«Поющее сердце России».(Урок-литературное кафе по лирике Есенина)
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Рязанова Елена Руслановна

На этом нестандартном уроке литературы у учителя есть возможность обобщить изученный материал по лирике Сергея Есенина, научить учеников проводить анализ стихотворного текста, работать с критической и библиографической литературой. Такой урок способствует воспитанию у учащихся чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-literaturnoe_kafe_po_lirike_esenina_v_11_klasse.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе.

Тема: «Поющее сердце России».(Урок-литературное кафе по лирике Есенина)

 Цели:

      1.  Выработка навыков анализа лирического текста.

2.  Формирование навыка работы с критической и библиографической литературой.

  1. Развитие навыков выразительного комментированного чтения лирического произведения.
  2. Воспитание в учащихся патриотизма, гуманизма и понимания высокой поэзии.
  3. Развитие речи учащихся.

                 Оборудование.

  1. портрет Сергея Есенина;
  2. творческие работы учащихся;
  3. выставка произведений поэта и критической литературы о его творчестве;.
  4. методическое пособие «Выставка в школе»;
  5. «календарь событий» из жизни и творчества поэта.

                                                   Ход урока.

 1.  Мотивация учебной деятельности.

Учитель знакомит учащихся с темой, целями и задачами урока. Запись эпиграфа к уроку:

                                  И это я!

                                Я, гражданин России,

                                  Которая лишь будет тем и знаменита,

                                  Что здесь когда-то баба родила

                                   Российского скандального поэта.

                                                                        С. Есенин.

                   

      2.  Работа по теме урока.  

Учитель (на фоне лирической мелодии):

                                               Не жалею, не зову, не плачу.

                                               Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

                                               Увяданья золотом охваченный,

                                               Я не буду больше молодым.

                                                * * * *

                               Всё мы, все мы в этом мире тленны,

        Тихо льётся с клёнов листьев медь...

                                   Будь же ты вовек благословенно,

                                   Что пришло процвесть и умереть.

Неодолимо движение времени. Одно поколение сменяется другим. Россия на пороге ХХ века. Живёт по своим законам мир поэзии. На её небосклоне рождаются новые и гаснут уже известные звёзды. Одни из них умирают очень рано, другие горят и светят несколько десятилетий, а  некоторые греют нашу душу и чувства до сих пор. Имя одной такой звезды - Сергей Есенин. Это имя вечно, именно поэтому мы сегодня будем говорить о нём и его стихах ещё раз.

              Учитель отрывает листок «календаря», на котором написано:

                          «Блок научил меня лиричности».

Учитель: Есенин пришёл в литературу чуть позже Александра Блока. Многие современники утверждали, что при своей непохожести их стихов, в них много общего. Согласны ли вы с этим мнением?

                  Сообщение ученика о «родственности» поэзии Блока и Есенина.

      Учитель: Итак, мир поэзии Есенина совсем иной, чем у Блока, но оба поэта основным мотивом своего творчества считали любовь к Родине, к России. Недаром Сергей Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве. Нет поэта без Родины». Лирика Есенина вместила в себя две России? «Русь голубую» и «Русь советскую». Как эти два образа совмещаются в творчестве поэта?

                                         Сообщение ученика.  

      Учитель: Имя Татьяны Фёдоровны Есениной сегодня знает сегодня каждый читающий человек. Она подарила миру талантливого поэта-лирика, который прославил в своих стихах свою деревню, свою Родину, но в первую очередь - свою мать.

      Учитель отрывает листок календаря с надписью «Ты жива ещё, моя старушка...».

      К доске выходит группа учащихся, которые самостоятельно подготовила литературный монтаж, основой которого является стихотворение  Есенина о маме.

      Остальные стихи сочинили ученики.  

      Учитель? Есть мнение, что любовь лечит. Это, действительно, правда, но, кроме того, любовь помогает человеку надеяться и верить. Наверное, поэтому у Есенина много стихов о любви к женщине. Мы уже говорили о них на предыдущих уроках, а сегодня предлагаю вам поучаствовать в мини - викторине.

        Учитель отрывает листок с надписью: «В первый раз запел я про любовь...».

Вопросы викторины:

1. Как называется цикл стихов о любви, название которого связано со страной, в которой Есенин никогда не был?

        Ответ: «Персидские мотивы».

2. Назовите имя женщины, одной из главных героинь этого цикла.

                                                           Ответ: Шаганэ Нерсесовна Тыртырян.

3. Кому посвящены эти строки и откуда они?

                                     Но вы мне по-прежнему милы,

                                     Как родина и как весна.

                                                           Ответ: Лидии Ивановне Кашиной,

                                                                       Строки из поэмы «Анна Снегина».

     Учитель: Бытует мнение, что стихи Есенина трудно анализировать с литературоведческой точки зрения, но мы попробуем сейчас сделать это.

               Ученик анализирует стихотворение, которое ему понравилось.

                 Делает он это по плану анализа лирического произведения.          

Учитель: Многие стихи Есенина переложены на музыку. Песни и романсы на стихи поэта исполняют сегодня популярные певцы: Малинин, Глызин, Юлиан. Недаром Есенина называли «поэтом огромной песенной силы».

                Учитель отрывает листок с надписью: «Поэт огромной песенной силы».

     

Учитель? Вы можете перечислить стихи Есенина, которые стали романсами и песнями.

Ученики:                                    «Отговорила роща золотая»,

                                                    «Белая берёза»,

                                                    «Клён ты мой опавший»,

                                                   «Мне осталась одна забава»,

                                                   «Письмо матери»,

                                                   «Не жалею, не зову, не плачу...»,

                                                   «Я спросил сегодня у менялы...».

                   Трио учащихся исполняет романс «Отговорила роща золотая».

Учитель: Я предоставляю слово критикам, библиографам и рецензентам поэта. Что вы можете сказать о великом рязанском поэте и его творчестве?

                       Учитель отрывает листок, на котором написано следующее:

        «Быть поэтом – это значит...».

        Ученики представляют критические статьи о творчестве поэта.

  1. Обобщение.

Учитель: «Есенин – это вечно!» - так сказал известный поэт Николай Тихонов. Как вы думаете, почему?

                                          Ответ ученика.

Учитель:                Быть поэтом народным –  значит

                                         По-есенински вовсе не лгать.

                                         Знать, что иволга вновь где-то плачет,

                                         Нам об этом успеть рассказать.

                                                       Видеть Родину в цвете малиновом,

                                                       В плащ из золота реки одеть.

                                                       Её силу и славу былинную

                         В крике «Гой ты...» прославить, воспеть.

                                         Со слезами писать о корове,

                                         За собачью погибель страдать.

                                         В добром, нежном и ласковом слове

                                         Утешенья душе не искать.

                                                       Видеть в женщине каждой любимую,

                                                       По-персидски признаться в любви,

                                                       Посвятить её поэму красивую.

                                                       Ну, скажите, а вы бы смогли?

                А он смог, потому что талантлив,

           Потому что такого же нет.

                                         На земле раз в столетье рождается

                                         Настоящий рязанский поэт.

                                                                                               Рязанова А.М.

  1. Итоги урока.
  2. Домашнее задание:

         Написать сочинение – рассуждение на тему «Легко ли быть поэтом в России?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку по творчеству А. С. Есенина. "Букет лирики Есенина"

Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию, материалы для анализа учащихся. Целесообразно сипользовать на уроках по изучению творчества Есенина в 11 классе....

Конспект урока краеведения "Лирика Есенина"

Разработка урока с презентацией...

ЛИТЕРАТУРА Урок- исследование_Изография в лирике Есенина_ 9 класс

Цель урока: выяснить роль художественных средств и цветописи в создании образа Родины в лирике С.А.Есенина. Задачи: образовательные: - организовать поисково-исследовательскую деятельность в работ...

Ранняя лирика Есенина

Лирика С.Есенина...

Ранняя лирика Есенина

Лирика С.Есенина...

Тема Родины в лирике Есенина.

Тема Родины в лирике Есенина....

Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). 10-11 класс

Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). Цель: познакомить обучающихся с фактами биографии поэта, с его произведениями, посвящёнными близким людям. ...