Главные вкладки

    Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество"
    план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме

    Яковлева Маргарита Сергеевна

    Урок проводится в 5 классе по региональному курсу "Писатели Восточной Сибири"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx27.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщающий урок по теме

    "Устное народное творчество Восточной Сибири"

    Учитель:  Яковлева  Маргарита  Сергеевна

    Класс:  5

    Предмет: Писатели Восточной Сибири

    Основные цели:

    • Осмысление и переосмысление содержания жанров устного народного творчества, сказочных образов и героев;
    • Развития воображения и творчества учащихся.
    • Использование предметных практических приемов и упражнений для развития воображения учащихся.
    • Формирование навыков рефлексивного (образного, ассоциативного) мышления учащихся. Культивирование "рефлексивного" читателя.
    • Повышения интереса к изучению предмета посредством применения дополнительного, игрового материала и использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.

    Оборудование:  карточки, учебник «Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ/ автор-составитель О.Н. Шахерова. - Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2007.

    Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    .Давайте пожелаем себе удачи, и выразим это с помощью синквейна.

    Составим его:                Ученик

                                             Знающий, любознательный

                                              Объяснять, отвечать, исследовать

                                             Активно работать весь урок

                                              Молодец!

    2. Постановка познавательной задачи.

    -Какую большую тему мы прошли? (Устное народное творчество Восточной Сибири)

    -Как вы думаете, чем сегодня нам предстоит заниматься? (вспоминать, повторять изученные произведения)

    3.Работа по теме урока

    1 Составление кластера по теме «УНТ» (на доске)

                                               Устное

                                народное  творчество  Восточной Сибири

    Что значит устное народное творчество? (Произведения придумал народ и передавал их из уст в уста)

    Как вы понимаете, выражение "из уст в уста" (один человек рассказывал другому, другой третьему, и т.д.)

    Начинаем  составлять кластер. (ученик у доски)

    Задание 1: Что включает устное народное творчество, какие жанры ?

    Нужно выбрать из названий литературных жанров те, которые относятся к УНТ и объяснить свой выбор.

    Карточки: поэмы ,загадки ,пословицы ,сказки ,романы, песни, потешки, рассказы

    А с каким жанром УНТ мы знакомились на литературе Восточной Сибири? (сказки)-выделить это слово в кластере.

    - Итак, мы с вами знакомились со сказками народов и народностей Восточной Сибири.

    Продолжаем составлять кластер   (ученик у доски)

    Задание 2: Выбрать те сказки на карточках, которые мы изучали. Объясните, почему  другие карточки отложили? Разве у этих народов нет сказок?.(Они проживают на другой территории)

    Карточки: тофаларские, немецкие, русские, украинские, монгольские, бурятские, эвенкийские, башкирские

    Задание 3:Теперь мы должны вспомнить названия этих сказок и поместить в нашем кластере (карточки с названиями)

    -А какие жанры народных сказок мы знаем?

    Задание 4 .Возле названий сказок в кластере поставить букву, обозначающую, какая это сказка (в-волшебная, б-бытовая, ж-о животных).В случае затруднения обсуждать, почему именно так думают

     _Ребята, посмотрите, каких сказок больше? (волшебных).А почему, как вы думаете?

    (Вспомнить ,как жили в старину :тяжелые условия жизни, бедность. И в сказках претворялись мечты о лучшей жизни)

     Итак, мы получили кластер, систематизировали наши знания по теме УНТ.

    2.Работа с понятием «сказка»

    -Мы изучили сказки народностей, которые населяют Восточную Сибирь, узнали много нового, интересного. Поработаем с понятием «сказка»

    Задание 1: Я хотела прочитать вам стихотворение ,но случайно разрезала строчки. Я даю их вам, вы должны сложить четверостишье ,пользуясь любой рифмой, и потом прочитать его и рассказать, какая рифма у стихотворения

    А над чумом раскаленный

    золотится луч по скату.

    Не спеша старик степенный

    нам рассказывает сказку.

    Как в семье простой и бедной

    смелый воин вырастает.

    И врагов земли рассветной

    он бесстрашно побеждает.

    Слушаем  до ночи темной

    всё за правду принимаем.

    И героев сказки этой

    На всю жизнь запоминаем.

    Словно нам она открыла

    веру в суть добра и света.

    Как давно всё это было -

    как чудесно было это.

    Чтение стихотворения учениками, определение рифмы

    -Давайте составим синквейн  к понятию сказка (сначала пробуют сами на листках ,потом  вместе)

                 Составление  синквейнов  по сказкам (вспомнить содержание сказок, характеристику героев) : Медведь, Упрямый парень

    Медведь                  

    Надоедливый,вредный

    Мешает,шумит,пугает

    Всем уже давно надоел.

    Наказан      

    Упрямый парень

    Смелый,сильный

    Защищает,борется,побеждает.

    Он ничего не боится.

    Герой!

    Составление кластера:

      Сказка  ( обсуждают то, что написали в тетради)

    Герои     Место действия      Какая сказка       и.т.д.                        

    Работа с карточками (рекомендации О.Н.Шахеровой) .

    (На доске прикреплены карточки,где записаны функции героев. Ребята должны определить ,в какой сказке и кто выполняет эту функцию)

    3. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Составить синквейн  со словом урок

    Урок.

    Познавательный, интересный.

    Учит, воспитывает, раскрывает.

    Важную для нас тему.


    Спасибо за урок!

    4.Итог урока. Выставить  оценки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

    Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

    Конспект урока литературы "Устное народное творчество"

    Данный конспект предназначен для учащихся 5 класса.Цель урока: дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить  с народными  кубанскими ...

    презентация к уроку-соревнованию "Устное народное творчество"

    Материал презентации может быть использован после изучения темы "Устное народное творчество" в 5 классе...

    Обобщающий урок чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Устное народное творчество".

    Данный материал представляет собой конспект урока, компьютерную презентацию, карточки для проведения занятия. весь материал полностью готов к использованию....

    Урок-игра "Сокровища народного творчества" в 5 классе.

    Обобщающий урок по осетинскому языку для невладеющей группы в 5 классе....

    Презентация к уроку-игре "Устное народное творчество"

    Урок проводится в форме игры при повторении темы "Устное народное творчество". Представлены 5 категорий вопросов, каждая из которых делится на 10 ячеек. Каждая ячейка содержит вопрос и количество очко...


     

    Комментарии

    Марденская Светлана Фёдоровна

    Хорошая штука синквейн. И главное дети любят сочинять.