Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: "Устное народное творчество"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мельникова Евгения Николаевна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_v_6_klasse_na_temu.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 им. А.И.Колдунова

Московская область Ногинский район г. Электроугли ул. Маяковского д. 34

тел. 8-496-513-21-39

Конспект урока по литературе

в 6 классе на тему:

"Устное народное творчество"

Автор работы: Мельникова Евгения Николаевна

учитель русского языка и литературы

1989 года рождения

стаж работы - 3 года

тел. 8-926-437-03-77

e-mail: evgenia15614@yandex.ru

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему:

«Устное народное творчество».

Цели урока:

  • Закрепить имеющиеся знания о жанрах устного народного творчества, расширить представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства.
  • Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству.
  • Воспитывать в каждой личности  необходимость  отстаивать свою точку зрения.

Методы и формы работы:

  • Групповая работа
  • Коллективная работа учителя с классом
  • Работа с текстом

Образовательные технологии:

  • Развивающее обучение
  • Технология коллективной мыследеятельности (К.Я.Вазина)
  • Диалоговая технология
  • Информационная (компьютерная) технология
  • Групповая технология

   Подготовительный этап к уроку:

1. Карточки с заданиями и дополнительным материалом

2. Подбор музыкальных произведений

3. Постановка танцевальной композиции

4. Работа над народными костюмами

5. Парты в кабинете расставлены соответствующим образом для групповой работы.

6. Класс делится на 4 группы

Ход урока:

Подлинную историю народа нельзя знать,

не зная устного народного творчества.
М. Горький.

I. Вступительное слово учителя

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в далекое-далекое прошлое! В то время, когда люди еще не умели ни читать, ни писать, а передавалось все устной форме. Но сказки, песни и загадки не забылись и не пропали. Они бережно передавались друг другу из уст в уста, от родителей к детям. Так они дошли и до нас. (Слайд № 1)

II. Актуализация знаний учащихся.

- Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Слайд № 2)

- Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Слайд № 3)

- Одним из жанров устного народного творчества является пословица. Что из себя представляет пословица? (Слайд № 4)

- Как вы думаете, что хотел передать народ другим поколениям пословицами? (Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц. Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни)

- А Какие характерные черты пословиц вы знаете? (Слайд № 5)

- Следующий жанр, который мы с вами рассмотрим, знаком вам с самого детства – это загадки. (Слайд № 6)

- Они возникли в глубокой древности. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и всё это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа казалась одушевленной, разумной и враждебной. Поэтому ее необходимо было задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе.

- Кто мне расскажет, как строится загадка? (Слайд № 7)

- Ребята, давайте посмотрим фрагмент из одного мультфильма. Скажите, пожалуйста, какой жанр УНТ в нем представлен? (Слайд № 8)

-  Давайте вспомним, что такое частушка? (Слайд № 9)

-  Какие виды частушек вы знаете? (Слайд № 10)

- Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, о каком жанре устного народного творчества идет речь? (Слайд № 11)

- Что из себя представляют скороговорки? (Слайд № 12)

Скороговорки учат четко и правильно произносить слова, говорить чисто и понятно, поэтому их так и называли – «чистоговорки». Создатели скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок преодолевал трудности произношения с удовольствием, поэтому картины жизни в них часто вызывают смех, улыбку.(Слайд № 13)

III. Работа в группах.

 

- Я думаю, что вы заметили, что весь класс разделен на группы. И для  каждой группы я приготовила свое задание. Но выбрать вы его сможете только при помощи считалки.

(Один представитель от группы выходит к столу, где лежат карточки с заданиями, и с помощью считалки выбирает задание для своей группы)

 

Во время групповой работы учитель направляет и помогает учащимся достигнуть поставленные цели.

В процессе работы учитель вырабатывает несколько ключевых компетенций:

  • вырабатывает коммуникативные навыки;
  • учит делать выбор, акцентируя внимание на главном;
  • учит толерантности, терпимости к мнениям и взглядам других.

 - А теперь давайте посмотрим, справились ли вы с заданием?

(Учащиеся представляют результат работы).

IV. Реализация домашнего задания.

- Русский народ богат народным творчеством, и это касается не только устного народного творчества. В песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве отражается творческая деятельность народа, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье.

- Наиболее полно русская душа раскрылась в песнях. Одна из групп заранее разучила и подготовила для нас русскую народную песню, которая называется "Ой, по над Волгой".

                                     (Выступление группы)

- Творческий задор и неуемная энергия воплотилась в русском народном танце. Давайте посмотрим, как другая группа подготовила небольшой фрагмент русского народного танца.

                                    (Выступление группы)

- Издавна женщины на Руси занимались рукоделием - своими руками украшали жилище, шили и вязали для себя, мужа, детей. А есть ли рукодельницы в нашем классе?

                           (Демонстрация народного костюма)

- Невозможно представить жизнь русского человека без шумных празднеств и веселых хороводов. А какие еще существовали традиции на Руси  и как они отмечались, расскажет нам четвертая группа. (Так как урок проводится осенью, то сделан акцент на осенние традиции).

(Отсчёт осенних дней начинался в августе, поскольку приходила главная забота земледельца – уборка хлебов. Чтобы жатва была скорой, а труд – без усталости, зачин поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице.

Наши предки трижды встречали осень. В первый день сентября – первый праздник встречи осени – первые осенины. В восьмой день – вторые осенины, а третьи – на Воздвиженье, когда хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлёт пошла (двинулась).

Осень-пора молодёжных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи зимы.

На Руси с днём памяти Святого Симеона Столпника совпадало окончание старого года и начало нового, отчего преподобный Симеон получил название «летопроводца». До известного Указа Петра I, перенесшего празднование Нового года на 1 января, день Святого Симеона был первым днём Нового года).

V. Подведение итогов урока.

- Во времена, когда не было письменности, всю информацию люди передавали друг другу устно. Однако со временем произведения устного народного творчества стали тщательно собирать и записывать. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что созданные народом жанры устного народного творчества раскрывают философию народа, его неугасающую со временем веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом.

Приложение:

1 группа. Работа с пословицами.

Каждая  часть пословицы   написана  на отдельной  полоске  бумаги.  Разложите полоски бумаги так, чтобы можно было  прочитать  пословицу.

Друзьями хвались,

но и сам в хвосте не плетись.

Дерево держится корнями,

а человек друзьями.

Лучше друг верный,

чем камень драгоценный.

Нет друга - ищи,

нашёл - береги.

Не тот друг, кто мёдом мажет,

а тот, кто правду в глаза скажет.

Друг за друга держаться -

ничего не бояться.

Добро потеряешь - опять наживёшь,

друга потеряешь - уже не вернёшь.

2 группа. Работа с загадками.

Отгадайте загадки.

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.
                     (Мухомор)

Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет -
Рухнул мост, и щепок нет.
                                 (Радуга)

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
                          (Осенью)

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
                           (Собака)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.
                                 (Роса)

3 группа. Работа с частушками.

Придумайте частушки.

  1. ________________ ногой
    ________________ другой,
    ________________ топочу,
    ________________ хочу!      

  1. ______________ на печи,
    ______________ калачи.
    ______________ мышки
    ______________ пышки.

  1. _____________ окошке,
    _____________ на кошке,
    _____________ подъезжать
    _____________ удержать.

   

4 группа. Работа со скороговорками.

Скороговорки для этого задания вы должны сначала сами придумать, а потом четко и быстро произнести. Сочинить скороговорки вам помогут картинки: Роза, береза, гриб.

Кошка, матрешка, машина.

(Варианты скороговорок:  Гриб и роза росли под березой. В машине по дорожке едут матрешка и кошка).

Русская народная песня "Ой, по над Волгой!"

Ой, по над Волгой леса зеленеют,
Вешние ветры над пашнями веют.
Вдаль над рекой песня летит,
Русская ширь в песне звучит.

Дуй ветерок, песню неси!
Пусть ее слышат все на Руси! (2 раза)



Ты словно море весной широка
Наша красавица Волга- река.
Пусть над рекой песня летит,
Русская ширь в песне звучит.


Вольно легла ты от края до края,
Наша Отчизна- Россия родная.
Новым путем к счастью идет
Наш богатырь- русский народ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

Конспект урока чтения в 5 классе по теме "Дух народный в сказке П.П.Ершова "Конек-горбунок"

Учебник чтения 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида предполагает знакомство детей не только с народными сказками, но и с литературными. Дети знакомятся с творче...

Конспект урока по литературе 10 класс Н.А.Некрасов Жизнь и творчество

Конспект урока по литературе Н.А.Некрасов Жизнь и творчество...

План-конспект урока изо в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)...

Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме "Масленица - народный праздник" и самоанализ урока

Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме "Масленица - народный праздник" и самоанализ урока....

"Жизнь и творчество Н.В. Гоголя" План-конспект урока по литературе 9 класс

Цель урока:1 Подчеркнуть место творчества Н. В. Гоголя в русской мировой литературе;2 Организовать деятельность обучающихся для обобщения по творчеству Гоголя;3 Воспитывать интерес к творческим и жизн...