Главные вкладки

    Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: "Устное народное творчество"
    план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

    Мельникова Евгения Николаевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_literature_v_6_klasse_na_temu.docx29.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 им. А.И.Колдунова

    Московская область Ногинский район г. Электроугли ул. Маяковского д. 34

    тел. 8-496-513-21-39

    Конспект урока по литературе

    в 6 классе на тему:

    "Устное народное творчество"

    Автор работы: Мельникова Евгения Николаевна

    учитель русского языка и литературы

    1989 года рождения

    стаж работы - 3 года

    тел. 8-926-437-03-77

    e-mail: evgenia15614@yandex.ru

    Конспект урока по литературе в 6 классе на тему:

    «Устное народное творчество».

    Цели урока:

    • Закрепить имеющиеся знания о жанрах устного народного творчества, расширить представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства.
    • Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
    • Воспитывать любовь к народному творчеству.
    • Воспитывать в каждой личности  необходимость  отстаивать свою точку зрения.

    Методы и формы работы:

    • Групповая работа
    • Коллективная работа учителя с классом
    • Работа с текстом

    Образовательные технологии:

    • Развивающее обучение
    • Технология коллективной мыследеятельности (К.Я.Вазина)
    • Диалоговая технология
    • Информационная (компьютерная) технология
    • Групповая технология

       Подготовительный этап к уроку:

    1. Карточки с заданиями и дополнительным материалом

    2. Подбор музыкальных произведений

    3. Постановка танцевальной композиции

    4. Работа над народными костюмами

    5. Парты в кабинете расставлены соответствующим образом для групповой работы.

    6. Класс делится на 4 группы

    Ход урока:

    Подлинную историю народа нельзя знать,

    не зная устного народного творчества.
    М. Горький.

    I. Вступительное слово учителя

    - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в далекое-далекое прошлое! В то время, когда люди еще не умели ни читать, ни писать, а передавалось все устной форме. Но сказки, песни и загадки не забылись и не пропали. Они бережно передавались друг другу из уст в уста, от родителей к детям. Так они дошли и до нас. (Слайд № 1)

    II. Актуализация знаний учащихся.

    - Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Слайд № 2)

    - Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Слайд № 3)

    - Одним из жанров устного народного творчества является пословица. Что из себя представляет пословица? (Слайд № 4)

    - Как вы думаете, что хотел передать народ другим поколениям пословицами? (Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц. Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни)

    - А Какие характерные черты пословиц вы знаете? (Слайд № 5)

    - Следующий жанр, который мы с вами рассмотрим, знаком вам с самого детства – это загадки. (Слайд № 6)

    - Они возникли в глубокой древности. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и всё это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа казалась одушевленной, разумной и враждебной. Поэтому ее необходимо было задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе.

    - Кто мне расскажет, как строится загадка? (Слайд № 7)

    - Ребята, давайте посмотрим фрагмент из одного мультфильма. Скажите, пожалуйста, какой жанр УНТ в нем представлен? (Слайд № 8)

    -  Давайте вспомним, что такое частушка? (Слайд № 9)

    -  Какие виды частушек вы знаете? (Слайд № 10)

    - Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, о каком жанре устного народного творчества идет речь? (Слайд № 11)

    - Что из себя представляют скороговорки? (Слайд № 12)

    Скороговорки учат четко и правильно произносить слова, говорить чисто и понятно, поэтому их так и называли – «чистоговорки». Создатели скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок преодолевал трудности произношения с удовольствием, поэтому картины жизни в них часто вызывают смех, улыбку.(Слайд № 13)

    III. Работа в группах.

     

    - Я думаю, что вы заметили, что весь класс разделен на группы. И для  каждой группы я приготовила свое задание. Но выбрать вы его сможете только при помощи считалки.

    (Один представитель от группы выходит к столу, где лежат карточки с заданиями, и с помощью считалки выбирает задание для своей группы)

     

    Во время групповой работы учитель направляет и помогает учащимся достигнуть поставленные цели.

    В процессе работы учитель вырабатывает несколько ключевых компетенций:

    • вырабатывает коммуникативные навыки;
    • учит делать выбор, акцентируя внимание на главном;
    • учит толерантности, терпимости к мнениям и взглядам других.

     - А теперь давайте посмотрим, справились ли вы с заданием?

    (Учащиеся представляют результат работы).

    IV. Реализация домашнего задания.

    - Русский народ богат народным творчеством, и это касается не только устного народного творчества. В песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве отражается творческая деятельность народа, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье.

    - Наиболее полно русская душа раскрылась в песнях. Одна из групп заранее разучила и подготовила для нас русскую народную песню, которая называется "Ой, по над Волгой".

                                         (Выступление группы)

    - Творческий задор и неуемная энергия воплотилась в русском народном танце. Давайте посмотрим, как другая группа подготовила небольшой фрагмент русского народного танца.

                                        (Выступление группы)

    - Издавна женщины на Руси занимались рукоделием - своими руками украшали жилище, шили и вязали для себя, мужа, детей. А есть ли рукодельницы в нашем классе?

                               (Демонстрация народного костюма)

    - Невозможно представить жизнь русского человека без шумных празднеств и веселых хороводов. А какие еще существовали традиции на Руси  и как они отмечались, расскажет нам четвертая группа. (Так как урок проводится осенью, то сделан акцент на осенние традиции).

    (Отсчёт осенних дней начинался в августе, поскольку приходила главная забота земледельца – уборка хлебов. Чтобы жатва была скорой, а труд – без усталости, зачин поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице.

    Наши предки трижды встречали осень. В первый день сентября – первый праздник встречи осени – первые осенины. В восьмой день – вторые осенины, а третьи – на Воздвиженье, когда хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлёт пошла (двинулась).

    Осень-пора молодёжных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи зимы.

    На Руси с днём памяти Святого Симеона Столпника совпадало окончание старого года и начало нового, отчего преподобный Симеон получил название «летопроводца». До известного Указа Петра I, перенесшего празднование Нового года на 1 января, день Святого Симеона был первым днём Нового года).

    V. Подведение итогов урока.

    - Во времена, когда не было письменности, всю информацию люди передавали друг другу устно. Однако со временем произведения устного народного творчества стали тщательно собирать и записывать. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что созданные народом жанры устного народного творчества раскрывают философию народа, его неугасающую со временем веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом.

    Приложение:

    1 группа. Работа с пословицами.

    Каждая  часть пословицы   написана  на отдельной  полоске  бумаги.  Разложите полоски бумаги так, чтобы можно было  прочитать  пословицу.

    Друзьями хвались,

    но и сам в хвосте не плетись.

    Дерево держится корнями,

    а человек друзьями.

    Лучше друг верный,

    чем камень драгоценный.

    Нет друга - ищи,

    нашёл - береги.

    Не тот друг, кто мёдом мажет,

    а тот, кто правду в глаза скажет.

    Друг за друга держаться -

    ничего не бояться.

    Добро потеряешь - опять наживёшь,

    друга потеряешь - уже не вернёшь.

    2 группа. Работа с загадками.

    Отгадайте загадки.

    Он в лесу стоял,
    Никто его не брал,
    В красной шапке модной,
    Никуда не годный.
                         (Мухомор)

    Приказало солнце: стой,
    Семицветный мост крутой!
    Тучка скрыла солнца свет -
    Рухнул мост, и щепок нет.
                                     (Радуга)

    Дни стали короче,
    Длинней стали ночи,
    Кто скажет, кто знает,
    Когда это бывает?
                              (Осенью)

    Заворчал живой замок,
    Лёг у двери поперёк.
    Две медали на груди.
    Лучше в дом не заходи!
                               (Собака)

    Утром бусы засверкали,
    Всю траву собой заткали.
    А пошли искать их днём,
    Ищем, ищем - не найдём.
                                     (Роса)

    3 группа. Работа с частушками.

    Придумайте частушки.

    1. ________________ ногой
      ________________ другой,
      ________________ топочу,
      ________________ хочу!      

    1. ______________ на печи,
      ______________ калачи.
      ______________ мышки
      ______________ пышки.

    1. _____________ окошке,
      _____________ на кошке,
      _____________ подъезжать
      _____________ удержать.

       

    4 группа. Работа со скороговорками.

    Скороговорки для этого задания вы должны сначала сами придумать, а потом четко и быстро произнести. Сочинить скороговорки вам помогут картинки: Роза, береза, гриб.

    Кошка, матрешка, машина.

    (Варианты скороговорок:  Гриб и роза росли под березой. В машине по дорожке едут матрешка и кошка).

    Русская народная песня "Ой, по над Волгой!"

    Ой, по над Волгой леса зеленеют,
    Вешние ветры над пашнями веют.
    Вдаль над рекой песня летит,
    Русская ширь в песне звучит.

    Дуй ветерок, песню неси!
    Пусть ее слышат все на Руси! (2 раза)



    Ты словно море весной широка
    Наша красавица Волга- река.
    Пусть над рекой песня летит,
    Русская ширь в песне звучит.


    Вольно легла ты от края до края,
    Наша Отчизна- Россия родная.
    Новым путем к счастью идет
    Наш богатырь- русский народ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

    Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....

    План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

    Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

    Конспект урока чтения в 5 классе по теме "Дух народный в сказке П.П.Ершова "Конек-горбунок"

    Учебник чтения 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида предполагает знакомство детей не только с народными сказками, но и с литературными. Дети знакомятся с творче...

    Конспект урока по литературе 10 класс Н.А.Некрасов Жизнь и творчество

    Конспект урока по литературе Н.А.Некрасов Жизнь и творчество...

    План-конспект урока изо в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

    Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)...

    Конспект урока музыки для 2 класса на тему "Оркестр народных инструментов и духовых "

    Знамство с оркестром народных инструментов и духового оркестра, дать представление о инструментах народного оркестра и духового , повторить что такое  оркестр; определить состав оркестра....

    Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме "Масленица - народный праздник" и самоанализ урока

    Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме "Масленица - народный праздник" и самоанализ урока....