Главные вкладки

    Обобщающий урок чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Устное народное творчество".
    план-конспект урока (5 класс) по теме

    Опарина Екатерина Николаевна

    Данный материал представляет собой конспект урока, компьютерную презентацию, карточки для проведения занятия. весь материал полностью готов к использованию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока чтения и развития речи, 5 класс

    Автор: Опарина Екатерина Николаевна, учитель письма и чтения ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида», с. Усть-Кулом.

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

    Цель: обобщить знания об устном народном творчестве. 

    Задачи:

    Образовательные:

    - выявить уровень знаний по теме урока,

    - систематизировать и расширить имеющиеся знания по теме урока.

    Воспитательная:

    - воспитывать мотивацию к учению.

    Коррекционные:

    -корригировать и развивать мышление путем выполнения упражнений, направленных на формирование операций анализа и синтеза;

    -корригировать вербальную память на основе упражнений, направленных на запоминание слов;

    - корригировать слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении.

    Оборудование: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Чтение», автор З.Ф.Малышева;  карточки с надписями (Приложение 1), раскраски «Народные костюмы (Приложение 2), разноцветные пуговицы-жетоны, медаль «Лучшему знатоку устного народного творчества» (Приложение  №5), сладкие призы по количеству участников.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. 

    Организационный момент

    -Здравствуйте, девочки и мальчики! Богатыри и красны девицы! Я рада нашей встрече на уроке чтения.

    -Прозвенел уже звонок, время  начинать урок!

    Как спалось вам, как живётся? Кто мне первый улыбнется?

    Не стесняйтесь, улыбайтесь,

    За работу принимайтесь!

    Всё готово? Всё в порядке? Книжки, ручки и тетрадки?

    -Тогда сделаем зарядку для язычка: упражнения «вкусная каша», «лошадка цокает», «чистим зубки». Молодцы!

     

    Приветствуют учителя.

    Настраиваются на урок.

    Выполняют артикуляционные упражнения вместе с учителем.

    2.

    Сообщение темы, цели урока

    - Ребята, посмотрите по сторонам, обратите внимание на стены класса. Что вы видите? Правильно, три нарисованные корзиночки (Приложение №1). А что написано под ними, прочитайте про себя.  А теперь кто-нибудь один – громко.

    - Нужно переместить эти карточки со стены на доску в правильном порядке и прочитать. Это – тема нашего урока «Устное народное творчество» (слайд № 1).

    - Мы вспомним все, что учили и узнаем еще много интересного. Будем читать, думать, говорить. Устроим  турнир знатоков устного народного творчества. За правильно выполненное задание буду давать жетончики-пуговки. У кого наберётся больше? Победителям – призы! Учебником и тетрадями пользоваться разрешается.

    Выполняют задание учителя.

    Читает один из учащихся.

    Еще один учащийся выполняет задание учителя.

    Смотрят на экран.

    3.

    Проверка домашнего задания

    Начнём нашу работу с проверки домашнего задания. Напомните мне, что надо было сделать дома? Правильно, раскрасить картинки с изображением людей в старинных русских костюмах (Приложение  №2).

    -Покажите, что получилось, подойдите к доске и прикрепите каждый свою работу под корзинками.  Молодцы! Очень красочные работы получились. Получите каждый по одному жетончику.

    - Вспомните,  как можно назвать одним словом всех этих людей? Правильно, народ.

    Именно народ придумал то, что мы будем сегодня учить и повторять. Мы будем изучать творчество нашего народа.

    Отвечают.

    Выполняют задание учителя.

    Получают жетоны

    Отвечают: народ.

    4.

    5.

    Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера.

    Приступим к работе.

    Первое задание «Разминка» . Покажите, где находятся ваши уста?

    -Ответьте на вопросы: Что означает слово «устное»?  Как понимаете выражение «из уст в уста»?

    Раздаются жетончики.

    Второе задание «Загадки-отгадки».

    -Ребята, на слайдах  появляются загадки, ваша задача – отгадать их (Слайды № 2 и 3). За правильные ответы – жетоны.

    Вспомните, для чего придумали загадки? А что такое, по-вашему, загадка? Скажите своими словами.

    Третье задание «Испорченные пословицы».

    - Это задание для самых внимательных, то есть для всех вас. Вспомните пословицы и поговорки о труде, учебе, добре,  с которыми мы познакомились на уроках, назовите. Что ругает, осуждает наш народ в этих пословицах?

    Теперь посмотрите – перед вами – испорченные пословицы: в каждой из них есть одно или 2 слова, никак не подходящих  к пословице. Замените их на правильные. Всем понятно? Пишем прямо на карточках (Приложение № 3). Проверим себя (Слайд № 4). Сколько правильных ответов – столько жетончиков.

    А сколько всего жетонов у каждого? Посчитайте и скажите, если хотите.

    Ответы детей. Получают жетоны те, кто отвечает.

    Отгадывают загадки, получают жетоны.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Называют несколько пословиц и поговорок.

    Отвечают на вопрос.

    Работают с карточками.

    Проверяют по слайду.

    Получают жетоны.

    Считают, по желанию озвучивают.

    Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости)

    Динамическая пауза

    Немножечко отдохнем. Встанем возле парт и сделаем  несколько упражнений. Стихотворение вы хорошо знаете.

     Раз - подняться, подтянуться,
    Два - согнуться, разогнуться,
    Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
    На четыре - ноги шире.
    Пять - руками помахать,
    Шесть - за стол тихонько сесть.

    Выполняют упражнения, произносят стихотворение.

    Четвёртое задание  «Наполни корзиночки».

    А теперь – последнее задание  нашего турнира. Я раздаю вам разные карточки с текстами (Приложение № 4). На доске три корзиночки. Разделите ваши карточки по этим корзиночкам.  В первую собрать только считалки, во вторую – потешки, в третью – заклички-приговорки. Сначала вспомним: для чего придумали считалки? потешки? заклички? Прочитайте, подпишите свои карточки, вспомните, что учили на уроках и – приступайте, подходите к доске, наполняйте корзинки.

    А теперь проверяем: я читаю, вместе  оцениваем вашу работу – раздаем друг другу жетоны. Молодцы, справились с заданием.

    Выполняют задание.

    Отвечают на вопросы.

    Подписывают карточки. Выполняют задание.

    Слушают, оценивают «правильно-нет», получают жетоны.

    6.

    Формулирование выводов по изученному материалу

    Итак, ребята, сегодня мы закончили изучение большой и интересной темы – устное народное творчество. Давайте вместе подведем итоги (Слайды № 5, 6). Посмотрите на экран. Вместо пустых клеточек  выберите и добавьте подходящие слова.

    Молодцы, справились с заданием. Получите жетончики.

    Слушают учителя.

    Выполняют предложенное задание.

    Получают жетоны.

    7.

    Оценка результатов урока

    Наш турнир подошёл к концу. Посчитайте ваши жетончики, у кого же оказалось больше? Определяем победителя. Ему – медаль – лучшему знатоку устного народного творчества. (Приложение № 5). Всем - сладкие призы.

    Считают жетоны, получают призы.

    8. 

    Подведение итогов урока

    Наш урок заканчивается. Давайте вспомним, что мы делали, что нового узнали. Посмотрите на экран. Выберите каждый одно предложение и закончите его своими словами. Оцените нашу работу на уроке (Слайд № 7).

    • Сегодня я …
    • Мне было интересно…
    • Мне было трудно…
    • Теперь я могу…
    • Я научился (научилась)…
    • У меня получилось …
    • Я смог…
    • Мне захотелось…
    • Мне не понравилось…

    Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо за ответы.

    Слушают учителя, смотрят на экран, отвечают.

    9. 

    Сообщение домашнего задания

    Расскажите родителям, воспитателям о том, что мы учили на уроке, чем занимались. Это и будет вашим домашним заданием.

    Дополнительным заданием для (имена «слабых»  детей) будет - взять в школьной библиотеке книги с потешками, загадками, закличками, прочитать. Книги вы видите на слайде (Слайд № 8). Контролируется запись домашнего задания.

    Спасибо за урок. До свидания.

    Записывают задание. Смотрят на экран.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока в 8 классе коррекционной школы VIII видана тему" Лошади"

    Цель данного урока: Знакомство учащихся с образом жизни домашних млекопитающих – лошадей. Задачи: Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних ...

    Урок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида

    У рок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида "Лабртатрная работа"...

    Презентация к уроку в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Йоганн Штраус - "Король вальса" разработана Назаровой Кристиной Павловной, г.Березники

    Данный материал содержит иллюстрации стран, которые посещал великий композитор, а так же в нем приведены факты из его биографии. Вы можете использовать кроссворд по жизни и творчеству Й.Штрауса и допо...

    Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза). Презентация к уроку в 8 классе коррекционной школы VIII вида

    презентация к у уроку по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)». Эстетическая неделя на уроке т...

    Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".

    Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....

    Использование ИКТ на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида

    Из опыта работы по ИКТ в начальных классах школы 8 вида....