Главные вкладки

    Урок литературы в 10 классе по теме "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"
    план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

    Махмутова Любовь Станиславовна

    В данном разделе предоставлен урок литературы по программе Т. Курдюмовой 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tyutchev_2.docx24.97 КБ
    Файл tyutchev_prezentaciya.pptx1.6 МБ

    Предварительный просмотр:

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.
    2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.
    3. На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.
    4. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.

    Оборудование:

    1. Презентация тютчев презентация.pptx
    2. музыкальная композиция «Времена года» П.И.Чайковского;
    3. романс «Я встретил вас».

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Ход урока.

    Сообщения подготовленных учащихся по биографии Ф.И.Тютчева.

    Учитель

    Детство.

        Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга

    В сей день счастливый нежность сына,
    Какой бы дар принесть смогла!
    Букет цветов? – но флора отцвела,
    И луг поблёкнул и долина…

    Учитель

           Юность.

    Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

    Первая любовь.

    Аня Баб.

    Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.

          Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям.

    О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.

    Саша

    Я помню время золотое,
    Я помню сердцу милый край.
    День вечерел; мы были двое;
    Внизу, в тени, шумел Дунай. (наиз. полностью)

       

    Учитель

    За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

         С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

    Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений.

    26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание.

    Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются:

    Звучит романс

    Я встретил вас – и всё былое
    В отжившем сердце ожило;
    Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года

     Диана.

    Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

          Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании

    Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

    Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней

             «Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.

    Руслан

    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний, первый гром…(наиз. До конца)

        Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

     Алеся

    Ещё в полях белеет снег,
    А воды уж весной шумят –
    Бегут и будят сонный брег,
    Бегут и блещут и гласят… (наиз. до конца)

    Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения.

    Леша

    Неохотно и несмело
    Солнце всходит на поля…(наиз. до конца)

     Виталий

    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора …

     Аня Востр. (наиз. до конца)

    Чародейкою Зимою
    Околдован, лес стоит…
    .  

    Учитель

    В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I», на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар. Элеонора мужественно перенесла и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, и спустя некоторое время Элеонора умирает. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.

     Лиля

    Звучат стихи, посвящённые Элеоноре Петерсон.  «Люблю глаза твои, мой друг» наиз.

    Учитель

    В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. В 1844 году возвращается на Родину.

    В минуты душевной радости и впору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина».

     

    Диана

    Звучат стихи, посвящённые Эрнестине Дернберг. «В разлуке есть высокое значенье» наиз.

    Учитель

          Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает.

     Аня Баб. Звучат стихи, посвящённые Елене Денисьевой

    О, как на склоне наших лет
    Нежней мы любим и суеверней…
    Сияй, сияй, прощальный свет
    Любви последней, зари вечерней! (Наиз. до конца

     

    Лиля (выразит. Прочитать слайд)
    Счастлив, кто посетил сей мир
    В его минуты роковые!
    Его призвали все благие,
    Как собеседника на пир.
    Он их высоких зрелищ зритель…

           За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:

         Не плоть, а дух растлился в наши дни,
    И человек отчаянно тоскует…
    Он к свету рвётся из ночной тени
    И, свет обретши, ропщет и бунтует
    .

    А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен:

    Никита:

    Слёзы людские, о слёзы людские,
    Льётесь вы ранней и поздней порой…
    Льётесь безвестные, льётесь незримые
    Неистощимые, неисчислимые, –
    Льётесь, как льются струи дождевые,
    В осень глухую, порою ночной.

    Учитель

    Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить.

    Никита.(выразит. Прочитать со слайда)

    Последние годы жизни.

    С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Чувство одиночества было ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.

    Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года.

    После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением:

    Но муза, правду соблюдая,
    Глядит – а на весах у ней
    Вот эта книжка небольшая,
    Томов премногих тяжелей

    Учитель

    Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.

    Вопросы и задания:

    1. Где и когда родился Ф.И.Тютчев?
    2. Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева?
    3. Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?
    4. Назовите основные темы лирики Тютчева.
    5. «История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».
    6. Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…»?
    7. Кому посвящено стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?
    8. Тютчев любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Найдите подтверждение или опровержение этой мысли в лирике поэта.
    9. Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?
    10. Как личная жизнь поэта связана с его творчеством?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева Урок литературы в 10-м классе.

    Слайд 2

    Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики; На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева. Цели:

    Слайд 3

    Фёдор Иванович Тютчев Детство Юность Первая любовь Теодор и Амалия Природа в лирике Тютчева 1803 -1873 Любовная лирика Тютчева Гражданская лирика Последние годы жизни

    Слайд 4

    Детство Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг , расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга В сей день счастливый нежность сына Какой бы дар принесть смогла! Букет цветов? – но флора отцвела, И луг поблёкнул и долина …

    Слайд 5

    Юность 1)Домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы . 2) Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. 3)После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

    Слайд 6

    Первая любовь Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.

    Слайд 7

    Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям. О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.

    Слайд 8

    Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

    Слайд 9

    С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Многие были здесь знакомы Тютчеву. Но самой радостной встречей для него стала встреча с Амалией, которая с мужем приехала тоже на лечение. Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений. 26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание.

    Слайд 10

    Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются: Я встретил вас – и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло… Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года, имеет посвящение «К.Б.»(Крюденер.Баронессе )

    Слайд 11

    Стихотворение было положено в конце XIX века на музыку С. Донауровым , А. Спирро , Б. Шереметевым, Л. Малашкиным. Однако наибольшую известность романс получил в переложении замечательного певца И.С. Козловского.

    Слайд 12

    Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Весна Лето Осень Зима

    Слайд 13

    Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года. Весна

    Слайд 14

    « Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира. Весна

    Слайд 15

    Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

    Слайд 16

    Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят…

    Слайд 17

    Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения. Лето

    Слайд 18

    Осень

    Слайд 20

    Зима

    Слайд 21

    Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей и страданий. Амалия Лерхенфельд Элеонора Петерсон Эрнестина Дернберг Елена Денисьева Любовь для поэта – и «блаженство», и «безнадёжность», и напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрылась в стихах, посвящённых Е.А.Денисьевой.

    Слайд 22

    В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон .

    Слайд 23

    В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг . В 1844 году возвращается на Родину . Эрнестина Дернберг

    Слайд 24

    Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом . Елена Денисьева

    Слайд 25

    Денисьевский цикл Последняя любовь О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье,-- Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность . Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому ещё не удавалось! О господи!.. И это пережить… И сердце на клочки не разорвалось… *** *** ***

    Слайд 26

    Гражданская лирика Тютчева За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек: Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвётся из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует. Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие, Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель…

    Слайд 27

    А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен : Слёзы людские, о слёзы людские, Льётесь вы ранней и поздней порой …

    Слайд 28

    Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.

    Слайд 29

    Ф.И.Тютчев с семьёй на народном празднике в Овстуге 15 августа 1857 года.

    Слайд 30

    Чувство одиночества было ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни. Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года . После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением : Но муза, правду соблюдая, Глядит – а на весах у ней Вот эта книжка небольшая, Томов премногих тяжелей. Последние годы жизни

    Слайд 31

    Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.

    Слайд 32

    Домашнее задание: Биография А.А. Фета Анализ стихотворений: «Я пришел к тебе с приветом», «Сияла ночь», «Шепот, робкое дыханье»

    Слайд 33

    Всем СПАСИБО за урок!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 10 кл.по теме "Творчество Ф.Тютчева и А.Фета"+ презентация

    Данный материал содержить четыре урока по творчеству Ф.Тютчева и А.Фета ( 10 кл.) Также здесь содержится контрольный урок (задание к сочинению) и дидактический материал ( отрывки из литературоведчески...

    Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

    Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

    Слайдовая презентация к уроку литературы в 10 классе "Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева"

    В презентации представлен материал для проведения урока по теме "Любовная лирика Ф.И.Тютчева"...

    "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)

    Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...

    Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.

    На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...

    Презентация к уроку литературы , 10 класс "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"

    Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.И Тютчева...

    Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»

    Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...


     

    Комментарии

    Бахтин Сергей Федорович

    Любовь Станиславовна!Замечательные материалы.Спасибо!