Главные вкладки

    Методическая разработка по литературе (7 класс) по теме:
    Художественный мир Бориса Пастернака.

    Урок литературы в 7 классе. Анализ стихотворений "Никого не будет дома" и "Июль".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literatury_v_7_klasse.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

              Урок литературы в 7 классе.

      Использована технология проблемно-диалогического обучения.

                  Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

           

                  Цель урока: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества

                                       поэта.

                   Задачи урока:

                                         Обучающая : усвоение теоретических литературных понятий

                                                                 (персонификация, пиррихий); дальнейшее развитие на-

                                                                 выков анализа текста;

                                          Развивающая: развитие творческого воображения, умений выразить

                                                                   свое суждение о поэтическом и музыкальном                        

                                                                   произведениях; развитие зрительной, слуховой

                                                                   памяти.

                                         Воспитательная:   содействовать воспитанию нравственных качеств

                                                                        учащихся :уважения к людям, любви к природе,

                                                                        благодарности за возможность жить и творить.

    1. Вступительное слово учителя.

    Сегодня у нас состоится первая встреча с поэтом Борисом Пастернаком. В то время, когда стихотворения Пастернака получили широкую известность, это 10-20- годы 20 века, творили такие гиганты, как С.Есенин, В.Маяковский, И.Бунин, А.Ахматова. Какой же яркой индивидуальностью, каким ярким талантом надо было обладать, чтобы не затеряться в этой компании. Пастернак не затерялся. Не мог затеряться в силу своего миропонимания. Выросший среди знаменитостей, он и сам слышал, что талантлив.

    Послушаем биографическую справку о Б.Пастернаке.

         

         2.Биографическая справка (реализация индивидуального домашнего задания).

      -Во время прослушивания подумайте над вопросом:

                                                     - Какие обстоятельства жизни способствовали развитию

                                                       творческих способностей Пастернака?

         3.Ответы учащихся.     Дополнения учителя.

                                      Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало     пробуждению тяги к творчеству (родители одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др. Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети ( их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним). Пастернак много переводил с английского, немецкого, венгерского. Польского, грузинского.

       Когда будете в 11 классе, мы поближе познакомимся с личностью Б.Пастернака, творческая судьба его не была гладкой. Но об этом, когда будете взрослее.

    Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир.

    Сегодня мы попробуем проникнуть в этот мир, посмотреть, в чем своеобразие его поэтического почерка. Каков он, художественный мир Бориса Пастернака.

    Для анализа авторы учебника предлагают нам два стихотворения: «Никого не будет в доме» и «Июль».

    4. Анализ  стихотворения «Никого не будет в доме»   (1931г.)    

      Стихи  Пастернака нельзя читать молча, их обязательно нужно слышать, чтобы видеть.

      Чтение стихотворения.

    - Какое настроение вызвало это стихотворение?

                                             (Несмотря на то,  что стихотворение  об одиночестве, оно не                                  

                                              создает настроения печального, в нем нет безысходности, тоски)

    -П о ч е м у ?                (Учитель разворачивает доску, на которой  синими мелками напи-

                                            саны опорные слова:   никого

                                                                                   зимний день

                                                                                   сумерки

                                                                                   мокрые комья снега

                                                                                   только крыши, снег  -и перечеркивает их желтым мелком, ставит большой вопросительный знак. Мы проанализируем стихотворение с точки зрения композиции, содержания, интонационных особенностей.

    И тогда ответим на наш главный вопрос.

    -Обращаемся к первым строчкам стихотворения (первые две строфы). Какую картину мы себе представляем?      

                                    (Видим дом,  в котором никого нет. Сумерки. В окне - мокрые комья                                                                                

                                     снега. Поэт смотрит на крыши за окном. Тишина.)

    -Каким словом поддерживается смысловое единство?

                                    (Никого-дважды)

    -Обратим внимание на внутристиховую паузу во втором стихе (стих-строка!)

                                     После этой паузы развертывается картина зимнего дня, в которой соче-

                                     тается  неподвижность «только крыши, снег» с движением  «белых

                                      мокрых комьев быстрый промельк маховой».

    В русском языке предлог «кроме» обычно произносится со слабым ударением. Для Пастернака он очень важен, он полноправно входит в ритмообразующую систему стиха 2-го и 7-го.Он даже ударный. Итак, первая часть (это две строфы) создают унылое, грустное настроение.

    -Смотрим на 3 и 4 строфы. Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках опечатка – стоит после 3 строфы точка) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы.

    -О чем вторая смысловая часть?

                                       В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рожда

                                       ют чувства неотпущенной вины, тоски.

    -В каких изобразительно-выразительных средствах эти чувства находят художественное воплощение?

                         Метафоры: завертит мной, кольнут виной

    -И во второй части найдем ключевые слова, которые поддерживают смысловое единство.

                         И опять…-3 раза

    -Вспомните, как называется такая фигура речи? (анафора)

    -Зачем такие повторы, какова их роль?

                         Они усиливают переживание, посетившее лирического героя, и служат

                         музыкальности и выразительности стихотворения.

    Завершает центральную часть стихотворения бытовая деталь:

                                                        И окно по крестовине

                                                        Сдавит голод дровяной

    В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Чисто бытовая деталь вырастает у поэта в емкий метафорический образ.

    -И наконец заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?

                             С противительного союза но. Уже этим подчеркивается                                                                                                            

                              противопоставленность двум предыдущим частям.

    -В чем суть этого противопоставления?

                             Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ вошедшей в дом.

    -Стоит воспроизвести первые строки:

               

                             Но неЖданно По ПоРтьеРе

                             ПРобеЖит втоРЖенья дРоЖь

    -Чем насыщена эта поистине колдовская метафора?

                             Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это

                              идет, но понимаем, что это дорогой герою человек. Гостья дана намеками.

    -Свежесть, новизна в 3 и 4 строках:

                                     

                               ТиШину Шагами меря,

                               Ты, как будуЩность, войдеШь.

    -И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т-заставляет замереть,как будто прислушаться к шагам.

    -Чем сменяется уныние, вызванное сумерками, одиночеством?

                               Ощущением чуда, надеждой на счастье.

    -Образ вошедшей лишен каких-либо конкретных очертаний. Неопределенность образа

    Подчеркнута повтором неопределенного местоимения в чем-то. Теперь уже нет никакой грусти и тоски. Восторг, восхищение овладевают лирическим героем.

    -Как перекликаются последние и первые строки?

                               Вначале снежные комья безрадостно мелькали в проеме окна, теперь они  

                                Сродни тем материям, «из которых хлопья шьют». Эти хлопья делают

                                героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира, сотворенной

                                из снегового платья, любимой и недосягаемой.

    -Так почему же стихотворение, пронизанное чувством уныния и одиночества, все-таки

    не оставляет у читателя чувства тоски и безысходности?

                                 Встреча лирического героя с любимой состоится, она и дана в будущем

                                 времени «Ты как будущность войдешь».

                                 Мы не знаем, состоялась ли встреча не можем сказать, была ли она

                                 такой, какой ее описал поэт. Но ощущение тайны, загадки, связанной

                                 с появлением любимой, оказывается ярче, весомее, чем его печаль и  

                                 чувство вины.

    Биографическая справка (учитель).

                                  В 1931 году Пастернак, расставшись с женой и сыном, создает новую

                                  семью. Процесс был трудным для всех. «И все-таки это не драма, потому

                                  что радости здесь больше, чем вины и стыда». Стихотворение «Никого  

                                  не будет в доме» связано с личными переживаниями, с новой любовью

                                  в его жизни.

    5. Оформление записи в тетрадях.

            Особенности лирики Пастернака:

             А) Метафоричность поэзии

                 (метафоры у Пастернака создавали впечатление случайных, слишком                                    субъективных)

             Б) Аллитерации  ( сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)

             В)Анафоры  (служат музыкальности, общей выразительности)

             Г) Сложный ритмический рисунок.

                 Разберемся в размере. После определения ударных и безударных слогов устанавливаем размер стиха (хорей). Но нас в заблуждение могли ввести два безударных слога, с этим мы уже встречались,  запишем новое понятие. Пиррихий – два смежных безударных слога в двусложных размерах стиха (на доске показать схему стиха)

    6. Прослушивание песни «Никого не будет в доме»

                                                Музыка М.Таривердиева

                                                       Стихи Б.Пастернака

         Это стихотворение стало вершиной любовной лирики после того, как в виде песни прозвучало в фильме Э.Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»

    -Какое впечатление вызывает у вас музыкальное произведение?

                          Высказываются  в первую очередь те, кто имеет начальное музыкальное

                          образование.

                          Композитор Микаэл Таривердиев написал музыку к более ста кинофильмам.

                          Для него текст стоял на первом месте. Он должен был прочувствовать его,

                          уловить ритм. Своеобразие рифмовки и лишь затем зафиксировать восприя-

                           тие.

     

    ?. Анализ стихотворения Б. Пастернака « Июль».

    А сейчас знакомство еще с одним стихотворением Б.Пастернака. Мы понаблюдаем, как в этом стихотворении автор использует одно из ярчайших изобразительно-выразительных

    Средств, главное в его поэтическом арсенале.

    - Чтение стихотворения .

    -Так кто же этот необычный герой?

                                                        (июльский воздух луговой)

    -Давайте посмотрим, как автор создает этот образ. Во-первых, как он называет своего героя? Кто он?

                                                       (и привидение

                                                        и домовой

                                                        и баловник-невежа

                                                        и призрак

                                                        и отпускник

                                                        и двойник)

    В начале стихотворения мы даже не понимаем, о ком речь, то ли это человек, то ли мифическое существо. Он странный, таинственный, не может устоять на месте.

    -Каковы его действия?

                                               (мелькает, бродит, болтается, вбегает, мешается, срывает

                                                 скатерть , кидается, взвивается с занавеской)

    Ведь этот июльский воздух имеет вполне зримый образ со своим характером.

    -Каким вы себе его представляете?

                                               (нечесаный растрепа, весельчак, болтун, пахнет липой и

                                                ботвой)

    -Какие эмоции он вызывает?

                                               (он нам симпатичен, потому что юморной, подвижный,

                                                вольнолюбивый,хотя, возможно, не считается с правилами

                                                приличия)

    -На каком изобразительно-выразительном средстве построено все стихотворение ?

                                               (содержание всего стихотворения определяет олицетворение)

    -Сегодня мы познакомимся еще с одним термином. Персонификация- развернутое олицетворение, Изображаемый предмет приобретает черты индивидуального лица, имеет свой характер (запись учащиеся делают в тетрадь).

    -Установите самостоятельно размер стиха. (ямб с пиррихием).

    8.Заключительное слово учителя.

    Читая сборники ст. Пастернака, замечаешь, что много стихотворений посвящено природе.

    Поэт в пристальном, постоянном внимании к зимам и веснам, к солнцу, снегу, дождю.

    Главная тема его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Стихотворения Пастернака требуют усилий читателя, его сотворчества.Пастернаком надо переболеть, мучаясь от невозможности до конца постигнуть того, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости. Так давайте вместе с нашими поэтами удивляться,  восторгаться, наслаждаться.

     9. Итоги урока.

     Оценки. Домашнее задание: выучить одно стихотворение Пастернака на выбор.

                                       Открытый урок.

                                               Литература     7 класс.

                             Художественный мир Бориса Пастернака.

       

                                                                 Учитель высшей квалификационной

                                                         категории Медведева Т.А.

                                                               

                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок "Лирика Бориса Пастернака"

    Урок в 11 классе по теме "Лирика Б.Пастернака" проводится после 1 урока изучения жизненного и творческого пути писателя. Групповая работа позволяет охватить основную тематику лирики поэта....

    Борис Пастернак

    Данная презентация поможет в проведении урока по творчеству поэта в 11 классе...

    Борис Пастернак "Зимняя ночь"

    В материале представлен анализ стихотворения Бориса Пастернака "Зимняя ночь", анализ дополняет красочная презентация....

    Система работы по литературному краеведению, направленная на реализацию духовно-нравственного образования и воспитания. "Исцеление добротой" (художественный мир Бориса Екимова)

    Рассказ о работе по изучению творчества волгоградского писателя Бориса Екимова. Характеристика его творчества, основных художественных особенностей....

    Разработка урока литературы в 11 классе "Художественный мир Пастернака"

    Данная технология значима тем, что поддерживает интерес, позволяет понять, что процесс познания бесконечен и вклад каждого ученика в него немаловажен, так как каждый из участников процесса акцентирует...


     

    Комментарии

    Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!

    Ширеторова Людмила Галсановна

    Отличная работа! Голосую с удовольствием! Зайдите и ко мне на страничку!
    Буду рада узнать Ваше мнение! http://nsportal.ru/node/667020