Конспект урока краеведения "Лирика Есенина"
методическая разработка (10 класс) по теме

Разработка урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lirika_esenina.doc33.5 КБ
Office presentation icon lirika_esenina.ppt2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Липецкий венок Есенину

Оборудование: фото поэта, компьютерная презентация.

                                               Эпиграф: «Как прекрасна земля и на ней человек»

С. Есенин.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Здравствуйте ребята! Сегодняшний урок я начну строками Николая Брауна

Слайд               В этом имени – слово «есень»
                         Осень, ясень, осенний цвет
                         Что-то есть в нем от русских песен –
                         Поднебесье, тихие веси
                         Синь берёзы и синь – рассвет
                         Что-то есть в нём от весенней грусти,
                         Юности, чистоты.…

                          Только скажут «Сергей Есенин» -
                         Всей России встают черты!

          Сегодня мы познакомимся с лирикой Есенина, её особенностями,                        совершим небольшое путешествие на его родину в с.

              Константиново под Рязанью, познакомимся с его биографией…

И возложим свой Липецкий венок памяти Есенина.

Слайд         эпиграфом к уроку возьмем слова самого поэта: «Как прекрасна  

                    Земля и на ней человек»

Презентация биография     

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Рязанско – Липецкие поля, где мужики косили, сеяли свой хлеб стали родиной его детства.

Слайд      «Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня весенние в  

                 радугу свивали».

В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грусть и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль. И костер зори, и плеск воды и серебристая луна, и шелест тростника и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отливалась в стихи, полные любви к русской земле, любви к России, женщинам.

Стих-ие «Сторона ль моя, сторонка»    

Презентация                   (о Синельникове Валентине Ивановиче)  

Стих-ие «Клен ты мой опавший»  

Стих-ие «Женщине»    

Анализ: что искал герой?

(Понимание любви) Любовная лирика в творчестве Есенина занимает значительное место. Он страдал о тех кто оказался рядом, но в любимой он не нашел опоры и поддержки. Герой сам через мучения пришел к иному мироощущению.

Несмотря на горечь от того, что не нужен любимой женщине, он готов во всем винить себя и не вмешиваться в ее жизнь.

Стих-ие «Не жалею, не зову, не плачу!»  

Есенин очень любил стихи Омара Хайяма. Поэт мечтал о настоящей любви, о которой писали персидские лирики. В Персии ему побывать не удалось, но он ездил в Грузию, Азербайджан, и впечатления, которые он получил, легли в основу стихов. Любовь у поэта романтична.

Стих-ие « Шагонэ ты моя, Шагонэ»    

Для поэта женщина – настоящий друг, а не только возлюбленная.

Тема стих-ия (тоска по родине)

Отношение к девушке (моя дорогая)

Поэт не говорит о любви к девушке, для него важна духовная близость, поддержка, взаимоотношение. В женщине он видит друга. Тема любви сближается с темой Родины.

 

Слайд               «Ты дала красивые страданья. Про тебя на родине мне петь»

                         «Милая, добрая,  старая, нежная, лучше тебя никого не видал!»

Стих-ие           «Письмо матери»    

А вот еще одна женщина в лирике Есенина – Мать, - которая переживает за сына, ни с кем не делится своей тревогой, не беспокоит и сына тягостными раздумьями. Он узнает о ее переживаниях от кого – то другого. (Пишут мне …)

Поэт относится к матери с большой любовью и называет ее: родная, старушка, помощь и отрада. Он высказывал ей самые лучшие пожелания пусть струится… и просит успокоиться, забыть про тревогу, не грустить. Самое лучшее, чем он может обрадовать мать – это рассказать о своей жизни, а еще лучше приехать домой. Любовь и нежность к матери сочетаются с любовью к своему краю, родительскому дому.

«Низенький, избушка» нежно называет поэт свой дом, мечтая в него вернуться и начать новую жизнь.

Стихотворение: «устал я жить в родном краю»  

Стихотворение: «Не вернусь я в отчий дом»    

Настроение лирики Есенина меняется в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал от Есенина «Родину – рай» и ощущение счастья стало настоящим переживанием.

Многие стихи Есенина стали песнями - романсами. И это вторая жизнь лирики поэта.

«Клен ты мой опавший»

«Письмо матери»

«Отговорила роща золотая»

«Мне осталась одна забава» (песня А. Малинина) и мн. др.

Песня «Москва»      

Подведение итогов урока

Наш урок подошел к концу, и я хочу поблагодарить наших гостей, которые посетили наш урок сегодня и вас, ребята, за то, что помогли подготовить и провести Есенинские чтения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как прекрасна земля и на ней человек» С. Есенин.

Слайд 2

Николай Браун: В этом имени – слово «есень» Осень, ясень, осенний цвет Что-то есть в нем от русских песен Поднебесье, тихие веси Синь берёзы и синь – рассвет Что-то есть в нём от весенней грусти, Юности, чистоты.… Только скажут «Сергей Есенин» - Всей России встают черты!

Слайд 3

Эпиграф «Как прекрасна Земля и на ней человек» С. Есенин.

Слайд 4

Презентация на тему: «С. А. Есенин – биография»

Слайд 5

Вместо предисловия… Прозрение гения… Гениальный поэт… Его романтически-легендарная реально- земная жизнь – всегда напряженно- драматична, контрастно-противоречива, всегда – чудо. Что делать! Пока такой поэт рядом с нами, далеко не всегда мы, его современники, осознаем эту истину.. Лишь со временем понимаем все его историческое и литературное значение.

Слайд 6

Биография С. А. Есенина. Родился в 1895 году, 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

Слайд 7

Село Константиново

Слайд 8

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, маленький Есенин провел с ними все свое детство. Дядья его были ребята озорные и отчаянные. С трёх с половиной лет они посадили его на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Плавать учили, отплыв от берега и бросив его в воду. Когда Сергей подрос, из него очень хотели сделать школьного учителя и отдали в церковно-приходскую школу, по окончании которой он должен был поступить в Московский учительский институт, но этого не случилось.

Слайд 9

Начало творческой жизни Стихи Есенин начал писать рано, но сознательное творчество относил к 16-17 годам. В 18 лет он разослал свои стихи по журналам, но ни один из них не напечатали. Тогда Сергей поехал в Петербург, где его радушно приняли. Там он познакомился с Блоком, Городецким, Клюевым (с которым потом у него завязалась дружба).Увлекался творчеством Блока, Белого, Клюева, а позже – Пушкина. Многому у них учился: «Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности…» В 1919 году опубликовал манифест имажинизма. До революции написал много стихов религиозного содержания. (по автобиографии С. Есенина «О себе»)

Слайд 10

«Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали».

Слайд 12

Валентин Иванович Синельников – создатель, хранитель, директор, экскурсовод и обладатель ещё многих должностей в своём музее Сергея Есенина.

Слайд 13

Валентин Иванович родился 19 июля 1923 года в городе Чераул Башкирии. В 1936 году вместе с родителями переехал в Липецк, на родину отца Ивана Александровича. В 1939 году закончил среднюю школу и поступил учиться, а затем стал работать в Липецкой художественной мастерской.

Слайд 14

О Есенине Валентин Иванович тогда почти ничего не знал. О Есенине в лучшем случае не говорили. Поэтому Синельников на всю жизнь остался благодарен своей учительнице литературы Вере Сергеевне Инжечик за то, что она на своих уроках не стала опошлять образа поэта различными ярлыками, навешанными на него при жизни и ещё больше – после трагической гибели.

Слайд 15

Живя на квартире у своего дяди, Валентин Иванович начал собирать всё, что касалось жизни и творчества Сергея Есенина. Фото с сыном С.А. Есенина – Константином Сергеевичем

Слайд 16

В 1975 году дяди не стало и Валентин Иванович перебирается жить в пятиметровую кухню, потому что в комнате и прихожей размещает прекрасно оформленную экспозицию из собранных материалов: фотографии Сергея Есенина, его родственников, друзей, знакомых, с которыми он неоднократно встречался; тех мест, где поэт родился, вырос, жил и работал; прижизненные издания, статьи, монографии, книги о жизни и творчестве.

Слайд 17

За годы существования частного музея в нём побывали посетители не только из городов всего Советского Союза, но и из многих зарубежных стран.

Слайд 18

«Как прекрасна земля и на ней человек» С. Есенин.

Слайд 19

«Ты дала красивые страданья. Про тебя на родине мне петь» «Милая, добрая, старая, нежная, лучше тебя никого не видал!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...

Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина

Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока...

Конспект урока "Сергей Есенин: жизнь и раннее творчество"

Конспект урока, посвященного биографии Сергея Есенина...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

конспект урока В мастерской Сергея Есенина.Урок творчества

в конспекте представлена методика работы с использованием технологии творческого письма...