"Серебряное донце,золотое веретёнце"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Масловская Марина Александровна

Урок - праздник по устному народному творчеству в 5 классе. Материал можно использовать для внеклассного мероприятия в 1-7 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebryanoe_donceust.nar_._tv-vo.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Серебряное донце, золотое веретенце»

Урок-праздник по теме «Устное народное творчество»

Для подготовки к уроку-празднику выберем исполнителей роли Яши и ведущей праздника. Слова ведущей можно распределить между двумя-тремя учениками. Для исполнения роли Яши можно сделать куклу, поставить в классе небольшую ширму. Ведущая (ведущие) надевает русский народный костюм.

      В предложенный сценарий учитель может вставить творческие элементы в зависимости от возможностей школы и класса. Кабинет, в котором проходит урок-праздник, нарядно оформим.

      Оборудование: корзина, клубок, веретено, кудель, изображение прялки (не самопрялки), мешковина, подарки для активных учеников.

      Ведущая. Здравствуйте, ребята. Мне хочется рассказать вам одну удивительную историю. Однажды вечером у себя дома я услышала какие-то странные звуки, будто кто-то ходил маленькими ножками в моем шкафу. Я тихонько открыла дверцу. В полутьме, точно чьи-то глаза, светились два огонька. «Кто там?» — спросила я.

      Яша. (появляется из-за ширмы). Это я, Яша.

      Ведущая. Откуда ты и кто такой?

      Яша. Называют меня суседкой. Из сказки я, из старины далекой, русской, значит, и дело мое сказочное.

      Ведущая. Как же ты здесь оказался?

      Яша. (удивленно оглядываясь). Да я и сам не знаю. Жил я в большом деревянном доме. В доме том вместе со мной жили кошка Мурка, пес Полкан, бабушка Арина и дедушка Федот. Мурка спала на печке, Полкан дом охранял, дедушка кадушки да бочонки ладил, лапти плел. А бабушка Арина и вовсе волшебница была. Как сделает что-нибудь, то или пахнет вкусно, или уютно становится.

      Ведущая. Чем же ты-то в доме том занимался?

      Яша. А я жил — не тужил, с Муркой в прятки играл, Полкану дом сторожить помогал. Но больше всего я любил, когда бабушка держала в руках что-то круглое и мягкое, немного мохнатенькое. Когда бабушка уходила, я с ним играл. Оно неживое, а прыгает!

      Ведущая. Как же ты в мой шкаф попал?

      Яша. Однажды я заснул крепко-крепко, а когда проснулся, то оказался в совершенно незнакомом месте. Исчезли не только дедушка с бабушкой, но и печка с горшками, и старый стол с самоваром, и пестрые половики с занавесками, и мой пушистый друг тоже пропал. Так я и поселился в шкафу. Больше всего я скучаю без моего непоседливого друга. Когда бабушка занималась любимым делом, он просто танцевал от радости. Так и прыгал, так и крутился! А вот как зовут его, забыл.

      Ведущая. Не расстраивайся, Яша. Это горе — не беда. Мне кажется, ребята знают, как зовут твоего друга. О нем еще загадка придумана. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. Что это?

Ответы из зала.

      Яша. (радостно). Точно, клубок! Хвостик у него тоненький, а потянешь — и весь размотается!

      Ведущая (достает из корзины клубок). Во многих сказках клубок путь героям указывает. Знаете ли вы, ребята, какие это сказки?

Ответы из зала.

      Ведущая. А знаешь ли, Яша, почему русские люди так много сказок да загадок про клубок придумали?

      Яша. Нет. А правда, почему?

      Ведущая. В давние времена верили, что ходит по земле богиня Макошь. Ходит она по земле невидимая, босая, с распущенными волосами, в длинной рубашке без пояса. Из кудели она прядет нити и в клубочек сматывает. Не простые то нити — волшебные. Это нити судьбы человеческой.

      Яша. А Макошь каждому такой клубочек дает?

      Ведущая. У каждого он есть. Только в обычной жизни клубочек не виден, а в сказках он становится видимым. Если у человека доброе сердце и дела он делает добрые, то клубочек разматывается и человеку дорогу указывает к счастливой жизни. А если у человека на душе обида да зависть, то ниточка рвется, путается, и в жизни у человека всякие неприятности случаются.

      Яша. Так вот что значит клубочек! И еще в старых сказках всегда говорят: где ниточка, там и иголочка.

      Ведущая. Правильно, Яша. Недаром иглу всегда называли ласково: игла-мастерица, игла-помощница. А вот изготовить иглу совсем не просто. Как это делают?

Ответ из зала.

      Специальную игольную проволоку режут, заготовки точат, заостряют, шлифуют, закаляют. Это очень кропотливая работа. Она всегда высоко ценилась.

      Яша. Интересно, из чего была сделана самая первая иголка? Когда попали в Россию стальные сестрицы современных иголок?

Ответы из зала.

      Ведущая. Верно, ребята, верно. Давайте обобщим наши ответы. Первыми иглами пользовались первобытные люди, и делали они их из острых рыбьих костей или костей животных. Стальные же иглы появились лишь в XIV веке в Европе, а в Россию были завезены только в XVII столетии из Германии.

      Яша. Спасибо вам, ребята! Теперь-то я точно про иголку-мастерицу все знаю. Но и про другие ремесла вспомнить хочу. Вот помню я, как пряла по вечерам бабушка Арина...

      Ведущая. Не торопись, Яшенька, все по порядку. Давай я начну с самого начала. (Напевно.)Как из топкого болота, Да из белых мхов, Из того ли сруба дубового, Вытекала речка тихоструйная.

Как из белой-то кудели, Да из долгого льна, Да с того ли донца узорного, Выпрядала девица тонкую нить, Нитку тонкую, нитку прочную...

 Яша. Ой, вы точно как моя бабушка Арина — так же интересно рассказываете. Но вот она мне говорила, что без особенной волшебной палочки и не спрядешь ничего.

      Ведущая. Верно говоришь. А как называется эта волшебная палочка, мы у ребят спросим.

Ответы из зала.

      Яша. Точно, веретено!

      Ведущая (достает из корзины веретено). Веретено — главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки свое веретено. Чужим пользоваться было не с руки.

      Яша. А делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки. Смастерить веретено не так просто, как кажется. Недаром пословица говорит: «Как стал Ваня веретенце мастерить, все сени перестрогал»!

      Ведущая. Без веретена невозможно было сделать нить, полотно начать ткать. К веретену относились с уважением. Во многих сказках — помните? — есть слова про серебряное донце, золотое веретенце.

      Яша. В каких это сказках про веретено говорится?

Ответы из зала.

      Ведущая (показывает изображение прялки). На донце садились, на лопасть надевали кудель (достает из корзины кудель, показывает детям). Левой рукой нитку сучили, правой — веретено крутили.

      Яша. Донце — веретенце. Прямо стихи получаются! Интересно, а есть ли еще рифмы к словам веретено, веретенце, веретенышко!

      Ведущая. Конечно, есть.

Выступают дети с чтением стихов. Подарил мне батюшка Чудо-веретенышко.

Расписная прялка, Серебряное донышко.

Нитка белая бежит, Веретенышко дрожит.

Ты вертись, моя вертушка, Дорогая мне игрушка.

Мне и весело, и жарко, Я-то день-деньской кручу,

Нитки тонкие сучу И тихонечко пою.

   Ведущая. Спасибо, очень хорошо получилось. Действительно, Яшенька, работали раньше день-деньской, и даже вечером, когда на улице уже темно становилось. Наступали холода, в печке огонь зажигали. Весело поленья трещали в печке. В переднем углу светец ставили, лучину жгли.

      Яша. Помню светец. Помню, что работы было очень много. Вот забыл только, как же люди в гости ходили, с подругами и друзьями встречались. Работу ведь нельзя было бросать.

      Ведущая. А работу и не бросали. Девушки брали с собой донца, веретенца, собирались вечером в одной избе. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Как назывались такие вечера?

Ответы из зала.

      Ведущая. Правильно, посиделки.

      Яша. А парни как же?

      Ведущая. И парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плел, кто упряжью конской занимался. Представляешь, Яша, на таких посиделках парни даже варежки вязали!

      Яша. Вот это здорово! А что еще делали на таких посиделках? Ведущая. Давай спросим у ребят.

Ответы из зала. Подготовленные ученики исполняют русские народные песни.

      Ведущая. Спасибо. На посиделках не только песни пели, но и загадки загадывали, в игры играли. Не только веселились, но и друг к другу присматривались, суженого своего искали. Парни смотрели не только на девичью красу, но и на работу внимание обращали: быстра ли, умела ли девушка в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвется часто, то и нрав у девушки непокладистый, горячий.

Подготовленная ученица читает стихотворение. Возьмет девушка шерсть да веретенце,

Сядет подле светлого оконца, Вертится веретено,

Крепкими руками сделано оно. Не похоже на бочку веретенышко,

Не имеет ни стенок, ни донышка. Ах, как тонок стан веретенный,

Ведь не толще нитки сплетенной.Льется нитка вокруг веретена,

И прочна, и мягка, и гладка она.

  Яша. Вот ребята говорят, нитки пряли. А из чего?

Ответы из зала.

 Ведущая. А теперь отгадайте загадку. Нити изо льна называются...

Ответы из зала.

 Ведущая. Из шерсти...

Ответы из зала.

Ведущая. А из конопли?

Ответы из зала.

 Яша. Конопляные!

      Ведущая. А вот и неправильно! Из конопли до сих пор делают нити, из этих нитей изготавливают ткань. Вы все ее хорошо знаете (достает из корзины и показывает мешковину). С коноплей человечество познакомилось, видимо, раньше, чем со льном. Лингвисты утверждают, что слово конопля попало в русский язык из латыни. Древние римляне заимствовали его из языка шумеров. Волокна из стеблей конопли очень прочные. Их использовали для витья веревок и канатов и лишь впоследствии стали применять для изготовления тканей.

      Яша. Растения конопли бывают женскими и мужскими. Волокна женских растений более грубые, волокна мужских растений — более мягкие. Ткани из них называли посконными.

      Ведущая. Посконь в хозяйстве считалась собственностью хозяек. Во время сильного дождя хозяйки приговаривали: Господи, Господи,

Не бей нашей поскони А льны да конопли, Хоть все примни!

Берегли посконь: волокна у нее крепче и чаще. Прясть из поскони было легче и удобнее.

      Яша. Убирали коноплю в два приема. Сразу после цветения выбирали мужские растения. Женские оставляли до конца августа в поле — донашивать маслянистые семена. Пищевое конопляное масло очень ценилось. А нити и шнуры из таких растений называли пеньковыми. Пеньковые полотна были прочнее льняных. Рубашки из них крепче, но грубее.

      Ведущая. А вот сама пенька считалась в хозяйстве мужской долей. Мать, выдавая свою дочку замуж, расчесывала ей волосы и вплетала в косы пеньковые пряди, как бы поручая девушку мужу. Так что судите сами, какая хлопотная была жизнь у крестьян. Ведь хозяйство-то большое.

      Яша. А сейчас дети, наверное, и не знают, какие постройки были на крестьянском подворье.

      Ведущая. Что, ребята, постараемся ответить Яше?

Ответы из зала.

      Ведущая. И гумно, и овин, и сарай, и баня. Все вы верно сказали.

      Яша. И везде жили мои приятели.

      Ведущая. Кто же это — твои приятели? Вы их знаете, ребята?

Ответы из зала.

Яша. И овинник, и банник, и гумённый помогали людям работать. Я на конюшне помогал — коням гривы в косы заплетал. Но люди не только работать, но и отдыхать умели.

      Ведущая. Это ты верно сказал. Делу — время, потехе — час! Много крестьяне работали: весной землю пахали, рожь-пшеницу сеяли, летом сено запасали, осенью урожай убирали. Зима приходит, вечера долгие, печь горячая, блины да оладьи вкусные, каша с маслом — можно и праздновать!

Подготовленные ученики исполняют праздничную песню.

            Праздник продолжается конкурсами: кто больше знает потешек, загадок, кто лучше произнесет скороговорку. Самым активным участникам Яша дарит подарки.

      Праздник хорошо закончить чаепитием с традиционными русскими пирогами с капустой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся  целостного представления о культуре  Серебряного века,  содействует  эстетическому воспитанию школьников,  разви...

Урок-праздник по теме «Устное народное творчество».«Серебряное донце, золотое веретёнце».

Урок-праздник по теме «Устное народное творчество». «Серебряное донце, золотое веретёнце». Цель:1)проверка полученных знаний по теме «Устное народное творчество», 2) закрепление навыков выразительн...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

Турнир поэтов 2017 Фестиваль авторской поэзии "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл..."

Фестиваль авторской поэзии посвящается 125-летию М.И. Цветаевой,130-летию И.В. Северянина и 140-летию М.А. Волошина      « И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО        ...

ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"

ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...

Презентация «Понятие «серебряный век» в русской культуре. Природа «русского ренессанса». Споры о понятии «серебряный век», его составе и границах»

Презентация «Понятие «серебряный век» в русской культуре. Природа «русского ренессанса». Споры о понятии «серебряный век», его составе и границах»...