Главные вкладки

    Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Манянина Нина Алексеевна

     Разработка урока литературы 5 класс.

    Тема: «Устное народное творчество.»

     Образовательная технология: проектное обучение.

    Цели: формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать вариативную природу фольклора; развивать деятельность уч-ся.

    Планируемые результаты:

    Предметные: знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; причины возникновения жанров фольклора.

    Метапредметные УУД:

    Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

    Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

    Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

    Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka_literatury_5_klass.docx913.85 КБ

    Предварительный просмотр:

     Разработка урока литературы 5 класс.

    Тема: «Устное народное творчество.»

     Образовательная технология: проектное обучение.

    Цели: формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать вариативную природу фольклора; развивать деятельность уч-ся.

    Планируемые результаты:

    Предметные: знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; причины возникновения жанров фольклора.

    Метапредметные УУД:

    Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

    Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

    Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

    Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

    Ход урока.

    Организационный момент.

    Учитель:

    Громко прозвенел звонок-

    Начинается урок.

    Ваши ушки на макушке, глазки широко раскрыты.

    Слушайте, запоминайте,

    Ни минуты не теряйте!

    Улыбнулись друг другу,

    Пожелали мысленно удачи.

    Приветствие. В этот хмурый осенний день я хочу пожелать вам радостного настроения. А оно придет к вам тогда, когда вы сделаете много доброго, полезного и узнаете много нового. Этому мы и посвятим наш сегодняшний урок литературы.

    Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

    Учитель. На предыдущих уроках вы времени даром тоже не теряли. Вспомните, как много древнегреческих и древнеславянских мифов мы узнали, иллюстрировали мифы, пересказывали, составляли кроссворды.

    - Стоит ли, по-вашему, изучать мифы своего народа? Почему? Обоснуйте свой ответ.

    ВЫВОД. У того, кто не знает прошлого своего народа, нет настоящего и не будет будущего.

    Введение в тему. Интрига.

    Учитель. Мы часто употребляем на уроках такое выражение: «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится». Но сегодня не вы будете спрашивать друг у друга, а я хочу спросить у вас, знаете ли вы ответы на следующие вопросы:

    - Что на свете слаще всего?

    - Кто на себе дом носит?

    - Ты, да я, да мы с тобой. Много ли нас?

    - Без чего человеку жить нельзя?

    Вы молодцы. Умеете не только спрашивать, но и умно, толково отвечать. А догадались ли вы, как называются мои вопросы? Правильно, это загадки. Вот мы и разгадали интригу. Как вы думаете, чему посвящен будет наш сегодняшний урок? Правильно, устному народному творчеству.

    - Какова задача нашего урока?

    Работа по теме урока.

    Знакомство с понятием «ФОЛЬКЛОР».

    «Учение без размышления бесполезно» (Конфуций). Поразмышляем?

    Произведения УНТ знакомы нам с самых первых дней жизни.

    - Какие виды УНТ вы знаете?

    Это колыбельные песни, пестушки, которые напевают малышам мамы и бабушки уже много столетий, приговорки и потешки (ладушки). Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать небылицы, скороговорки. В речи каждого человека можно услышать пословицы и поговорки. (ПРИМЕР). Всё это – произведения УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «Народная мудрость». Понимают это слово по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство: танцы, музыку, плетение кружев, вышивание, резьбу по дереву, лаковую миниатюру и т. д.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.

    Составление КЛАСТЕРА

    СВОЙСТВА ФОЛЬКЛОРА

    Важнейшие особенности Ф. – коллективность, устная форма бытования, традиционность. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, передавая традиции народа. Автором их можно считать весь народ.

    2. Понятие «Малые жанры фольклора» - загадки, скороговорки, пословицы, поговорки; лаконичны, ритмичны, легко запоминаются.

    Вариативность фольклора – сказки (зависит от лексического запаса, воображения, речи рассказчика).

    Привязанность к определённой ситуации.

    Люди, сочинявшие фольклорные произведения, есть у всех народов (русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские акыны, кавказские ашуги, французские трубадуры).

    Произведения УНТ, например, сказка, должна сказываться, как песня поётся.

    Закрепление.

    - Что называется фольклором?

    Учебная проблема:

    - Я считаю, что в наш компьютерный век произведения УНТ не нужны. Убедите меня в обратном.

    VI. Блиц – турнир по сказкам.

    Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?

    Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку?

    Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь?

    Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля?

    Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием?

    Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости?

    Назовите магическое число в русских сказках.

    Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса?

    Какие реки текут в сказках?

    Где живёт сказочный царь?

    Подведение итогов урока (рефлексия)

    - Почему в глубокой древности люди сочиняли сказки, загадки, пословицы? (так выражалось представление людей о жизни)

    - Почему Ф. является неиссякаемым источником истинной мудрости?

    VIII. Домашнее задание. Стр. 45(Задания 1 – 5); прочитать сказку «Горшеня»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

    Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

    Контрольная работа №1 по темам "Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века" для 5 класса по учебнику В.Я.Коровиной

    Контрольная работа по темам "Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века" может быть использована в качестве проверки знаний учащихся, полученных в результате изучения дан...

    Урок-праздник по теме «Устное народное творчество».«Серебряное донце, золотое веретёнце».

    Урок-праздник по теме «Устное народное творчество». «Серебряное донце, золотое веретёнце». Цель:1)проверка полученных знаний по теме «Устное народное творчество», 2) закрепление навыков выразительн...

    Урок литературы в музее "Устное народное творчество"

    Музейный урок помогает учащимся увидеть и осознать красоту и неповторимость народного творчества  как основного источника для развития культуры и искусства русского народа, способствует воспитани...

    Разработка урока литературы по теме "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. "Размышления у парадного подъезда"

    Разработка содержит материал для знакомства с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова....

    Контрольная работа по литературе 7 класс. Тема: "Устное народное творчество"

    Материал проверяет усвоение темы "Устное народное творчество". Контрольная работа состоит из 2 блоков:I.  Задания, направленные на проверку теоретических знанийII. Задания на проверку у...