«Невыдуманная история одной сёмужьей жизни» (по повести Ф.Абрамова «Жила-была сёмужка»)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Андрианова Людмила Валентиновна

Данный урок демонстрирует возможность реализации межпредметных связей на уроке литературы( биология+русский язык+экология+литература) через изучение повести Ф.Абрамова "Жила-была сёмужка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_ramkah_gorodskogo_seminara.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в рамках городского семинара 14.12.2011

«Реализация экологического воспитания и образования в рамках образовательных программ и программ дополнительного образования»

Андрианова Л.В., учитель русского языка и литературы

 МБОУ «СОШ№5 »

«Невыдуманная история одной сёмужьей жизни»

(по повести Ф.Абрамова «Жила-была сёмужка»)

Смысл имеет лишь жизнь, прожитая ради других.        

А. Эйнштейн

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Ф.Абрамова, почувствовать биение авторской мысли, совершенствовать навыки анализа текста и навыки устной речи, воспитывать чувство любви к «малой» родине  

Оборудование: текст произведения, презентация  экскурсии на Солзенский рыбзавод,  презентация исследовательской работы «Употребление причастий в северной сказке Ф.Абрамова «Жила-была сёмужка»», выставка книг Ф.А.Абрамова, портрет писателя, рисунки, видеофрагмент о творчестве писателя.

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Знакомство с планом урока.

У каждого человека есть два помощника: сердце и ум. В сердце рождаются чувства и желания (первичные), а в уме – мысли, которые усиливают каждое желание, и человек начинает действовать.   Ум и сердце — две субстанции, зачастую не имеющие ничего общего между собой и даже конфликтующие друг с другом. Почему одним людям свойственно взвешивать каждое свое решение и во всем искать логическое обоснование, в то время как другие совершают свои поступки исключительно по наитию, по тому, как им подсказывает сердце? Мудрым и разумным можно назвать того, кто, размышляя, всегда прислушивается к знанию и подсказкам своего сердца. Он меж печатными строками/Читал духовными глазами/Другие строки. В них-то он/Был совершенно углублен.

Эти строки из романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкина очень подходят к сегодняшнему уроку, посвященному изучению северной сказки Федора Александровича Абрамова «Жила-была сёмужка». Произведения Ф.Абрамова нужно читать очень внимательно. Его повести, рассказы, зарисовки – требуют глубокой работы  зрительной, умственной и эмоциональной. Сегодня на уроке мы вновь будем учиться читать произведения Фёдора Абрамова, будем вслушиваться, неторопливо вдумываться в его слово, которое зовёт к соразмышлению и сотворчеству. А помогать мне на уроке будут биолог, экскурсовод, лингвист, языковед, филолог.

2. Немного об авторе (видеоэкскурс в творческую мастерскую Ф.А.Абрамова). Видеосюжет создан в канун юбилея писателя в 2010годукогда исполнилось 90лет со дня рождения Абрамова. Ф.А.Абрамов - писатель, литературовед, публицист, педагог родился 29 февраля 1920 года в деревне Веркола Пинежского района, Архангельской области, на реке Пинеге.

3. История создания произведения.

«Повесть  Федора Абрамова «Жила-была сёмужка» была задумана  как философское произведение о смысле жизни, о различном поведении в окружающем мире, о поисках ответа на вопрос: « Как жить?» Словом, о выборе пути и о трагизме романтически-безоглядного бытия (Л.В.Крутикова-Абрамова «Жива Россия.Федор Абрамов:его книги, прозрения, преостережения», СПб, 2005, с.166)

Толчком к созданию повести («северной сказки») послужило летнее путешествие 1960 года на родном Пинежье по рекам Юле и Юрасу с другом-земляком М.Щербаковым (По материалам книги Л.В. Крутиковой-Абрамовой «Дом в Верколе», Л.: «Советский писатель», 1988, с.179). При первой публикации «Жила-была сёмужка» (журнал «Звезда», 1962, №4, с.60-97) входила в цикл рассказов «На северной земле» с подзаголовком «Северная быль, затем подзаголовки менялись: «История одной жизни», «Северная сказка», «Повесть».

4. Определение жанра произведения.        

Как вы думаете, это произведение сказка или быль? Чего больше в ней: реального или фантастического, имевшего место быть или плода авторского воображения? («Жила-была семужка»- о сказочном, необычном, вымышленном, а «История одной жизни»-о действительно имевшем место, об истории человеческой жизни). Попробуем поразмышлять над этим вопросом.

- Можно ли назвать данное произведение сказкой? Почему? Какие сказочные элементы присутствуют  в ней? 

"Жила-была сёмужка" - единственная сказка Ф.Абрамова.

-  "История одной жизни" - подзаголовок сказки. Чья жизнь стала объектом пристального внимания мастера художественного слова?

- В чём смысл подзаголовка? (Указывает на то, что главное в произведении - "история жизни", судьба сёмужки). Подзаголовок-«история одной жизни» -жизни семужки.

Элементы притчи в сказке (сообщение, Никифоров А.)

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв отмечал, что притча- единственный жанр, где в аллегорической форме преподносится нравоучение читателям, это как бы образное обобщение действительности.

Притча всегда содержит в себе некую жизненную мудрость. Важно уловить эту мудрость и правильно растолковать.

Жанровые особенности притчи:
1. Поучительный глубокий смысл.

2. Простота донесения.

3. Бытовая основа.
4. Элемент фантастики.
5. Аллегория (жизнь рыбки - человеческая жизнь)

Притча всегда содержит   определенную  нравственную подоплеку,

- Какие нравственные проблемы поднимает автор в сказке? (Непримиримое столкновение добра и зла, правды и лжи). Все произведение строится на сопоставлении реального и вымышленного, иногда немного завуалированного автором.

Чтобы понять особенности жизнедеятельности  и среды обитания семги, познакомимся более подробно с данным видом рыб.

5. Особенности вида Лососевых. Сообщение (Березина И.)

СЁМГА(Salmo salar) Рыбы костные / Лососеобразные / Лососевые / СЁМГА
Osteichthyes / Salmoniformes / Salmonidae / Salmo salar
 .Вид СЁМГА занесён в Красную Книгу России 

СЁМГА (Salmo salar) или ЛОСОСЬ БЛАГОРОДНЫЙ — наиболее известный вид лососей. Эта крупная красивая рыба достигает полутора метров в длину и 39 кг веса. Тело лосося покрывает мелкая серебристая чешуя, пятна ниже боковой линии отсутствуют. Лосось в море питается мелкой рыбой и ракообразными, а входя в реки для нереста, он перестает питаться и сильно худеет. Брачный наряд выражается в потемнении тела и появлении на боках тела и голове красных и оранжевых пятен. У самцов удлиняются и искривляются челюсти, на верхней челюсти образуется крючкообразный выступ, входящий в выемку на нижней челюсти. В море лосось растет чрезвычайно быстро. Если за 3 года жизни в реке пестрятка вырастает на 10 см, то за один год жизни в море прибавляется 23-24 см (данные по реке Поной). Лосось — быстрая и сильная рыба и может предпринимать весьма продолжительные путешествия, развивая скорость передвижения за сутки до 50 км.

Лосось очень загадочная рыба. До середины 19 века молодь и взрослых рыб считали совершенно разными видами, настолько не похожи они и внешне, и по образу жизни. Рождаются лососи в чистых порожистых реках и живут там под камушками несколько лет в виде маленьких робких пятнистых рыбок. Они так и называются – пестрятки. Но однажды весной рыбки поднимаются со дна, становятся серебристыми, сбиваются в стаи и уходят в море. На этом этапе жизни молодой лосось называется серебрянка, или смолт. В море лососи становятся хищниками и быстро растут. Максимальный зарегистрированный вес лосося 174кг. На нерест рыба возвращается в свою реку, преодолевая пороги и завалы, стремится на тот участок, где отложили икру ее родители.

6. Экскурсия на Солзенский рыбный завод ( Лобанова Анна).

Презентация с комментариями.

             Особого внимания требует вопрос о симбиозе жемчужницы и семги. Моллюск, прикрепляясь к телу рыбы под жабры, отключает процесс ее старения, выделяя в чешую рыбы особое вещество, чтобы «суррогатная мать» не погибла. Поэтому семга после нереста не погибает, а имеет возможность отложить икру повторно.        

Да, и в условиях неволи и на свободе рыбе живется нелегко. Требуется много сил, времени, осторожности для того, чтобы рыба из маленькой пестрятки превратилась во взрослую особь. Как это происходит, мы увидим на примере семужки Красавки.

Мы посмотрели, в каких условиях происходит жизнь реальной семги, а теперь обратимся к произведению Абрамова для того, чтобы проследить эволюцию жизни Красавки от детства к зрелости. Эволюция- это естественный процесс развития живой природы. На примере жизни красавки мы проследим своеобразную нравственную эволюцию, постараемся разобраться, о чём она мечтала, ради чего жила, какой была сёмужка в начале своей жизни и какой она стала.

7. История жизни Красавки. Работа с главами произведения.

По ходу нашего исследования вы самостоятельно будете заполнять таблицу «Эволюция жизни Красавки», а в конце урока мы посмотрим, что у вас получилось.

В повести Абрамова, по сути, иносказательно описывается история жизни человека. Жизненный путь человека состоит из определенных этапов: рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть. С каждым этапом связано особое восприятие действительности. В  обозначены этапы детства, юности (взросления), зрелости и смерти.

Найдите в тесте повести описание внешности Красавки-маленькой рыбки-сеголетки.

Для того, чтобы проследить жизнь семужки, вспомним содержание произведения.

В 1 главе рассказывается о жизни Красавки на веселой быстринке.

"Ей нравилось житьё на весёлой быстринке" (Краткий пересказ, Антиколь Т.)

"Зачем пошла сёмга в море? Для чего у семги возникла необходимость уплыть в  море?"

2 глава. «Пришла пора большой духоты" (Выразительное чтение отрывка "Ночи стали ещё длиннее и тоскливее», Пешехонова У.)

"Ура! К нам идёт сёмга!" (Красавка изменилась (выразительное чтение описания сёмужки, Лобанова Н.), выразительное чтение диалога Красавки и сёмги (Парфенова М. и Кавкаева Ю.);

 у Красавки появилась мечта - попасть в  море: "Люди - опасные враги"

3 глава.        "Нет, она не может больше оставаться в реке. Будь что будет!» (Путь, который преодолела Красавка -350-400км, «Храбрая девочка», «Глупая девчонка», «Сопливая девчонка», «Безрассудная девчонка»)

"Море! Как хорошо!" (Краткий пересказ отрывка, Никифоров А.)

4 глава. "Одна в целом море" (Какие чувства испытывала Красавка?: «сердце  сжималось от страха», «не смыкала глаз», «заглатывала рыбку и плакала»).

5 глава."Море любит сильных!" (Красавка изменилась, превратилась в полуметровую рыбину)

"Закон великого Лоха" («Ты не забудешь родину своих отцов - ты будешь носить ее в своем сердце. И ты вернешься домой, иначе не будет тебе удачи», «Только мысль о родной реке давала нам силы в борьбе с морской стихией»).

-Как вы понимаете суть закона Лоха?

- Почему Красавке "стало нестерпимо стыдно за свою мелочную, эгоистичную жизнь"?

"Путь был нелёгок" ("Хорошая товарка"; "родину не выбирают»)

6 глава. "О, великий Лох! Я старалась жить по твоему закону" (Краткий пересказ, "недолгая гостья"; выразительное чтение отрывка со слов, "Удар был меток").

Выводы по главам:

Вопросы

Детство

Юность

Зрелость

Существование Красавки

Жила в маленькой протоке, ловила букашек и пауков, наблюдала за большими рыбами.

Трудная дорога к морю, голод, одиночество.

В одной из таких бухт жировала  и наша Красавка, не зная усталости, отличалась прожорливостью.

Подражая старшим, наглоталась семужьей икры, которая показалась ей необыкновенно вкусной.

Наблюдая отвратительную бойню, Красавка плакала, когда заглатывала рыбешку.

Она яростно вонзала свои острые зубы в добычу.

Осмысление жизни

Я буду такой же сильной рыбой.

Море-это вот, что: либо ты съешь, либо тебя съедят.

Море любит сильных!

Представление о счастье

Море, простор, много солнца.

Найти хоть какого-нибудь червяка

Море-это простор, ошеломляющая ширь и свобода и сплошное пиршество.

Что интересовало Красавку?

Что делать? Куда податься? Зачем пошла семга в море?

Как можно глотать живых рыб?

Почему вы повернули обратно? Разве вам тут мало пищи?

Разочарования

Как страшно и непонятно устроена жизнь

Красавка такая же хищница, как и все остальные.

Много врагов в море

8. Словарный состав повести. Словарь  незнакомых слов.        

Представление незнакомых слов и их значений по ходу урока ( консультант-лингвист  Воронцова Д.)

Презентация исследовательской работы «Употребление причастий в северной сказке Ф.Абрамова «жила-была сёмужка» (языковед Никифорова Е.)

Из  текста сказки нами выбраны все случаи употребления причастий и причастных оборотов, они классифицированы по разрядам, отношению к действующим лицам и к категории одушевлённости / неодушевлённости.

        Всего в сказке выявлено 62 причастия, из них причастий, входящих в состав причастных оборотов -32 , одиночных причастий -30.

Действительные причастия указывают на то, что обозначаемые им действия исходят от предмета, к которому они отнесены. В русском языке больше всего действительных причастий настоящего времени, что подтверждается примерами из данного текста. Всего в языковой ткани текста выявлено 25 ДПНВ. Из них одиночных причастий -15, причастных оборотов - 10 .

В языковой ткани текста выявлено одиночных действительных причастий прошедшего времени -7, причастных оборотов с причастиями данной группы -8 .

        Страдательное причастие обозначает признак, который создается действием над предметом со стороны другого деятеля.  Одиночных страдательных причастий настоящего времени в тексте повести не обнаружено. СПНВ, входящих в состав причастных оборотов выявлено 3.

              При рассмотрении роли причастий в тексте было установлено, что причастия употребляются при описании главной героини сказки Красавки, при описании природы и обитателей речной и морской флоры.        При описании Красавки автор использует8 причастий, при описании рыбы и обитателей морского дна (семги, хариуса, налима, крючков и др.) -30 причастий (всего 38). При описании предметов неживой природы Абрамов использует 27 причастий, однако даже при описании  многих предметов неживой природы писатель использует прием  олицетворения.

По частоте употребления на первом месте стоят действительные причастия настоящего времени (их в сказке найдено 26). Второе место занимают страдательные причастия прошедшего времени (21 причастие данной группы было обнаружено). На третьем месте действительные причастия прошедшего времени (15). И самой малочисленной группой являются страдательные причастия настоящего времени, которых при лингвистическом анализе произведения выявлено три.

Анализ произведения подтвердил высказанное предположение: меньше всего в тексте повести страдательных причастий настоящего времени. Это объясняется тем, что данный тип причастия менее употребителен как в разговорной речи, так и в книжном стиле. Больше всего в тексте было обнаружено действительных причастий настоящего времени, которые характеризуют предмет (или лицо), как лицо действующее, активное.

Вся жизнь семужки - это движение, причем движение, не всегда протекающее естественно. Красавка торопится жить. Она попробовала стать взрослой, не набравшись достаточного опыта, оказавшись не готовой к трудностям жизненных реалий, не приспособившись к ним, поэтому ее переход к взрослой жизни оказался болезненным (Наблюдая отвратительную бойню, Красавка плакала, когда заглатывала рыбешку).

 О чем мечтала семужка, став взрослой? (о Лохе, сильном, единственном, неповторимом; о потомстве, которое с трепетом ждала; о родной быстринке-родине, где она чувствовала себя умиротворенно). У Красавки  не случайно «трепетало сердце». Можно утверждать, что у героини появились новые чувства, начало пробуждаться духовное начало, приходя на смену хищническим инстинктам.

9. Подведение итогов.  Нравственно-философский смысл сказки.        

Автор не случайно выбирает и такой финал повести: Красавка проходит путь от усвоения морали насилия до обретения великого чувства родины, но мораль хищничества не исчезает, они присутствует в жизни, она тем страшна. Что приводит к моральному или физическому убийству. Многие люди в наше время ставят материальные ценности выше духовных, что приводит к человеческой черствости и личностной деградации. Жизнь человека должна быть наполнена великим смыслом, пронизана духовностью, ведь если есть смысл жизни, человек может преодолеть все преграды. Об этом  и пишет Абрамов в своей повести.

К какому жанру мы можем отнести это произведение? Сказка-быль («Кладовая солнца» М.Пришвина)

Притча о книге жизни.        

Мы с вами сами пишем книгу нашей жизни. От каждого из нас зависит, какая книга жизни будет у него. Тоненькая, серая, скучная тетрадь 18 листов, или яркая, красочная, иллюстрированная, солидная книга, полная успехов и неудач, радостей и печалей, открытий и побед. Желаю каждому из присутствующих иметь такой уникальный фолиант.        Если хочешь, чтобы твоя жизнь стала цветной, радостной, возвышенной, интересной и полной смысла, тогда учись понимать её язык.

Домашнее задание: 1.закончить заполнение таблицы «Эволюция жизни Красавки»;

2. ответить на вопросы карточки-теста «Самый внимательный читатель»        

- В какой речке жила Красавка?        БЫСТРИНКА

- "Это, как сказали Красавке, был самец, которого называли  КРЮК "

- "Они роют  КОП - яму, куда откладывается икра"

- "Море - это вот что: либо ты съешь, либо СЪЕДЯТ ТЕБЯ "

- Первая рыбка, съеденная Красавкой         ПЕСЧАНКА        

- Как называли рыб, про которых сказано: "Это  Их не уважает великий Лох"МОРЯНКИ

- "Плохо, конечно, что у нас так далеко родина, но родину НЕ ВЫБИРАЮТ"

Литература:

1."Земля Фёдора Абрамова" /Сост. Л.Крутикова. - М.: Современник, 1986.

2. "Литературный север" /Сост. Л.С.Скепнер.-Архангельск: Изд-во ПГУ, 1995.

3."Региональный компонент общего образования Архангельской области"/Сост. Л.С.Скепнер, Е.И.Валькова, Н.П.Сидоренко, АО ИППК РО, 2005.

4."Словесное искусство русского севера в литературном образовании и развитии школьников" /Л.С.Скепнер - Архангельск Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова, 2002.

5."Уроки человечности" /Ш.Галимов, Архангельск: "Северо-западное кн. изд-во", 1984.

6."Фёдор Абрамов" /И.Золотусский, Москва: "Советская Россия", 1986.

Множество фразеологизмов посвящено рыбе и среде ее обитания. Как вы понимаете значение этих идиом- устойчивых словосочетаний.

Как рыба в воде - удобно, комфортно

Плыть по течению- подчиняться обстоятельствам

Как рыба об лед- сильно, до изнеможения

Ни рыба ни мясо- ни то ни се

Мутить воду- сбивать с толку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)

Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...

Программа дополнительного образования. ONCE UPON A TIME (Жили-были…) или Давайте рассказывать истории…

Программа развития  у 15-17 летних учащихся неподготовленной монологической и диалогической речи на английском языке с помощью рассказывания историй....

Методическая разработка урока «Урок-суд по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Методическая разработка составлена в помощь преподавателям русского языка и литературы. В разработке описан порядок организации, подготовки и проведения урока литературы по обобщению и закреплению зна...

Урок литературы в 8-м классе " История одной любви" ( по повести И.С.Тургенева "Ася")

Этот  урок формирует у учащихся  чувства прекрасного через поэтический  текст повести, музыку, знакомит учащихся с произведением 19 века, учит восьмиклассников текстуальному анализу пов...

История одной любви по повести Тургенева "Ася"

Тургеневские девушки. История любви....

Презентация к уроку внеклассного чтения по повести Ф.А.Абрамова "Жила-была сёмужка"

Презентация к уроку литературы в 7 классе. Внеклассное чтение по повести Ф.А.Абрамова "Жила-была сёмужка"...

История одного письма. Жизнь и судьба солдата Сидорова

Великая Отечественная война повлияла на судьбы миллионов людей, в том числе и наших земляков. Многие из них были призваны в армию и единственной связывающей нитью с их родными были фронтовые письма. А...