Опорный конспект по теме "Особенности лирики Бориса Пастернака"
учебно-методический материал по литературе (11 класс) по теме
Опорный конспект по лирике Бориса Пастернака позволяет сконцентрировать внимание на основных особенностях творческой манеры поэта. Также здесь представлено творческое задание для обучающихся на основе стихотворения Б.Пастернака "Нобелевская премия". Конспект может быть использован на уроках литературы в 9, 11 или 12 вечерней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornyy_konspekt_po_teme.doc | 14.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Опорный конспект по теме «Особенности лирики Бориса Леонидовича Пастернака (1890- 1960)», 12 класс вечерней школы
1. Его поэзия музыкальна. Однако поражает не напевностью внешней (ритм, рефрен и т.д), а богатством внутренних мелодий (звукопись, повторы, ассонансные ряды).
2. Мир в его ощущениях живой и воспринимается целостно.
Мирозданье- лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.
Вошёл в поэзию как футурист, группа «Центрифуга», друг В.Маяковского, но его называют романтиком. Испытывал сильное влияние символистов: А.Блока, А.Белого. Но считал, что подлинное искусство должно реалистичным. Основная задача реалистического искусства- восстановление единства мира и человека.
3. Подчёркивает сложность внутреннего мира поэта:
Любимая- жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный.
И хаос опять выползает на свет,
Как во времена ископаемых.
4. Поэзия Пастернака философична. (Не стоит забывать, что он учился на философском факультете).
Пастернак писал: «Моя постоянная забота обращена на содержание. Моей постоянной заботой было, чтобы само стихотворение содержало нечто, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину».
Первый ориентир для анализа произведений Пастернака- заглавие. Оно почти обязательно и почти всегда разъясняющее.
5. Особенности языка Пастернака.
Обилие историзмов, терминов из различных областей, однако они соседствуют с просторечиями.
Необычен синтаксис (цезуры- внутристихотворная пауза, разделяющая стихотворную строку на 2 полустишия- равные или неравные).
6. Поздние стихи Пастернака проще, понятнее.
Б.Л.Пастернак
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет.
А за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет.
Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду,
Будь, что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у горба,
Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Задание:
- Как вы думаете, с каким фактом жизни Пастернака связано данное стихотворение?
- Расскажите о нём и прокомментируйте текст стихотворения.
- Какое название вы бы ему дали? ( У автора оно названо «Нобелевская премия»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Лирика Бориса Пастернака"
Урок в 11 классе по теме "Лирика Б.Пастернака" проводится после 1 урока изучения жизненного и творческого пути писателя. Групповая работа позволяет охватить основную тематику лирики поэта....
План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака"Во всём мне хочется дойти до самой сути".
План- конспект урока по философской лирике Б.Пастернака "Во всём мне хочется дойти до самой сути"....
Конспект урока на тему "Пейзажная лирика Б. Пастернака"
Конспект урока по лирике Б.Пастернака. Литературоведческий анализ нескольких стихотворений: «Как бронзовой…», «Февраль», «Ты в ветре, веткой пробующем…»Цель: Выяснить, из чего складывается пейзаж...
Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака. Эволюция лирики Б. Пастернака.
Урок- исследование с использованием современных педагогических технологий: КСО, система развивающего и проблемного обучения, приемы деятельностного обучения. Урок способствует развитию анализа поэтиче...
Урок литератур ы в 11 классе "Основные темы и мотивы лирики Бориса Пастернака"
Данный урок литературы позволит учителю раскрыть глубину творческой личности Пастернака, введя учащихся в сложный мир пастернаковского стиха; показать его взгляды на призвание и судьбу поэта; пробудит...
Конспект урока по литературе на тему Лирика Б.Пастернака.
План-конспект урока на тему Лирика Б.Пастернака....
Мир природы и мир человеческой души в лирике Бориса Пастернака. Урок-практикум в 11 классе (2 часа)
Методическая разработка представляет собой подробное описание хода учебных занятий в 11 классе, на которых подробно анализируются следующие стихотворения Б. Пастернака: "Февраль. Достать чернил и...