Интегрированный урок литературы и народного творчества в 5 классе
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Иргашева Светлана Владимировна

Фольклорный праздник "Осенины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Цнинская СОШ №1» п. Строитель Тамбовского района

Учитель русского языка и литературы Иргашева С.В.,

Учитель музыки Болдырева О.С.

Интегрированный урок литературы и народного творчества в 5 классе.

Тема урока:  Фольклорный праздник «Осенины».

Цель: Знакомство с традицией посиделок в русской культуре.

Задачи: 

  • расширить знания о традициях русского народа;
  • показать связь традиции с повседневной жизнью;
  • повторить жанры устного народного творчества;
  • создать условия для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся.

Ход урока

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята. Милости просим в  нашу светлицу на праздник осени. И начинаем мы наш праздник с тёплого, осеннего стихотворения, которое создаст нам определённое настроение.

Один из учащихся читает стих.

Ведущий: Осень – прекрасное время года. А для наших далёких предков – это ещё  и начало нового года.  Убрав урожай, крестьяне устраивали праздник Осенины. Осенины – это встреча осени. На Руси справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равнялся ночи. Наши предки верили, что если встать на пригорок и о чём попросить силы природы, то тебя обязательно услышат  и исполнят все желания. Так, наверное,  зарождались заклички.  Некоторые из них мы сегодня услышим.

Дети: Заклички.

1. Осень, осень пришла.

Что ты нам принесла?

В короба холста,

На гумно зерна,

На прялку шерстинку,

Да молока в крынку,

На стол каравай.

Дождик, дождик, поливай!

2.Осень, осень,  в гости просим.

С обильными хлебами,

С высокими снопами.

С листопадом и дождём

С перелётным журавлём.

Осень, осень,  в гости просим!

Осень, осень,  в гости просим!

Звучит музыка.

Ведущий: Вы, наверное, подумали, что сейчас появится осень в образе девицы -красавицы в роскошном золотистом платье, с букетом осенних листьев в руках. Но наши далёкие предки представляли себе осень совсем  по - другому.  Как? Смотрите…

Звучит музыка. Появляется осень с тремя осенними месяцами.

Ведущий: Именно таким дряхлым ворчливым стариком с тремя глазами и взъерошенными волосами представляли осень в стародавние времена!

Здравствуй, дедушка – осень!

В гости милости просим.

Осень:

Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?

Лето красное стояло,

Долго власть не уступало.

Но всему приходит срок –

Я явился на порог.

А пришёл я не один, кто же мои попутчики?

Сентябрь:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к нам пришёл?

Осень:

Сентябрь пахнет яблочками.

Октябрь:

Все мрачней лицо природы -

Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

А что за месяц к нам явился?

Осень:

А этот месяц пахнет капустой.

Ноябрь:

Чёрно поле, белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало

Льдом сковало воды рек,

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Осень: Ноябрь – сентябрёв  внук, октябрёв  сын, зиме родной батюшка.

Ведущий: А вы знаете, ребята, как в народе называли эти месяцы?

Сентябрь – ревун, от рёва осенних ветров и зверей.

Октябрь – позимник, листопадник, грязник.

Ноябрь – полузимник, грудень.

А знаете, ли вы, ребята, пословицы и поговорки, связанные с этими месяцами и осенью?

Дети: Пословицы и поговорки.

  1. Холоден сентябрь, да сыт.
  2. Октябрь зиме ворота открывает.
  3. Осень идёт, дождём за собой ведёт.
  4. Осень – перемен восемь.
  5. В сентябре огонь и в поле, и в избе.
  6. В осень и у вороны копна.
  7. Как лето со снопами, так и осень с пирогами.
  8. Весна красна цветами, а осень снопами.
  9. В сентябре синица просит осень в гости.
  10. В октябре одна ягода, да и та горькая рябина.

Ведущий: Представьте себе – деревенское подворье в праздничные дни, и вы, наверняка, сразу же услышите  звонкие голоса исполнителей частушек. И у нас есть такие умельцы…

Дети: Частушки.

  1. Мы осенние частушки,

Пропоем сейчас для вас!

Громко хлопайте в ладоши

Веселей встречайте нас.

  1. Как красиво всё кругом,

Золотым осенним днём!

Листья жёлтые летят,

Под ногами шелестят.

  1. Осень – времечко сырое,

Дождик льётся с высоты,

Люди чаще раскрывают

Разноцветные зонты.

  1. Осень, осень золотая,

Хорошо, что ты пришла!

Ты и яблок, ты и мёду,

 Ты и хлеба принесла!

  1. Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора.

Как мы яблоки увидим

Сразу все кричим: «Ура!»

  1. Наступила непогода.

День за днем идут дожди

Как нам солнышка охота!

Бабье лето, выходи!

  1. У меня коса златая,

Это, девки,  неспроста.

Меня осень золотая,

Красотою наградила.

Ведущий: Подзадорив себя частушками, наши прабабушки прадедушки выходили в чисто поле разгуляться да разыграться. А во что они играли, наши дети знают, потому что в нашей школе есть уроки, народного творчества.

Игра «Шире, шире, шире круг».

Участники берутся в кругу за руки. В центр круга выходит водящий, закрывает глаза и вытягивает руки (стрелой) в любом направлении. Круг начинает двигаться по часовой стрелке, а водящий — в противоположном направлении. При движении все повторяют хором слова: «Шире, шире круг, у меня 100 подруг. Эта, эта, эта, а любимая — вот эта». Все останавливаются. Игрок, на которого при остановке указал водящий, выходит в центр круга. Эти игроки становятся спиной друг к другу и закрывают глаза, а остальные участники хором начинают считать до трех. На счет «три» игроки в центре поворачивают головы в любом направлении. Если повернули в одну сторону — целуются в щёчку, если нет — жмут друг другу руки.

Ведущий: А за играющими на лужайке из окон домов наблюдали бабушки и дедушки, а ещё молодые мамочки. Не могли они играть и веселиться, потому что в это время пели колыбельные песни малым деточкам. Это жанр устного народного творчества очень популярен и в наши дни.

Исполнение колыбельной песни одним из учащихся.

Ведущий:  Подрастал ребёнок, его пестовали и потешали, так появились пестушки и потешки. Их мы тоже услышим сегодня, но уже в современной версии.

Дети: Потешки.

Одевайся, дружок.

Во дворе кружит «снежок»,

Жёлтым кроет он листом

И дорожки и газон!

Листопад, листопад,

Не кружи ты невпопад.

С деткой мы гулять идём

Все листочки соберём.

Ведущий: На Руси всегда любили загадки. В них собрана мудрость народа.

  1. Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо? (Самовар)
  2. Кривой конь лезет в огонь. (Кочерга)
  3. Новая посудина, а вся в дырах? (Сито, решето)
  4. Четыре братца под одной крышей? (Стол)
  5. Сама не ест, а всех кормит. (Ложка)
  6. Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват)

Дети: Загадки.

  1. Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг,

Чуть крылом касаясь сосен,

Догадайся, милый друг

Что за время года?  (Осень)

  1. Я набрал златых монет

И хотел купить конфет,

Но на эти, на монеты

Мне не продали конфеты. (Осенние листья)

  1. Слёзки капают из тучи

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник

Хлопает по лужам. (Дождик)

  1. По городу дождик осенний гулял.

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит.

Ветер подует,  оно задрожит! (Лужа)

  1. Рыжий Егорка упал на озёрко,

Сам не утонул и воды не всколыхнул. (Осенние листья)

Ведущий: Ну и какой же праздник без песен и хоровода! Выходи честной народ. Затевай - ка хоровод.

Дети водят хоровод и исполняют русскую народную песню «На горе - то калина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Устное народное творчество"

Данный конспект предназначен для учащихся 5 класса.Цель урока: дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить  с народными  кубанскими ...

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

Контрольная работа по литературе. Устное народное творчество. 6 класс

Контрольная работа проводится в конце изучения раздела "Устное народное творчество" в 6 классе....

Контрольная работа по литературе "Устное народное творчество" 6 класс

Контрольная работа "Устное народное творчество" проводится  в конце изучения раздела "Устное народное творчество"...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"

Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...

Конспект урока по литературе «Устное народное творчество» 7 класс

Конспект урока по литературе предназначен для учителей гуманитарного цикла...