Урок-праздник по теме «Устное народное творчество».«Серебряное донце, золотое веретёнце».
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Алимасова Татьяна Вячеславовна
Урок-праздник по теме «Устное народное творчество». «Серебряное донце, золотое веретёнце». Цель:1)проверка полученных знаний по теме «Устное народное творчество», 2) закрепление навыков выразительного чтения. Задачи урока: 1)работа над словом, знакомство с фольклорными обрядами. 2)развитие речи учащихся, 3)воспитание интереса к традициям своей страны, к прошлому русского народа. 4)воспитание интереса к урокам литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-prazdnik.doc37 КБ
Microsoft Office document icon zhena.doc31 КБ
Microsoft Office document icon kak_starik_domovnichal.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-праздник по теме «Устное народное творчество».

«Серебряное донце, золотое веретёнце».

Цель:1)проверка полученных знаний по теме «Устное народное творчество»,

2) закрепление навыков выразительного чтения.

Задачи урока:

1)работа над словом, знакомство с фольклорными обрядами.

2)развитие речи учащихся,

3)воспитание интереса к традициям своей страны, к прошлому русского народа.

4)воспитание интереса к урокам литературы.

Оборудование:

1)иллюстрации к сказкам, рисунки учащихся,

2)костюмы в русском народном стиле,

3)реквизит, необходимый к сказке «Старуха-доказчица»,

4)корзина, клубок, иголка,

5)стол, приготовленный для чаепития, с традиционными русскими пирогами, сушками, пряниками, бубликами.

                Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

 Сегодня у нас необычный урок, урок-праздник, мы заканчиваем изучение раздела «Устное народное творчество» и подводим итоги, выясняем какие сведения их этой области вы получили. Моими помощниками сегодня будут ведущие и исполнитель роли Яши.

Ведущая: Здравствуйте, ребята. Мне хочется рассказать вам одну удивительную историю. Однажды вечером у себя дома я услышала какие-то странные звуки, будто кто-то ходил маленькими ножками в моём шкафу. Я тихонько открыла дверцу. В полутьме, точно чьи-то глаза, светились два огонька. «Кто там?» – спросила я.

Яша (появляется из-за ширмы). Это я, Яша.

Ведущая. Откуда ты и кто такой?

Яша. Называют меня суседкой. Из сказки я, из старины далёкой, русской, значит, и дело моё сказочное.

Ведущая. Как же ты здесь оказался?

Яша. Да сам не знаю. Жил я в большом деревянном доме. В доме том жили со мной кошка Мурка, пёс  Полкан, бабушка Арина и дедушка Федот.

Ведущая. Чем же ты-то в доме том занимался?

Яша.  Я жил не тужил, с Муркой в прятки играл. Но больше всего я любил, когда бабушка держала в руках что-то круглое и мягкое, немного мохнатое. Когда бабушка уходила, я с ним играл. Оно не живое, а прыгает!

Ведущая. Мне кажется, ребята знают, как зовут твоего друга. О нём ещё загадка придумана. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. Что это?

Ответы из зала (клубочек).

Яша (радостно). Точно, клубок! Хвостик у него тоненький, а за хвост не потянешь – весь размотается!

Ведущая (достаёт из корзины клубок). Во многих сказках клубок путь героям указывает. Знаете ли вы, ребята, какие это сказки?

Ответы из зала.

Ведущая. А знаешь ли, Яша, почему русские люди так много сказок да загадок про клубок придумали?

Яша. Нет. Правда,  почему?

Ведущая. В давние времена верили, что ходит по земле богиня Макошь. Ходит она по земле невидимая, босая, с распущенными волосами, в длинной рубашке без пояса. Из кудели она прядёт нити и в клубочек сматывает. Не простые те нити – волшебные. Это нити  судьбы человеческой. Только в обычной жизни клубочек не виден, а в сказках он становится видимым. Если у человека доброе сердце и дела он делает добрые, то клубочек разматывается и человеку дорогу указывает к счастливой жизни. А если у человека на душе обида да зависть, то ниточка рвётся, путается, и в жизни у человека всякие неприятности случаются.

Яша. Так вот что значит – клубочек! И ещё в старых сказках всегда – где ниточка, там и иголочка.

Ведущая. Правильно, Яша. Недаром иглу всегда называли ласково: игла-мастерица, игла-помощница. А вот изготовить иглу совсем не просто. Как это делают?

Ответ из зала.

Специальную игольную проволоку режут, заготовки точат, заостряют, шлифуют, закаляют. Это очень кропотливая работа. Она всегда высоко ценилась

Яша. Интересно, из чего была сделана самая первая иголка? Когда попали в Россию стальные сестрицы современных иголок?

Ответы из зала.

Ведущая. Верно, ребята, верно. Давайте обобщим наши ответы. Первыми иглами пользовались первобытные люди, делали их из острых рыбьих костей или костей животных. Стальные же иглы появились лишь в четырнадцатом веке в Европе, а в Россию были завезены только в семнадцатом столетии из Германии.

Ведущая. Работали раньше день-деньской, и даже вечером, когда на улице уже темно становилось. Наступали холода, в печке огонь зажигали. В переднем углу светец ставили.  Лучину жгли.

Яша. А когда же  люди в гости ходили, с подругами, друзьями встречались? Работу ведь нельзя было бросать? Как назывались такие вечера?

Ответ из зала (посиделки).

Ведущая. А работу и не бросали. Девушки брали с собой донца, веретёнца, собирались вечером в одной избе. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие.

Яша. А парни как же?

Ведущая. И парни приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто упряжью конской занимался.

Яша. А что ещё делали на таких посиделках?

Ответы из зала (пели песни,  плясали, рассказывали сказки, в игры играли).

И мы сейчас послушаем сказку. Исполнители будут читать её по ролям. Сказка «Как старик домовничал».

Задание зрителям.

Определите тип сказки, докажите почему.

Ведущая. А теперь послушаем загадки. Скороговорки, пословицы и поговорки. Это малые фольклорные жанры.

Яша. Пришёл черёд инсценированной сказки.

Сказка «Старуха-доказчица».

Задание зрителям.

Оцените игру актёров, кто больше всего соответствовал роли и почему. Определите тип сказки. Кто вышел победителем?

Ведущий.

Теперь хотелось бы послушать исполнение народной песни (подготовленные учащиеся исполняют песню).

Яша. Люди не только работать, Но и отдыхать умели.

Ведущая. Это ты верно сказал. Делу время – потехе час! Много крестьяне работали: весной землю пахали, рожь-пшеницу сеяли, летом сено запасали, осенью урожай убирали. Зима приходит, вечера долгие, печь горячая, блины да оладьи вкусные, каша с маслом – можно и праздновать!

 На нашем празднике лучшими участниками были исполнители сказок и другие ребята (назвать фамилии). Замечательно выступили ведущие и Яша. Молодцы, спасибо за сотрудничество.

Яша. И теперь мы можем закончить наши посиделки чаепитием с традиционными русскими пирогами, сушками, пряниками, блинами.

Литература.

  1. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.»/О.А.Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 320 с, стр.65 – 72.
  2. Константинова М., Петрова М., Юрьева М. Школьный год – без хлопот. (Сценарии школьных праздников –Ростов–на-Дону: издательство «Феникс», 2000. – 384 с, стр. 32 – 38.


Предварительный просмотр:

ЖЕНА-ДОКАЗЧИЦА

Русская народная сказка

Жил старик со старухою; сбили они на реке заезочек1 и заложили по мордочке2. Пошли домой; на дороге увидала старуха клад и давай всем рассказывать. Что с ней делать? Вздумал старик пошутить над старухою, пошел в поле, поймал зайца и отправился на реку морды смотреть; вынул одну — а в ней щука попалась. Он щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох. Воротился домой и зовет старуху горох крючить (то есть снимать с поля). Вот собрались и поехали. Дорогою старик начал сказывать:

—        Люди говорят, что нынче рыба в полях живет, а в во
дах зверь поселился.

—        Что ты, старик!
Приехали в поле.

—        Вот правда и есть! — закричал старик. — Погляди,
старуха, щука-то в горох заползла!

—        Лови ее!

Старик взял щуку, положил в пестерёк3.    — Пойдем-ка теперь на реку, не попалось ли чего в морды? Достал морду:

—        Ах, старуха, ведь люди-то правду сказывают! Погля
ди, заяц попал!

  • Держи его крепче, а то, пожалуй, опять в воду нырнет! Взял старик зайца.
  • Ну, — говорит, — поедем клад добывать. Забрали все деньги и поехали домой. Дорогою усмотрела

старуха, что в стороне медведь корову рвет, и говорит:

—        Эй, старик, погляди-ка, медведь корову рвет.

—        Молчи, жена! Это черт с нашего барина шкуру дерет.
Приехали ко двору: старик пошел деньги прятать, а ста
руха побежала рассказать соседке; соседка рассказала дво
рецкому, а дворецкий барину. Барин призвал старика:

    — Ты клад нашел?     — Никак нет.

—        Твоя старуха сказала.

  • Да, пожалуй, ей врать не впервой! Послал барин за старухою:
  • Что, старуха, нашли вы клад?
  • Нашли, батюшка!
  • Как же ты, старик, говоришь, что нет?
  • Что ты врешь, глупая баба! Ну, где мы клад нашли?

  • Как — где? В поле; еще в то время щука в горохе плавала, а заяц в морду попал.
  • Врешь ты, старая кочерга! Где это видано, чтобы рыба в поле жила, а заяц в воде плавал?
  • Ну вот, позабыл! Еще в то самое время черт с нашего барина шкуру драл...

Барин хлоп ее по уху:

  • Что ты бредишь, подлая! Когда черт с меня шкуру драл
  • Да, таки драл, ей-богу, драл!

        

Барин рассердился, велел принесть розог и заставил при себе ее наказывать. Растянули ее, сердечную, и начали потчевать; а она знай себе — и под розгами то же сказывает. Барин плюнул и прогнал старика со старухою.

Литература: В мире литературы. 5 кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват учеб, заведений. В 2 ч. Ч.1/Авт.-сост. А.Г.Кутузов, В.В.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – М.: Дрофа, 1995. – 224 с.: ил.; стр.36 – 38.

1Заёзочек — приспособление для рыбной ловли.

2Морда — рыболовная снасть в виде сачка.

3 Пестерёк — берестяная корзина.



Предварительный просмотр:

КАК  СТАРИК ДОМОВНИЧАЛ

Один старик все ругал свою жену:

—        Вот,— говорит,— я пашу, у меня работа тяже
лая, а ты дома сидишь, ничего не делаешь.

А она говорит:

—        Ну что ж, давай поменяемся: я пахать поеду,
а ты дома оставайся, тут дела немного, ты и от
дохнешь.

Так и сделали: она в поле поехала, а старика дома оставила. А дела дала ему совсем мало: хлебы испечь, масло сбить да клушку с цыплятами покараулить. Вот и все, всего три дела.

Остался старик дома. Хочется ему поскорее все дела переделать. Вот он всех цыплят на одну ниточку к клушке привязал, чтобы коршун не утащил, хлебы замесил, печку истопил, посажал в печку хлебы, а сам сел масло сбивать. Бьет он масло, услыхал— клушка кричит. Он выбежал, видит — понес коршун всех цыплят вместе с клушкой. Они все на одной ниточке привязаны, ну, коршун всех и потащил. Старик думает: «Он далеко не улетит, ему тяжело, где-нибудь сядет». И вот он пахталку на спину привязал и побежал за коршуном. Думал так: «Пока я бегаю, масло-то и собьется. Два дела сделаю: и коршуна догоню, и масло собью».

Бегал старик за коршуном, бегал, споткнулся да упал, пахталка разбилась, сметана по земле потекла. И цыплят не отнял и сметану пролил. Вот тебе и два дела! Ну, что же делать? Надо идти домой.

Пришел старик домой. Надо хлебы вынимать. Заглянул в печку, а хлебы-то в уголь сгорели. Нахозяйничал старик: цыплят у него коршун утащил, сметану пролил, хлебы сгорели. Плохое дело. Жена приедет— что ей сказать? И надумал старик: «Хоть цыплят до нее высижу, поменьше ругаться будет». Положил он яиц в кошелку, залез в подпечку и сел цыплят  высиживать.

Вот приехала старикова жена с поля, стала лошадь выпрягать, сама думает: «Что же старик плохо встречает? Хоть бы лошадь выпряг». Прибрала она лошадь, идет в избу. Старика нет, а под печкой клушка клохчет. Она поглядела, а там не клушка, а старик. Она его вытащила, стала спрашивать:

— Давай сказывай, что ты дома делал?

Стал старик рассказывать. И тут уж старикова жена увидала, что у ее старика ничего с домашними делами не получается.

И все у них пошло, как и прежде: старик пашет, а старуха дома со всеми делами управляется. Только с  тех  пор перестал старик жену за безделье ругать.

Литература: Русские народные сказки /Сост. и вступит. Ст. В.П.Аникина; Ил. М.Д.Бирюкова. – М.: Пресса, 1992. – 560 стр., ил.; стр. 503 - 504.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Устное народное творчество" для учащихся 6 класса

Данную контрольную работу можно провести на уроке контроля знаний после изучения темы "Устное народное творчество" по литературе в 6 классе. Время выполнения - 40 минут....

"Серебряное донце,золотое веретёнце"

Урок - праздник по устному народному творчеству в 5 классе. Материал можно использовать для внеклассного мероприятия в 1-7 классах....

Презентация по литературе в 6 классе на тему: "Устное народное творчество"

Закрепление знаний учащихся о жанрах устного народного творчества, расширние знаний об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства...

Тест по теме "Устное народное творчество"

Данный тест поможет проверить знания учащихся, полученные в ходе изучения раздела "Устное народное творчество" в 5-м классе....

Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество"

Урок проводится в 5 классе по региональному курсу "Писатели Восточной Сибири"...

Обобщающий урок чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Устное народное творчество".

Данный материал представляет собой конспект урока, компьютерную презентацию, карточки для проведения занятия. весь материал полностью готов к использованию....