Урок литературы в 8 классе по теме:Д.В.Давыдов. Стихотворение "Бородинское поле"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Федотова Антонида Ивановна

Данный урок литературы по теме: Стихотворение Дениса Васильевича Давыдова «Бородинское поле» входит в цикл уроков под общим названием Мотивы былого в лирике поэтов XIX века. Лирическое стихотворение может быть вызвано любым жизненным обстоятельством, способным пробудить в душе поэта ответные чувства и мысли. Лирический герой находится на Бородинском поле, с которым связано не только героическое прошлое России, но и  непосредственное участие героя в этих событиях.  Порой короткое лирическое стихотворение говорит об эпохе, о минувшем гораздо больше, нежели самая подробная летопись или мемуары.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_k_200-letiyu_otechest.voyny_1812_goda.doc64.5 КБ
Office presentation icon davydov_denis_vasilevich.ppt1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данный урок литературы по теме: Стихотворение Дениса Васильевича Давыдова «Бородинское поле» входит в цикл уроков под общим названием Мотивы былого в лирике поэтов XIX века. Лирическое стихотворение может быть вызвано любым жизненным обстоятельством, способным пробудить в душе поэта ответные чувства и мысли. Лирический герой находится на Бородинском поле, с которым связано не только героическое прошлое России, но и  непосредственное участие героя в этих событиях.  Порой короткое лирическое стихотворение говорит об эпохе, о минувшем гораздо больше, нежели самая подробная летопись или мемуары.

Автор материала (ФИО)

 Федотова Антонида Ивановна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

 Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

 МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1», Забайкальский край

Название материала

 Методическая разработка урока. Мотивы былого в лирике поэтов IX века. Анализ стихотворения Д.Давыдова «Бородинское поле».

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)

 Текстовый документ, презентация

Цели,

Задачи материала

 Помочь учащимся осмыслить идейный смысл элегии «Бородинское поле», ее жанровые особенности

Познакомить учащихся с биографией поэта, партизана- героя Отечественной войны 1812 года, исторической основой стихотворения

Развивать умение анализировать лирическое произведение, делать аргументированные высказывания

Воспитывать гордость за воинов-защитников России, восхищение героическим прошлым страны

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

Егоров Н.В. Поурочные разработки. М.: Вако, 2012 

Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия Литература. 8 класс. М.: Дрофа, 2004

Курдюмова Т.Ф. Методические рекомендации. 8 класс. М.: Дрофа, 2001

http://fotki.yandex.ru

http://accounts.google.com

http://wikipedia.org/wiki

МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1»

 Забайкальский край

Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия»

методическая разработка урока литературы

по теме: Д. В. Давыдов. Стихотворение «Бородинское поле»

8 класс

                           выполнила: учитель русского языка

                                                                                   и литературы Федотова Антонида Ивановна

Тема урока: Д. В. Давыдов. Стихотворение «Бородинское поле».

(Из цикла Мотивы былого в лирике поэтов 19 века)

                                                                  Я считаю себя рожденным

                                                                  единственно для рокового 1812 года.

                                                                                               Д. Давыдов          

Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейный смысл элегии «Бородинское поле», ее жанровые особенности.

Задачи: познакомить учащихся с биографией поэта, партизана- героя Отечественной войны 1812 года, исторической основой стихотворения;                                                              развивать умение анализировать лирическое произведение, делать аргументированные высказывания;

воспитывать гордость за воинов-защитников России, восхищение героическим прошлым страны.

I Организационный момент

II Вступительное слово учителя:

Мы продолжаем изучать раздел «Мотивы былого в лирике поэтов XIX века». Мотивы прошлого в лирических произведениях помогают чутко относиться к минувшему, прожитому, беречь память об исторических событиях.

Этот урок мы посвятим большому историческому событию доблестной истории России, которому в 2012 году исполняется 200 лет, победе русского народа в войне с Наполеоном. Разговор пойдет о герое Бородинской битвы, лихом гусаре, прославленном руководителе партизанского движения в годы Отечественной войны 1812 года, замечательном поэте пушкинской поры Денисе Васильевиче Давыдове.

 III. Сообщение темы урока.

Тема урока: Анализ стихотворения «Бородинское поле». Эпиграфом к нашему уроку будут слова Д.Давыдова: «Я считаю себя рожденным единственно для рокового 1812 года». Мы знаем, что в эпиграфе содержится очень важная мысль, и к ней мы еще вернемся.

Кто сможет лучше написать о событиях войны? Конечно же, очевидец, участник этих событий. Чтобы понять смысл лирического произведения, необходимо познакомиться с автором стихотворения. Давайте поближе познакомимся с этим легендарным человеком.       ( 1 слайд – портрет Д.Давыдова)

IV. Презентация, подготовленная учащимися.

Денис Иванович Давыдов родился 27 июля 1784 года. (2 слайд)

 Его отец Василий Денисович был военным, служил под командованием Александра Суворова, а потому Денис с ранних лет приобщался к ратному делу. Когда ему было девять лет, великий полководец, гостивший у Давыдовых, предсказал ему военную славу. (3 слайд)

В семнадцать он поступил на службу в гвардейский кавалергардский полк в Петербурге. Брать его туда отказывались - ростом был мал! Но все же Денис Давыдов добился своего! А вскоре статные, высокие офицеры-кавалергарды уже души не чаяли в остроумном и обаятельном коротышке-новобранце. Однако в кавалергардах Давыдов пробыл недолго. Прошло всего два года, и  Денис стал поручиком, но поэтические упражнения стоили ему карьеры. За сатирическую басню «Голова и Ноги», в которой высмеивались высокопоставленные особы, в 1803 году Давыдов был выдворен из гвардии и направлен под Киев в захолустье, в армейский гусарский полк. Но Денису Давыдову в гусарах понравилось. В 1806-1807 годах Денис Давыдов храбро сражался с французами в Пруссии в чине поручика лейб-гвардии гусарского полка, был адъютантом Петра Ивановича Багратиона. (4 слайд)

21 августа 1812 года, близ деревни Бородино, где он вырос и где торопливо разбирали родительский дом на военные укрепления, за пять дней до великого сражения, Д.В.Давыдов предложил Багратиону идею создания партизанского отряда в тылу врага и получил согласие. Настал его звездный час! (5 слайд)

 В одной из партизанских вылазок, с командой из 130-ти человек он взял в плен 370 французов, отбив при этом две сотни русских пленных, фургон с патронами и девять фургонов провианта. Одним из выдающихся подвигов Давыдова  - дело под Ляховым, где он вместе с другими партизанами взял в плен двухтысячный отряд генерала Ожеро; затем под г. Копысь он уничтожил французское кавалерийское депо, рассеял неприятельский отряд под Белыничами и, продолжая поиски до Немана, занял Гродно.    (6 слайд)

Слава о боевых подвигах Давыдова вышла за пределы России, о нем писали во многих европейских журналах и газетах. Лучшие граверы запечатлели его облик.  О храбрости и везучести Давыдова слагали легенды.    ( 7 слайд)

 А когда русские войска, прогнав французов из России, преследовали их по Европе, жители очередного освобожденного города выходили на улицы поглазеть на храбреца. За бой при подходе к Парижу Давыдову, решившему со своими орлами исход сражения, присвоили чин генерал-майора.  Сам Давыдов в записках «Дневник партизанских действий 1812 г.» объясняет, почему он был вынужден отрастить бороду, сменить свой гусарский мундир на казачий чекмень: крестьяне часто принимали его за француза и встречали топорами да вилами. Денис Васильевич Давыдов находился на военной службе до 1832 года, принимал участие в различных военных кампаниях, был  отмечен многими наградами, среди которых золотая сабля с надписью «За храбрость». (8 слайд)

         Д.В.Давыдов был не только храбрый воин, преданный своему Отечеству, но и самобытный поэт, певец гусарской отваги. Его произведения, как отмечал сам Денис Давыдов, «были писаны на привалах, на дневках, между двух дежурств, между двух сражений, между двух войн». (9 слайд)

        Незадолго до своей кончины Д. Давыдов ходатайствовал о перезахоронении своего начальника П.И.Багратиона на Бородинское поле, что и было исполнено по Высочайшей воле государя-императора Николая I  после смерти Дениса Васильевича. ( 10 слайд) 

Денис Давыдов умер 22 апреля 1839 года, на пятьдесят пятом году жизни, в своей деревне Верхняя Маза. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На могиле установлен гранитный бюст героя. ( 11 слайд)

Лучшие произведения Д.Давыдова остались в памяти народа. Энергичная, призывная, заразительная музыка его таланта не постарела за два века. На его стихи сочиняют песни, его образ сохранен в творчестве современных авторов, о нем пишут книги, ставят фильмы. ( 12 слайд)

V. Слово учителя:

Вот таким замечательным человеком был Д.В.Давыдов. Мы познакомились с некоторыми фактами его биографии, а теперь прочтем его произведение, одну из лучших исторических элегий поэта «Бородинское поле».

Прежде всего начнем с названия стихотворения. Что вы можете рассказать о Бородинском поле? (небольшое сообщение учащегося).

VI. Работа с текстом. Чтение стихотворения учителем.

- Ребята, почему поэт выбрал жанр «элегия»? Что такое элегия?  (Это стихотворение, проникнутое грустным размышлением).

- О чем грустит лирический герой?

- Каким чувством оно проникнуто?

- Какие воспоминания рождаются в душе поэта в эти минуты?

-  Каких «счастливцев горделивых» вспоминает автор элегии?

VII. Словарная работа.

        В тексте  встречаются имена полководцев, являющихся героями элегии.

Краткий исторический комментарий к именам полководцев (сообщение, заранее подготовленное учащимся)

Петр Иванович Багратион (1765 - 1812) командовал в Бородинском сражении левым флангом русских войск, куда Наполеон направил главный удар своей армии. Во время отражения восьмой атаки неприятеля князь Багратион был смертельно ранен. Он был похоронен на Бородинском поле

Генерал-лейтенант Николай Николаевич Раевский (1771-1829) в 1812 году командовал седьмым пехотным корпусом, защищавшим на поле Бородина центральное русское укрепление. Оно вошло в историю как «батарея Раевского». Раевский умер в 1829 году, и трудно судить о том, знал ли об этом Давыдов, когда писал свое стихотворение.

Алексей Петрович Ермолов (1777-1861) – генерал-майор, руководивший контратакой русских на батарее Раевского. В Бородинском сражении был ранен.

Вождь гомерический*

Твоих перунов*

VIII.  Историческая основа элегии. Рассказ учителя.

Элегия написана в 1829 году, в период между персидской и польской военными кампаниями, когда молчали «грозы боев» и поэт-гусар по воле «сильных» находился в глухой провинции, что и вызывает у него грустные мысли «о мече», упавшем из рук. Село Бородино, где 26 августа 1812 года развернулось сражение, было вотчиной семьи Дениса Давыдова. И поэтому оно имело особое значение для поэте-гусара.

IX. Выразительное  чтение элегии учащимися.

- Давайте прочтем произведение еще раз, зная факты и особенности элегии, как жанра лирики с ритмической неторопливостью и плавностью звучания.

- Просмотрите текст, на какие части вы его поделите, где сделаете продолжительную паузу?

- Каким чувством оно проникнуто?

- Какие воспоминания рождаются в душе поэта в эти минуты?

 Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Я считаю себя рожденным единственно для рокового 1812 года». Ребята, что вы можете сказать по поводу этих слов? (мнения учащихся)

X. Заключительное слово учителя.

Автор рассуждает о своей судьбе — судьбе опального поэта (употребляет эпитет «невольный пахарь») и вспоминает о «соратниках и друзьях». В одном из своих поздних стихов Д.Давыдов сказал о себе: «Я не поэт, я – партизан, казак». Военный, не сходивший с седла три десятилетия, считал себя прежде всего воином, а потом уже поэтом. Военному ремеслу он отдает большую часть своей жизни. Стихотворение проникнуто чувством горечи по минувшим «дням вековечной славы», славы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

  1.    Подведение итогов урока. Рефлексия.
  2. Домашнее задание: найти в стихотворении изобразительно-выразительные средства, обратить внимание на лексику элегии (попрали, длань, простри и другие)

Использованная литература

1. Егоров Н.В. Поурочные разработки. М.: Вако, 2012 

2. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия Литература. 8 класс. М.: Дрофа, 2004

3. Курдюмова Т.Ф. Методические рекомендации. 8 класс. М.: Дрофа, 2001

Ссылки на Интернет - источники

http://fotki.yandex.ru

http://accounts.google.com

http://wikipedia.org/wiki


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Урок биологии 10 класс по теме "Сцепленное наследование генов. Генетика пола

В помощь моим ученикам видеоматериалы и презентация по теме. Для выполнения варианта прилагаются примеры решения генетических задач....