иоффе. Русская литература  второй половины 19 века. СПб, 2013

Приложения

Лист   регистрации изменений, вносимых в  календарно-тематическое планирование элективного курса по литературе в 10 классе   на 2015-2016 учебный год

изменений

Дата

Страница

 с изменениями

Основания для внесения изменений

Содержание  откорректированных

тем (раздел)

Подпись

Приложение 2

Контрольно- измерительные материалы

Тестовые задания

(заполняется чёрной гелевой пастой).

Часть 1. Литература как вид искусства.

  1. Дать краткую характеристику литературы 19го века. Для этого закончить фразы и вписать на подчёркнутою строку нужные слова.
  • Основные исторические события, повлиявшие на литературу этого периода ___________________________________________________
  • На развитие литературной мысли сильное воздействие оказывали идеи ______________________, для которого характерны ________________________________________________________________
  • Основным литературным направлением в первой половине века был __________________, для которого в России характерны

________________________________________________________________

  • Во второй половине века ведущим направлением становится ____________
  • Для литературной мысли второй половины 19го века характерны ________________________________________________________________

    Ответ     ------------------------------------------------------  (только при отсутствии ответа)

Часть 2. Теория литературы.

  1. В ответах на вопросы отвечать «да» - «нет». Ответы писать на отмеченной строке.

Все указанные произведения являются поэмами.

«Мёртвые души»  _________________

«Евгений Онегин» _________________

«Мцыри»  ________________________

«Отцы и дети» ____________________

«История одного города» ___________

«Цыганы» ________________________

Ответ _______________________

  1. Вставить нужные термины и числа в подчёркнутые пропуски.

Онегинская строфа – художественное открытие ___________. Каждая __________ романа – самостоятельная миниатюра в ______ строк. Первые  _____ строки представляют собой ___________________ рифму, затем столько же строк с ______________ рифмой. Далее 4 __________ с ______________ рифмой. Заключительные две строки ________________ рифма. Это позволяет избегать монотонности звучания.

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

  1. Вставить в пропуски нужные слова.
  • Ямб и хорей – это _______________ размеры стиха.
  • К трёхсложным размерам стиха относятся амфибрахий, анапест и __________________.
  • Противоположные по смыслу слова – это _________________.
  • Художественное определение называется ________________.
  • Литотой называется художественное  ____________________.

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

  1. Закончить предложение. Слова вписать вместо многоточия.

Основное отличие прозы от поэзии состоит в том, что…

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

Часть 3. Литература первой половины 19го века.

  1. Выбрать правильный ответ из предложенных вариантов и обвести кружочком его букву.

Произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - это

А. повесть

Б. роман

В. стихотворение

Г. роман в стихах

Д. новелла

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

  1. Выбрать из перечисленных вариантов правильный и обвести кружочком его букву.

Главным героем романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени является

А. Максим Максимыч

Б. Грушницкий

В. Печорин

Г. доктор Вернер

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

  1. Восстановить соответствие произведения автору. Для этого записать после вопроса соответствие в форме «цифра – буква», где цифра – это номер произведения, буква – обозначение автора, между цифрой и буквой ставить дефис.

а. Пушкин                                        1. «Мёртвые души»

б. Жуковский                                2. «Горе от ума»        

в. Грибоедов                                3. «Светлана»

г. Лермонтов                                4. «Южные поэмы»

д. Гоголь                                        5. «Выхожу один я на дорогу»

Ответ ______________________

  1. Восстановить соответствие жанра произведению. Для этого исключить из перечисленных в жанре произведений лишнее и записать его название в подчёркнутый пропуск.

Поэма  «Белеет парус одинокий», «Руслан и Людмила», «Мёртвые души». _________________________

Стихотворение   «Кинжал», «Нос», «Бородино». __________________

Драматургия   «Горе от ума»,  «Борис Годунов», «Княгиня Лиговская» _______________________

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

  1. Восстановить хронологию событий в жизни А. С. Пушкина. Для этого запишите ответ в форме «цифра + буква», где цифра – порядок события, а буква – его обозначение в данном списке.

а. южная ссылка

б. болдинская осень

в. лицейский период

г. дуэль с Дантесом

д. женитьба на Наталье Гончаровой

Ответ ______________________

  1. Как известно, в романе «Герой нашего времени» автор специально нарушил хронологию событий для лучшего раскрытия образа героя. Восстановить эту хронологию, расположив главы романа в нужном порядке. Для этого запишите номера глав в нужной последовательности в скобках после задания. Между цифрами ставить дефис.
  1. «Бэла»   2. «Максим Максимыч»  3. «Тамань»  4. «Княжна Мери»  5. «Фаталист»  (………………..).

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

  1. Вписать в подчёркнутые пропуски нужные слова.

Быть можно дельным _________________

И думать о красе _____________________:

К чему бесплодно ____________ с веком?

_________________   деспот меж людей.

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде _______ педант

И то, что мы назвали _________.

Он ________ часа по крайней мере,

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил,

подобный ветреной _____________ ,

когда, надев _______________ наряд,

богиня едет в маскарад.

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

  1. Закончить предложение. Для этого вписать в подчёркнутый пропуск нужное слово или выражение.

Название «Мёртвые души» многозначно. Оно отражает три момента: ___________________________________________________________

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

Часть 4. Литература второй половины 19го века.

  1. Выбрать неправильный ответ из предложенных вариантов и обвести его букву кружком.

Все указанные произведения написаны во второй половине 19го века.

А. «Война и мир»

Б.  «История одного города»

В.  «Бесприданница»

Г.  «Мастер и Маргарита»

Д.  «Кому на Руси жить хорошо»

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

  1. Восстановить хронологическую последовательность написания романов. Ответ записать в виде набора букв, обозначающих место романа в данном списке.

А. Дворянское гнездо»

Б. «Отцы и дети»

В. «Дым»

Г. «Рудин»

Д. «Новь»

Е. «Накануне»

Ответ ______________________

  1. Ответить на вопросы «да – нет». Ответы записывать рядом с названием произведения.

Все перечисленные произведения написаны Н. Некрасовым.

А.  «Элегия»   _______

Б. «Мороз Красный Нос» ______

В. «Семейное счастье» _______

Г. «Вешние воды» ________

Д. «Русские женщины» ________

Е. «Хамелеон» __________

Ж. «Железная дорога» _________

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

  1. В данном списке перечислены произведения и имена героев. Восстановить соответствие, записать ответ в форме «цифра + буква».
  1. Вронский                                                а. «Бесприданница»
  2. Инсаров                                                б. «Преступление и наказание»
  3. Порфирий Петрович                                в. «Накануне»
  4. Герасим                                                г. «Муму»
  5. Катя Одинцова                                        д. «Анна Каренина»
  6. Огудаловы                                        е. «Отцы и дети»

Ответ ______________________

  1. Восстановить последовательность и форму слов, чтобы получилась фраза из романа «Анна Каренина». Ответ записать в виде полученного предложения на подчёркнутой строке.
  • Облонские
  • Смешаться в
  • Весь
  • Дом
  • ____________________________________________________

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

  1. Закончить предложение. Для этого записать ответ на подчёркнутой строке.

Главным героем романа «Накануне» Тургенев сделал болгарина потому, что, по его мнению, на роль освободителей  не годились ____________________.

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

  1. Выбрать правильный ответ из предложенных, обвести его номер кружком.

Роман «Война и мир» рассказывает о двух войнах в истории России: 1805г. и

  1. 1941г.
  2. 1853 г.
  3. 1812 г.
  4. 1845 г.

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

  1. Выбрать лишнее имя в предложенном списке и обвести его букву.

Перечисленные герои «живут» в романе «Война и мир».

А. Наташа

Б. Марья

В. Наполеон

Г. Пьер

Д. Аркадий

Е. Элен

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

  1. Восстановить соответствие фамилии автора названию произведения. Ответ записать в форме «буква – фамилия», где буква – указатель места произведения в данном списке.

А. «Игрок»                                                Н. Лесков

Б. «Гамлет и Дон Кихот»                                Л. Толстой

В. «Поэт и гражданин»                                И. Тургенев

Г. «Тупейный художник»                                Ф. Достоевский

Д. «Крейцерова соната»                                Н. Некрасов

Ответ ______________________

  1. Вставить в пропуски нужные слова и цифры.
  • В комнате Фенечки на стене висели портреты её самой, Николая Петровича Кирсанова и генерала _______________ (историческое лицо).
  • Базаров сказал об Одинцовой: «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в ________________________ театр».
  • Действие романа «Отцы и дети» происходит в __________ году.
  • Единственным свидетелем дуэли Базарова и Павла Петровича был лакей ______________.

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)

  1.  Ответы на вопрос записать в форме «да – нет». Ответ записать на подчёркнутой строке через дефисы.
  • Раскольников убил старуху – ростовщицу ради денег
  • Инсаров сбежал от Елены
  • У Анны и Вронского родилась дочь
  • Сына Карениной звали Алексей
  • Ростова вышла замуж за Андрея
  • Поэма «Русские женщины» посвящена жёнам декабристов
  • ___________________________________________________

Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса

Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...

Рабочая программа элективного курса "Основные принципы русской орфографии". 11 класс

Элективный курс рассчитан на 34 часа. В ходе занятий учащиеся знакомятся с основными принципами русской орфографии, получают возможность глубоко изучить грамматику русского языка....

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов (базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» составлена на основе авторской программы Акимова Н.В. (Программы элективных курсов ИПК работников образования. 10-11к...

Рабочая программа элективного курса "Тайны сочинения по литературе"

Рабочая программа элективного курса по литературе для 11 класса...

Рабочая программа элективного курса "Беседы о русской стилистике и культуре речи" (11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Беседы о русской стилистике и культуре речи" для учащихся 11 класса...