Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов (базовый уровень)
рабочая программа по русскому языку по теме

Камардина Наталья Игоревна
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» составлена на основе авторской программы Акимова Н.В. (Программы элективных курсов ИПК работников образования. 10-11кл. – Курган, 2003). и учебного пособия Мурашов А.А., Русецкий В.Ф.  Культура русской речи: методические рекомендации. 10-11 кл. (М.: Просвещение, 2008.)
В данной рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на старшей  ступени образования,  изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по русскому языку.
Чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации,
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу.
ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Особое внимание уделяется теоретическому материалу по основным разделам русского языка. Теоретический материал подается в виде схем, таблиц. Подобная подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой изученной теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал по орфографии и пунктуации представлен в расширенном и углубленном виде.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2»

Принято

Педагогическим советом школы

Протокол № 1 от 30 августа 2016 года

Утверждено

Приказом № 250 от 31 августа 2016 года

Рабочая программа

элективного курса

«ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ

РУССКОГО ЯЗЫКА»

для 10 11 классов

(базовый уровень)

г. Кингисепп

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» составлена на основе авторской программы Акимова Н.В. (Программы элективных курсов ИПК работников образования. 10-11кл. – Курган, 2003). и учебного пособия Мурашов А.А., Русецкий В.Ф.  Культура русской речи: методические рекомендации. 10-11 кл. (М.: Просвещение, 2008.)

В данной рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на старшей  ступени образования,  изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по русскому языку.

Чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации,

ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу.

ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.

Особое внимание уделяется теоретическому материалу по основным разделам русского языка. Теоретический материал подается в виде схем, таблиц. Подобная подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой изученной теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал по орфографии и пунктуации представлен в расширенном и углубленном виде.

В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Цель и задачи курса:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
  • подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ;
  • формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение).

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения основами культуры устной и письменной речи.

Организация  занятий  курса предполагает двусторонний подход  к изучению материала:

  • теоретическая часть (изучение, повторение теоретических понятий);
  • практическая часть (выполнение упражнений, формирующих языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции).

В программе курса также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков. Система упражнений  предусматривает  различные формы работы с учащимися: исследования, решение тестов по типу тестов ЕГЭ, написание текстов по заданной проблеме, поисковая работа (использование различных каналов поиска информации: работа со словарями, библиотечными и электронными каталогами, Интернет).

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, рассуждение, описание). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для всех предметов виды работ (изложение, устное сообщение, сочинение)

Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживания уровня усвоения программного материала в разрезе дидактических единиц. Итоговый контроль предполагает выполнение групповых и индивидуальных проектных заданий.

  1. Планируемые результаты изучения курса

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

10 класс

В результате изучения элективного курса ученик научится понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов).

Создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;
  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и  грамматической синонимии;
  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания.

 Анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;
  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,  грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • эффективно использовать языковые единицы в речи;
  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

11 класс

В результате изучения элективного курса ученик должен знать/понимать:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
  • анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.

  1. Содержание учебного курса

10 класс (34 часа)

Введение (2 часа)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.

Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Практическая работа 1.

Языковые нормы (1 час)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Орфоэпические нормы (1 час)

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

Лексические нормы (3 часа)

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.

Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.

Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Практическая работа 1.

Грамматические нормы (3 часа)

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Практическая работа 1.

Словообразовательные нормы (2 часа)

Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.

Практическая работа 1.

Морфологические нормы (9 часов)

Морфологические нормы русского языка.

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи.

Грамматическое значение, морфологичесике признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний.

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Средства связи предложений в тексте.

Практическая работа 4.

Синтаксические нормы (13 часов)

Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.

Предложение. Порядок слов в предложении.

Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

Простое и сложное предложения.

Построение предложений с однородными членами.

Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений.

Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную.

Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Практическая работа 7. Контрольная работа 1.

11 класс (34 часа)

Орфографические нормы (7 часов)

 ( Практическая работа 2)

     Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.

Практическая работа 2.

Пунктуационные нормы (4 часа)

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм.

Трудные случаи пунктуации.

Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Практическая работа 2.

Текст (4 часа)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Практическая работа 3.

Функционально-смысловые типы речи (5 часов)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Практическая работа 2.

Функциональные стили речи (6 часов)

Функциональные стили, их характеристика.

Признаки стилей речи.

Предупреждение ошибок при определении стиля текста.

Практическая работа 3.

Изобразительно-выразительные средства языка (3 часа)

Речь. Языковые средства выразительности.

Тропы, их характеристика.

Стилистические фигуры.

Практическая работа 2.

Коммуникативная компетенция (5 часов)

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

Практическая работа 2. Контрольная работа 1.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

10 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Общее кол-во

часов

в том числе

Основные виды деятельности учащихся

Формы контроля

Контрольных

работ

Лабораторных, практических работ

11

Введение.

2

1 п/р

Составление таблицы.

Практическая работа

22

Языковые нормы.

1

Языковой анализ текста.

3

Орфоэпические нормы.

1

Редактирование текста, определение орфоэпические нормы русского языка.

4

Лексические нормы.

3

1 п/р

Составление таблицы, алгоритмов.

Практическая работа

5

Грамматические нормы

3

1 п/р

Смысловой и интонационный анализ предложений.

Практическая работа

6

Словообразовательные нормы.

2

1 п/р

Упражнения, синтаксический разбор.

Практическая работа

7

Морфологические нормы.

9

4 п/р

Морфологический разбор.

Практическая работа

8

Синтаксические нормы.

13

1 к/р

7 п/р

Упражнения, синтаксический разбор.

Практическая работа, Контрольная работа

11 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Общее кол-во

часов

в том числе

Основные виды деятельности учащихся

Формы контроля

Контрольных

работ

Лабораторных, практических работ

11

Орфографические нормы.

7

2 п/р

Смысловой и интонационный анализ предложений.

Практическая работа

22

Пунктуационные нормы.

4

2 п/р

Основная мысль текста, проблемы, позиция, аргументы

Практическая работа

3

Текст.

4

3 п/р

Языковой анализ текста.

Практическая работа

4

Функционально-смысловые типы речи.

5

2 п/р

Составление алгоритма.

Практическая работа

5

Функциональные стили речи.

6

3 п/р

Нахождение в тексте  изобразительно-выразительные средства языка.

Практическая работа

6

Изобразительно-выразительные средства языка.

3

2 п/р

Зачетная работа по изученному материалу.

Практическая работа

7

Коммуникативная компетенция.

5

1 к/р

2 п/р

Смысловой и интонационный анализ предложений.

Практическая работа


  1. Лист корректировки и внесения изменений

в рабочую программу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...

рабочая программа элективного курса "Избранные вопросы математики" 9 класс

Программа расчитана на 1 час в неделю, целью которой является подготовка учащихся к ГИА....

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс

Рабочая программа элективного  курса «Избранные вопросы математики» 9 класс...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы по математики» для 10 - 11 классов (базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы по математики»   для 10 - 11 классов (базовый уровень)...

Рабочая программа элективного курса "Избранные вопросы математики", 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Избранные вопросы математики", 11 класс...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» (базовый уровень) для 10 класса

Рабочая программа  элективного курса  «Избранные вопросы математики» (базовый уровень) для 10 класса...